Условия перевозки скоропортящихся грузов на направлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 13:12, курсовая работа

Краткое описание

Вторая задача решается только для мяса птицы блочного, которое предъявлено к погрузке в поддоне плоском однонастильном четырёхзаходном размерами 1200х800 мм. По заданию требуется разработать схему погрузки транспортных пакетов с мясом птицы блочным в вагоне ИВТ-21.
Третья задача решается только для лука зелёного в автономном рефрижераторном вагоне со служебным отделением, с учётом дополнительных данных для теплотехнического расчёта.
Четвёртая задача решается вне зависимости от предыдущих задач согласно заданным характеристикам грузового фронта распределительного холодильника.

Содержание

Введение ……………………………………….…..………………...……….......
9
1
Приём скоропортящихся грузов к перевозке …………...…….…………..
10
1.1
Требования к качеству и условия подготовки грузов к перевозке ……...
10
1.2
Виды и проявления возможной порчи грузов, при которых они не допускаются к перевозке ………………………………………………….…..
14
1.3
Режимные параметры обслуживания перевозок и способы размещения заданных грузов в разных типах вагонов …………………………………
16
1.4
Сроки доставки и возможность перевозки заданных грузов в изотермических и крытых вагонах …………………………………………………..
19
1.5
Специфические сопроводительные документы, оформляемые на перевозку заданных грузов ………………………………………………...........
24
2
Разработка схемы размещения и крепления пакетированного груза в изотермическом вагоне ……………………………...……………………..
25
2.1
Определение массы пакета …………………………………………...……
25
2.2
Требования к размещению пакетов с мясом птицы блочным в вагонах...
25
2.3
Расчёт схемы погрузки и количества пакетов в рефрижераторном вагоне ……………………………………..……………………………………
26
3
Теплотехнический расчёт рефрижераторного вагона для гружёного рейса с луком зелёным……………..……………........................….....
29
3.1
Цель и метод расчёта, состав теплопоступлений ……………...……….…
29
3.2
Расчётная температура наружного воздуха на маршруте ………........…..
29
3.3
Характеристика и основные и параметры теплообменных процессов в гружёном рейсе ……………………………………………………………...
30
3.4
Мощность теплопоступлений в грузовое помещение вагона ……........…
34
3.5
Показатели работы дизель-генераторного и холодильно-отопительного оборудования …………………………..…………………………................
39
4
Нормирование технологических показателей работы грузового фронта на распределительном холодильнике …………………...……………..….
40
4.1
Порядок подачи вагонов на грузовой фронт …………………...…….…...
40
4.2
Порядок обработки вагонов на грузовом фронте ………………...……....
42
4.3
Продолжительность обработки вагонов на грузовом фронте ………......
43
4.4
Требуемое количество средств механизации …………………………….
44
Библиографический список ……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Valyok_khladik.doc

— 501.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  железнодорожного транспорта

Федеральное государственное  бюджетное образовательное 
учреждение высшего профессионального образования

«петербургский государственный 
университет путей сообщения»

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Кафедра «Логистика и коммерческая работа»

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка к курсовому проекту

«Условия перевозки скоропортящихся грузов 
на направлении»

 

 

 

Выполнил студент       

   (дата, подпись)

Группа К-010

 

Руководитель доцент             В.В. Ефимов

   (дата, подпись)

 

Нормоконтроль доцент             В. В. Ефимов

  (дата, подпись)

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

ПГУПС

2013

 

Содержание

 

Список определений и сокращений …………………………...…..…………....

3

Список обозначений ……………………………………….……….…………....

4

Введение ……………………………………….…..………………...……….......

9

1

 Приём скоропортящихся грузов к перевозке …………...…….…………..

10

1.1

Требования к качеству и условия подготовки грузов к перевозке ……...

10

1.2

Виды и проявления возможной  порчи грузов, при которых они не допускаются к перевозке ………………………………………………….…..

14

1.3

Режимные параметры обслуживания перевозок и способы размещения заданных грузов в разных типах вагонов …………………………………

16

1.4

Сроки доставки и возможность перевозки  заданных грузов в изотермических и крытых вагонах …………………………………………………..

19

1.5

Специфические сопроводительные документы, оформляемые на перевозку заданных грузов ………………………………………………...........

