Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 15:42, шпаргалка
А/м назначение:
А/м- это самодвижущаяся машина, предназначенная для перевозки по безрельсовому пути пассажиров, различных грузов или специального оборудования, а также для буксирования прицепов.
Основные части а/м:
1)Двигатель-преобразует хим. энергию топлива, сгорающего в его цилиндрах, в тепловую энергию, затем при помощи КШМ-в механическую
2) Трансмиссия-служит для передачи крутящего момента от колен вала двигателя к ведущим колесам, а т.ж. для изменения его величины и направления (сцепление, к.п.п, раздаточная коробка, карданная передача, ведущий мост)
А/м назначение: А/м- это самодвижущаяся машина, предназначенная для перевозки по безрельсовому пути пассажиров, различных грузов или специального оборудования, а также для буксирования прицепов. Основные части а/м: 1)Двигатель-преобразует хим. энергию топлива, сгорающего в его цилиндрах, в тепловую энергию, затем при помощи КШМ-в механическую 2) Трансмиссия-служит
для передачи крутящего 3) Ходовая часть-преобразует
вращательное движение ведущих
колес в поступательное 4) Кузов-служит для размещения водителя, пассажиров, грузов. 5) Механизмы управления- 6) Шасси-это трансмиссия,
ход. часть, механизмы Вспомогательное оборудов-лебедка, тягово-сцепное устройство и др. доп. оборудование. |
Классификация легковых а/м: По рабочему объему ДВС: Особо малый класс (до 1,099л.) – длина 3,2-3,5 м, ширина 1,4-1,5 м, четырехместные а/м с двух- или трехцилиндровым ДВС. Малый класс (1,1-1,799л.) – длина 3,5-3,8 м, ширина 1,5-1,6 м, трех- четырехцилиндровые ДВС, вместимость до 5 человек. Средний класс (1,8-3,499 л.) – длина 4,6-4,9 м, ширина 1,74-1,81 м, 4-х, 5-и, 6-и, восьмицилиндровые ДВС и дизели. Большой (3,5 и выше) и высший классы (объем не регламентируется) – это представительские а/м, единичного производства, обладающие высокой комфортабельностью, скоростными качествами и безопасностью. По типу кузова: Закрытые: Лимузин (удлиненная база, 4 боковые двери, 2-3 ряда пассажирских мест). Седан (нормальная база, 4 или 2 боковые двери, 2-3 ряда сидений). Купе (укороченная база, 2 боковые двери, 1-2 ряда сидений). Открытые: (кабриолет, фаэтон, родстер (спайдер)). Грузопассажирские: Универсал (закрытый кузов, складывающийся ряд задних сидений). Пикап (закрытый кабина, 1-2 ряда сидений, и открытая зрузовая платфома). Хетчбек(комби) промежуточное положение м/у седаном и универсалом; 2 или 4 боковые двери + дверь в наклонной задней стенке). |
Классификация грузовых а/м: По полной массе: Менее 1,2т.; 1,2-2,0 т.; 2,0-8,0 т.; 8,0-14,0 т.; 14,0-20,0 т.; 20,0-40,0 т.; Более 40,0 т. По грузоподъемности: грузовые а/м с бортовой платформой: особо малый (менее 1 т.); малый (1-3т.); средний (3-8 т.); большой (8-15т.); особо большой (15-26т.); сверх особо большой (более 26т.) В зависимости от назначения: Общие- оборудован платформой бортовой, безбортовой или с тентом; Специализированные- грузовые а/м для перевозки однотипных грузов; Специальные- коммунальные, пожарные, медицинские, автокраны; Тягочи- для буксировки прицепных транспортных средств. По назначению и нагрузки на ось: Дорожные- предназначены для движения по дорогам общего пользования; Внедорожные- по специальным дорогам. По кол-ву ведущих колес: 4х2; 6х6; 8х8; Где
первая цифра соответствует По типу ДВС: Карбюраторные, дизельные (газогенераторные, газобаллонные); электрические (электромобили); паровые, газотурбинные; с комбинированными силовыми установками. |
Привод сцепления: Назначение-передача вращения от двигателя к трансмиссии, быстрое разъединение ДВС и трансмиссии, плавное их соединение при троганьи и переключения передач. Располагается за ДВС перед КПП. Привод сцепления предназначен для вкл и выкл сцепления. Механический
