Особенности перевозок морским транспортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:50, реферат

Краткое описание

Морской транспорт - вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров морскими судами на международных и внутренних (каботажных) линиях. К морскому транспорту относится любое судно, способное передвигаться по водной поверхности (морей, океанов и прилегающих акваторий), а также просто находиться на плаву и выполнять при этом определенные функции, связанные с перевозкой, перевалкой, хранением, обработкой различных грузов; перевозкой и обслуживанием пассажиров.

Содержание

1. Определение вида транспорта. Его особенности………………………...3
2. Классификация морских судов и плавучих сооружений, цели и задачи.5
3. Организация перевозок морским транспортом…………………………..6
3.1. Преимущества и недостатки при перевозках……………………...6
3.2. Технология перевозки грузов морским транспортом………….....7
4. Транспортные документы, используемые при морской перевозке грузов………………………………………………………………………10
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Определение вида транспорта.docx

— 29.03 Кб (Скачать файл)
  1. Определение вида транспорта. Его особенности.

Морской транспорт - вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и  пассажиров морскими судами на международных  и внутренних (каботажных) линиях. К  морскому транспорту относится любое  судно, способное передвигаться  по водной поверхности (морей, океанов  и прилегающих акваторий), а также  просто находиться на плаву и выполнять  при этом определенные функции, связанные  с перевозкой, перевалкой, хранением, обработкой различных грузов; перевозкой и обслуживанием пассажиров.

       Основной отличительной чертой морского транспорта является - грузоподъемность. Именно морским транспортом наиболее выгодно осуществлять транспортировку крупных партий товара в межконтинентальном сообщении. Один из возможных участников грузоперевозки по мультимодальной схеме.

       Основная  специализация морского транспорта - перевозка груза навалом (зерно, руда, уголь и т.д.); перевозка наливных грузов (нефть, нефтепродукты, удобрения  и т.д.); контейнерные перевозки; перевозка  крупногабаритной и крупнотоннажной  продукции.

       Особенности  морского транспорта 

       Транспорт  - особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль народного  хозяйства.

       Морской  транспорт призван удовлетворять   потребности народного хозяйства   и населения в перевозках. Осуществляя   эти перевозки, морской транспорт   связывает в единое народнохозяйственное  целое различные отрасли хозяйства   и различные районы страны. Как   отрасль материального производства  морской транспорт отличается  некоторыми особенностями. Эти  особенности  обусловлены его  ролью в процессе общественного  воспроизводства и характером  транспортно-технологического процесса, природой его продукции. 

       Производственные  связи морского транспорта гораздо   шире, чем в других отраслях. Продолжая   производственный процесс всех  отраслей хозяйства, морской транспорт  оказывает  большое влияние  на экономику  страны.

       Транспорт  перевозит в год больше 12,5 млрд. т. разных грузов. Доставляя сырьё,  топливо, минеральные удобрения  промышленности и сельскому хозяйству,  и готовую  продукцию в места  потребления, транспорт обеспечивает  экономическую  циркуляцию в  стране. Регулярная, ритмичная  работа  морского транспорта обуславливает   непрерывность технологических   процессов, рациональное использование   производственных фондов и развитие  товарооборота. 

       По  многим  технико-экономическим показателям   морской транспорт превосходит   другие: самая большая единичная   грузоподъёмность, практически неограниченная  пропускная способность морских   путей, сравнительно малые капитальные   вложения, небольшие затраты энергии   на перевозку 1 тонны груза. Морские перевозки, особенно на дальние расстояния, самые дешёвые. Судно может взять на борт большое количество груза, равное нескольким железнодорожным составам, а топлива при этом расходует мало. Однако зависимость морского транспорта от физико-географических и навигационных условий, необходимость создания на морских побережьях сложного портового хозяйства ограничивают его применение.

       Размещение  и работа морского транспорта  существенно  зависит от природных  факторов - географической среды,  которая является одним из  необходимых условий  развития  общества. От природных условий   зависит сезонность работы транспорта .

 

 

  1. Классификация морских судов  и плавучих сооружений, цели и задачи.

       Судном  называется плавающее сооружение, способное нести на себе определенную  нагрузку и предназначенное для  транспортировки пассажиров, грузов  и других специальных целей.

       Как  плавающее сооружение судно должно  обладать рядом особых качеств,  называемых мореходными качествами. Оно должно быть прочным, водонепроницаемым  и иметь минимальный вес.

