Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:02, контрольная работа
Динамичность автомобиля зависит от его конструктивных параметров и качества дороги. Наибольшее значение при проектировании автомобиля имеют форма скоростной характеристики двигателя, КПД трансмиссии, передаточные отношения трансмиссии. Увеличение числа передач в коробке улучшает тяговую динамичность автомобиля.
Введение
Нормальные реакции дороги
Кузов и аэродинамика
Задача
Содержание
Введение
Нормальные реакции дороги
Кузов и аэродинамика
Задача
Введение
Динамичность
автомобиля зависит от его конструктивных
параметров и качества дороги. Наибольшее
значение при проектировании автомобиля
имеют форма скоростной характеристики
двигателя, КПД трансмиссии, передаточные
отношения трансмиссии. Увеличение числа
передач в коробке улучшает тяговую динамичность
автомобиля. Однако при чрезмерно большом
числе передач усложняется конструкция
коробки передач и увеличивается ее масса,
усложняется управление автомобилем.
Поэтому в легковых автомобилях число
ступеней не превышает пяти. Самой подходящей
была бы бесступенчатая трансмиссия, но
ее КПД несколько меньше, чем у ступенчатых
трансмиссий, что и сдерживает ее применение.
За последнее время заметно повысилось
внимание к бесступенчатым трансмиссиям
из-за их тяговых достоинств, и можно надеяться,
что применение новых материалов и средств
автоматизации поможет конструкторам
найти оптимальное решение
Нормальные реакции дороги
Сцепление шин с дорогой имеет первостепенное значение для реализации тягово-сцепных, тормозных свойств автомобиля и безопасности движения. Именно сцеплением колеса с дорогой ограничивается возможность интенсивного разгона, торможения и устойчивого движения автомобиля без продольного и поперечного скольжения. Сцепление колеса с дорогой характеризуется величиной коэффициента сцепления.
Недостаточная
величина коэффициента сцепления является
причиной значительного числа дорожно-
Коэффициент продольного сцепления колеса с опорной поверхностью численно равен отношению максимальной продольной реакции к нормальной реакции дороги jx = Rx.max / Rz.
Коэффициент продольного сцепления на дорогах с твердым покрытием в общем случае определяется совокупностью коэффициентов трения покоя и скольжения с различными скоростями в различных точках контакта. При полном скольжении или буксовании коэффициент сцепления является коэффициентом трения скольжения.
Коэффициент jx определяют опытным путем. К эксплуатационным факторам, влияющим на коэффициент сцепления, относятся: тип и состояние дороги, износ протектора, давление воздуха в шине, нормальная нагрузка на колесо.
Сила давления колеса на дорогу, равная по абсолютной величине нормальной реакции дороги на колесо, обеспечивает надежность контакта (сцепления) шины с дорожным покрытием. Это является непременным условием движения автомобиля. По аналогии с силой трения сила сцепления Рсц ведущих колес пропорциональна нормальной реакции Z на колеса одной оси
Pсц =
.
Коэффициент пропорциональности называют коэффициентом сцепления. Он зависит в первую очередь от типа и состояния дорожного покрытия и для различных дорог составляет:
Вид и состояние дорожного покрытия | Коэффициент
сцепления
для покрытия | |
сухого | мокрого | |
Асфальто |
0,7…0,8 | 0,3…0,4 |
Дорога щебенчатая | 0,6…0,7 | 0,3…0,5 |
Дорога грунтовая | 0,5…0,6 | 0,2…0,4 |
Дорога покрытая укатанным снегом | 0,2…0,3 |
Рассмотрим условия
равновесия автомобиля в предположении,
что точка приложения силы сопротивления
воздуха лежит на одной высоте с центром
тяжести автомобиля, а силы сопротивления
качению пренебрежимо малы. Тогда одно
из условий равновесия автомобиля можно
выразить следующим уравнением моментов
всех сил относительно оси, проходящей
через точки А опоры передних колес (см,
рис. 1)
Выражение в скобках численно равно силе тяги Рт. решим уравнение относительно реакции Z2 :
Рис. 1 Силы действующие на автомобиль
Другое условие равновесия автомобиля вытекает из уравнения проекций всех сил на ось, перпендикулярную поверхности дороги (см. рис.1):
Откуда
Подставив в последнее выражение вместо реакции Z2 ее значение и сделав необходимые преобразования, получим
В этих формулах a, b, hg— координаты центра тяжести автомобиля (см. рис. 1) относительно точек приложения сил Z1 и Z2. Если G1 и G2 - вес автомобиля, приходящийся соответственно на переднюю и заднюю оси, тогда
Полученные реакции
соответствуют ускоренному
Нормальные реакции,
действующие на колеса соответственно
передней и задней осей, равны составляющим
веса автомобиля, приходящимся на эти
оси.