24

2

 Разработка схемы размещения и крепления пакетированного груза в изотермическом вагоне ……………………………...……………………..

25

2.1

Определение массы пакета …………………………………………...……

25

2.2

Требования к размещению пакетов с мясом птицы блочным в вагонах...

25

2.3

Расчёт схемы погрузки и количества пакетов в рефрижераторном вагоне ……………………………………..……………………………………

26

3

 Теплотехнический расчёт рефрижераторного вагона для гружёного рейса с луком зелёным……………..……………........................….....

29

3.1

Цель и метод расчёта, состав теплопоступлений ……………...……….…

29

3.2

Расчётная температура наружного воздуха на маршруте ………........…..

29

3.3

Характеристика и основные и параметры теплообменных процессов в гружёном рейсе ……………………………………………………………...

30

3.4

Мощность теплопоступлений в грузовое помещение вагона ……........…

34

3.5

Показатели работы дизель-генераторного и холодильно-отопительного оборудования …………………………..…………………………................

39

4

Нормирование технологических показателей работы грузового фронта на распределительном холодильнике …………………...……………..….

40

4.1

Порядок подачи вагонов на грузовой фронт …………………...…….…...

40

4.2

Порядок обработки вагонов на грузовом фронте ………………...……....

42

4.3

Продолжительность обработки вагонов  на грузовом фронте ………......

43

4.4

Требуемое количество средств механизации …………………………….

44

Библиографический список ………………………………………………….….

45

Приложение А.

Задание на курсовой проект ……………………….……..…

46


 

 

Список определений и  сокращений

 

Правила

Правила перевозок скоропортящихся  грузов

АРВ-Э

Автономный рефрижераторный вагон  со служебным отделением

БОО

Без охлаждения и отопления (режим обслуживания груза)

ВВШ

Вокруг и внутри штабеля (режим  циркуляции воздуха в грузовом помещении  вагона)

Временные 
условия

Временные условия перевозок скоропортящихся  грузов

ГПВ

Грузоподъёмность или грузовместимость вагона

ИВ-термос

Грузовой вагон рефрижераторной секции из холодного отстоя, переоборудованный или эксплуатируемый в опытном порядке без холодильно-отопительного оборудования как одиночный изотермический вагон в режиме «термос», а также автономный рефрижераторный вагон без служебного помещения, переоборудованный под вагон-термос

Плотно-вертик.

Плотно-вертикальный (способ укладки  груза в вагоне)

РС-4(Б)

Грузовой вагон пятивагонной рефрижераторной  секции постройки Брянского машиностроительного  завода

РС-4(Д)

Грузовой вагон пятивагонной рефрижераторной секции постройки завода Дессау

ТВШ

Только вокруг штабеля (режим циркуляции воздуха в грузовом помещении вагона)

Термос-1

Термос первого рода (режим конвективного  теплообмена между воздухом и  грузом в грузовом помещении транспортного модуля)

Термос-2

Термос второго рода (режим конвективного  теплообмена между воздухом и  грузом в грузовом помещении транспортного  модуля)

УВ-термос

Универсальный вагон-термос

ХМ

Холодильная машина


 

 

Список обозначений

 

tу

Уставный срок доставки груза, сут

L

Расстояние перевозки груза (заданное), км

F{}

Логическая операция округления результата вычислений до целого значения в бóльшую сторону

E{}

Логическая операция округления результата вычислений до целого значения в меньшую сторону

Vм

Минимальная скорость перевозки грузов в вагонах (нормы суточного пробега), км/сут

tн.к

Нормативная продолжительность начально-конечных операций в пунктах погрузки и выгрузки, сут

tп

Предельный срок перевозки скоропортящегося груза, сут

рп.бр

Масса пакета, кг брутто

r

Плотность укладки груза в пакете, кг/м3

vп

Полезная вместимость пакета, м3

Gс.п

Собственная масса средства пакетирования, кг

Рп

Грузоподъёмность пакета, кг

пр.п

Количество рядов пакетов, размещаемых  по длине вагона

Lв.п

Погрузочная длина вагона, мм;

Вп

Погрузочная ширина пакета, мм

рт

Техническая норма загрузки вагона, т

kи.г

Коэффициент использования грузоподъёмности вагона, доли ед.