       Чтобы  судно могло успешно выполнять  функции в соответствии с его  назначением, оно должно удовлетворять  ряду эксплуатационных и экономических  требований: иметь достаточную грузоподъемность  и грузовместимость, быть простым  и дешевым в постройке, ремонте  и эксплуатации, обладать долговечностью, представлять удобства для размещения  экипажа и выполнения специальных  функций, связанных с эксплуатацией,  и т. д.

       Современное  судно — весьма сложное инженерное  сооружение. Судостроение, бывшее когда-то  искусством, в настоящее время  является отраслью техники, базирующейся  на выводах ряда специальных  технических дисциплин: корабельной  архитектуры, теории корабля,  строительной механики корабля.

       Морские  суда разделяются на два основных класса:

  1. Гражданские - эти суда разделяются на следующие основные типы:

а) Транспортные - для перевозки груза и пассажиров;

б) Промысловые - для добычи, переработки, хранения и доставки продуктов морского лова;

в) Служебные - для обслуживания различных нужд, возникающих при эксплуатации флота;

г) Суда технического флота - для обслуживания транспортных и промысловых судов, портов, морских путей;

д) Спортивные.

  1. Военные, называемые кораблями военно - морского флота.

       По  роду  двигателя различают суда с   механическими двигателями, гребные   и парусные.

 

  1. Организация перевозок морским транспортом.
    1. Преимущества и недостатки при перевозках.

Преимущества присущи  морскому транспорту:

По сравнению с авиа, трубопроводными, железнодорожными и автомобильными видами перевозок, ему присуща низкая себестоимость за перевозку товара.

Использование последних технологических достижений, разработка крупных специальных судов, также для погрузочных и разгрузочных работ в разных портах, в последнее время снизилась доля транспортировки по конечной цене грузов с 11 % до 2 %. Строительство габаритных судов придает «эффект масштаба»: чем больше судно может принять груза, тем дешевле обойдется доставка товара;

Высокая грузоподъемность. Только морской вид транспорта в состоянии транспортировать столь большое количество товаров за один раз, таким качеством не обладает ни один транспорт.

Полное ограничение на объемы грузов и пропускную способность морского судна. Но, все же, если свойства портов (глубина) не дают габаритному кораблю приблизиться к берегу, используются новейшие разработки для перегрузки груза на рейде или в открытом море;

Унификация. Созданы единые нормативы для постройки судов, что значительно ускоряет сам процесс разгрузки и погрузки;

Использование грузовых контейнеров, которые крепко защищают груз, который находится на борту, от всяких повреждений, которые происходят во время транспортировки груза из одной точки в другую или из-за метеоусловий;

Высокая сохранность груза. По всему миру убытки от транспортировки груза морским судном составляют лишь 1 – 1,5 % от стоимости грузов. Самая низкая доля аварий и катастроф приходится на морской транспорт;

Единое для всех правовое поле. Морские перевозки регулируются, соответственно, единым международным конвенциями – Афинской и Брюссельской;

Также, имеется возможность перевозить грузы с континента на континент.

Основные недостатки морского вида транспорта:

Невысокая скорость транспортировки грузов, по сравнению с авиа, трубопроводными, железнодорожными и автомобильными видами перевозок. На этот показатель оказывает влияние не сколько скорость судна, сколько время, которое затрачивается для погрузки и разгрузки судна. Но в последнее время погрузку и разгрузку судна можно ускорить с применением мультимодальных перевозок;

Технологические сложности при погрузке и разгрузке судна;

Морской транспорт зависит от метеоусловий. В зависимости от погоды, сроки поставок груза могут продлиться или могут даже вообще приостановиться;

Морской транспорт зависит от пропускной способности каналов, портов и т.д. этим не обладает ни один вид транспорта, за исключением морского вида;

Морские пираты, они существуют с давних времен, что ухудшает работу мировому флоту;

Вложение больших денежных средств. Создание новых морских кораблей и портов построенных по последнему слову техники, это очень дорого обходится государству;

Строгие требования к правильности крепления упаковок и грузов;

Низкая частота отправок груза.

    1. Технология перевозки грузов морским транспортом

Технология – это постепенные, средства и методы выполнения поставленных задач.

Технология перевозок  грузов на морском транспорте –  это отрасль науки, для правильного  применения морского транспорта.

Книга В.И Снопкова «Технология перевозки грузов морем» , которые рассматривают вопросы: классификацию, транспортную нормативную базу технологии перевозки грузов и характеристики; обязанности грузоотправителя и перевозчика по обеспечению сохранности и безопасности груза; регуляция теплообмена груза с окружающей средой; перевозка наливных грузов, навалочных, лесных, генеральных, продовольственных опасных; перевозка тяжеловесных и крупногабаритных грузов, подвижной техники; вопросы, которые касаются грузового плана, также кое-какие особенности эксплуатации морских судов и обслуживание транспортного процесса.

