Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:41, доклад
Продолжающийся в России процесс перехода к рыночным отношениям поставил перед железнодорожным транспортом новые задачи, связанные с более эффективным использованием этого вида транспорта при перевозке грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа. Российские железные дороги вплоть до 2003 г. являлись естественной монополией и ограничивали конкуренцию в отрасли. Однако, начиная с 2003 г., произошло акционирование железных дорог, было создано ОАО «Российские железные дороги», поэтапно началось разделение монопольных видов деятельности на железнодорожном транспорте в организационной и экономической областях его работы.
Особенности дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта в период реформирования отрасли
Волошина Наталья Анатольевна,
аспирант кафедры трудового права и охраны труда юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета,
юрисконсульт ООО «Петербург Электро».
Продолжающийся
в России процесс перехода к рыночным
отношениям поставил перед железнодорожным
транспортом новые задачи, связанные
с более эффективным
Российские железные дороги вплоть до 2003 г. являлись естественной монополией и ограничивали конкуренцию в отрасли. Однако, начиная с 2003 г., произошло акционирование железных дорог, было создано ОАО «Российские железные дороги», поэтапно началось разделение монопольных видов деятельности на железнодорожном транспорте в организационной и экономической областях его работы.
В настоящее время составная часть видов деятельности пока еще остается монопольной. Это относится, прежде всего, к инфраструктуре железнодорожного транспорта. Однако в сфере железнодорожного транспорта создаются частные независимые грузовые и транспортно-экспедиторские компании, уже не принадлежащие государству и имеющие равный доступ к инфраструктуре железных дорог.
Качество и своевременность оказания услуг в сфере железнодорожного транспорта во много зависят от труда работников данной отрасли.
Специфика труда работников железнодорожного транспорта, в первую очередь, обусловлена использованием источников повышенной опасности, непрерывностью технологических процессов и перевозками грузов и пассажиров, особыми формами организации труда и отдыха работников. Трудовой кодекс РФ, хотя и устанавливает основные правила регулирования труда лиц, занятых во всех отраслях экономики, не может отразить все своеобразие условий трудовой деятельности лиц, занятых на железнодорожном транспорте.
В этой связи трудовое законодательство содержит ряд специальных норм, регулирующих труд работников железнодорожного транспорта. Особенности регулирования труда работников железнодорожного транспорта затрагивают разные институты трудового права, однако наибольшая специфика условий работы на железнодорожном транспорте проявляется в обеспечении дисциплины труда на транспорте.
В науке трудового права принято различать общую дисциплинарную ответственность и специальную дисциплинарную ответственность. Общая дисциплинарная ответственность применима ко всем без исключения работникам и наступает по правилам, которые установлены в гл. 30 ТК РФ.
Под специальной
дисциплинарной ответственностью, в
которой проявляется
Установление специальной дисциплинарной ответственности обусловлено, прежде всего, спецификой трудовых функций, которые выполняют отдельные группы работников, а также более тяжелыми и вредными последствиями, наступающими в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения своих обязанностей этими категориями работников. Такая дисциплинарная ответственность вводится специальным законодательством.
В настоящее
время на железнодорожном транспорте
действует Положение о
Необходимость в существовании отдельного положения, регулирующего дисциплину труда и специальную дисциплинарную ответственность работников железнодорожного транспорта, заключается в том, что и в настоящее время, несмотря на реформирование железнодорожного транспорта, от деятельности работников железнодорожного транспорта во многом зависит обеспечение единого перевозочного процесса, безопасность пассажиров и грузов. Развитие железнодорожного транспорта, повышение скоростей, автоматизация управления требует четкого регулирования круга обязанностей и повышения ответственности.
И, наконец, часть
железнодорожных перевозок
В настоящее время на любого работника железнодорожного транспорта распространяются дисциплинарные взыскания, перечисленные в ст. 192 ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Перечень общих дисциплинарных взысканий является исчерпывающим.
До признания Верховным Судом РФ недействующими соответствующих норм Положения о дисциплине к отдельным категориям работников железнодорожного транспорта могли применяться и другие дисциплинарные взыскания: лишение свидетельства на право управления локомотивом; освобождение от занимаемой должности, связанной с эксплуатационной работой железных дорог; увольнение по ряду оснований, предусмотренных п.18 Положения о дисциплине3[3].
На сегодняшний день проблема состоит в принятии будущего Положения о дисциплине труда работников железнодорожного транспорта. Государственной думой РФ уже разработан проект федерального закона «Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования в РФ» (далее — проект закона о дисциплине).4[4]
Проектом закона о дисциплине предусмотрено два вида дополнительных дисциплинарных взысканий: отстранение от работы на срок до одного года и увольнение по основаниям, предусмотренным данным законом.
Такой вид специальной
дисциплинарной ответственности как отстранени
При применении отстранения
от работы работник, согласно законопроекту,
может быть переведен с его
согласия на другую работу, непосредственно
не связанную с движением
На наш взгляд,
включение отстранения от работы
как вида дисциплинарного взыскания
в федеральный закон о
Показательно, что в ст. 6 проекта закона предусматривается отстранение работника, совершившего дисциплинарный проступок, от работы до решения вопроса о привлечении его к дисциплинарной ответственности, т.е. не в порядке дисциплинарного взыскания. Положения, содержащиеся в проекте закона, в случае его принятия в такой редакции создали бы путаницу: с одной стороны, при совершении дисциплинарного проступка работник отстраняется от работы до решения вопроса о привлечении его к дисциплинарной ответственности, с другой стороны – отстранение повторно может быть применено к работнику уже как мера дисциплинарного взыскания. Но работник, будучи уже отстраненным от работы, не может быть повторно от нее отстранен.
С учетом изложенных соображений, на наш взгляд, более целесообразным будет сохранить в новых условиях такой вид специальной дисциплинарной ответственности как лишение специального права.
Для решения
данного вопроса можно
Проектом федерального закона о дисциплине работников железнодорожного транспорта также предусмотрено увольнение как вид дисциплинарного взыскания для работников железнодорожного транспорта, труд которых непосредственно связан с движением железнодорожного транспорта. Увольнение предусматривается за совершение конкретных проступков, перечисленных в проекте закона. К таким проступкам отнесены:
- нарушение
порядка вождения
- нарушение
порядка подготовки
- отключение
проводником пассажирского,
Нововведение законопроекта заключается в том, что если в Положении о дисциплине перечислялись конкретные категории работников, к которым за перечисленные проступки могла быть применена такая санкция как увольнение, то в проекте закона предусматриваются конкретные виды нарушений, за которое следует увольнение.
Существующая в современный период проблема отсутствия специальных дисциплинарных взысканий, установленных в предусмотренном законом порядке и учитывающих специфику трудовой деятельности в сфере железнодорожного транспорта, вызывает необходимость обратить внимание на меры дисциплинарного воздействия, предшествующие привлечению работника к дисциплинарной ответственности.
До применения
дисциплинарного взыскания на железной
дороге применялись и продолжают
применяться меры, предупреждающие
наложение дисциплинарного
В рамках ОАО «РЖД» такое возможно на основании Положения о порядке применения предупредительных талонов машинистов, помощников машинистов локомотивов, мотор-вагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава и водителей, помощников водителей дрезин.6[6] Из названия документа следует, что данный вид дисциплинарного воздействия распространяется на ограниченный круг работников.
Предупредительные талоны № 1, №2, №3 (зеленый, желтый, красный) являются частью личной документации машиниста (помощника). Предупредительный талон № 1 выдается после издания приказа о приеме на работу, талоны № 2 и № 3 выдаются при лишении предыдущего.
Лишение предупредительных талонов производится в случае нарушения машинистом (помощником машиниста) положений нормативных актов МПС России, ОАО «РЖД» по вопросам обеспечения безопасности движения поездов, при условии, что указанные нарушения не влекут за собой применения дисциплинарных взысканий.
Однако данная мера предупреждения имеет свои юридические последствия. Во-первых, изъятие в течение календарного года предупредительных талонов № 1 и № 2 может повлечь за собой применение дисциплинарного взыскания. Во-вторых, отбор предупредительного талона в зависимости от нарушения и его причин влечет за собой лишение премии полностью или частично. В-третьих, наложение одновременно дисциплинарного взыскания и лишение предупредительных талонов № 1 или № 2 не допускается. В-четвертых, изъятые предупредительные талоны № 1 и № 2 возвращаются машинистам (помощникам) по истечении 12 месяцев со дня последнего допущенного ими нарушения при условии безупречного исполнения ими трудовых обязанностей. Анализируя юридические последствия лишения предупредительных талонов, можно сказать, что это по существу своеобразная мера дисциплинарного взыскания, не отраженная в Положении о дисциплине, так как ограничивает в правах определенные категории работников. На этот факт обращает внимание и Е.А. Ковалева, которая считает, что лишение машиниста (помощника) предупредительных талонов по своей природе является мерой дисциплинарного взыскания, не предусмотренной Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта.7[7] Данная мера дисциплинарного воздействия применяется на железнодорожном транспорте на протяжении длительного периода времени и вполне оправдала свое существование.