Товарная информация. Требования к ней. Маркировка товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 15:43, контрольная работа

Краткое описание

Первичными источниками товарной информации и одновременно исполнителями услуг по информированию продавцов и/или потребителей о продаваемых товарах являются производители. В тоже время изготовитель не является единственным источником информации.
Производственную информацию может дополнять продавец.

Вложенные файлы: 1 файл

ответ к контрольной работе..doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

ВАРИАНТ 6

1. Товарная информация. Требования к ней. Маркировка товаров. Знаки на маркировке. Особенности маркировки скоропортящихся товаров.

Товарная  информация  —  сведения  о   товаре,   предназначенные   для пользователей — субъектов коммерческой деятельности.

     Первичными   источниками   товарной    информации    и  одновременно исполнителями  услуг  по  информированию  продавцов  и/или  потребителей   о продаваемых товарах являются производители. В  тоже  время  изготовитель  не  является  единственным  источником  информации.

Производственную информацию может дополнять продавец.

      В зависимости от назначения товарную информацию  подразделяют  на  три вида:

- основополагающую;

- коммерческую;

- потребительскую.

      Основополагающая товарная информация —  основные  сведения  о  товаре, имеющие решающее значение  для  идентификации  и  предназначенные  для  всех субъектов рыночных отношений. К основополагающей информации относятся вид  и наименование  товара,  его  сорт,  масса  нетто,  наименование  предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.

      Коммерческая товарная информация  —  сведения  о  товаре,  дополняющие основную информацию  и  предназначенные  для  изготовителей,  поставщиков  и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация  содержит  данные  о предприятиях-посредниках,  нормативных  документах   о   качестве   товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП, ТН ВЭД и т.  п.  Типичным  примером коммерческой информации является штриховое кодирование.

      Потребительская   товарная   информация   —   сведения    о    товаре,

предназначенные  для  создания  потребительских  предпочтений,  показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара  и  нацеленные,  в  конечном счете  на  потребителей.  Эта  информация  содержит  сведения   о   наиболее привлекательных  потребительских  свойствах   товаров:   пищевой   ценности, составе, функциональном назначении, способах использования  и  эксплуатации, безопасности,  надежности  и  др.  Красочные  изображения  на  товаре  и/или упаковке также  предназначены  для  усиления  эмоционального  восприятия  их

потребителями.

      Для доведения  сведений  до  субъектов  рыночных  отношений   применяют многообразные    формы    товарной    информации:   

- словесную;   

- цифровую;

- изобразительную;

- символическую;

- штриховую.

      Каждая из указанных форм характеризуется  как  преимуществами,  так  и недостатками.

      Словесная информация наиболее  доступна для грамотного населения,  если она дана на соответствующем языке (например, на  русском языке для России или одном из языков субъектов Российской Федерации).

      К недостаткам словесной  информации  относится  ее  громоздкость,  для

размещения  ее требуется значительная площадь  на упаковке и/или  товаре.  Для ее  восприятия  (чтения  и  осмысливания)  необходимо  время, потребитель не  может или не хочет тратить много времени на ее осмысливание.

      Цифровая информация применяется  чаще всего для дополнения  словесной  и в тех случаях, когда  требуется  количественная  характеристика  сведений  о товаре (например, порядковые номера  продукции,  предприятия,  масса  нетто, объем, длина, даты и  сроки).  Цифровую  информацию  отличают  лаконичность, четкость  и  единообразие,  однако  в  ряде  случаев   она   доступна   лишь профессионалам и непонятна  потребителям  (например,  ассортиментные  номера продукции, порядковые номера предприятий требуют расшифровки с  помощью  ОКП и ОКПО).

      Изобразительная информация  обеспечивает  зрительное  и  эмоциональное восприятие  сведений  о  товарах  с  помощью  художественных  и  графических изображений непосредственно товара или  репродукции  с  картин,  фотографий, открыток или других эстетических объектов (цветов, животных, насекомых и  т.п.) либо  иных  изображений.  Основным  назначением этой  формы информации является  создание  потребительских  предпочтений  за  счет   удовлетворения эстетических потребностей покупателей.

