- Основные нормативные документы по организации и производству грузоподъемными механизмами и транспортирующими средствами
- Виды и конструкции гибких тяговых элементов
- Задача 1
Вопрос 1 - Основные
нормативные документы по организации
и производству грузоподъемными
механизмами и транспортирующими
средствами
Грузоподъемные
машины относятся к машинам цикличного
действия и включают грузоподъемные лифты
и подъемники, грузоподъемные краны, тали,
тельферы, подъемные столы и др.
Классификация подъемно-транспортного
оборудования
Признаки |
Группы подъемно-транспортного
оборудования |
По функциональному назначению |
Грузоподъемное;
транспортирующее;
погрузочно-разгрузочное |
По степени подвижности |
Стационарное;
передвижное с ограниченным
перемещением;
самоходное с неограниченным
перемещением |
По виду энергии, приводящей
оборудование в движение |
С электроприводом;
с двигателем внутреннего
сгорания;
механического действия;
ручного действия;
гравитационного действия |
По роду перерабатываемого
груза |
Для перегруза тарно-штучных
товаров;
для перегруза массовых насыпных
товаров;
для перекачивания и слива
наливных грузов |
По характеру перемещения
грузов |
Периодического действия;
непрерывного действия |
По степени механизации
процессов |
Средства малой механизации;
средства комплексной
механизации;
средства автоматизации |
Нормативные документы.
- ГОСТ Р 52045-2003 Подъемники с рабочими платформами. Классификация
Содержание госта: Настоящий стандарт распространяется
на подъемники с рабочей платформой, применяемые
для строительно-монтажных, ремонтных,
инспекционных и других работ в различных
отраслях экономики (строительстве, жилищно-коммунальном
хозяйстве и т.п.), и устанавливает классификацию. Настоящий стандарт не распространяется
на пожарные подъемники, строительные
подъемники, в том числе мачтовые, средства
подмащивания (леса, площадки и т.д.)
- ГОСТ Р 52064-2003 Подъемники с рабочими платформами. Термины и определения
Содержание госта: Настоящий стандарт распространяется
на подъемники с рабочей платформой, применяемые
для строительно-монтажных, ремонтных,
инспекционных и других работ в различных
отраслях экономики (строительстве, жилищно-коммунальном
хозяйстве и т.п.). Стандарт устанавливает
термины и определения, соблюдение которых
должно обеспечиваться при разработке,
производстве, поставке и эксплуатации
подъемников.
Настоящий стандарт не распространяется
на пожарные подъемники, строительные
подъемники, в том числе мачтовые, средства
подмащивания (леса, площадки и т.д.)
- ГОСТ Р ИСО 10535-99 Подъемники бытовые реабилитационные. Технические требования и методы испытаний
Содержание госта: Настоящий стандарт распространяется
на бытовые подъемники подкласса 12 36 по
ГОСТ Р 51079, с помощью которых можно поднять,
опустить, перенести или переместить на
определенное расстояние человека с нарушением
статодинамической функции
Вопрос 2 - Виды и
конструкции гибких тяговых элементов
Тяговый электродвигатель (ТЭД) — электрический двигатель,
предназначенный для приведения в движение
транспортных средств (электровозов, электропоездов, тепловозов, трамваев, троллейбусов, электромобилей, электроходов, большегрузных автомобилей с электроприводом, танков и машин на гусеничном ходу с
электропередачей, подъемно-транспортных
машин, самоходных кранов и т. п.). Вращающиеся
тяговые электродвигатели регулируются
ГОСТ 2582-81[2] (кроме аккумуляторных погрузочно-разгрузочных
машин, электротягачей, электротележек
и теплоэлектрических автотранспортных
систем).
Основное отличие ТЭД от обычных
электродвигателей большой мощности
заключается в условиях монтажа
двигателей и ограниченном месте
для их размещения. Это привело
к специфичности их конструкций
(ограниченные диаметры и длина, многогранные
станины, специальные устройства для
крепления и т. п.).
Тяговые двигатели городского и железнодорожного транспорта,
а также двигатели мотор-колес автомобилей эксплуатируются в сложных
погодных условиях, во влажном и пыльном
воздухе[2]. Также в отличие от электродвигателей общего
назначения ТЭД работают в самых разнообразных
режимах (кратковременных, повторно-кратковременных
с частыми пусками), сопровождающихся
широким изменением частоты вращения ротора
и нагрузки по току (при трогании с места
может в 2 раза превышать номинальный).
При эксплуатации тяговых двигателей
имеют место частые механические, тепловые
и электрические перегрузки, тряска и
толчки. Поэтому при разработке их конструкции
предусматривают повышенную электрическую
и механическую прочность деталей и узлов,
теплостойкую и влагостойкую изоляцию
токоведущих частей и обмоток, устойчивую
коммутацию двигателей. Кроме того ТЭД рудничных электровозов должны
удовлетворять требованиям, относящимся
к взрывозащищенному электрооборудованию.
