Журнал путей и сообщения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 10:34, реферат

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть причины и цели издания “Журнала путей сообщения”, как неотъемлемую часть развития железных дорог.
Задачи:
Выяснить, когда были изданы первые журналы;
Рассмотреть содержание журнала;
Выяснить, какие журналы выпускаются в современном мире;
Определить важность выпусков журналов на развитие железных дорог.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Зарождение железных дорог в России……………………………………..4
2. “Журнал путей сообщения”…………………………………………………7
3. Журналы, выпускаемые в современном мире…………………………….10
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы …………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по Истории Экономики Железных Дорог Бозоев.Сергей.docx

— 32.21 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Уральский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Экономика транспорта»

 

 

 

РЕФЕРАТИВНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

По дисциплине: «История экономики железнодорожного транспорта»

На тему: «Журнал путей и сообщения»

 

 

 

Проверил                                                                                                  Выполнил:

преподаватель:                                                                                   ст. гр. ЭК-243

Касымова Ю. Н.                                                                            Бозоев С.И.

 

 

Екатеринбург

2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Зарождение железных  дорог в России……………………………………..4

2. “Журнал путей сообщения”…………………………………………………7

3. Журналы, выпускаемые в  современном мире…………………………….10

Заключение………………………………………………………………………13

Список литературы …………………………………………………………….14

 

 

 

 

Введение

Вряд ли найдется в России человек, который ни разу ни прибегал к услугам железной дороги, будь то простая поездка или путешествие к морю. 
 
  Живя сейчас, многие из нас и не задумываются о создании  
железнодорожного транспорта. Кажется, он был всегда, и та скорость, с которой он перевозит грузы и пассажиров. Создание железных дорог, как средства путей сообщения послужило выпуску печатных изданий, которые доносили до людей информацию, связанную с этим видом транспорта. Одним из таких изданий, был «Журнал путей сообщения».

 Цель работы – рассмотреть причины и цели издания “Журнала путей сообщения”, как неотъемлемую часть развития железных дорог.

Задачи:

  • Выяснить, когда были изданы первые журналы;
  • Рассмотреть содержание журнала;
  • Выяснить, какие журналы выпускаются в современном мире;
  • Определить важность выпусков журналов на развитие железных дорог.

 

На мой взгляд, данная тема интересна любому учащемуся железнодорожного ВУЗа с точки зрения расширения кругозора. 

 

1. Зарождение железных дорог в России

Пути сообщения были всегда и везде. Наземный транспорт зародился в глубокой древности. История наземного транспорта, выделившего из себя новый вид - железнодорожный, уходит вглубь веков.

В древних странах строили сухопутные дороги, по которым, используя животных, перевозили грузы и людей. Сохранившиеся дороги Древнего Рима, Великого шелкового пути из Китая в Среднюю Азию и другие вызывают удивление по качеству строительства и протяженности сообщений. По таким дорогам лошади и волы везли повозки, скакали всадники, передвигались караваны верблюдов, шли пешие люди, перемещались воины.

Развитие путей сообщения проходило в зависимости от культурных преобразований и изменений в обществе. Средневековый период вплоть до XV века характерен ведением войн. Затем наступило бурное изменение в жизни европейских народов. Быстро росло число мануфактур, появились горные и металлургические предприятия, требующие перемещения большого количества грузов, создания новых видов транспорта. Большое количество существующих в то время дорог были совершенно непроходимыми, а скорости движения и количество перевозимого груза зависели от силы и выносливости лошадей.

 

Российское правительство озаботилось вопросами прокладки железной дороги в начале XIX века. Базой для этого направления стал Департамент водных коммуникаций, созданный в 1798 году по утверждённому императором Павлом I проекту. Организацию возглавил Н. П. Румянцев. Департамент при Румянцеве действовал успешно, активно развивался и в 1809 году расширил свои полномочия и был переименован в Управление водяными и сухопутными сообщениями. На базе, построенной Румянцевым, в том же 1809 году был создан военный Институт корпуса путей сообщения.

Целью создания института была подготовка специалистов для строительства на огромных территориях России разветвлённых систем сухопутных и водных путей сообщения. В эпоху создания института наиболее развитым был водный путь. Основным недостатком судоходства была зима, когда суда простаивали месяцы в ожидании начала навигации. Против течения по рекам и каналам летом суда проводились бурлаками.

