Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 20:24, реферат
В конце ХХ столетия после длительного периода относительного благополучия значительно возросла заболеваемостьтуберкулезом, появились остро прогрессирующие формы его, напоминающие “скоротечную чахотку”. Эта тенденциянаблюдается как в России, так и во многих экономически развитых странах Восточной, Западной Европы, США и свидетельствует о низкой эффективности противотуберкулезных мер.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Карельская государственная педагогическая академия»
Факультет начального образования
Кафедра педагогики и психологии
начального обучения
РЕФЕРАТ
«История книгопечатания»
Выполнила:
студентка 212 гр.
Шармакова Вероника Вячеславовна
Каждый образованный человек должен
постоянно читать для того, чтобы
повышать свою эрудицию и накапливать
ценные знания, и книга в этом
– лучший помощник. А задумывались
ли вы о том, как появились первые книги?
Их история очень интересна.
Как известно, издревле устная речь считалась
единственным способом передачи знаний
от одного поколения к другому. Затем древние
цивилизации изобрели письменность, и
для письма стали использовать кору дерева,
глиняные плитки, металлические листы
и многое другое. В Древнем Египте записи
вели на листах папируса. Первое свидетельство
такой записи датируется 2400 г. до н.э. Листы
папируса хранили в свитках. В Греции письменность
и папирус появились где-то в X или IX веке.
В бухгалтерии и в школах для заметок применяли
восковые таблички. Их преимущество было
в возможности многократного использования:
воск расплавлялся, и на нем писали повторно.
Восковые таблички обычно связывали. Возможно,
они и послужили прототипом современной
книги.
В I веке н. э. появились кодексы – старинные
рукописи. В III веке они начали постепенно
вытеснять папирус, так как появился еще
один материал - пергамент. В VI веке тексты
рукописей переписывали. Ведь тогда еще
не было печатной машинки. Над книгой трудилось
пять мастеров: копировщики, каллиграфы,
корректоры, иллюминаторы и художники.
Копировщики работали с массовым производством
книг. Каллиграфы привлекались для работы
над важными книгами. Корректоры сравнивали
книгу с рукописью, с которой она переписывалась.
Художники рисовали красные буквы. Иллюминаторы
трудилась над созданием иллюстраций.
Материалами для первых книг служили пергамент
или велень (так называли кожу теленка).
Обложку изготавливали из древесины, сверху
покрывали кожей. Книги оснащали обвязками
и зажимами, чтобы удержать плохо формирующийся
пергамент. Вспомните теперь, как выглядели
старинные книги: мощные и с загадочными
зажимами! Уже в позднем Средневековье
появились общественные библиотеки. Тогда
для предотвращения воровства ценных
книг, их приковывали к столу или к книжной
полке!
Книги, как правило, переписывали в монастырях.
Это был очень длительный и кропотливый
процесс. В XIII веке появились первые университеты,
и, как следствие, спрос на книги значительно
возрос. Тогда начали по-новому копировать
книги: их делили на отдельные листы и
выдавали копировщиками. Так процесс производства
книг значительно ускорился. В XV веке в
Западной Европе появилась ксилография:
из куска древесины вырезалась матрица
с изображением страницы. Эту матрицу
окунали в чернила и делали копии страницы.
Но опять же для каждой страницы нужна
была своя резьба. А деревянные матрицы
со временем трескались.
В XV веке появилась печатная машина с наборными
элементами из металла. Ее изобретателем
был Иоганн Гуттенберг. Бумага и велень
в одинаковых объемах использовались
для производства книг до XVI века. Хотя
бумага появилась в Европе еще раньше
– в XI веке, а изобрели ее и того подавно
– в 200 г. в Китае. В XV веке книги были еще
очень дороги. К ним относились очень бережно.
Тогда и изобрели закладки: первые из них
были шелковыми и с вышивкой.
В 1800-х гг. набирают популярность паровые
печатные машины. В конце XIX века появляются
монотипные и линотипные прессы. И уже
к середине XX века в Европе производилось
более 200 000 наименований книг в год. В последнее
время все более распространяются электронные
книги, однако, они не вытесняют бумажные,
которые более удобны и популярны.
