Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:44, реферат
Железнодорожная сеть нашей страны традиционно, еще с дореволюционной эпохи, делится на административно-территориальные единицы, так называемые железные дороги, границы которых часто не совпадают с границами административно-территориальных единиц. К моменту распада СССР существовали 32 железные дороги, подчиненные Министерству путей сообщения (МПС).
НОВЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ
В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Административно-
Железнодорожная
сеть нашей страны традиционно, еще
с дореволюционной эпохи, делится
на административно-
После распада
СССР каждое вновь образованное на
базе бывшей союзной республики независимое
постсоветское государство
Среднеазиатская
железная дорога начала распадаться
в 1991 г. На базе ее Ашхабадского и Чарджоуского
отделений в ноябре 1991 г. была образована
Туркменская железная дорога с тремя
изолированными друг от друга участками
сети (в июне 1993 г. она была преобразована
в Государственные железные дороги
Туркменистана). В октябре 1994 г. оставшаяся
часть Среднеазиатской дороги была
разделена по территориальному признаку
между Киргизией, Таджикистаном
и Узбекистаном. Были созданы администрации
Киргизской железной дороги (с шестью
изолированными друг от друга участками),
Таджикская (с тремя изолированными
участками), а в ноябре 1994 г. —
государственная акционерная
Железные
дороги на территории Казахстана были
объединены в январе 1997 г. в республиканское
государственное предприятие
В России за последние 10 лет были упразднены две дороги: Байкало-Амурская (ее участки переданы в состав Восточно-Сибирской и Дальневосточной дорог) и Кемеровская (полностью включена в декабре 1996 г. в состав Западно-Сибирской дороги).
В 1992 г. в
связи с изолированностью от России
железные дороги Калининградской обл.
были объединены в новую административную
единицу — Калининградскую
По состоянию на начало 1999 г., в странах СНГ и Прибалтики существовали 36 железных дорог (не считая отдельных дорог Казахстана, границы которых автору неизвестны).
Новые железные дороги
Несмотря
на экономический кризис, охвативший
все постсоветское
На всех картосхемах железные дороги, существовавшие к началу 1987 г., отмечены как старые, построенные начиная с 1987 г. — как новые.
Азербайджан
Новых железных дорог практически не строилось. Исключениями являются 7-километровая ветка к морскому терминалу Дюбенды (1997 г.) на берегу Каспийского моря (в 45 км от Баку) для перевалки нефти, поступающей по Каспийскому морю с месторождения Тенгиз (через Актау), на завод в Али-Байрамлы; а также 12-километровая ветка Казах—Даш Салахлы на северо-западной окраине страны, близ границы с Арменией.
Существует
проблема железнодорожной связи
основной части Азербайджана с Нахичеванской
республикой, так как последняя
изолирована от нее территорией
Армении. Транспортное сообщение здесь
осуществляется ныне через территорию
Ирана. Кроме того, юго-западная часть
сети железных дорог страны находится
под контролем Нагорно-
Армения
После периода блокады и разрухи в начале 90-х годов (в 1992 г. был разрушен Банушский мост в районе Садахло) движение на линии Тбилиси—Садахло—Ванадзор было восстановлено в 1997 г., и тем самым сеть железных дорог страны получила связь с внешним миром через Грузию. Участок железной дороги Минджеван—Капан изолирован от остальной сети территорией Нахичеванской республики (Азербайджан). Поэтому основные транспортные потоки из Зангезура и Сюника идут по автодорогам через горные перевалы в основную часть Армении или на юг в Иран.
В 1992 г. завершено строительство 14-километровой железной дороги Аревик—Баяндур (южный обход г. Гюмри). Проложена также 14-километровая ветка Армавир (быв. Октемберян)—Аршалуйс. Проект постройки железной дороги Гюмри—Богдановка (ныне Ниноцминда; Грузия) длиной 80 км с выходом на грузинскую дорогу Марабда—Цалка, разработанный в 1990 г., не реализован из-за экономического кризиса.
В 1996 г. был
разработан проект строительства дороги
Ереван—Ехегнадзор—Капан—Мегри—
Белоруссия
Новых железных дорог c 1987 г. здесь не строилось.
Грузия
Гражданская война в Грузии в 1991—1994 гг. и сопровождавший ее экономический кризис привели к разрушению нескольких участков главной магистрали Тбилиси—Батуми, закрытию движения на ряде линий (в том числе Марабда—Ахалкалаки), отделению абхазского участка железных дорог от сети всей страны (там действует компания Абхазская железная дорога), частому отключению электроэнергии и, следовательно, прекращению движения поездов (все дороги Грузии электрифицированы; отключение тока приводит к многочасовым стоянкам поездов, что является ныне нормой на ряде направлений). В ноябре 1995 г. был восстановлен мост в Натанеби и возобновилось движение поездов на главной трассе Самтредиа—Батуми. В 1996—1997 гг. восстановлены участки Хашури—Лихи, Ципа—Молити, Дзирула—Шорапани.