Развитие полупроводниковой техники
открыло возможности перехода от
двигателей с электромеханической
коммутацией к бесколлекторным машинам с
коммутацией при помощи полупроводниковых
преобразователей. Из-за тяжелых условий
работы и жестких габаритных ограничений
тяговые двигатели относят к машинам предельного использования.
Классификация
Тяговые электродвигатели классифицируют
по:
а) роду тока:
- постоянного (в том числе выпрямленного многофазного пульсирующего до 10 %),
- пульсирующего (в том числе выпрямленного однофазного пульсирующего более 10 %),
- переменного;
б) по типу:
- ДПТ,
- синхронные,
- асинхронные;
в) по типу подвешивания ТЭД:
- опорно-осевое,
- опорно-рамное;
г) поспособу питания электроэнергией:
- от контактной сети,
- от бортового источника питания (аккумулятор, дизель-генератор, топливный элемент и др.);
д) по конструкции:
- коллекторные и бесколлекторные (бесконтактные, вентильные),
- вращающиеся (цилиндрические и торцевые) и линейные (цилиндрические и плоские);
е) по режиму работы:
- работающие в продолжительном режиме,
- работающие в кратковременном режиме (рабочий период 15-90 минут),
- работающие в повторно-кратковременном режиме (продолжительность включения 15-60 %);
ж) по степени защиты (в соответствии
с ГОСТ 14254);
з) климатическому
исполнению (в соответствии с ГОСТ 15150 и ГОСТ 15543);[2]
и) способу охлаждения:
- с независимой вентиляцией,
- с самовентиляцией,
- обдуваемые,
- с естественным охлаждением.
Устройство ТЭД
В качестве типовых характеристик
принимают:
- усредненные характеристики, которые изготовитель должен представить после испытания первых 10 машин установочной серии,
- типовые характеристики электрических машин, одна или несколько серий которых были ранее изготовлены. Для получения типовой характеристики КПД и типовых характеристик тяговых двигателей городского транспорта должны быть испытаны первые 4 машины первой партии.
Конструктивная
и эксплуатационная перегрузка
Предельные значения тока и мощности
определяются коэффициентом конструктивной
перегрузки
;
где Imax и Pmax — максимальные ток[3] и напряжение соответственно;
Iном и Pном — номинальные ток
и напряжение соответственно.
Для условий эксплуатации принимают коэффициент эксплуатационной перегрузки
где Iэб и Pэб — соответственно наибольшие
расчетные токи и мощность в условиях
эксплуатации. Разницу между значениями
Кпер и Кпэ выбирают такой, чтобы при предельных
ожидаемых возмущениях значения тока
и мощности не превышали соответственно
Imax и Pmax.
Сферы применения:
Queen Mary 2 — теплоходс электропередачей
Электровоз ЭП1
Стандартный модельный
электродвигатель 540 класса
ТЭД локомотива со снятыми
шапками моторно-осевых подшипников
- Локомотивы (электровозы, тепловозы с электропередачей);
- Электропоезда и высокоскоростной наземный транспорт (ВСНТ);
- Бронетехника и другие машины на гусеничном ходу;
- Электромобили и большегрузные автомобили с электроприводом (в том числе подъемно-транспортные машины и самоходные краны);
- Теплоходы с электроприводом (дизель-электроходы), атомоходы, подводные лодки;
- Городской электротранспорт: трамваи, троллейбусы;
- Беспилотные самолёты и вертолёты;
- Моделизм.
В случае использования электрической
передачи на теплоходах, тепловозах, тяжёлых
грузовиках и гусеничных машинах дизель вращаетгенератор питающий ТЭД, приводящий в движение
гребные винты или колёса напрямую, либо
посредством механической передачи.
На тяжёлых грузовиках ТЭД может встраиваться
в само колесо. Такая конструкция получила
название мотор-колесо.
Попытки применения мотор-колёс предпринимались
также на автобусах, трамваях и даже легковых
автомобилях.
Литература
- Часть 4. Электрические машины специального назначения. Раздел 20. Тяговые электрические машины / Справочник по электрическим машинам / Под общ. ред. И. П. Копылова, Б. К. Клокова. — М.: Энергоатомиздат, 2005. — Т. 2. — 688 с.
- Электротехнический справочник: В 4 т. / Под общ. ред. В. Г. Герасимова, А. Ф. Дьякова, А. И. Попова. — 9-е, стереотипное. — М.: Издательство МЭИ, 2004. — Т. 4. Использование электрической энергии. — 696 с.
- Захарченко Д. Д., Ротанов Н. А. Тяговые электрические машины. Учебник для вузов ж.-д. трансп. — М.: Транспорт, 2006. — 343 с.
- З. М. Дубровский, В. И. Попов, Б. А. Тушканов. Грузовые электровозы переменного тока: Справочник. — М.: Транспорт, 2005. — 464 с.
- Ю. Н. Ветров, М. В. Приставко. Конструкция тягового подвижного состава / Под ред. Ю. Н. Ветрова. — 2006.