Такова история появления книги – трудная
и интересная. Теперь, беря в руки любимую
книгу, вспомните о том, как когда-то ценили
книги, и что раньше чтение книги считалось
за истинное счастье!
Из книг человек черпает большинство знаний об окружающем мире, причем разнообразие и объём этой информации практически неограниченны. В книгах содержатся знания о структуре вселенной и о жизни мельчайших насекомых, советы о том, как построить красивый дом , как вырастить красивый цветок и как уберечься от насморка и многое другое.
Первым этапом создания книги было изобретение свитка из папирусных листов, которые подклеивались один к другому. На таких свитках записывались эпические литературные произведения, прекрасным примером которых являются поэмы «Одиссея» и «Иллиада».
Следующим этапом на пути перевоплощения книги стало изобретение пергамена. Именно его дешевизна и прочность позволили разрезать его на листы и впоследствии сшивать в тетрадь, что положило начало созданию рукописных книг, которые делились на страницы и явились предтечей современных книг. По подобному принципу оформляются до нынешнего времени практически все печатные издания: техническая литература, буквари, , художественные книги и многое другое.
Следующим толчком для массового распространения книг стало появление в Европе дешёвого писчего материала – бумаги, что привело к увеличению количества производимых рукописей. Но копирование книг вручную как бы искусно и красиво оно не выполнялось, имело свои ограничения по производительности. Начиная с XIV столетия доступ к чтению был получен новыми слоями общества: буржуа и дворянами, чиновниками и торговцами, которыми были востребованы не только книги с техническим содержанием, но и книги, предназначенные для отдыха, содержащие увлекательный вымысел. Подобные запросы явились причиной появления нового и решительного сдвига в развитии книг – книгопечатания.
И хотя впервые тексты печатать начали в седьмом столетии в Корее, сначала при помощи доски с вырезанными буквами, а затем в Китае с использованием наборного текста, но настоящий прорыв в книгопечатании совершил немецкий изобретатель Гутенберг Иоганн, создавший в пятнадцатом столетии отработанную технологию. Гутенберг впервые в Европе применил набор строк текста из отдельных букв и печатание при помощи пресса оттисков на бумаге, что позволило достичь невиданной ранее производительности. Первой книгой отпечатанной Гутенбергом была, конечно же, библия, причём выполнена она была в рукописном стиле. Объяснением этому было недоверие, оказываемое публикой печатным книгам и считавшей их появление вмешательством дьявола, а кроме того, рукописные книги стоили гораздо дороже.
Первые книгопечатники:
Иоганн Гутенберг
Родился он между 1394 и 1399 годами. Был сыном богатого горожанина из Майнца (Германия). Примерно в 1429 году он покинул родной город и поселился в старинном городе Страсбурге. Была ли у него типография и напечатал ли он что-нибудь в Страсбурге, никто не знает... А вот в 1444 году Гутенберг напечатал в городе Майнце несколько брошюр и листовок, часть которых сохранилась. Пробой сил для Гутенберга послужила книга "О восьми частях речи" – краткая латинская грамматика, книга пользовалась большой популярностью. А составил ее римлянин Элий Донат, живший в IV веке н.э.
Латынь была главным предметом преподавания в школах и университетах, и спрос на книгу был большой.
С годами улучшалась техника печати, росли умение и вера в свои силы. Наконец наступил день, когда Иоганн Гутенберг решил напечатать Библию. Но для такого издания нужны были большие деньги. Богатые люди предлагали деньги, но с условиями – вернуть с процентами в условленный срок. Гутенбергу не везло. Он пошел на условия богачей, но к сроку не успел закончить печатать Библию, и у него все отобрали. Так повторялось дважды. На этих Библиях не стоит имя издателя.
Гутенберг открыл свою типографию в доме, принадлежащем когда-то его дяде в городе Майнце. В 1856 году при переустройстве этого дома нашли в разобранном виде станок.