Символическая информация —  сведения о товаре, передаваемые  с  помощью информационных знаков. Символ (от греч.  symbolon  —  знак,  опознавательная примета)  —  характеристика  отличительных  свойств  товара   для   краткого отражения их сущности. Для этой формы  информации  характерны  лаконичность, однозначность, однако их восприятие  требует  определенной  профессиональной подготовки, расшифровки или оповещения потребителя через  средства  массовой

информации, консультации и т. п.

Требования  к товарной информации

      К  товарной  информации  предъявляют  следующие  основные  требования:

- достоверность;

- доступность;

- достаточность.

Эти требования  можно  обозначить как «Три Д».

      Первое «Д» — достоверность  — предполагает правдивость и   объективность сведений  о  товаре,  отсутствие  дезинформации   и   субъективизма   в   их представлении, вводящих пользователей информации в заблуждение.

      Наиболее часто недостоверна  информация о  фальсифицированных  товарах, так   как   ассортиментная   и   качественная   фальсификации    обязательно сопровождаются информационной.

      Следовательно, недостоверность  информации в большинстве случаев   может быть  квалифицирована  как   информационная   фальсификация.  

      Второе  «Д»  —  доступность   —  связано  с  принципом   информационной открытости сведений о товаре для всех пользователей.

      В  свою  очередь,  общее   требование  доступности   информации   можно

подразделить  на ряд частных.

      Языковая  доступность  означает,  что  информация   должна   быть   на

государственном  языке  или  языке  преобладающей  части  потребителей,  для которых этот  товар  предназначен.  В  Федеральном  законе  «О  защите  прав потребителей» указывается, что сведения о  товаре  должны  быть  на  русском языке.

      Востребованность  —  требование,  закрепляющее  право  потребителя на

необходимую  информацию  и  обязанность   изготовителя   или   продавца   ее предоставлять по первому требованию,  регламентируется  Федеральным  законом «О защите прав потребителей».

      Понятность —  требование,  предполагающее  использование  общепринятых понятий,  терминов,  определения  которых  приводятся  в   терминологических стандартных словарях и справочниках.

Третье  «Д»  —  достаточность  информации  — может   трактоваться   как рациональная информационная насыщенность, что исключает  предоставление  как неполной, так и излишней информации.

      Неполная информация — это  отсутствие определенных сведений  о  товаре. Зачастую неполнота информации обусловливает  ее  недостоверность.

Излишняя  информация  —  это  предоставление   сведений,   дублирующих основную информацию без особой необходимости или не  представляющих  интерес для  ее  пользователей.  Избыток  информации  также  вреден,   так   как   в современных  условиях  информационных  перегрузок  бесполезные  сведения   о товаре  могут  вызвать  раздражение  потребителя  и  побудить  к  отказу  от покупки.

 

                        Средства товарной информации

      Средствами  товарной  информации   служат:   маркировка;   технические

документы; нормативные документы; справочная, учебная и научная  литература; реклама и пропаганда.

      Указанные     средства     информации     различаются     соотношением

основополагающей, коммерческой и потребительской  информации. Общим  для  них является наличие основополагающей информации.

      Маркировка — текст, условные  обозначения или  рисунок,  нанесенные  на упаковку  и  (или)  товар,  а   также   другие   вспомогательные   средства,

предназначенные  для  идентификации  товара  или  отдельных   его   свойств, доведения  до  потребителя  информации  об   изготовителях   (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара.

      Основные  функции  маркировки  —   информационная;   идентифицирующая; мотивационная; эмоциональная.

Маркировка  должна  соответствовать  требованиям  стандартов,   других нормативных   документов.  

Требования   к    производственной    маркировке устанавливаются в основном стандартами на маркировку  и  упаковку,  а  также общетехническими условиями стандартов на продукцию. 

Требования  к  торговой маркировке в меньшей степени разработаны, чем к производственной.  Отдельные требования  к  торговой   маркировке   устанавливаются  Правилами   продажи отдельных групп продовольственных и  непродовольственных  товаров,  а  также региональными Правилами розничной торговли.

К маркировке предъявляются  общие для товарной информации и  специфичные требования. Общие требования регламентируются  Федеральным  законом «О защите прав потребителей» и рассмотрены ранее.

