Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:42, реферат
Изготовление наиболее дорогих и сложных узлов легковых и грузовых автомобилей - кузовов и кабин тоже основывается на электроконтактной сварке. Многие конструктивно сложные детали в машиностроении изготовляются путем точечной сварки штампованных из листового проката заготовок.
Введение………………………………………………………………………………………….2
Сущность процесса рельефной сварки…………………………………………..3
Используемые сварочные материалы……………………………………………4
Используемое оборудование…………………………………………………………11
Преимущество и недостатки рельефной сварки…………………………..12
Область применения………………………………………………………………….….13
Список литературы………………………………………………………………………..18
Содержание
Введение.
Сварка является одним из технологических процессов, как в области машиностроения, так и в строительной индустрии.
Контактная сварка -это один из наиболее эффективных, экономичных, высокомеханизированных и автоматизированных способов сварки, обеспечивающих высокую прочность, качество и надежность сварного соединения и широко используемых в строительстве для сварки арматуры, трубопроводов, рельсов и т.д. Изготовление наиболее дорогих и сложных узлов легковых и грузовых автомобилей - кузовов и кабин тоже основывается на электроконтактной сварке. Многие конструктивно сложные детали в машиностроении изготовляются путем точечной сварки штампованных из листового проката заготовок.
Способы электроконтактной сварки подразделяются на три группы: стыковая сварка,точечная сварка и шовная сварка.
Разновидность точечной сварки — рельефная сварка.
1.Сущность процесса рельефной сварки.
Рельефная сварка- контактная сварка, при которой сварное соединение получается на отдельных участках, обусловленных их геометрической формой, в том число по выступам.
На поверхности одной
или обеих свариваемых
Рисунок. Схема рельефной сварки
Металл выступа начинает
интенсивно нагреваться и постепенно
деформируется. На определенной стадии
в месте контакта заготовок образуется
зона расплавления как при точечной
сварке. По мере протекания сварочного
тока возрастает объем зоны расплавления,
а металл выступа, деформируясь, выходит
на наружную поверхность заготовки.
После выключения тока расплав охлаждается
и кристаллизуется с
Рисунок. Образование соединения при рельефной сварке
Основное отличие рельефной
сварки от точечной заключается в
том, что контакт между заготовками
и сварное соединение определяются
формой и размерами выступа, а
не формой рабочей поверхности
2.Используемые сварочные материалы.
Электроды для рельефной сварки (рис. 1) состоят из тех же составных частей, что и электроды для точечной сварки — рабочей, центральной и посадочной. Однако форма как электрода в целом, так и его составных частей не всегда соответствует приведенной на рис. 1. Форма электрода для рельефной сварки в значительном мере зависит от геометрии свариваемых деталей. Контактная же поверхность электрода в случае рельефной сварки определяется не столько формой рабочей части электрода, сколько формой выступов (рельефов) на свариваемом изделии. Кроме этого, электроды при рельефной сварке иногда являются и фиксирующими приспособлениями. При рельефной сварке верхний и нижний электроды, как правило, различны. Конструкция электродов для рельефной сварки сложнее конструкции электродов для точечной сварки.
Рис. 1. Элементы конструкции
электрода для рельефной
1 — рабочая часть; 2 — центральная часть; 3 — посадочная часть.
На рис.2 показаны основные разновидности электродов для рельефной сварки.
В зависимости от
формы электроды можно
Вторую группу составляют
электроды, применяемые для сварки
нескольких рельефов одновременно, называемые
электродами для групповой
Формы рабочей части
электродов обеих групп различны.
В качестве электродов первой группы
могут быть использованы электроды
с увеличенной или обычной
плоской контактной поверхностью. Если
размеры привариваемой детали невелики,
один из электродов может являться
одновременно и приспособлением
для установки детали в положение
перед сваркой. Электроды такой
формы находят широкое
Рис. 2. Разновидности электродов для рельефной сварки:
1—6 — электроды
для индивидуальной рельефной
сварки; 7—9 — простые электроды
для групповой рельефной
Если свариваемая деталь, контактирующаяся с одним электродом, располагается внутри второго электрода, то во избежание шунтирования сварочного тока второй электрод делается сложным, и в его конструкцию вводятся изолирующие втулки или прокладки (рис. 3).
Размеры рабочей части и контактной поверхности электродов первой группы в случае рельефной сварки по плоской поверхности выбираются из условия достижения тех же удельных плотностей тока и удельного давления, что и при точечной сварке.
При рельефной сварке пересекающихся стержней выбор размеров рабочей части электродов с плоской контактной поверхностью целесообразно производить, исходя из следующей формулы:
d=(1,5…2,5)dст
где d - диаметр плоской контактной поверхности электрода; dст - диаметр меньшего стержня соединения.