привод состоит из педали, тяг или
троса, рычагов и выжимного Гидравлический привод- усилие от педали передается выжимному подшипнику посредством давления жидкости. Позволяет дистанционно управлять сцеплением, обеспечивает плавность вкл сцепления. Пневматический
привод – обычно используют на грузовых
а/м, оборудованных Суммарное усилие всех пружин при сжатии дисков достигает 8-10кН. Передаточное число привода рассчитывается из условия, чтоб усилие на педаль при выкл сцепления не превышало: для легковых-150Н; для грузовых-250Н. полный ход педали находился в пределе 140-190 мм, свободный ход -28-50 мм. |
КПП: Изменение скорости движения а/м, обеспечение движения задним ходом, длительное отключение трансмиссии от ДВС. Бесступенчатые передачи: изменение передаточных чисел КП при изменении нагрузки происходит бесступенчато и автоматически, ДВС работает всегда в оптимальном режиме с наилучшими показателями. Высокая стоимость, сложная конструкция, низкий КПД. Ступенчатые: происходит изменение передаточных чисел, преобразуется передаваемый с ДВС крутящий момент и одновременно изменяется частота вращения выходного вала. Невысокая стоимость, простота конструкции, высокий КПД. Механические ступенчатые коробки различают: По числу валов: 2-, 3-, многовальные; По кинематической схеме: с неподвижными осями валов и планетарные; По расположению относительно продольной оси: с продольным и поперечным расположением; По способу переключения: со скользящими зубчатыми муфтами (каретками), синхронизаторами, фрикционными муфтами; По числу передач переднего хода: 2-х, 3-х, и многоступенчатые. Надежно соединять, при необходимости разъединять ДВС и трансмиссию. Обеспечивать необходимые динамические и экономические показатели а/м. Бесшумность работы и легкость в управлении при переключении передач. Простота в ТО и ТР. Высокие показатели надежности и КПД. Минимальная масса и габаритные размеры.
|
Подбор передаточных чисел: Передат числа в коробке образуют геометрическую прогрессию. Для разгона на каждой передаче используется наибольшая средняя мощность ДВС. В этом случае разгон происходит более интенсивно, путем изменения передат чисел разница изменения в скоростях движения а/м в конце предыдущей и вначале следующей должна быть минимальная, что облегчает переключение передач. Закон геометрической прогрессии6 im+1 = im q, где im+1 – передаточное число последующей передачи; im – передаточное число предыдущей передачи; q – знаменатель прогрессии, который оценивает плотность ряда передаточных чисел. С увеличением числа передат чисел повышает плотность ряда, тяговые и экономические показатели, улучшается динамика разгона. С увеличением кол-ва передач, усложняется конструкция КПП, габариты и стоимость. Большее кол-во
передач имеют дизельные ДВС,
т.к. дизельный мотор имеет меньшую
приспосабливаемость к Плотность ряда повышают, т.е. сближают передат числа наиболее часто используемых передач. Существует прямая (обычно 4) и повышающая (5) передачи. Повышающая передача позволяет повысить экономичность а/м, данная переда применяется при движении по хорошему дорожному покрытию, с небольшой згрузкой и на высокой скорости. У современных а/м q = 1,1-1,5
| ||||||
АБС:
|
Кузов а/м:
|
Трансмиссия:
|
|||||||||
Индексация а/м: Первая цифра обозначает класс а/м: 1.Легковые а/м классифицируют по рабочему объему двигателя. 2.Грузовые — по полной массе. 3.Автобусы — по габаритной длине. Вторая цифра указывает эсплуатационые св-ва а/м: 1 - легковой автомобиль; 2 - автобус; 3 - грузовой автомобиль (общего назначения); 4 - седельный тягач; 5 - самосвал; 6 - цистерна; 7 - фургон; 8 - резерв; 9 - специальный автомобиль.