Набор и печатание с наборной формы, существовали до Гутенберга, но вот станка не было. Именно немецкий мастер нашел наилучшие технологические средства для осуществления идеи книгопечатания. Он же изобрел станок. До Гутенберга бумажный лист пристукивали к намазанной краской печатной форме. Пристукивали или притирали гладким камнем, обтянутым гладкой кожей, щеткой или ладонью. Гутенберг механизировал печатный процесс.
Помещенную в специальной раме наборную форму он устанавливал на гладком и ровном столе – талере. Талер был помещен между двумя массивными столбами, остатки которых и были найдены в Майнце. В перекладине между столбами ходил винт, на конце которого была подвижно закреплена гладкая доска – пиан. Для того чтобы опустить доску нужно дернуть за рукоятку – куку. При этом поворачивался винт и опускал пиан, который плотно прижимал бумажный лист к намазанной краской печатной форме. Затем Гутенберг отводил куку в обратную сторону. Пиан поднимался и освобождал бумажный лист. Оставалось лишь вынуть готовый оттиск, нанести на форму краску и положить сверху чистый лист.
В истории техники можно найти немало примеров тому, как какая-нибудь техническая идея, мирно существовавшая на протяжении многих столетий в одной отрасли, вдруг перекочевывает в другую отрасль и здесь переживает период бурного развития. Нечто подобное произошло и с печатным станком. Такие станки были известны давно. Применялись они для отжимки винограда, а также бумаги в бумагоделательных мастерских. Гений Гутенберга заставил их служить другой цели.
Вторым нововведением, внесенным немецким мастером в книжное дело, была словолитная форма. Это несложное приспособление, с помощью которого отливаются литеры. Раньше каждую литеру изготовляли самостоятельно. Гутенберг предложил в качестве формочки для отливки отдельной буквы использовать выштампованное в меди рельефное углубленное изображение знака. Такая формочка получила впоследствии название матрицы. Для изготовления матрицы служил стальной штамп – пунсон, на конце которого выгравировано рельефное изображение буквы. Для того чтобы получить матрицу, пунсон приставляют к медному брусочку и ударяют по нему молотком. С помощью матрицы можно изготовить большое количество одинаковых литер. Приступая к отливке, Гутенберг вставлял матрицу в словолитную форму. Это несложный, состоящий из двух половинок инструмент. Когда форма закрыта, внутри нее образуется полое пространство в виде небольшого прямоугольника с коническим расширением кверху. Снизу формочка ограничена матрицей с вырезанным на ней углубленным изображением буквы. Расплавленный металл вливали в коническое отверстие формы. Когда металл застывал, форму открывали, и из нее выпадал металлический брусок с рельефными изображениями буквы – очком. Это уже почти готовая литера. Чтобы пустить ее в набор, нужно обрезать конический хвост – литник.
Словолитная техника Гутенберга просуществовала до середины XIX века, когда появились словолитные машины. Но технологические основы процесса изготовления шрифта остались прежними. И поныне, прежде всего, гравируют пунсоны. С их помощью штампуют матрицы. Матрицу вставляют в словолитную машину, которая автоматически льет литеры. Еще при жизни Гутенберга печатный станок начинает путешествовать по Европе. В 1468 году начинается книгопечатание в Чехии, Швейцарии, в 1469 – в Нидерландах, 1470 – во Франции, в 1473 – в Венгрии, в 1470 – в Испании, в 1476 – в Польше, в 1490 – в Турции.
В течение пятидесяти лет было освоено 1099 типографий, выпустивших в общей сложности около десяти миллионов экземпляров печатных книг.
Книги эти – драгоценные памятники культуры – историки называют их инкунабулами. "Кунабулум" – по-латыни означает "колыбель". "Инкунабула" - " в колыбели
В шестнадцатом столетии на Руси появилось книгопечатание. Конечно, печатники Руси того времени не планировали заниматься печатью буклетов или брошюр рекламного характера. Большой популярностью пользовалась религиозная литература. Нужны были учебники. Грамотные люди интересовались историческими сочинениями и трудами философов. Рукописные книги стоили дорого и создавались крайне дорого, не каждый человек мог себе позволить выложить немалую сумму за такую книгу.
