Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 10:01, автореферат
Актуальность темы исследования. В условиях рыночной системы хозяйствования возникает объективная необходимость определения тенденций развития как экономики в целом, так и отдельных ее отраслей, оценки возможностей их развития.
Вторая половина ХХ века характеризовалась появлением большого числа прогнозов социально-экономического развития Китая вплоть до 2050 года. Однако из всех прогнозов адекватным требованиям времени был стратегический план модернизации страны, предложенный в начале 80-х годов Дэн Сяопином. Концентрированное выражение этот план получил в «Трехшаговой» экономической стратегии развития Китая, рассчитанной до середины ХХI века.
На правах рукописи
Хуан Хуай
Современное состояние и тенденции развития автомобилестроения Китая
Специальности:
08.00.05- Экономика и управление народным хозяйством;
08.00.14- Мировая экономика
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Москва - 2009
Диссертация выполнена на кафедре «Маркетинг и менеджмент» Московского государственного технического университета «МАМИ»
Научный руководитель доктор экономических наук, профессор,
Официальные оппоненты доктор экономических наук, профессор,
Буренин Владимир Арсеньевич
Ведущая организация Институт управления на транспорте
Защита диссертации состоится «23» декабря 2009г. В 13- 00 на заседании диссертационного совета Д 212.140.03 Московского государственного технического университета «МАМИ» по адресу: г. Москва, ул. Большая Семеновская, д.38, корпус Б, аудитория 304.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного технического университета «МАМИ»
С авторефератом можно ознакомиться на сайте www.mami.ru.
Автореферат разослан «__» ___________ 2009г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
д.э.н., профессор А.А. Мхитарян
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. В условиях рыночной системы хозяйствования возникает объективная необходимость определения тенденций развития как экономики в целом, так и отдельных ее отраслей, оценки возможностей их развития.
Вторая половина ХХ века характеризовалась появлением большого числа прогнозов социально-экономического развития Китая вплоть до 2050 года. Однако из всех прогнозов адекватным требованиям времени был стратегический план модернизации страны, предложенный в начале 80-х годов Дэн Сяопином. Концентрированное выражение этот план получил в «Трехшаговой» экономической стратегии развития Китая, рассчитанной до середины ХХI века. Согласно этому плану экономика Китая должна была подняться до уровня среднеразвитых стран. В его основу был положен экстенсивный путь развития, с 1990 года по решению ЦК КПК и Госсовета был осуществлен переход к интенсивному развитию. В марте 1996г. на сессии ВСНП были приняты «Основные положения девятого пятилетнего плана (1996-2000гг.) экономического и социального развития КНР и перспективной программы до 2010г.» XVI съезд КПК, состоявшийся 8-14 ноября 2002г., по- существу обосновал переход экономики к индустриализации нового типа. Суть ее состоит в создании «экономики знаний», позволившей перейти к активизации фундаментальных исследований в области новых, высоких и ключевых технологий. Большое внимание было уделено политике открытости экономики как важнейшего условия использования зарубежного технологического опыта.
Особенно важно это решение было для отраслей, являющихся локомотивом развития всей экономики. К их числу относится автомобилестроение, которое является основой развития НТП. Привлечение наукоемких технологий позволило Китаю не только увеличить объемы производства автомобилей, но и занять первые позиции в мировом автомобилестроении. Если в 2000г. Китай по объему производства занимал 11-ое место среди мировых держав, то в настоящее время он является третьей в мире страной-производителем автомашин.
В тоже время важно подчеркнуть, что в развитии автомобилестроения большое внимание уделяется отечественному производству автомобилей. Предполагается, что автомобильная промышленность Китая должна перейти к конструированию национальных моделей автомобилей.
С целью повышения качества машин отечественного производства в автомобилестроении КНР проводится технологические преобразование производственной базы как на основе использования зарубежных технологий, так внедрения международных стандартов качества. Важнейшим направлением повышения технического уровня производства является создание крупных интегрированных автомобильных предприятий, которые в дальнейшем будут преобразованы в гигантские автоконцерны, производящие по 5 млн. автомобилей каждый.
Генеральный секретарь китайского научного общества Фу Юу 2 апреля 2008 г. на форуме «Китайского автомобилестроения» отметил, что: «По предварительным подсчетам в последний период «Первой пятилетки» Китай станет мировым лидером производства автомобилей, а в 2012 году станет первой в мире страной по масштабам потребления автомобилей, и по масштабам их производства также выйдет на первое место в мире».
Анализ материала ассоциации китайского автомобилестроения показывает, что до 2010 года объем производства автомобилей в Китае достигнет 9 миллионов, что составит 10% объема мирового рыночного производства. Автомобильная промышленность стимулирует развитие более чем 100 отраслей промышленности страны (металлургия, машиностроение, резиновая, обработка цветных металлов, производство тканей, текстиля и др.). Также автомобилестроение способствует строительству дорог, развитию сферы услуг, страхования, автосервиса и др.
В условиях интенсивного промышленного строительства отрасль становятся также основной производственной инфраструктурой. Развитие транспортного комплекса относится к приоритетным задачам государственной деятельности. Основная цель его развития, исходя из огромной территории Китая, с одной стороны, создание условий для улучшения качества транспортных услуг, предоставляемых населению, а с другой стороны, для снижения издержек транспортировки товаров и грузов по территории страны в интересах интеграции внутреннего рынка с внешним. Основными задачами развития транспортного комплекса являются:
- формирование единого
транспортного пространства на
территории Китая как
- обеспечение необходимого уровня мобильности населения и транспортной доступности регионов для всех категорий граждан, что особенно важно для Китая, которому характерно наличие большого количества труднодоступных районов;
- обеспечение экологической безопасности функционирования транспорта.