Рис. 3. Электрод для рельефной сварки с изолирующей втулкой:
1 — верхний электрод; 2 — нижний электрод; 3 — изолирующая втулка.
При подсчете по этой формуле большие значения коэффициента следует выбирать в случае сварки стержней малых и средних диаметров на жестких режимах. Так, например, при сварке стержней диаметром 3…24 мм целесообразно использовать электроды с контактной поверхностью диаметром до 40 мм. При мягких режимах сварки диаметр электрода может быть уменьшен до величины диаметра меньшего из свариваемых стержней. Высота цилиндрической рабочей части электрода, обеспечивающая удовлетворительный отвод тепла, должна быть примерно равна ее диаметру.
Электроды для рельефной сварки одновременно по нескольким рельефным поверхностям имеют более сложную конструкцию и являются часто составными.
Применение простых
электродов для сварки по нескольким
рельефам практически осуществимо
лишь в случае плоской контактной
поверхности, интенсивного охлаждения
и применения качественных электродных
материалов. Но даже и при соблюдении
этих условий в местах рельефов на
поверхности электродов по мере их
износа появляются углубления. Это
явление, иногда называемое бринелированием,
приводит к уменьшению плотности
тока на рельефах, ухудшению проковки
сварного соединения и появлению
вмятин на свариваемых деталях. При
неравномерном износе электродов у
различных рельефов наблюдается
также перераспределение
Диаметр рабочей
части электродных вставок
Рис. 4. Электроды для групповой рельефной сварки со вставками различных размеров:
А — высокие глубоко посаженные вставки; Б — вставки рекомендуемых размеров.
Посадка электродных
вставок в основание может
осуществляться различными способами:
при помощи резьбы, оканчивающейся
заплечиками, конической и цилиндрической
посадок, посадки типа ласточкина хвоста
и т.п. Однако при изготовлении электродов
рельефной сварки наиболее распространенным
способом является припаивание электродных
вставок к основанию твердым
припоем. Глубина выемок под вставки
в этом случае не должна превышать 0,7…0,8
мм, так как металлокерамика, применяемая
для вставок, стоит дорого. Поэтому
ту часть вставки, которая остается
в электроде после
Высоту электродной
вставки следует выбирать не слишком
большой — в пределах 1/2…1/3 диаметра.
Большая высота нецелесообразна, потому
что металлокерамика
Вставки для сварки нескольких рельефов не рекомендуется монтировать таким образом, чтобы их контактные поверхности были заподлицо с поверхностью основания электрода, так как в случае зачистки и заправки электродов приходится подвергать этим операциям и вставки, и основание. Кроме того, при выступающих вставках получаются более благоприятные условия сварки, потому что незначительное коробление свариваемых деталей не препятствует плотному контакту между поверхностью вставок и деталей. Уменьшается также возможность шунтирования тока между заусенцами и выступающими участками свариваемых деталей.
Закрепление электродных вставок в основании электрода производится серебряным припоем с достаточно низкой температурой плавления. Высокоплавкие припои для твердой пайки в этом случае не рекомендуются, так как это сопряжено с нагревом основания до таких температур, при которых может происходить коробление, окисление и снижение свойств материала основания.
Припаивание электродных вставок к основанию электрода имеет следующие недостатки. На прогрев массивного основания до температуры твердой пайки уходит много времени. Коробление и окисление имеют место и при низкотемпературной твердой пайке. Технологические пробки, впаянные твердой пайкой в охлаждающие каналы, могут смещаться при нагреве под пайку вставок.
Перечисленные недостатки
приводят к усложнению конструкции
электродов-штампов для
Рис. 5. Электрод-штамп с бронзовыми переходниками для групповой рельефной сварки:
А — бронзовые переходники; Б — медновольфрамовые вставки; В — отверстия охлаждающих каналов; Г — основание штампа; Д — винты.
Применение резьбовой, цилиндрической или конической посадки в основания электродов для сварки по нескольким рельефам ограничивается тем, что вставки в этом случае расшатываются и трудно соблюдать равную высоту контактной поверхности нескольких вставок по отношению к основанию электрода.
Конструкция электродов
для рельефной сварки криволинейных
деталей более сложна, чем для
сварки плоских деталей, и для
сварки каждой детали необходимо проектировать
отдельный электрод-штамп. Так как
вставки должны быть выровнены с
большой точностью, рекомендуется
предусматривать возможность
На рис. 6 показан
типовой сварной узел, состоящий
из криволинейных деталей, соединенных
при помощи рельефной сварки. Верхний
и нижний электроды для сварки
рассматриваемого узла сходны по конструкции,
а поэтому на фигуре дано лишь детальное
изображение нижнего электрода-