Разрабатывавшиеся
в 1988—1990 гг. проекты строительства
новых дорог Ахалкалаки—
В 1998 г. Турция
предоставила кредит на строительство
однопутной дороги Ахалкалаки—Карцахи—Карс
(длина ее на территории Грузии — 20
км). Она обеспечит прямой железнодорожный
выход казахстанской и
Казахстан
В последние
годы на территории Казахстана были проложены
следующие железные дороги: Лисаковск—Краснооктябрьский
рудник (33 км) в Кустанайской обл. в 1987
г.; Макат—Индерборский (162 км) в Атырауской
(быв. Гурьевской) обл. в 1988 г.; Майкаин—Ушкулын
(41 км) к Майкубенскому месторождению
угля в Павлодарской обл. в 1988 г.; Куу-Чек—Борлы
(в 120 км от Караганды; локализация не
установлена) в 1989 г.; Кульсары—Тенгиз
(78 км) к Тенгизскому нефтяному
месторождению в Атырауской обл.
в 1989 г.; Кызылжар—Шубарколь (130 км) к
Шубаркольскому угольному разрезу
на западе Карагандинской обл. в 1991 г.;
Достык (быв. Дружба)—Алашаньхоу (Китай)
в 1992 г., соединившая сеть в Восточном
Казахстане с сетью Синьцзян-Уйгурского
автономного района Китая; Краснооктябрьский
рудник—Арыстансор в
Так как некоторые районы Казахстана после 1991 г. оказались разъединены территорией России (для сообщения друг с другом необходимо пересекать территорию России), в 1998—1999 гг. началось строительство дорог: Аксу (быв. Ермак близ Павлодара)—левый берег Иртыша—Конечная (г. Курчатов) в Восточно-Казахстанской обл. длиной 185 км (она позволит уже в 2000 г. напрямую связать Павлодар и Семипалатинск); Чарская—Защита длиной 142 км (для связи изолированной сети в районе Усть-Каменогорска и Лениногорска с Турксибом); Арыстансор (Кустанайская обл.)—Карабутак—Кандыагаш (быв. Кандагач; эта дорога даст прямой выход по территории Казахстана из Кустанайской в Актюбинскую обл.). В настоящее время обсуждается вопрос о постройке магистрали Аркалык—Джезказган—Кзыл-Орда. Эта дорога сделает возможным прямой выход из Центрального Казахстана на запад страны, и отпадет необходимость делать объезд через юг страны (Тараз—Арысь).
Началось сооружение дороги Ералиево—Бекдаш—Туркменбаши (Туркмения), которая даст выход нефти Тенгиза, Каражанбаса и Мангышлака в порты Ирана.
Ряд железных дорог на территории Казахстана в административном отношении входят в состав Российских железных дорог (в том числе участки Красный Кут—Астрахань, Орск—Никельтау, Карталы—Тобол, Утяк—Петропавловск—Исилькуль, Кзылту—Иртышское), Узбекских железных дорог (Бейнеу—граница). В то же время некоторые железные дороги на территории России входят в состав Казахстанских железных дорог (Чингирлау—Илецк—Яйсан на линии Уральск—Актюбинск; Локоть—разъезд Казахстанский на линии Локоть—Защита).
Киргизия
После приобретения
независимости сеть железных дорог
оказалась разорванной. Основная линия
проходит на севере от ст. Луговая (территория
Казахстана) через Бишкек и Токмак
до Рыбачьего (на берегу озера Иссык-Куль);
на юго-западе на территорию страны заходят
короткие ветки с территории Узбекистана:
Учкурган—Ташкумыр, Карасу—Джалал-Абад—Кок-Янгак,
Карасу—Ош, Ахунбабаева—Фергана—Кызылкия,
а также узкоколейная ветка Пролетарск—Сулюкта.
Для объединения этих южных веток
с северной магистралью в 1993 г. началось
проектирование Транскиргизской железной
дороги Балыкчи (Рыбачье)—Кочкорка—Казарман—
В 1997 г. стал активно обсуждаться проект железной дороги Андижан—Ош—Кашгар (для связи Узбекистана и Киргизии с Китаем).
Литва
В 1990—1991 гг.
была восстановлена железнодорожная
связь между Литвой и Польшей.
Для этого проложена
В 1988 г. был
введен в строй западный объездной
участок вокруг Вильнюса длиной 24 км
между станциями Киртимай и Лянтварис,
а в 1991 г. — южный объезд Вильнюса
между станциями Кивишкес—
Молдавия
Новых железных дорог за рассматриваемый перриод здесь не строилось.
Россия
Европейская часть
Новых железных
дорог на территории страны в 90-е
годы не строилось. В 1991 г. началась электрификация
участка Раздельная (Украина)—Кучурган—Тирасполь—
Особенно
интенсивное строительство
В 1992—1999 гг.
велось строительство первой негосударственной
дороги Кочкома—Ледмозеро длиной 126
км, которая соединит напрямую линии
Мурманск—Санкт-Петербург (участок
Беломорск—Петрозаводск) с Западно-Карельской
дорогой (Суоярви—Юшкозеро) и линией
Ледмозеро—Костомукша—Кивиярви—
В 1995 г. была
создана межрегиональная