Кузов и аэродинамика
Понятие
«аэродинамика автомобиля - включает
в себя много аспектов, важнейшими из которых
являются:
— обеспечение минимальной силы сопротивления воздуха при движении автомобиля с целью уменьшения расхода топлива или повышения скорости движения; — уменьшение аэродинамической подъемной силы, стремящейся оторвать автомобиль от дороги и снижающей сцепление колес с дорожным покрытием; — снижение загрязнения стекол, ручек дверей и других поверхностей автомобиля; — обеспечение оптимальных воздушных потоков для снабжения двигателя воздухом, его охлаждения, вентиляции салона; — снижение аэродинамического
шума. Значения параметров сопротивления воздуха
Рис.1 Влияние формы передней части автомобиля на коэффициент Сx обтекаемости I-III-
формы автомобиля; IV-распределение
зон воздушного потока
по длине автомобиля Кузов автомобиля, особенно легкового, как наиболее крупная часть автомобиля, оказывает решающее влияние на характер взаимодействия автомобиля с воздушной средой. Аэродинамическое
сопротивление (или сопротивление
воздуха), которое мешает двигаться
автомобилю вперед, резко увеличивается
(в квадратичной зависимости) с ростом
скорости движения, а также зависит от
площади поперечного сечения автомобиля
и совершенства формы кузова, которое
определяется коэффициентом воздушного
сопротивления Сх. Основной способ уменьшения
аэродинамического сопротивления — создание
автомобилей с низким коэффициентом Сх,
что особенно актуально для высокоскоростных
автомобилей (легковые, спортивные). Обширные
исследования аэродинамики, позволили
уменьшить коэффициент Сх легковых автомобилей
практически в два раза и сэкономить в
среднем около 1,5 л топлива на 100 км пути.
Это достигнуто за счет выбора оптимальных
углов наклона панелей кузова (ветрового
и заднего стекол, капота, крышки багажника
и т. д.) удалении с поверхности кузова
мелких выступающих деталей (водосливных
желобков на крыше, ободков фар. размещении
щеток стеклоочистителей в нише под капотом),
придание оставшимся выступающим деталям,
например зеркалам, аэродинамических
форм, сглаживания острых углов кузова.
Рис. 2
Влияние угла наклона
задней части автомобиля
на коэффициент обтекаемости Кузов современного легкового автомобиля в профиль напоминает самолетное крыло Поэтому при движении на автомобиль действует аэродинамическая подъемная сила, которая ухудшает управляемость, устойчивость и безопасность движения. При грамотном проектировании формы кузова подъемная сила может быть существенно снижена, более того, может быть обеспечена сила, прижимающая автомобиль к дороге. Иногда для увеличения прижимающей силы применяют дополнительные кузовные элементы — спойлеры и антикрылья (профиль перевернутого самолетного крыла). Величина аэродинамической прижимающей силы для гоночного автомобиля при движении на большой скорости может в несколько раз превышать его вес. Аэродинамика грузовых автомобилей и автобусов хуже, чем у легковых, что объясняется невозможностью принципиально поменять форму кузова: для оптимального размещения грузов и пассажиров основа кузова должна приближаться к прямоугольному параллелепипеду. Правда, и влияние аэродинамики на эксплуатационные свойства таких автомобилей меньше, что связано с более низкими скоростями движения грузовиков и автобусов. Тем не менее в последние годы кабины и кузовы названных транспортных средств проектируются с учетом аэродинамических требований. Это проявляется в придании кабинам более округлых форм, увеличении угла наклона ветрового стекла, установке между кабиной и кузовом аэродинамических обтекателей и закрылков. |
Задача
Условие:
Определить нормальные
реакции дороги на колеса 2-х осной
машины движущейся на подъем.
Исходные данные:
j - ускорение автомобиля, =1,4 м/с2
a - угол наклона дороги к горизонту =6 о
Rш - радиус колеса, =0,7м
J j - момент инерции колеса, =75 Н * мс2
Go - сила тяжести автомобиля, = 157000 Н
Lб - база автомобиля, =5,5 м
αн - расстояние от центра масс до оси автомобиля, =2,75м
hg -
высота центра масс, =1,8м.
Решение:
1. Определяем cos a
и sin a,
2. Находим:
силу инерции машины по формуле
суммарный инерционный момент
- сумму проекций всех сил на вертикальную ось “Z”
QZ = Go
cos a ,
(Н);
- силу
сопротивления подъему Рa
= Go
sin a, (Н);
- уравнение
моментов относительно опорной точки
«А» заднего колеса
Мå = Go
cos a * αн - (Рj
+ Рa) hg - М j ,
(Н*м);
- нормальные реакции:
передняя ось
задняя ось ZК2 = QZ - ZК1 , (Н).