Рв

Грузоподъёмность вагона, т

Qт

Теплоприток вследствие теплопередачи  через ограждения кузова вагона, кВт/ваг.

Qи

Теплоприток за счёт инфильтрации наружного воздуха, кВт/ваг.

Qб

Теплоприток за счёт биохимической  теплоты плодоовощей при дыхании, кВт/ваг.

Qс

Теплоприток эквивалентный воздействию  солнечной радиации, кВт/ваг.

Qв

Теплоприток от свежего воздуха, поступающего внутрь грузового помещения при вентилировании, кВт/ваг.

Qц

эквивалентные работе вентиляторов-циркуляторов, кВт/ваг.

Qш

Теплоприток эквивалентные оттаиванию снеговой шубы, кВт/ваг.

Qг

Теплоприток от охлаждаемого груза, тары и средств пакетирования, кВт/ваг.

Qк

Теплоприток от охлаждаемого (отепляемого) кузова и оборудования вагона, кВт/ваг.

SQ

Суммарная мощность теплового потока, кВт/ваг.

tр

Расчётная температура наружного  воздуха, °С

tс

Средняя температура наружного  воздуха, °С

Х

Квантиль надёжности расчёта теплопритоков

s

Среднеквадратичное отклонение температуры  наружного воздуха от её среднего значения

Р

Надёжность расчёта теплопритоков, доли ед.

rш

Условный коэффициент степени  плотности штабеля груза в  вагоне, доли ед.

qб1

Удельные тепловыделения плодоовощей в среднем за время охлаждения в вагоне, Вт/т

qб2

Удельные тепловыделения плодоовощей  в среднем после охлаждения в  вагоне, Вт/т

mг

Скорость теплоотдачи груза, °С/ч

Dtр

Расчётный температурный напор, К

Dtм

Максимальный температурный напор, К

kр

Коэффициент теплопередачи ограждений вагона, Вт/(м2×К)

bв

Скорость охлаждения воздуха в  грузовом помещении, °С/ч

bг

Скорость охлаждения груза, °С/ч

tв

Продолжительность первоначального  охлаждения воздуха в грузовом помещении вагона, ч

tг

Продолжительность охлаждения груза в вагоне, ч

tоб

Общая продолжительность перевозки  груза в вагоне, ч

tг.н

Начальная температура груза (до погрузки), °С

tф

Расчётная температура воздуха на фронте погрузки, °С

tв.н.п

Температура воздуха в вагоне в начале погрузки, °С

tг.п.п

Температура груза после погрузки, °С

tв.в

Верхняя граница температурного режима перевозки груза, °С

tв.н

Нижняя граница температурного режима перевозки груза, °С

tв

Среднее значение температурного режима перевозки груза, °С

tв.п.п

Температура воздуха в вагоне после  погрузки, °С

kш

Поправочный эмпирический коэффициент, учитывающий фактор степени плотности штабеля груза

kт

Поправочный эмпирический коэффициент, учитывающий фактор степени скважности тары груза

Gбр

количество груза в вагоне, т

kр.п

Паспортное значение расчётного коэффициента теплопередачи ограждений вагона, Вт/(м2×К)

mо

Коэффициент, учитывающий изменение  свойств ограждающих конструкций грузового помещения от случайных факторов

kм

Эмпирический коэффициент, который учитывает влияние температурного напора и свойств изоляции вагона на скорость теплообменных процессов в грузовом помещении

kб1

Эмпирический коэффициент, учитывающий  степень биохимических тепловыделений плодоовощей при охлаждении

Рв

Грузоподъёмность вагона, т

Fр

Полная расчётная поверхность  грузового помещения, м2

Fм

Расчётная поверхность машинных отделений  грузового вагона, контактирующих с грузовым помещением, м2

tм

Температура воздуха в машинном отделении, оС

rн

Плотность наружного воздуха, кг/м3

mи

Кратность инфильтрации воздуха в  ограждениях грузового помещения и в вентиляционной системе, ч–1

Vп

Полный объём грузового помещения  вагона, м3

jн

Относительная влажность наружного  воздуха, %

jв

Относительная влажность воздуха  внутри грузового помещения вагона, %

iн

Удельное теплосодержание наружного  воздуха (при tр и jн), кДж/кг

iв

Удельное теплосодержание воздуха  внутри грузового помещения в  режиме перевозки (при tв и jв)

Qб1

Мощность теплового потока от плодоовощей  при дыхании при охлаждении, кВт/ваг.

