Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 16:13, реферат
Все, что связано с метрополитеном, не может не интересовать харьковчан. Это не только самый надежный, быстрый, удобный вид городского транспорта, но еще и самый таинственный! О харьковской подземке ходит немало слухов и легенд: говорят, что существует метро-2, а под тоннелями - разнообразные огромные бункеры, подземные строения со всем необходимым для людей на случай ядерной войны, а еще якобы горожане время от времени видят призрак на "Советской". Об этом, а также о том, каким могло быть харьковское метро, я расскажу.
Министерство образования и науки Украины
Харьковский национальный университет городского хозяйства им. О. М.Бекетова
Жилищно-коммунальный техникум
Реферат
На тему: «10 интересных фактов о Харьковском метрополитене»
Сделала студентка: Затулывитер Ю.А.
Группы: 2-БУ-2
Харьков 2013
Все, что связано с метрополитеном,
не может не интересовать харьковчан.
Это не только самый надежный, быстрый,
удобный вид городского транспорта, но
еще и самый таинственный! О харьковской
подземке ходит немало слухов и легенд:
говорят, что существует метро-2, а под
тоннелями - разнообразные огромные бункеры,
подземные строения со всем необходимым
для людей на случай ядерной войны, а еще
якобы горожане время от времени видят
призрак на "Советской". Об этом, а
также о том, каким могло быть харьковское
метро, я расскажу.
1. Станция метро "Проспект Гагарина"
изначально была "Левадой" с васильками
на стенах.
Метростроители хотели построить станцию "Левада" (ныне – "Проспект Гагарина") в этническом стиле. Народный умелец из-под Полтавы Петр Ганжа сделал керамический ковер из цветов для путевых стен. Прошли все инстанции рассмотрения – Киев, Москву, везде одобрили. Но в Харькове на обсуждении членов бюро обкома партии председатель облисполкома воскликнул: "Так в этом же орнаменте есть васильки, а мы с ними воюем на злаковых полях. Не годится!". И зарубили проект. Тогда же изменили название станции на "Проспект Гагарина" и заставили делать отделку в мраморе. Получилось плохо. Времени на переделку проекта уже не было – до сдачи станции оставалось всего полгода.
2. "Ботсад" не разрешили сделать в виде моста.
Алексеевская
линия изначально проектировалась
как наземная. Но к моменту, когда
дело дошло до строительства, оказалось,
что Харьков настолько
3. На "Пушкинской" не достроили каменное окно с занавеской и пистолетом.
Многим харьковчанам нравится станция "Пушкинская". И это неудивительно, ведь ее создали женщины – Елена Незим и Елена Перепелица. Талантливые архитекторы попытались в камне отразить пышность и богатство времен Пушкина – балы, тяжелые портьеры на окнах, и у них это получилось как нельзя лучше.
Правда, до конца задумку "Пушкинской" реализовать так и не удалось. Там, где сейчас стоит памятник Ярославу Мудрому, планировался необычный пьедестал, а на нем – окно, легкая занавеска, треплющаяся на ветру, вокруг разбросаны листочки со стихами, а на них – пистолет. Только этот последний аккорд архитектуры "Пушкинской" не утвердили.
4. Сводчатый потолок на станциях – изобретение харьковчан.
Несколько ноу-хау в проектировании станций метро были разработаны в Харькове. Например, именно у нас впервые появились сводчатые станции. Заводы не успевали сделать сборные конструкции, а ждать было некогда. Вот и решили перейти на железобетонный монолит. Создали по такому принципу "Центральный рынок", а дальше – "Спортивную", "Московский проспект", "Советской Армии". К тому времени завод уже наштамповал сборных изделий, и поэтому на Салтовской линии сводчатых станций практически нет.
5. На "Пролетарской" - 100-метровый резервуар с водой.
Когда человек входит в метро, он видит только платформу и пути. Все остальное - служебная территория, на которую попадают только сотрудники предприятия. И среди внутренних помещений есть такие, которые до сих пор считаются объектами гражданской обороны, предусмотренными на случай ядерной войны, химической или биологической атаки. Подробная информация о том, где располагаются эти объекты, что в них находится, держится в тайне.
Филипп Вороной, маркшейдер, который принимал участие в строительстве чуть ли не всех харьковских тоннелей, может многое рассказать об этих помещениях.
- На улице
Кирова есть объект
6. Метро-2 в Харькове все же
существует?
Информацию о секретных подземных
сооружениях давно собирают диггеры -
люди, которые исследуют подземные ходы
нашего города.