С 1826 года по профессорский состав Института начал выпуск журнала путей сообщений. 36 номеров этого издания, вышедшие в течение первого десятилетия, содержали свыше пятидесяти научных работ по проектированию и строительству различных инженерных сооружений, как в России, так и за рубежом.

В 1831 году в институте началось чтение публичных лекций. Профессор Г. Ламе прочитал две лекции «Построение железных дорог в Англии», в которых он обосновал экономическую выгодность строительства железных дорог. Материал для этих лекций был собран во время командировки в Англию. Ему противостоял профессор института М. Дестрем, убеждённый сторонник развития водных путей сообщений, который читал лекции «Причины невозможности устройства железных дорог в России».

С 1833 года Мельников — профессор курса прикладной механики, утверждён заведующим кафедрой. Ведёт лекции по железнодорожной тематике в трёх разделах: верхнее строение пути, тяга поездов, подвижной состав. Параллельно с этим ведёт научную работу: в 1835 году опубликована книга «О железных дорогах» — первое в России учебное пособие по железнодорожному транспорту. 
В это же время профессор Н. О. Крафт читает курс о составлении проектов. Профессор М. С. Волков, выступая за строительство железных дорог и понимая значимость этого изобретения для страны, ратует за просветительскую работу в рамках института.

С 1835 года М. С. Волков, профессор Института (в прошлом — выпускник), вводит раздел «О построении железных дорог», и с этого момента Институт стал готовить инженеров для строительства железных дорог. Учебные занятия по курсу прикладной механики вели профессор Б. Клапейрон и инженеры путей сообщений П. П. Мельников, А. Г. Добронравов, Н.Ф.Ястржембский.

Таким образом, институт, решая задачу налаживания путей сообщения в России, был основан императором Александром I, был запущен полностью во времена правления Николая I, была воплощена идея строительства железной дороги в России. В 1820-е годы потребовалось решить задачу подготовки квалифицированных строителей, инженеров-путейцев. Они, обучаясь в Корпусе инженеров путей сообщений, с 1837 года смогли проходить практику на действующей Царскосельской железной дороге. Это на порядок повысило квалификацию выпускников, и заложило почву для квалифицированного строительства и обслуживания Николаевской железной дороги.

История железных дорог в России начинается с 1830-х годов. В 1834 году по приглашению горного ведомства в Россию прибыл австрийский инженер Франц фон Герстнер, который внёс императору Николаю I предложение о строительстве железнодорожной линии. В 1835 году родственник императора граф Алексей Бобринский создаёт акционерное общество, целью которого является финансирование строительства железных дорог. В 1836 году император обнародовал указ о сооружении Царскосельской железной дороги. За несколько месяцев был построен пусковой участок отКузьмино до Павловска, на котором к концу года было запущено движение, а официальное открытие дороги состоялось в конце 1837 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. “Журнал путей сообщения”

В первые годы своего существования «Журнал путей сообщения», выходивший тогда на русском и французском языках, наряду с вопросами строительства дорог для гужевых перевозок, организации судоходства публиковал и материалы по проблемам создания отечественного механического транспорта. В этот период на его страницах развернулась дискуссия о целесообразности постройки железных дорог в условиях России, закладывались теоретические основы железнодорожного дела. В журнале выступали крупнейшие русские ученые и инженеры, наметившие конкретные направления создания важнейших технических объектов - рельсовой колеи, искусственных сооружений, подвижного состава.