Qб2

Мощность теплового потока от плодоовощей  при дыхании после охлаждения, кВт/ваг.

qб2

Удельные тепловыделения плодоовощей  в режиме перевозки, Вт/т

Gгр

Масса перевозимого груза, т нетто

Fб.с

Поверхность боковых стен вагона, м2

Fк

Поверхность крыши вагона, м2

tэ.р

Эквивалентная температура рассеянной радиации, соответствующая разности температур на поверхности вагона при  наличии и отсутствии солнечной  радиации, К

tэ.в

Эквивалентная температура прямой радиации на вертикальные поверхности, К

tэ.г

Эквивалентная температура прямой радиации на горизонтальные поверхности, К

mc

Вероятность солнечных дней в году, доли ед.

Qц1

Мощность теплового потока от работы вентиляторов-циркуляторов при охлаждении плодоовощей, кВт/ваг.

Qц2

Мощность теплового потока от работы вентиляторов-циркуляторов после охлаждении плодоовощей, кВт/ваг.

Nц

Суммарная мощность электродвигателей  вентиляторов-циркуляторов, кВт

x

Коэффициент трансформации механической энергии вентиляторов-циркуляторов внутри воздуховода в тепловую энергию

uц1

Коэффициент рабочего времени вентиляторов-циркуляторов при охлаждении груза, доли ед.

uц2

Коэффициент рабочего времени вентиляторов-циркуляторов после охлаждении груза, доли ед.

qш

Удельные теплопоступления, эквивалентные  теплоте горячих паров хладагента, подаваемых в воздухоохладитель для снятия снеговой шубы, а также теплоте, погашаемой при восстановлении температурного режима перевозки

nш

Количество раз снятия снеговой шубы за перевозку

nот

Периодичность снятия снеговой шубы на испарителях холодильных машин, сут

Сг

Удельная теплоёмкость груза, кДж/(кг×°С)

Cт

Удельная теплоёмкость тары, кДж/(кг×°С)

Cс.п

Удельная теплоёмкость средств  пакетирования груза, кДж/(кг×°С)

Gт

Масса тары груза, кг

Gс.п

Масса средств пакетирования груза, кг

a

Коэффициент, учитывающий неоднородность температурного поля кузова вагона

b

Эмпирический коэффициент соответствия скоростей охлаждения кузова вагона и груза

uх

Коэффициент рабочего времени холодильных  машин, доли ед.

uп

Коэффициент рабочего времени электропечей, доли ед.

uх1

Коэффициент рабочего времени работы холодильных машин при охлаждении груза, доли ед.

uх2

Коэффициент рабочего времени работы холодильных машин после охлаждении груза, доли ед.

Qх

Паспортная мощность холодильных  машин, кВт

Qп

Паспортная мощность электрических  печей, кВт

g

удельный расход дизельного топлива, кг/ч

Qг

Годовой объём поступления продукции  на холодильник, тыс. т

Uв

Максимальный размер суточной выгрузки вагонов, ваг./сут

aм

Коэффициент максимальной месячной неравномерности прибытия вагонов на распределительный холодильник

aс

Коэффициент суточной неравномерности  прибытия вагонов на распределительный холодильник

рст

Средняя статическая нагрузка вагона, т/ваг.

kпод

Количество подач вагонов на грузовой фронт в течение суток под выгрузку

mф

Вместимость грузового фронта, ваг.

kп.м

Максимально возможное количество подач вагонов на пути необщего пользования (в данном случае на холодильник) в  течение суток под выгрузку

I

Интервал между подачами-уборками вагонов

Тсм

Продолжительность рабочей смены  грузового фронта, ч

t

Время, отводимое на обеденный перерыв, приём и сдачу смены, ч

fсм

Количество смен работы грузового фронта в сутки

mпод

Количество вагонов в одной  подаче, ваг.

