Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 06:13, реферат
Государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации, предполагающая наличие у лица соответствующего профессионального образования и соответствующей специализации. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих закреплен на законодательном уровне в ст.4 Федерального Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ( в редакции Федеральных законов от 31.12.2014 года № 509-ФЗ, №510-ФЗ)
Введение
Принципы, цели, задачи и функции аттестации государственных служащих
Организация и порядок проведения аттестации государственных служащих
Заключение
Список используемой литературы:
План
Введение
Принципы, цели, задачи и функции аттестации государственных служащих
Организация и порядок проведения аттестации государственных служащих
Заключение
Список используемой литературы:
Государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации, предполагающая наличие у лица соответствующего профессионального образования и соответствующей специализации. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих закреплен на законодательном уровне в ст.4 Федерального Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ( в редакции Федеральных законов от 31.12.2014 года № 509-ФЗ, №510-ФЗ)
К государственному гражданскому служащему законодательством предъявляются определенные квалификационные требования. К ним относятся требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Оценка соответствия уровня профессиональной подготовки государственных служащих квалификационным требованиям, а также выполнение им своих служебных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом, выявляется в результате проведения специальной процедуры - аттестации госслужащих. Помимо этого аттестация позволяет выявлять наиболее перспективных государственных служащих для дальнейшего продвижения их по службе; направлять на переподготовку и повышение квалификации госслужащих, результаты служебной деятельности которых вызывают сомнения, и при определенных условиях избавляться от государственных служащих, не соответствующих занимаемой должности.
Актуальность рассматриваемой темы обосновывается тем, что существенные изменения, происходящие в настоящее время в институтах государственной и муниципальной службы в результате проводимых административной реформы, реформы государственной службы и местного самоуправления, заставляют обратить более пристальное внимание к содержанию понятия аттестации государственных служащих, а также к его правовым последствиям.
В результате принятия новых нормативных актов, в процедуре аттестации госслужащих произошли ряд изменений, что также требует определенного анализа.
Вопрос о правовом регулировании аттестации имеет важное практическое значение в регулировании отношений в сфере труда. Между тем до настоящего времени в законодательстве отсутствует легальное определение понятия аттестации.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы. Цель настоящей работы - подробно рассмотреть особенности и процедуру аттестации государственных служащих. Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие аттестации государственных служащих;
Обозначить принципы, цели, задачи и функции аттестации государственных служащих;
Рассмотреть процедуру организации и порядок проведения аттестации государственных служащих;
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав и заключения. Названия глав отображают их содержание.
Понятие аттестации государственного служащего
Необходимо отметить, что действующее законодательство не содержит конкретного определения аттестации в целом, и аттестации государственных служащих в частности. Относительное разнообразие определений аттестации встречается лишь в специальной юридической литературе, посвященной рассматриваемой проблематике.
Справочник по государственному и муниципальному управлению трактует аттестацию как определение, проверку, оценку профессиональных, деловых и личностных качеств государственного служащего, установление его служебно-должностного соответствия предъявляемым требованиям к государственной службе.
В.Ф. Халипов и Е.В. Халипова определяют аттестацию как отзыв о способностях, знаниях, деловых и иных качествах какого-либо лица, характеристику.
А.П. Жиров характеризует аттестацию как установленную государством форму периодической проверки специальной трудовой правоспособности определенной категории работников и качества выполнения ими своей трудовой функции с целью установления соответствия аттестуемых занимаемой должности, повышения их профессионального и морально-политического уровня, а также содействия администрации в улучшении подбора и расстановки кадров.
Ю.Н. Полетаев определяет аттестацию государственных гражданских служащих как "юридическую обязанность проходить периодическую проверку уровня своей профессиональной подготовленности (квалификации) и соответствия занимаемой должности, организуемую представителем нанимателя в соответствии с установленными правилами с целью оптимизации использования кадров, стимулирования роста их квалификации, повышения ответственности и установления возможности сохранения, изменения или прекращения служебных контрактов".
Часть 1 ст.48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" лишь указывает цель аттестации гражданского служащего - определение соответствия государственного служащего замещаемой должности гражданской службы.
Стоит заметить, что определение аттестации, приводимое в указанном выше Федеральном законе, хотя и значительно уже по своему содержанию, однако сохранило базовую сущностную характеристику определения ранее действовавшего Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", а также определений аттестации ряда иных подзаконных нормативно-правовых актов. Так, ч.1 ст.24 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" указывала, что аттестация проводится с целью определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда.
