Техническая последовательность ремонта системы охлаждения автомобиля ЗИЛ - 130

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 22:17, реферат

Краткое описание

Температура газов в цилиндрах работающего двигателя достигает 1800 – 2000º С.
Только часть выделяемого при этом тепла (для карбюраторных двигателей – 21…28%, а для дизельных – 29…42%) преобразуется в полезную работу. Часть тепла (12…27% – для дизельных двигателей) отводится с охлаждающей жидкостью, в противном случае детали
двигателя перегреваются, и резко возрастает их износ.

Вложенные файлы: 1 файл

23_BM7564rere2.doc

— 6.31 Мб (Скачать файл)

                                                                                                                                


                                                Система охлаждения.

 

        Температура  газов  в  цилиндрах  работающего  двигателя  достигает  1800 – 2000º С.

        Только   часть   выделяемого  при   этом   тепла  (для  карбюраторных  двигателей – 21…28%,  а  для  дизельных –  29…42%)   преобразуется   в  полезную  работу. Часть   тепла (12…27%  – для дизельных двигателей) отводится   с   охлаждающей    жидкостью,   в   противном  случае  детали

двигателя  перегреваются,   и   резко   возрастает   их  износ.

         Чрезмерное     повышение     температуры     двигателя,   кроме   того, приводит   к   выгоранию  смазки. 

        Значительное   снижение   температуры   работающего  двигателя     также   нежелательно.  В   переохлажденном   двигателе   мощность   снижается   за   счет   потери  тепла,   увеличиваются   потери  на  трение  из-за   более   густой   смазки  часть  рабочей  смеси   конденсируется,  смывая    смазку  со  стенок  цилиндра  и  увеличивается,  износ деталей.    В   переохлажденном   двигателе   увеличивается   коррозионный   износ  стенок  цилиндров   в   результате   образования  серных  и   зернистых  соединений.

         На   изучаемых   двигателях  применяют   систему   жидкостного  охлаждения с  принудительной    циркуляцией   жидкости.  В  качестве   теплоносителя  применяют   воду   или   специальные   незамерзающие   смеси -  антифризы   или тосол.   

      

               

        


 

 

     


      Система   охлаждения    двигателя    служит    для    принудительного   отвода   тепла   от   цилиндров,    головок   цилиндров    и   других   деталей   двигателя   и   передачи  тепла   к  окружающему  воздуху. 

           В  систему   охлаждения   с   принудительной  циркуляцией   охлаждающей  жидкости  входят  рубашки   охлаждения   головки   и   блока   цилиндров,    радиатор  с  соединительными    патрубками,   насос   с   водораспределительной  трубкой,   вентилятор,   термостат,  расширительный    бачок,  пусковой  подогреватель  и   контрольные  приборы.                                                                                                                                                                                          

                    Рис. 2. Схема системы охлаждения  двигателя ЗИЛ - 130

 

 

1 — радиатор;                                 9 — датчик указателя температуры воды

                            2 — компрессор;                              в системе охлаждения двигателя;

3 — водяной насос;                          10 — сливной краник рубашки блока цилиндров

                           4 — термостат;                             (в положении «Открыто»);                                           .                           5 — кран отопителя;                      11 — сливной.

                            6 — подводящая трубка;

                           7 — отводящая трубка;

                            8 — радиатор отопителя;

 

 

 


                            Система  охлаждения.

           Система   охлаждения    двигателя   жидкостями   закрытого  типа   с  принудительной   циркуляцией охлаждающей  жидкости. Для   нормальной работы    двигателя   температура   охлаждающей    жидкости      должна   поддерживаться   в   пределах  75 - 95º С.

         В систему охлаждения  входят  жидкостная  полость блока и головок цилиндров:  жидкостной  насос с приводом, вентилятор  с кожухом (диффузором)  радиатор;  пробка  с  клапанами;  жалюзи,        радиатора;  термостат;  соединительные  патрубки  со  шлангами;  сливные краники  и  контрольные  приборы.

          К   системе  охлаждения подключен   котел   предпускового  подогревателя. 

                          Термостат.

          Термостат  системы  охлаждения  имеет  твердый  наполнитель   активную  массу,  состоящую   из  смеси  церезина  с   медным  порошком.

          При  повреждении   термостат   отремонтировать  нельзя,  его   следует  заменить  на новый.