Пт.л

Производительность одной технологической линии, т/ч

Плим

Производительность лимитирующего  звена в технологической линии, т/ч

mт.л

Количество вагонов, одновременно обрабатываемых одной технологической линией, ваг.

mо

Фронт одновременной выгрузки вагонов, ваг.

nо

Количество вестибюлей на грузовом фронте, которые соединяют железнодорожную и автомобильную экспедиции холодильника по первому этажу

А

Количество вагонов, одновременно обрабатываемых через один вестибюль грузового фронта, ваг.

tваг

Продолжительность выгрузки одного вагона, ч

tвсп

Продолжительность вспомогательных  операций на обработку одного вагона, которые не входят в рабочий цикл (открытие и закрытие дверей вагона, снятие и навешивание закруток и пломб на дверях, установка и снятие креплений груза, переходных мостков, очистка вагона и др.)

tн

Нормативная продолжительность обработки  вагонов по фронту одновременной выгрузки

tпод

Продолжительность простоя всей поданной партии вагонов на грузовом фронте холодильника

tп.з

Продолжительность подготовительно-заключительных операций, связанных с обработкой всей подачи (приёмка и сдача вагонов, технологическое передвижение вагонов вдоль фронта и т. п.)

Nт.л

Количество технологических линий, требуемое для обработки всей поданной партии вагонов на грузовой фронт в установленные сроки

Z

Общее количество средств механизации, требуемое для обработки всей подачи вагонов на грузовой фронт в установленные сроки

Zт.л

Количество средств механизации, работающих в одной технологической линии


 

 

Введение

 

Конкуренция между российскими железными дорогами и другими видами транспорта требует обеспечения процесса доставки скоропортящихся грузов потребителям в кратчайшие сроки без потерь и понижения качества. При этом обязательным является строгое соблюдение условий подготовки, приёма, погрузки, транспортировки, выгрузки и выдачи таких грузов. Эти условия регламентированы правилами перевозок скоропортящихся грузов по железным дорогам России во внутреннем сообщении (далее – Правила). Поэтому главной целью курсового проекта является научить студента грамотно выбирать способ перевозки скоропортящихся грузов, определять требуемые условия перевозки в соответствии с Правилами, выполнять теплотехнические расчёты транспортных модулей.

В курсовом проекте решаются четыре задачи. Первая (основная) – определение условий подготовки, возможности и условий перевозки скоропортящихся грузов; вторая – разработка схемы погрузки и крепления транспортных пакетов в изотермическом вагоне; третья – выполнение проверочного теплотехнического расчёта рефрижераторного вагона с плодоовощами; четвёртая – определение нормативных показателей работы грузового фронта на многоэтажном распределительном холодильнике.

Указанные задачи решаются применительно  к исходным данным согласно варианту индивидуального задания «49» (приложение А).

Первая задача решается для трёх грузов, имеющих разную холодильную подготовку: замороженный груз – мясо птицы блочное, охлаждённый груз –балыки рыбные и неохлаждённые плодоовощи – лук зелёный. Заданные грузы подлежат перевозке в летний период года на расстояние 600 км.

Вторая задача решается только для мяса птицы блочного, которое предъявлено к погрузке в поддоне плоском однонастильном четырёхзаходном размерами 1200х800 мм. По заданию требуется разработать схему погрузки транспортных пакетов с мясом птицы блочным в вагоне ИВТ-21.

Третья задача решается только для  лука зелёного в автономном рефрижераторном вагоне со служебным отделением, с учётом дополнительных данных для теплотехнического расчёта.

Четвёртая задача решается вне зависимости  от предыдущих задач согласно заданным характеристикам грузового фронта распределительного холодильника.

 

1  Приём скоропортящихся грузов к перевозке

1.1 Требования к качеству и условия подготовки грузов к перевозке

 

Мясо птицы  блочное

Мясо домашней птицы классифицируют по виду, возрасту, способу обработки, температуре в толще мышц и упитанности.

По виду и возрасту различают:

– мясо птицы молодой (тушки цыплят, цыплят-бройлеров, утят, гусят,

индюшат и цесарят);

– мясо птицы взрослой (тушки кур, уток, гусей, индеек и цесарок).

По способу технологической  обработки тушки всех видов птиц бывают полупотрошёные, потрошёные, потрошёные с комплектом потрохов и шеей.

По термическому состоянию тушки  домашней птицы могут быть остывшими, охлаждёнными и замороженными. Температура в толще грудной мышцы остывших тушек должна быть не выше 25 °С; охлаждённых – от 0 до +4 °С; замороженных – не выше минус 8 °С.