Как показало проведенное исследование, в достижении указанных приоритетов важная роль принадлежит высокой организации производства отечественных автомобилей. Это находит свое отражение в обосновании структуры их производства в части грузоподъемности, повышения надежности, улучшения эксплуатационных и экологических характеристик, перевода автомобилей на альтернативное топливо, развития сервиса, создания новой транспортной техники и технологий в пользу наиболее экологичных и энергосберегающих автомашин.
Область исследования диссертационной работы соответствует специальностям 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами. Промышленность и 08.00.14 – Мировая экономика.
Степень разработанности проблемы. Проведенный анализ китайской и российской научной литература показывает, что изучение форм и методов развития автомобилестроения КНР и их критическая оценка является крайне важным не только для Китая, но и для России. Особенно это важно в части использования КНР зарубежного опыта в области развития автомобилестроительного производства. Именно поэтому вопросы развития автомобильной промышленности находится в центре внимания широкого круга ученых экономистов. В большинстве научных исследований, посвященных рассматриваемой в диссертации проблематике, остается недостаточно разработанной теоретико-методологическая база вопросов, связанных с использованием международного опыта в развитии автомобильной промышленности, организацией производства автомобилей иностранными компаниями внутри страны.
Спорным остается вопрос характера использования иностранных инвестиций с позиций их влияния на экономическую безопасность страны, отсутствует обоснование оптимальной структуры производства автомобильной продукции, не разработана методическая база по оценке работы совместных предприятий и др.
В диссертации использованы, прежде всего, руководящие указания коммунистической партии Китая и его правительства, директивы съездов и пленумов ЦК КПК по вопросам хозяйственного строительства. Практическое и теоретическое значение для дальнейшего становления автомобильной промышленности имеют научные положения, подходы, отраженные в трудах китайских ученых. Особое значение представляют теоретико-методологические работы Вэи Цзябао, Ван Цей, Ван Тай, Ван Пин, Ван Лолинь, Дэн Сяопин, Юан Фан, Лю Ли, Лини Су, Ли Цзинвэн, Чэн Чжэтин, Щао Куйфу, Щи Ин, а также российских ученых Абалкина Л.И, Кравцовой В.И, Соловьева В.А., Райзберга Б. А. и другие.
Все это определило цель диссертационной работы, постановку задач и логику исследования.
Цель исследования заключается в оценке состояния автомобилестроения Китая на современном этапе и обоснование основных подходов и методов к дальнейшему развитию автомобилестроительной отрасли Китая.
Цель диссертационной работы предопределила постановку ряда задач и необходимость поиска путей их решения.
Задачами исследования являются:
- системный анализ развития автомобилестроения Китая с целью установления основных факторов, позволивших достичь весомых результатов в развитии отрасли;
- уточнение теоретических основ для разрешения проблем, определяющих развитие автомобилестроения Китая на современном этапе;
- обоснование методологических и практических подходов к определению путей и методов дальнейшего развития автомобилестроения Китая;
- уточнение основных
- разработка методических рекомендаций по использованию опыта развития автомобилестроения в промышленно развитых странах, что важно с позиций не только для ускоренного создания материально-технической базы национального автомобилестроения, но и его перспектив выхода на мировой уровень конкурентоспособности;
- определение влияния
- выявление сильных сторон
- обоснование принципов развития национального автомобилестроения («единая цель», «единая система», «двойное перекрытие результатов», «тройное преобразование» и «пять стратегий»), применение которых основано на системном подходе, позволяющем осуществлять систематизацию знаний, технологий и их внедрение. Все это основывается на формировании и адаптации социалистической системы хозяйствования к рыночному типу ее ведения. Реализация принципа «двойного перекрытия результатов» на деле означает совместное продвижение вперед индустриализации и информатизации. В такой комбинации информатизация ведет за собой индустриализацию, а последняя помогает информатизации развиваться. Реализация принципов «пяти стратегий» означает использование «стратегии развитых стран по становлению научного подхода», «стратегии зоны направленного развития», «стратегии строительства новых сёл и городов», «стратегии устойчивого развития», «стратегии взаимовыгодного развития»; системное использование этих стратегий позволяет китайской автопромышленности ускоренно и активно развиваться;
- установление, что важным фактором, способствующим развитию китайского автомобилестроения, являются исследования по применению электромобилей и замене обычных автомобилей на высокотехнологичные автомобили, создание системных технологий, построение подвижной основы сервисной сети и.т.д.
Объектом исследования являются различные формы собственности предприятий автопромышленности Китая (иностранные, отечественные, совместные и др.)
Предметом исследования являются формы и методы управления и организации производственно-хозяйственной деятельности автомобильных предприятий на внутреннем и внешнем рынках автомобилей.
Теоретической и методологической основой диссертации являются фундаментальные положения компартии Китая по развитию экономики страны, в том числе национального автомобилестроения в условиях смешанной системы хозяйствования; труды китайских и зарубежных ученых по проблемам развития рыночной социальной экономики; глобализации и ее влияния на развитие экономики Китая; материалы съездов и пленумов компартии и правительственных органов КНР; работы Дэн Сяопина об особенностях развития экономики Китая.
Научным инструментарием исследования явились системный подход, экономический и сравнительный анализ. В ходе работы над диссертацией использовались исторический и функциональный подходы к анализу предмета исследования и другие методы научного анализа.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в систематизации методов становления и теоретических разработок по переходу на более качественный технологический уровень автомобилестроительной отрасли в условиях смешанной экономики, их наиболее полном и рациональном использовании в процессе управления. В частности научной новизной обладает целый ряд теоретических положений, выдвинутых в ходе исследования. Ими являются:
Информация о работе Современное состояние и тенденции развития автомобилестроения Китая