|
|
|
|
| |||||||
Дифференциал:
| |||||||||||
Ведущие полуоси: Служат для передачи крутящего момента от дифференциала к ведущим колесам. По способу установки: полуразгруженная полуось (легковые а/м); Разгруженная (грузовые).
| |||||||||||
Раздаточные коробки: Предназначена для распределения крутящего момента между ведущими мостами а/м. Классификация: По характеру делений силового потока (с постоянным или дифференциальным приводом; с блокированным приводом; со смешанным приводом). По количеству ступеней (1-о и 2-х ступенчатые коробки). По числу выходных валов (2-х и 3-х вальные раздаточные коробки). По расположению валов привода ведущих мостов (с соосными и несоосными валами). По периодичности вкл привода вспомогательного ведущего моста (с постоянно вкл мостом; с периодическим вкл ведущего моста)
Межосевой дифференциал позволяет колесам переднего и заднего мостов вращаться с различной мощностью. В случае отсутствия межосевого дифференциала, при движении по дороге с твердим покрытием необходимо выкл передний мост. В раздат коробках используют межосевые дифференциалы: симметричные (когда вес груженного а/м равномерно распределяется между передним и задним мостами) и несимметричные (когда развесовка неравномерная).
|
Карданные передачи: Служат для передачи крутящего момента между двумя агрегатами трансмиссии, валы которых несоосны. Классификация: По числу валов (1-о, 2-х и многовальная). По числу шарниров (одношарнирная, двухшарнирная, многошарнирная). По типу шарниров (с шарнирами равных угловых скоростей (синхронными), с шарнирами не равных угловых скоростей (асинхронными)).
|
Ведущий мост:
Ведущий мост представляют собой полую балку, внутри которой размещена главная передача, дифференциал, и привод колес.
|
Главные передачи:
|
|
Подвески а/м:
|
Рулевое управление:
Рулевое управление состоит: Рулевой механизм- служит для передачи усилия от водителя к рулевому приводу. А так же для усиления крутящего момента. Рулевой привод- предназначен для передачи усилия от рулевого механизма к управляющим колесам. А так же обеспечивает необходимое соотношение между углами поворота. Рулевой привод состоит из системы рычагов и тяг с шарнирами: рулевая сошка, продольная тяга, рычаги, поворотная цапфа, поперечные тяги и поворотные рычаги. Продольные и поперечные рычаги образуют рулевую трапецию.
|
Рулевые механизмы: Рулевой механизм служит для передачи усилия от водителя к рулевому приводу и для увеличения вращающего момента, приложенного к рулевому колесу.
|
Усилители руля:
| ||
Рулевой привод: Предназначен для передачи усилия от рулевого механизма к управляющим колесам. Рулевой привод состоит из системы рычагов и тяг с шарнирами: рулевая сошка, продольная тяга, рычаги, поворотная цапфа, поперечные тяги и поворотные рычаги. Продольные и поперечные рычаги образуют рулевую трапецию.
|
Тормозные системы:
|
Тормозные механизмы:
Барабанный тормозной механизм состоит из барабана, колодок, опорного диска (суппорта) опоры колодок, разжимного устройства и регулятора зазоров.
|
Тормозные приводы:
Тормозные приводы могут быть гидравлические, пневматические и комбинированные. Пневматический привод, при котором тормозные механизмы приводятся в действие за счет использования энергии сжатого воздуха, применяют в тормозных системах грузовых а/м средней и большой грузоподъемности и автобусах.
|
Регулятор тормозных сил:
|