Большую роль в развитии книгопечатания на Руси сыграла православная церковь. Долгое время в советской исторической науке было распространено мнение, что церковь была рассадником мракобесия и только мешала развитию просвещения. Лишь немногие историки осторожно говорили, что все было не так однозначно. После перестройки маятник качнулся в другую сторону, и теперь много стали писать о том, что церковь, наоборот, поддерживала ученость и помогала распространять грамотность. Где же истина? Нельзя сказать, что она лежит ровно посередине. Однако на самом деле в истории России были разные периоды, действовали разные люди, побеждали то одни, то другие точки зрения. Так что можно сказать, что бывало всякое. В одних ситуациях церковь поддерживала людей, чьей целью было распространение знаний, в других же ситуациях грамотные люди. Двигавшие науку и технику, были вынуждены бороться с церковью.
Первым книгопечатником на Руси стал Иван Федоров. Он же считается основателем книгопечатания на Украине, так как именно этот человек основал типографии не только в Москве, но и в Киеве и Львове. В те времена, как говорилось выше, его интересовали не печать брошюр и не изготовление каталогов. Все это будет позже, но любое дело, каким бы сложным оно ни было, начинается с первого шага.Организованная Иваном Федоровым типография выпускала в основном книги религиозного содержания, первой из которых стал «Апостол» (богослужебная часть Нового Завета), выпущенный в 1564 году.
Сам Федоров по мнению большинства исследователей происходил из белорусского дворянства, из рода, который к шестнадцатому веку был достаточно малоизвестным и ничем особенным не выделялся. Будущий создатель русского книгопечатания учился в Краковском университете, входил в окружение митрополита Макария и даже занимал должность диакона в одном из храмов московского Кремля. Именно Макарий был одним из тех, кто способствовал развитию книгопечатания на Руси. Возможно, что это он порекомендовал молодого и высокообразованного Федорова царю Ивану IV, который в 1550-е годы велел открыть в Москве типографию.
Но судьба Федорова оказалась нелегкой. Вскоре после того, как его типография принялась выпускать книги, он оказался замешан в нескольких конфликтах. Переписчики книг, не желавшие терять свои доходы, писали доносы на печатников, которые, якобы, искажали богослужебные книги. В самой Русской православной церкви не было единства по ряду вопросов, там тоже шли сложные богословские споры, которые нередко приводили к поиску еретиков в собственных рядах. Покровитель Ивана Федорова, митрополит Макарий, в 1563 году умер и не мог защитить русского первопечатника. В конце концов, Федорову и его другу и соратнику Петру Мстиславцу пришлось бежать в Великое княжество Литовское, где Федоров, опять-таки, занимался организацией книгопечатного процесса. И опять его занимали не печать буклетов и не дизайн листовок – они с Мстиславцем работают над «Учительным Евангелием», изданием евангельских текстов, дополненных комментариями и толкованием сложных и малопонятных моментов.
Однако и в Литве Иван Федоров не задерживается. Теперь его ждет Украина. Он переезжает во Львов, где вновь организует типографию. Кроме Львова, ему приходится работать в городе Острог, где он выпускает первое в истории полное печатное издание Библии на церковно-славянском языке, которое так и вошло в историю под именем Острожской Библии. Перед смертью выезжал в Европу, вновь посетил Краков, Вену, Дрезден, где, в частности, общался с курфюрстом Саксонии Августом. Кроме работы над книгами, немало времени посещал другим техническим вопросам: в частности, Иван Федоров занимался вопросами отливки орудийных стволов.
О Профессиях
Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни. На сегодняшний день существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них, со своей системой требований к человеку, можно назвать профессией.
Есть множество профессий, известных почти каждому. Ни один человек в своей жизни не может обойтись без пекаря, портного, врача, учителя.
В разговоре о профессиях очень часто употребляют определения, которые ставят ту или иную профессию в определенный ранг или категорию по самым разным признакам. Говорят: эта профессия престижная (о менеджерах, юристах, финансистах), опасная (о летчиках-испытателях, оперативниках, пожарных).
Информация о работе Эпидемиология туберкулеза в мире и Украине