      Специфичные для маркировки требования: четкость текста и  иллюстраций; наглядность;  однозначность   текста,   его   соответствие   потребительским свойствам товара; достоверность —  приведенные  на  маркировке  сведения  не должны  вводить  получателя  и  потребителя   в   заблуждение   относительно количества, качества, изготовителя, страны происхождения; использование  для маркировки  несмываемых  красителей,  разрешенных  для  применения  органами Госкомсанэпиднадзора.

      Производственная маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или)  упаковку  и  (или) другие носители информации.

      Носителями   производственной   маркировки   могут   быть   

- этикетки,

- кольеретки,

- вкладыши,

- бирки, ярлыки,

- контрольные  ленты, 

- клейма, 

- штампы 

- др.

Этикетки  наносятся  типографским  или  иным  способом  на  товар  или

упаковку. Кроме  того, они могут быть самостоятельным  носителем  информации, который приклеивается или прикладывается  к  товару.  Этикетки  отличаются  значительной  информационной   емкостью.   Кроме

текста,  они  часто  содержат  изображения,  символы.

Кольеретки — разновидность  этикеток, имеют особую форму,  наклеиваются на горлышко бутылок. Кольеретки не несут большой информационной нагрузки,  в основном их назначение — эстетическое оформление  бутылок. 

Вкладыши  —  это   разновидность   этикеток,   отличающиеся   от   них

направленностью товарной информации, предназначенные  для  сообщения  кратких сведений о  наименовании  товара,  изготовителе  (наименование  организации, номер  смены).

Бирки  и  ярлыки  -  носители   маркировки,   которые   приклеиваются,

прикладываются  или  подвешиваются  к  товару.  Для  них  характерны  меньшая информационная   емкость,   ограниченный   перечень   сведений,   отсутствие рисунков.

      Бирки отличаются от ярлыков  меньшей информативностью.

      Ярлыки обычно содержат наименование  товара,  фирмы  изготовителя,  его адрес, сорт, цену, дату выпуска, а также ряд идентифицирующих  данных.  Так, на ярлыках, которые подвешиваются к  одежде,  указываются  артикул  изделия, номер модели, размер,  дата  выпуска.  Ярлык  может  содержать  фирменный  и товарный знаки, другие необходимые условные обозначения.

Контрольные ленты — это носители  краткой   дублирующей   товарной информации, выполняемой на небольшой ленте и  предназначенной  для  контроля или восстановления сведений о товаре в случае  утраты  этикетки,  бирки  или ярлыка.

Клейма и штампы — носители информации, предназначенные  для  нанесения идентифицирующих  условных  обозначений  на  товары,  упаковку, этикетки  с помощью специальных приспособлений установленной формы.

Торговая  маркировка  —  текст,  условные  обозначения  или   рисунок,

нанесенные  изготовителем на товарные (или) кассовые чеки, упаковки  и  (или) товар. Носителями торговой маркировки служат  ценники,  товарные  и  кассовые чеки.

В отличие от производственной  торговая  маркировка  наносится  не  на

товар, а на указанные  носители или эксплуатационные документы.

Другое отличие торговой маркировки от производственной  заключается  в том, что ее идентифицирующая функция в большей степени связана  с  указанием данных о продавце, в меньшей —  с  информацией  о  товаре.  Это  обусловлено особенностями носителей торговой маркировки: небольшие  размеры,  заполнение для  каждого  товара  или  покупки,  большие  затраты   ручного   труда   на маркирование, ограниченные технические возможности нанесения  информационных данных.  Благодаря  идентифицирующей  функции  торговая  маркировка   служит основанием для предъявления претензий продавцу в случае  выявления  дефектов товаров и нанесения ущерба потребителю.

Требования,   предъявляемые   к   содержанию   торговой    маркировки,

регламентируются рядом нормативных актов: Правилами продажи отдельных  видов продовольственных и  непродовольственных  товаров, 

Типовым  положением  о   применении   контрольно-кассовых   машин (реквизиты кассового чека).  Правила регламентируют   также   наличие   и

правильное оформление ценников.

       Структура маркировки

      Маркировка может включать три   элемента: 

- текст, 

- рисунок,

- условные обозначения  или  информационные  знаки   (ИЗ).  

Эти   составные   элементы различаются  соотношением  и  степенью  доступности   товарной   информации, широтой распространения и разными функциями.

Информация о работе Товарная информация. Требования к ней. Маркировка товаров