Мясо птицы предъявляют к  перевозке в ящиках. Тушки птицы  в замороженном состоянии (потрошёные и полупотрошёные), предъявляемые к перевозке в рефрижераторных вагонах и в рефрижераторных контейнерах, должны иметь температуру в толще тушки не выше минус 8 °С.

 

Балыки рыбные

Балычные изделия  представляют собой специально приготовленные вялением или холодным копчением отдельные части наиболее ценных видов рыб. Рыбу разделывают на спинку, или балык, боковники и тешу, или брюшную часть. По качеству балычные изделия делят на высший, первый и второй сорта. Консистенция, вкус и запах – как у копчёной рыбы. Цвет – от серого до светло-золотистого, содержание соли – от 0,6 до 8 % у высшего сорта, 8…9 % у второго сорта, и 11…12 % у больших изделий второго сорта. Незначительные нарушения допускаются только у балычных изделий второго сорта.

Рыбу и балычные изделия холодного  копчения предъявляют к перевозке  в рефрижераторных вагонах с температурой не выше минус 5 °С, а в вагонах-термосах согласно приложению Е. Укладывают рыбу холодного копчения в деревянные или картонные ящики, сухотарные бочки. Тара изнутри должна быть выложена пергаментом или обёрточной бумагой, а в торцевых стенах ящиков и в деревянных бочках должны быть сделаны несколько отверстий диаметром 25…30 мм для доступа свежего воздуха. Лососёвые рыбы и зубатка холодного копчения, а также балычные изделия холодного копчения и вяленые должны быть уложены только в ящики.

Рыбу и балычные изделия горячего копчения предъявляют к перевозке только в замороженном виде и только в рефрижераторных вагонах с температурой не выше минус 18 °С. На ящиках с замороженной рыбой горячего копчения крупным шрифтом должна быть нанесена надпись «ЗАМОРОЖЕННАЯ».

 

Лук зелёный

Нет информации в методичке и  в интернете.

 

Таблица 1 – Условия подготовки заданных скоропортящихся грузов к перевозке

Наименование  показателя

Перевозимый груз

замороженный

охлаждённый

плодоовощи

1. Наименование груза

Мясо птицы блочное

Балыки рыбные

Лук зелёный

2. Первичная упаковка

Нет

Нет

Нет

3. Транспортная тара

Ящик картонный

Ящик картонный

Ящик деревянный

4. Средства пакетирования

Поддон плоский однонастильный четырёхзаходный, 1200х800

Нет

Нет

5. Температура груза при погрузке, °С:

фактическая (по заданию)

нормированная Правилами при использовании:

рефрижераторных вагонов

крытых вагонов

нормированная Временными условиями при использовании:

УВ-термосов

ИВ-термосов

 

–18

 

 

-18 и ниже

 

 

Не выше -12

Не выше -18

 

-5

 

 

-18 и ниже

-

 

 

-

-

 

21

 

 

Не нормируется

-*

6. Вывод: условия холодильной подготовки грузов соответствуют («Да») или не соответствуют («Нет») требованиям Правил или Временных условий (отсутствие вариантов обозначать     «–») при использовании:

рефрижераторных вагонов

УВ-термосов

ИВ-термосов

крытых вагонов

 

 

 

 

 

 

Да

Да

Да

 

 

 

 

 

 

Нет

-

-

 

 

 

 

 

 

Да

-


*- в летний период года перевозка  лука зелёного в крытом вагоне не производится, это можно узнать из табл. Л3.

 

 

 

 

 

1.2 Виды и проявления возможной порчи грузов, при которых они не допускаются к перевозке

 

Мясо птицы  блочное

При хранении и перевозках мяса могут  возникнуть ухудшение качества или  порча мяса. Под ухудшением качества понимают изменение товарного вида и некоторых (незначительно) свойств мяса, под порчей – изменение вкусовых достоинств и питательной ценности. Недоброкачественным считается мясо сомнительной свежести и несвежее.

Мясо сомнительной свежести имеет  признаки начальной стадии порчи, а  у несвежего мяса эти признаки явно выражены: поверхность мяса – серого или зеленоватого цвета, корочка – сильно подсохшая или очень влажная. Имеются налёты плесени и слизи, при надавливании пальцем ямка не восполняется. Запах – гнилой или кислый, жир – с сильным запахом, мажется, бульон – грязный с хлопьями.