Итак, технология грузоперевозок на морском транспорте, рассматривает  все важные вопросы, которые непременно повязаны с погрузкой, сохранной  и безопасной перевозкой и выгрузкой груза.

Знания свойств и особенность  каждого груза, которые выявляются в ходе морской транспортировки товара, они выявляются не одинаково, это зависит от условий среды, еще от ряда остальных факторов, которые являются основой технологических перевозок. Правильные знания этих свойств, позволит корректно решить вопросы композиции и приемки грузов для каждого рейса, их расположение в грузовых отсеках судна, установления воздухообменного и тепловлажностного режимов, укладки, организации работ с грузами. С момента, как товар предъявлен к грузоперевозке, он переходит в другое состояние и становится грузом. При переходе товара в категорию груза для транспорта теряет значение ряд его товарных характеристик (потребительских свойств), но появляется необходимость изучения и учета транспортных характеристик груза.

Транспортные характеристики груза — это совокупность грузовых свойств, которые определяют технику  и условия его транспортировки, погрузки и хранения. Понятие транспортной характеристики груза в первую очередь  входят режимы хранения, объемно-массовые характеристики, особенности тары и  упаковки, физико-химические свойства, а также некоторые товарные свойства. Транспортные характеристики груза  взаимосвязаны с техникой перевозки. Для того чтобы грузу придать  транспортабельное состояние его  упаковывают в тару, которая должна быть достаточно прочной, чтобы перевозится  на морском судне и выдерживать  перегрузку в пунктах перевалки  грузов, дешевой, легкой и минимальной  по объему. В странах Таможенного  Союза (ТС) для всех видов транспорта была установлена единая классификация  и тарифная номенклатура грузов, которая  служит установлением тарифного  класса груза и определения провозной  платы. Однако сейчас плата устанавливается  на основе договорных отношений.

В основу тарифной номенклатуры положено деление грузов по:

  1. Происхождению — продукты промышленности и сельского хозяйства;
  2. Физико-химическим свойствам — устойчиво сохраняющиеся и скоропортящиеся;
  3. Технике перевозки — наливные и сухие;
  4. Форме предъявления к перевозке — тарно-штучные, наливные, навалочные и так далее.

Транспортная классификация  захватывает всю номенклатуру предъявляемых  к перевозке грузов. Она учитывает различные требования организации транспортного и перегрузочного процессов. Признаки общности, по которым можно объединить различные группы грузов, очень разнообразны, поэтому существует несколько видов классификации грузов.

Для разработки комплексной  системы нормирования технологической  перевозки все грузы разделены  на пять видов: генеральные, навалочные, режимные, наливные и опасные.

Не зная свойства груза, нельзя решить вопросы о пригодности  судна для определенного маршрута, о том, как правильно использовать технические средства судна, предназначенные  для обеспечения сохранности груза.

В следствие, изучение свойства грузов имеет важное значение и для правильного решения коммерческо-правовых отношений с клиентурой. В частности, только зная признаки, свидетельствующие о недостаточной транспортабельности груза или хотя бы вызывающие сомнения в его транспортабельности, можно внести соответствующую оговорку в коносамент и тем самым оградить интересы перевозчика. В связи с увеличением объема перевозок, появлением новых видов грузов на морском транспорте назрела острая необходимость, в проведении серьезных исследований способов перевозки, значительного количества разнообразных грузов. Следует отметить, что наряду с изучением свойств грузов и правил их перевозки важно знать технические средства судна, которые предназначены для обеспечения сохранности грузов при их перевозке, чтобы эффективно их использовать.

 

 

  1. Транспортные  документы, используемые при морской перевозке  грузов

Коносамент - документ, который  выдает владелец судна отправителю  груза как подтверждение получения  груза для перевозки его морским  транспортом. Основное назначение коносамента  это удостоверение о получении  груза перевозчиком, используется как  товарораспорядительный документ, выступает  как свидетельство о заключении договора о транспортировке груза  на морском судне.

       Штурманская  расписка - удостоверение владельца  транспортного судна о получении  груза для перевозки. Данный  документ выдает помощник капитана. Штурманская расписка содержит  описание внешнего состояния  груза, которое является результатом  проверки контролерами владельца  судна при получении груза.  В отличие от коносамента штурманская  расписка не является товарораспорядительным  документом. По желанию заказчика  перевозки расписка может быть  заменена на коносамент.

Информация о работе Особенности перевозок морским транспортом