Министерство путей сообщения России многие годы издает пять научно-технических железнодорожных журналов. Одно из старейших отраслевых изданий страны и транспортных журналов мира журнал «Железнодорожный транспорт» начал выходить в 1826 г в С-Петербурге под названием «Журнал путей со общения» С 1889 г издавалась неофициальная часть – «Журнал Министерства путей сообщения», а официальные документы печатались в Приложении В советское время в полной мере выпуск журнала был возобновлен в 1919 г в Петрограде, с 1920 г журнал выходил в Москве под названием «Техника и экономика путей сообщения», «Транспорт и хозяйство», «Социалистический транспорт», с 1941 г – указанное название 
С первых лет издания журнал, привлекая в качестве авторов статей таких выдающихся ученых и инженеров, как П. П. Мельников, Д И Журавский, Н О Крафт, активно выступал за строительство железных дорог в России.С их появлением всемерно содействовал формированию и развитию отечественной железнодорожной сети, созданию эффективного подвижного состава и других технических средств, совершенствованию эксплуатацией ной работы и управления перевозочным процессом, обобщению и распространению передовою опыта. Общепризнанные традиции издания – высокая информативность, глубина постановки и комплексность освещения научно технических, экономических и социальных проблем железнодорожного транспорта. Большое внимание уделяется вопросам укрепления партнерских отношений железных дорог с субъектами Российской Федерации и грузовладельцами, улучшения транспортного обслуживания регионов, развития плодотворного сотрудничества Российских и зарубежных железных дорог, в первую очередь в рамках СНГ, взаимодействия различных видов транспорта Журнал награжден орденом Трудового Красного Знамени (1982 г). 
Важное значение для развития транспортной науки и техники имеет выпуск железнодорожных журналов «Автоматика, связь, информатика» (с 1923 г ), «Локомотив» (с 1957 г ), «Путь и путевое хозяйство» (с 1957 г ), «Железные дороги мира» (с 1971 г ). С учетом своей тематики, задач и читательской аудитории журналы всесторонне освещают актуальные проблемы ведущей транспортной отрасли государства, активно содействуют их решению. Журналы регулярно публикуют материалы о создании и внедрении новой техники, знакомят с результатами научных исследований, деятельностью изобретателей, пропагандируют передовой производственный опыт, дают технические консультации, помещают рецензии на новые книги по транспорту информацию о зарубежной технике и железнодорожном строительстве, публикуют материалы в помощь экономическому образованию и освоению массовых профессий, по истории железных дорог. 
Характерной особенностью журналов является публикация тематических подборок или выпуск специальных номеров по проблемам и приоритетным направлениям развития отрасли. На страницах этих изданий ученые, проектировщики, конструкторы, специалисты практики обсуждают важнейшие научно-технические проблемы обеспечения бесперебойного функционирования железных дорог и безопасности движения, создания и внедрения новой техники и прогрессивной технологии, повышения качества транспортного обслуживания экономики и населения страны. Материалы по железнодорожной тематике помещают также журналы смежных отраслей, например журнал «Транспортное строительство» и др. В 1882-1917 гг..Русское техническое общество издавало журнал «Железнодорожное дело», где помещалась регулярная информация о результатах научной деятельности, экспериментальных и теоретических исследованиях, публиковались сообщения об открытии новых железнодорожных линий. Постоянным приложением к журналу был библиографический указатель статей периодической литературы.

 

3. Журналы, выпускаемые в современном мире

В современном мире так же выпускаются журналы о железнодорожном транспорте. Рассмотрим некоторые из них:

  • Журнал «Экономика железных дорог»

Ведущее профессиональное издание по вопросам управления железными дорогами и железнодорожными предприятиями. Журнал выходит с 1999 г.

Ежемесячный журнал для руководителей и финансово-экономических работников железнодорожной отрасли. В каждом номере освещается реализация стратегии развития железнодорожного транспорта России, вопросы улучшения финансово-экономических показателей, научные и практические рекомендации по эффективному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

  • Журнал «Путь и путевое хозяйство»

Издается с января 1957 г. в соответствии с приказом МПС № 62Ц от 03 июля 1956 г. С 1936 г. по 1940 г. журнал выходил под названием «Путеец». До этого с января 1932 г. по декабрь1935 г. выпускался журнал «Железнодорожный путь».

Предназначен для специалистов среднего и высшего звеньев управления путевым хозяйством, специализированным машиностроительным комплексом и транспортным строительством, бригадиров, мастеров и монтеров пути, проектировщиков, научных работников, студентов. Всесторонне отражает проблематику путевого хозяйства, ведет общеобразовательную и воспитательную работу среди путейцев.

Основная тематика журнала: реформирование путевого комплекса, внедрение ресурсосберегающих технологий, новые конструкции пути, машины и механизмы; опыт передовиков и новаторов; безопасность движения, охрана труда; текущее содержание и ремонт пути, земляного полотна и искусственных сооружений; эксплуатация и ремонт машин и механизмов, средств оценки состояния колеи и дефектоскопии рельсов; зарубежная техника.

  • Журнал «Инновационный транспорт»

Основная цель издания – популяризация знаний и достижений в транспортной отрасли, обзор важнейших событий в сфере транспорта с точки зрения его инновационного развития. Это в полной мере относится не только к железнодорожному, но и к автомобильному, авиационному, водному и другим перспективным видам транспорта.

Рубрики журнала:

  • Железнодорожный транспорт

  • Автомобильный транспорт

  • Воздушный транспорт

Информация о работе Журнал путей и сообщения