         Пробка  радиатора  имеет   два  клапана – паровой и   воздушный. Для  разборки  узла  радиатора  надо  сначала  отсоединить  масляный  радиатор.  Для  этого  следует:

                – отвернуть болты крепления к рамке подвески  жидкостного  радиатора; 

 

 

 

 



            – ослабить  два   винта хомутов крепления шлангов масляного радиатора;

            – снять масляный  радиатор  в сборе с кронштейнами.

          Для   отсоединения  шлангов  от  трубок  надо  ослабить  с  помощью  отвертки  стяжные  винты  и  снять  резиновые  шланги.  Для  снятия кронштейнов с   масляного радиатора надо  отвернуть гайки,  вынуть   болты и снять два кронштейна  с масляного радиатора.

         Для  демонтажа  рамки   подвески  с  радиатора  надо  отвернуть  болты   крепления  правой   и  левой  пластин   радиатора и отсоединить радиатор  от  рамки подвески.  Затем отвернуть болты крепления кожуха  вентилятора к правой  и левой пластинам радиатора,  вынуть  болты,  отсоединения  кожуха  радиатора  и  снять  распорку  рамки  радиатора.

        Для  снятия  жалюзи  к  пластинам  радиатора   вынуть  болты  и  отсоединить   жалюзи  от  радиатора.

        Перед  сборкой  необходимо  радиатор  очистить  от  грязи   и                   промыть   обычной водопроводной водой.  Воду  под напором   следует  направить  на  нижний  патрубок  радиатора  для  того,  что бы  она вымывалась  через  верхний  патрубок.  Пробка  радиатора  должна  быть  закрыта.

         Промывку  можно закончить после того, как сливаемая вода      станет  чистой.

         Очищенный  и  промытый  радиатор   необходимо  проверить  на  герметичность  воздухом  под   давлением 0,15 – МПА (1,5 КТС/ см²)

   

 


поместив  его  в  водяную  ванну.

           Сборку   узлов радиатора проводят  в обратной  последовательно-сти.

                       Жидкостный  насос.

          В   процессе  эксплуатации  двигателя   в  жидкостном  насосе  изнашиваются  подшипники  10  и  12,  базовые   отверстия  под  подшипники  в корпусе,  уплотнительный  узел  и вал насоса.

          Подшипники  имеют  уплотнители,   удерживающие  смазочный  материал  и  защищающие   их  от  загрязнения.

          Торцовая  часть  поверхности  прилегания  уплотнительной  шайбы  не  должна  иметь  выработки.  Допуск  торцевого  биения  торца  в  корпусе  подшипников  по  отношению  к  посадочным  поверхностям  под  подшип-ники  соответствует  0,05 мм.

          При   большем  торцевом  биение  торец  следует  отремонтировать. 

 

                • а - открыт паровой клапан;
                • б - открыт воздушный клапан.

 

 


                    Основные  неисправности  систем  охлаждения. 

          Внешними  признаками  неисправности  системы  охлаждения  является  перегрев  или  чрезмерное  охлаждение  двигателя.

          Перегрев  двигателя возможен  при недостатке  охлаждающей жидкости  в системе   из-за  её  утечки  или вскипания,   обрыве  или пробуксовке ремня привода вентилятора и водяного  насоса,  заедание в клапанах термостате  и жалюзи  в закрытом  положении,  большом  отложении  накипи.   Чрезмерное  охлаждение двигателя  возможно  при  заедании  термостата или  жалюзи  в  открытом  положении  отсутствии  утеплительных  чехлов.

           Работы  выполняемые  при   техническом   обслуживании  систем  охлаждения.

           При приведении  ежедневного обслуживания  проверяют  осмотром  герметичность  систем   охлаждения   и  смазки:  уровень  жидкости  в  системе  охлаждения  и  при  необходимости  доливают  воду.

            В   зимнее  время  при  постановке  автомобиля  на  стоянку  сливают  воду  из  системы  охлаждения  и  пускового  подогревателя,  а  перед  пуском  двигателя  заполняют  систему  горячей  водой  или  подключают  двигатель  к  системе  подогрева.

          Кроме того,  при  ежедневном  обслуживании  заливают  воду  в  бачок  устройства  для  обмыва  ветрового  стекла:  проверяют  уровень  и  при  необходимости  доливают  масло  в  картер  двигателя.

 

 


            Во  время  проведения  первого   технического  обслуживания  следует  проверить  и  при  необходимости  отрегулировать  натяжением  приводных  ремней.