Обобщая вышеизложенное, можно дать следующее определение аттестации государственного служащего - это административно-правовая процедура по оценке профессионального соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности, направленная на совершенствование государственной службы и развитие внутреннего потенциала аттестуемого, обязывающая по итогам принять установленные законодательством административно-правовые меры, что способствует эффективному развитию профессионального и личностного потенциала кадров.
Аттестация как правовой институт в системе государственной службы имеет свои принципы, цели, задачи и функции.
К основным принципам аттестации относятся те, которыми руководствуются во всех государственных и муниципальных органах, в которых проводится аттестация. К их числу относятся: законность, объективность, гласность, всеобщность, беспристрастность, коллегиальность, системность и комплексность аттестации и дифференцированный подход, периодичность проведения аттестации государственного служащего, обоснованность оценки и рекомендаций аттестационной комиссии, действенность аттестации.
Аттестация проводится в целях:
а) определения уровня профессиональной подготовки;
б) определения соответствия занимаемой должности;
в) для решения вопроса о присвоении квалификационного разряда;
г) совершенствования деятельности государственного органа.
Одни цели являются контрольными, поскольку преследуют интерес государства и общества иметь в государственном аппарате высококвалифицированных специалистов, усовершенствовать систему управления, оптимально использовать кадровый потенциал. Другие цели относятся к мотивационным и преследуют личностный интерес государственного служащего, подвергающегося аттестационной процедуре, результатами которой могут стать: повышение или понижение по службе, награды и т.п.
Основной задачей аттестации госслужащих является определение соответствия государственных служащих занимаемым должностям. Однако, в ходе проведения аттестации решается ряд других дополнительных задач, в частности:
выявление перспективы использования потенциальных способностей работника, стимулирования роста его профессиональной компетенции;
определение степени необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки служащего;
обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения кадров, а также своевременного освобождения работника от должности или перевода на менее квалифицированную работу.
Функции аттестации государственных служащих можно подразделить на явные и скрытые.
Явной функцией аттестации государственного служащего является установление факта соответствия занимаемой государственной должности государственной службы. Явными являются и возможные компоненты, связанные с проведением аттестации. К примеру, график проведения аттестации. График проведения аттестации дает возможность аттестуемому государственному служащему подготовиться к аттестации и присутствовать при ее проведении. Аттестация государственного служащего обеспечивает объективность решения об изменении или сохранении социального положения аттестуемого государственного служащего. Характеристика фиксирует сильные и слабые стороны аттестуемого государственного служащего.
Скрытые функции аттестации государственного служащего: придание большого веса принятым ранее кадровым решениям, углубление знакомства с подчиненными, их возможностями и способностями, придание коллективу дополнительного стимула для улучшения работы, мотивация и стимулирование труда, планирование карьеры сотрудников и др.
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что исходя из своих принципов, целей, задач и функций, аттестация государственных служащих призвана способствовать:
совершенствованию деятельности государственных органов по подбору, повышению квалификации и расстановке кадров;
определению уровня их профессиональной подготовки и соответствия занимаемой должности;
повышению эффективности управленческого труда и развитию творческой инициативы;
обеспечению социальной защищенности гражданских служащих путем дифференциации оплаты их труда;
решению вопроса о повышении гражданского служащего в должности, другого трудового стимулирования.
Аттестации подлежат все государственные гражданские служащие независимо от занимаемой должности. Однако на основании других критериев некоторые гражданские служащие освобождаются от прохождения очередной аттестации. В соответствии со ст.48 (ч.8) Закона N 79-ФЗ к ним относятся служащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация этих сотрудников может быть проведена не ранее чем через один год после окончания соответствующего отпуска.
Положение о проведении аттестации расширяет круг гражданских служащих, освобождающихся от прохождения очередной аттестации. В дополнение к служащим, указанным в Законе N 79-ФЗ, п.3 Положения предусматривает, что аттестации не подлежат гражданские служащие:
проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;
достигшие возраста 60 лет;
беременные женщины;
в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.
Аттестация гражданских служащих проводится регулярно, один раз в три года. Однако в некоторых случаях возможно проведение внеочередной аттестации (ч.5, 6 ст.48 Закона N 79-ФЗ).
Для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается акт государственного органа, содержащий положения: о формировании аттестационной комиссии, об утверждении графика проведения аттестации, о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации, о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.
В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.
Оценить работу государственного служащего очень трудно, так как профессиональная служебная деятельность состоит в осуществлении публичных функций, не имеющих стоимостных оценок. Однако Положением определены некоторые процедуры, призванные обеспечивать объективную оценку его деятельности.
Не позднее, чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем. К отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов. Кадровая служба государственного органа должна ознакомить аттестуемого с представленным отзывом. При этом аттестуемый вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв.