Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 14:10, реферат
Понятие железная дорога (устар. железянка) обозначает оборудованную рельсами полосу земли либо поверхности искусственного сооружения (тоннель, мост, эстакада), которая используется для движения рельсовых транспортных средств. Железные дороги бывают с электрической, дизельной, турбинной, паровой или комбинированной тягой. Особый вид железных дорог — зубчатые.
« Особенности железнодорожного транспорта»
Работу выполнила
Студентка 11 группы
Юридического колледжа №1
ФГБОУ ВПО «СГЮА»
Скворцова Наталья.
1. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
Понятие железная дорога (устар. железянка) обозначает оборудованную рельсами полосу земли либо поверхности искусственного сооружения (тоннель, мост, эстакада), которая используется для движения рельсовых транспортных средств. Железные дороги бывают с электрической, дизельной, турбинной, паровой или комбинированной тягой. Особый вид железных дорог — зубчатые. Обычно железные дороги оборудуются системой сигнализации, а железные дороги на электрической тяге — также контактной сетью. Различают железные дороги общего пользования, промышленные железные дороги (подъездные пути предприятий и организаций) и городские железные дороги — метрополитен и трамвай.
Термин железная дорога также используется для обозначения транспортной железнодорожной системы по перевозке пассажиров и грузов вообще.
В 2006 году эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляла в России 85 000 км, протяжённость трамвайных путей — 2800 км, метрополитена — 440 км. Крупнейшей железнодорожной компанией на сегодняшний день является Открытое акционерное общество «Российские железные дороги». Крупнейший по протяжённости путей метрополитен находится в Москве, а крупнейшая по протяжённости трамвайная сеть — в Санкт-Петербурге.
Подвижной состав бывает : тяговый — это локомотивы (тепловозы, электровозы, паровозы, электропоезда, дизель-поезда) и нетяговый — вагоны (пассажирские, грузовые), а также специальный подвижной состав.
Основными показателями работы железнодорожного транспорта являются: удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозках за определенный период времени, соблюдение сроков доставки грузов, оборот вагона, участковая и техническая скорость, коэффициент участковой скорости, средний простой вагона под одной грузовой операцией.
В перевозках наиболее важны также такие показатели, как соблюдение графика и расписания движения, выполнение плана пассажирских перевозок. График движения является основой организации движения поездов, он объединяет деятельность всех подразделений и выражает план эксплуатационной работы железных дорог. График движения поездов непреложный закон для работников железнодорожного транспорта, выполнение которого является одним из важнейших качественных показателей работы железных дорог. График движения поездов должен обеспечивать: удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов; безопасность движения поездов; наиболее эффективное использование пропускной и провозной способности участков и перерабатывающей способности станций; рациональное использование подвижного состава.
Количественные и качественные
показатели работы железных дорог важны
для осознания их роли и выработки
оптимальной стратегии
Длина железнодорожной сети разных стран
Во многих странах длина железнодорожной сети сокращается. Так, в США в 1920 году было более 400 000 км железных дорог.
Список стран, в которых длина железнодорожной сети превышает 10 000 км:
Страна |
Длина ж/д (км) |
Весь мир |
1 134 429 |
СССР |
145 600 |
Чехословакия |
13 141 |
США |
226 427 |
Россия |
87 157 |
КНР |
77 834 |
Индия |
63 327 |
Канада |
46 688 |
Германия |
41 896 |
Австралия |
37 855 |
Аргентина |
31 409 |
Франция |
29 213 |
Бразилия |
28 857 |
Япония |
23 506 |
Польша |
22 314 |
Украина |
21 655 |
ЮАР |
20 872 |
Италия |
19 729 |
Мексика |
17 516 |
Великобритания |
16 454 |
Испания |
15 288 |
Казахстан |
13 700 |
Швеция |
11 633 |
Румыния |
10 788 |
Максимальная скорость железнодорожного сообщения
2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ. ПРЕИМУЩЕСТВА И
Выбор эффективного вида транспорта
в условиях конкуренции производится
на основе технико-экономических расчётов
с учётом конкретных требований рынка
на перевозки. При использовании
железнодорожного транспорта необходимо
учитывать следующие
Преимуществом железнодорожного транспорта является:
1) Независимость от природных
условий (строительство
2) Высокие скорости подвижного вагонопотока, универсальность, способность осваивать грузопотоки практически любой мощности (до 75-80 млн. т. в год в одном направлении), т.е. высокая пропускная и провозная способность, исчисляемая десятками миллионов тонн грузов и миллионами пассажиров в год в каждом направлении.