- Одно из самых интересных помещений подземки - правительственный бункер для руководства города и области на станции метро "Университет" площадью 300-500 квадратных метров, - со знанием дела говорит диггер Сергей. - В него можно попасть по переходу прямо из обладминистрации. Кстати, сделан он был в те времена по последнему слову техники с бронированными 8-тонными дверями.
Диггеры рассказывают еще об одном объекте - помещении под зданием управления метрополитена. Если спросить о существовании этого объекта сотрудника подземки, то ему не останется ничего другого, кроме как уйти от ответа. Сказать "да" - значит, открыть информацию под грифом "секретно". Сказать "нет" - соврать. Так что о правдивости этого мифа судить читателям:
- Это объект № 1, - рассказывают легенды. - Объект занимает тысячи квадратных метров и имеет несколько этажей. Там находится кабинеты для начальников и руководителей, столовые, комнаты отдыха, рабочие кабинеты для военных, городских и областных властей. В этот бункер можно попасть из обладминистрации через метрополитен.
7. Куда ведут закрытые двери на "Госпроме".
На станции "Госпром" один из переходов на "Университет" закрыт стальными дверьми. У многих харьковчан по этому поводу не раз возникал закономерный вопрос: почему он всегда закрыт? А оказалось, что самого прохода там еще нет, но его можно построить.
- Когда мы открывали "Госпром", надобности во втором переходе не было, да и сейчас нет. Но мы заложили возможность для его открытия, как только назреет такая необходимость, и будут деньги, - рассказали метростроители. - А пока что там только ступени и мостик через пути. За дверью фактически стена. То же самое - и на "Историческом музее" – в торце есть лесенка и только небольшой кусок тоннеля. Если бы мы этого не сделали тогда, то сейчас бы пришлось останавливать движение поездов, закрывать станции, а ведь это катастрофа для такого мегаполиса, как Харьков.
8. Метрополитен выращивал на продажу грибы и рыбу.
В 1980-х и 1990-х годах метрополитен занимался весьма интересной подсобно-вспомагательной деятельностью.
- "Пушкинская" - самая глубокая
станция харьковского
Кроме того, метрополитен разводил и выращивал речную рыбу в нескольких прудах Харькова. Однако, мода на эту деятельность прошла, бизнес требовал все больших затрат и более серьезного отношения.
9. На "Советской" время от времени появляется призрак.
Любители мистики и городских легенд частенько вспоминают, что два депо нашего метро возвели на месте бывших кладбищ. Электродепо "Московское" находится там, где раньше был поселок Евгеньевка и поселковое кладбище, а электродепо "Салтовское" построено в пойме реки Харьков, между Журавлевской плотиной и улицей Академика Павлова, где когда-то тоже было захоронение. Мрачноватые байки, легенды и истории, связанные с "проклятыми местами", гуляют в народе, знают их и сотрудники метрополитена. В истинность многих легенд они не верят, но некоторые пересказывают с большим удовольствием.
- На моей памяти было два похожих случая, - говорит Дмитрий Лозовой. - Один на Холодногорско-заводской линии на перегоне между станциями "Центральный рынок" и "Южный вокзал" и второй на Салтовской линии между "Пушкинской" и "Университетом". От пассажиров поступила информация о том, что человек прыгнул на путь и побежал в тоннель. В след мгновенно выслали работников милиции и службы пути. Но никого не нашли. Более того, когда просматривали записи с камер слежения, оказалось, что человека они не зафиксировали, а записали "нечто", похожее на теневую ауру в дымке.
Есть еще одна мистическая байка о том, что если сфотографироваться на станции "Советская" во время прибытия поезда на пленку, то на фотографии будет отчетливо видна аура человека. Хотя проверить это непросто, ведь несанкционированная съемка в метро запрещена.
10. Харьковское метро
– одно из лучших в
Первая линия метро –
– Когда Госкомиссия в 1986 году принимала вторую линию, ко мне подошел начальник "Главтранспроекта", который ведал всеми проектными организациями, и спрашивает: "Какой самый лучший метрополитен в Союзе?" Я сказал, что Минский (его только пустили). А он мне отвечает: "Нет, лучший – Харьковский". Но я и сам это знал, только свою работу хвалить негоже, – признается архитектор, который проектировал 27 станций Харьковского метрополитена, Владимир Спивачук. – На тот момент наш метрополитен был сделан на высочайшем техническом уровне – со всеми видами авторегулирования, пилотного ведения поездов (без машиниста). В Москве и Киеве этого нельзя было сделать, потому что станции старые.
Информация о работе 10 интересных фактов о Харьковском метрополитене