            При   втором   техническом   обслуживании  необходимо  проверить   и  если  надо  закрепить   вентилятор,  радиатор,  его облицовку,  жалюзи   и капот,  проверить  и  отрегулировать  натяжение  приводных  ремней.

           Во  время  сезонного технического  обслуживания  проверяют осмотром  герметичность систем  охлаждения  и отопления,   а   также пускового подогревателя;  промывают систему охлаждения;  при  подготовке  к  зиме  проверяют   состояние  и  действие  пускового  подогревателя;  два  раза  в  год  при  смене  сортов  масел  ( в  зависимости от   времени  года)  промывают  систему  смазки  двигателя:  при  подготовке  к  зиме  отключают  масляный  радиатор.

            У  двигателя  ЗИЛ – 130  для  регулировки  натяжения  ремня  привода  насоса при   гидравлическом  усилении  рулевого  управления  и  ремня  привода   генератора  ослабляют  болты   крепления  натяжного  кронштейна   или  гайку крепления генератора  к планке,  а затем смещают   насос или генератор.

            При  усилии  4кгс,  приложенном  к  серединам  ветвей,  прогиб  ремней  не  должен  превышать 8 – 14мм.  Регулировку  натяжения  ремня  привода  компрессора  производят  перемещением  компрессора  по  кронштейну  при   помощи  регулировочного  болта.  Прогиб  ремня  под усилием 4 кгс должен  составлять 5-8мм.  


        

 

             К системе жидкостного охлаждения относятся:  полость  охлажде-ния  блока  и головок цилиндров, радиатор,  водяной   насос,  вентилятор,  жалюзи,  термостат,  водораспределительная   труба,  патрубки,  шланги,  сливные краники.

             Охлаждающая  жидкость,  находящаяся   в  полости  охлаждения,  нагреваясь  засечет  тепла, образующегося в цилиндре  двигателя,  поступает в радиатор,  охлаждается в нем и возвращается  в полость охлаждения.

             Принудительная  циркуляция  жидкости  в  системе с водяным   насосом,  а  усиленное  охлаждение  её  за  счет  интенсивного  обдува  радиатора воздухом.

 

 


             Отдельные детали системы охлаждения   соединены трубками  и прорезиненными  шлангами.  Степень охлаждения  регулируется  при помощи  термостата,  жалюзи   или   путем автоматического включения  или  выключения  вентилятора.

             Жалюзи  служат  для   регулирования   интенсивности  обдува  радиатора   встречным  потоком  воздуха.  Они  состоят  из  отдельных   пластин,  укрепленных  шарнирно  впереди  радиатора.

             Управляют  жалюзи  рукояткой  выведенной  в  кабину.  При  затягивании  рукоятки  пластины,  поворачиваясь  на  шарнирах,  уменьшают  встречный  поток  воздуха,  поступающий  к  радиатору.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


            В  водяном  насосе  при   износе  подшипников  и  деталей  уплотнительного  узла  (уплотнительной  шайбы  и  манжеты)  их  заменяют  новыми.

            При  замене  деталей  узла  уплотнения  надо  снять  корпус      насоса,  выпресовать  из  корпуса   вал  в  сборе  с   подшипниками,  крыльчаткой  и   уплотнителем,  заменить   изношенные  детали  уплотнительного  узла  и  собрать  насос  в  обратной   последовательности.

            Перед  разборкой  надо  очистить  насос  от  масла  и   грязи  и  промыть   его   в  обезжиривающем  растворе.  Разборку  насоса  рекомендуется  проводить  в  следующем    порядке:

      –  отвернуть   болты  крепления  вентилятора   и  снять  вентилятор  и   шкив  со  ступицы.  Для  снятия  ступицы  следует  пользоваться  съемными болтами  или  специальным   съемником; 

      –  отвернуть  торцовым  ключом  гайки  крепления  корпуса  крыльчатки  к  корпусу  подшипников;

     –  разъединить   их,  слегка  постукивая  по  ним  молотком,  снять прокладку, осторожно отделяя её  от  корпуса отверткой;

     –  отвернуть   болт   крепления   крыльчатки   на  валу  насоса,  придерживая  отверткой  от  проворачивания  вала,  снять  крыльчатку  с вала  при помощи  съемника. И 803.15 000  при помощи  отвертки  снять уплотнитель в сборе,  уплотнительную  текстолитовую шайбу,  затем разъединить  резиновую  манжетную  с  пружиной; 

Информация о работе Техническая последовательность ремонта системы охлаждения автомобиля ЗИЛ - 130