3) Железнодорожный транспорт
4) Железнодорожный транспорт
5) Высокая манёвренность в
6) Регулярность перевозок.
7) Возможность эффективной
8) Наличие скидок.
9) Существенным преимуществом
а) направление перевозки;
б) размещение грузооборота (грузонапряжённость на 1 км пути);
в) техническое оснащение линии (число путей, величина подъема, род тяги - паровая, тепловозная, электровозная);
г) район расположения линии;
в) время года.
Все эти факторы зависят от экономико-географических условий. Экономико-географические особенности районов, которые определяют виды грузов, направление и размер их вывоза или завоза, обуславливают транспортные связи.
К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести:
1) ограниченное количество
2) низкую возможность доставки
к пунктам потребления, т.е.
при отсутствии подъездных
3) значительную потребность в
капиталовложениях и трудовых
ресурсах. Поэтому, учитывая большие
капитальные вложения при
4) кроме того, железнодорожный транспорт является крупным потребителем металла (на 1 км магистральной линии требуется 130-200 т металла, не считая подвижного состава).
3.СПЕЦИФИЧЕСКИЕ И
К специфическим количественным и качественным показателям работы железных дорог относят показатели объема перевозок грузов железной дорогой по видам сообщений: ввоз, вывоз, транзит и местные сообщения.
Перевозки - показатель, определяющий объем продукции транспорта. Перевозки распределяются по видам сообщений:
1) местное сообщение - перевозки между станциями внутри дороги;
2) вывоз - отправление грузов на другие дороги (определяется как разность отправления и местного сообщения);
3) ввоз - прибытие грузов с других
дорог (определяется как
4) транзит - перевозка грузов, поступивших
с других дорог и следующих
через данную дорогу на другие
дороги. Транзит можно определить
несколькими способами: прием
минус ввоз, либо сдача минус
вывоз, либо общие размеры
4.Железная дорога в искусстве
Живопись
Железная дорога заинтересовала живописцев
как символ современности (эпохи
модерна). Одним из первых на этот новый
для искусства предмет
Вокзал Сен-Лазар изображён на полотнах многих художников импрессионизма, которые в течение 1870-х и 1880-х годов жили около этого вокзала.
Кино
Железная дорога и железнодорожный транспорт являются для кинематографистов одним из самых излюбленных мест действия[источник не указан 536 дней]. Фильмов, в которых местом действия служит железная дорога, только мировым кинематографом сняты десятки[2]. Одним из первых и эффектных короткометражных фильмов братьев Люмьер стал «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» (1895).
Работе железных дорог, возникающим при этом социальным и человеческим конфликтам посвящены фильмы «Опять надо жить» (1999, режиссёр Василий Панин), «Остановился поезд» (1982, режиссёр Вадим Абдрашитов), «Магистраль» (1983, режиссёр Виктор Трегубович), «34-й скорый» (1981, режиссёр Андрей Малюков). В жанре фильма-катастрофы снят фильм «Поезд вне расписания» (1985, режиссёр Александр Гришин), «Неуправляемый» (2010). Местом действия служит железная дорога в фильмах «Убийство в Восточном экспрессе», «Золотой поезд», «Мы, нижеподписавшиеся», «Спортлото-82», «Транссибирский экспресс», «Поезд идёт на восток», «Вокзал для двоих», «Ночной поезд» (2009). Романтике железных дорог, героизму и отваге работников дороги посвящены фильмы «Большие перегоны» (1970), «Русский паровоз» (1988), «Водил поезда машинист» (1961). Истории железных дорог посвящаются документальные фильмы: «История российских железных дорог» (1993), «Я люблю поезда». В 2007 году режиссёр Алексей Федорченко снял фильм «Железная дорога». 2002 «Железнодорожный романс»
Интересные факты
ЛИТЕРАТУРА
http://otherreferats.allbest.
1. Федеральный Закон РФ «Устав
железнодорожного транспорта
2. Федеральный Закон РФ «О
федеральном железнодорожном
3. Гоманков Ф.С. Технология и организация перевозок на железнодорожном транспорте. Учебник для вузов ж.-д. транспорта. М.: Транспорт, 1994. -208 с.
4. Елисеев, С. Ю. Логистика
оперативного регулирования
5. Круглова В.Г., Полосоткина Е.А. Статистика железнодорожного транспорта. Учебное пособие - М.: НОРМА, 2001 - 147 с.
6. Регулирование транспортной
7.Экономическая и социальная география./ Под ред. А.Т. Хрущева. Москва: Просвещение, 1997.- 350с.
8. Железнодорожный транспорт:
http://ru.wikipedia.org