  • Ослизнение появляется при температуре хранения выше 0 °С и относительной влажности более 90 %. От сплошного налёта микрококков, стрептококков и других слизеобразующих микроорганизмов мясо становится липким. При температуре 0 °С и относительной влажности воздуха 85– 90 % образование слизи значительно замедляется. Ослизнённое мясо направляют на промышленную переработку или подвергают замораживанию.
  • Плесневение является результатом деятельности плесневых грибков (мукоровый гриб, гроздевидная, леечная и кистевидная плесени). Плесневые грибы чувствительны к вентиляции и поэтому развиваются интенсивно на участках туши, где движение воздуха ограничено. Грибницы развиваются на поверхности туши с проникновением вглубь на 2…5 мм. Плесневение проявляется разнообразно окрашенными колониями и затхлым запахом. При температуре минус 4 … минус 9 °С развитие плесени прекращается за исключением кладоспориума, который покрывает поверхность туши тёмно-зелёными почти чёрными пятнами. В начальной стадии, когда плесень появляется в виде белых бархатистых колоний круглой формы, её легко стирают с поверхности туш тряпкой, смоченной слабым марганцовым раствором, мясо немедленно пускают в реализацию. При слабом проникновении плесени в мышечную ткань, мясо после зачистки отправляют в промышленную переработку. Необходимо знать, что плесневение мяса часто возникает из-за несоблюдения санитарно-гигиенических норм во время перегрузочных операций. Мясо со следами плесени к перевозке не допускают.
  • Пигментация связана с деятельностью пигментных бактерий. В зависимости от вида микроба на туше образуются красные, синие, зелёные пятна. Если после проверки токсических веществ в мясе не обнаружено и отсутствует посторонний запах, пятна удаляют, а мясо реализуют.
  • Свечение мяса вызвано фотобактериями, которые развиваются на поверхности туши. Чаще всего это явление наблюдается при хранении мяса и рыбы в одном помещении. Свечение не приводит к гниению.
  • Кислое брожение происходит вследствие деятельности молочнокислых бактерий и дрожжей. При этом в мясе образуются кислоты, которые хотя и подавляют развитие гнилостной микрофлоры, но способствуют развитию плесени, а она, в свою очередь, способствует гниению. Кислое брожение – предвестник гниения. Мясо приобретает серый цвет в разрезах и кислый неприятный запах. Кислое брожение неопасно для человека, но мясо направляют на промышленную переработку.
  • Загар – своеобразный порок, проявляющий себя в толще мяса в виде кислого запаха, изменения цвета и вкуса. Загар образуется при медленном охлаждении мяса и при наличии на его поверхности слоя, препятствующего газообмену с внешней средой (жирные туши), а также в тушах утомлённых и вынужденно забитых при несоблюдении санитарно-гигиенических условий животных. Имеются две точки зрения на происхождение загара. Первая объясняет загар внутренним автолитическим распадом мяса. Вторая – деятельностью анаэробных бактерий. В начальной стадии загара мясо проветривают, а большие туши разрубают для обеспечения доступа кислорода воздуха во внутренние слои, после чего качество мяса восстанавливается. Такое мясо направляют на промышленную переработку.
  • Появление землистого запаха связано с деятельностью лучистых грибков. Этот порок возникает при хранении мяса на холодильниках.
  • Гниение – результат деятельности гнилостных бактерий. Мясо утомлённых и слабых животных подвергается гниению быстрее, так как в нём мало гликогена, из которого при созревании мяса образуется молочная кислота, подавляющая жизнедеятельность гнилостных микробов. Гниение начинается на поверхности туши под воздействием аэробных бактерий и далее распространяется внутри за счёт анаэробных бактерий. При гниении ткань мяса размягчается, приобретает серый, серо-зеленоватый оттенок и неприятный запах. В результате мясо разлагается на составные части: аммиак, азот, сероводород, углекислоту, воду. Жизнедеятельность гнилостных микробов происходит за счёт энергии, выделяемой при распаде белков. Даже в начальной стадии гниения мясо может служить причиной отравления человека.

Информация о работе Условия перевозки скоропортящихся грузов на направлении