Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 16:16, реферат
Рыночная трансформация российской экономики оказалась всеобъемлющей и затронула, в большей или меньшей мере, все ее сферы. при этом смена характера социально-трудовых отношений приняла специфически российские формы. В значительной степени это было обусловлено тем, что трудовые отношения были наиболее жестко регулируемым сегментом плановой экономики.
Введение
1. Международно-правовые акты и национальное законодательство о понятии «занятость»
2. Формы занятости и круг лиц, являющихся занятыми
3. Правовой статус безработного
4. Трудоустройство и его виды в РФ
Заключение
План
Введение
1. Международно-правовые
акты и национальное
2. Формы занятости и круг лиц, являющихся занятыми
3. Правовой статус безработного
4. Трудоустройство и его виды в РФ
Заключение
Задача
Список использованной литературы
Введение
Рыночная трансформация российской экономики оказалась всеобъемлющей и затронула, в большей или меньшей мере, все ее сферы. при этом смена характера социально-трудовых отношений приняла специфически российские формы. В значительной степени это было обусловлено тем, что трудовые отношения были наиболее жестко регулируемым сегментом плановой экономики.
В период рыночных реформ произошел переход от полной и безусловной занятости, соответствующей всеобщности и обязательности труда в условиях планово-административной экономики, к системе рыночной активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства.
В дореформенный период российская рабочая сила существенно отличалась от рабочей силы других стран, особенно со зрелой рыночной экономикой. Российская занятость отражала гипериндустриализированный характер экономики. Это поставило на повестку дня вопрос о качественных и институциональных структурных изменениях в экономической активности и занятости Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах РФ. / Васильев В.Н. и др., М. 2007. С.20..
Динамика занятости показывает, что рынок труда, в конечном счете, оптимизировал в соответствии с уровнем экономического развития структуру занятости, сохранив для наемных работников привлекательность государственного сектора и ограничив привлекательность частного.
В рамках данной работы считаю необходимым рассмотреть вопросы международных положениях регулирования занятости и трудоустройства, о формах занятости и правовом положении безработного.
1. Международно-правовые
акты и национальное
В системе российского законодательства о занятости населения находятся международно-правовые акты по данной проблеме, ратифицированные Российской Федераций.
Международный пакт ООН «Об экономических, социальных и культурных правах» (1966г.) предусматривает полную, продуктивную и свободную избранную занятость.
В конвенциях и рекомендациях МОТ много внимания уделяется вопросам занятости.
Согласно ст. 1 Конвенции МОТ № 122 «О политике в области занятости» от 09.07.1964г. Ведомости Верховного Совета СССР. 8 ноября 1967. № 45. Ст. 608. в целях стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и ликвидации безработицы и неполной занятости, каждый член Организации провозглашает и осуществляет в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.
Эта политика имеет целью обеспечение того, чтобы:
а) имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет работу;
b) такая работа была как можно более продуктивной;
c) существовала свобода
выбора работы и самые широкие
возможности для каждого
Эта политика должна учитывать надлежащим образом стадию и уровень экономического развития и взаимную связь между целями в области занятости и другими экономическими и социальными целями, и она должна осуществляться с помощью методов, соответствующих национальным условиям и практике.
Согласно ст.7 Конвенции МОТ № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» от 21.06.1988г. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 2171 - 2184. (не ратифицирована в РФ) в качестве приоритетной цели предусмотрена политика, направленная на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости всеми соответствующими мерами, включая социальное обеспечение. Такие меры должны включать, среди прочего, службы занятости, профессиональную подготовку и профессиональную ориентацию.
Также указано на необходимость стремления ввести, сообразуясь с национальными законодательством и практикой, специальные программы, способствующие созданию дополнительных рабочих мест и содействию в вопросах занятости, а также способствующие получению продуктивной и свободно избранной занятости для определенных категорий, находящихся в неблагоприятном положении лиц, которые сталкиваются или могут сталкиваться с трудностями в поисках стабильной занятости, таких как женщины, молодые трудящиеся, инвалиды, пожилые трудящиеся, лица, являющиеся безработными продолжительное время, трудящиеся - мигранты, проживающие в стране на законных основаниях, и трудящиеся, которых затронули структурные изменения. (ст. 8).
Международно-правовые акты устанавливают основные принципы трудовых отношений, в том числе в области повышения занятости и трудоустройства. Так, Конвенция МОТ № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» от 28.06.1930г. Ведомости Верховного Совета СССР. 2 июля 1956. № 13. Ст. 279. обязывает упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах в возможно кратчайший срок. Ввиду такого полного упразднения принудительный или обязательный труд может применяться в течение переходного периода единственно для общественных целей и в порядке исключения на условиях и при гарантиях, установленных в нижеследующих статьях.
Термин «принудительный или обязательный труд» означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг (ст. 2). Однако этот термин в смысле Конвенции № 29 не включает в себя: обязательную военную службу; работу являющуюся частью обычных гражданских обязанностей граждан; работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие судебного акта; d) всякую работу или службу, требуемую в условиях чрезвычайных обстоятельств; e) мелкие работы общинного характера.
Компетентные власти не должны ни предписывать, ни разрешать предписывать принудительный или обязательный труд в пользу частных лиц, компаний или обществ (ст. 4).
Международно-правовые акты предусматривают основные права граждан в области обеспечения занятости. Так, Конвенция МОТ № 168 устанавливает право:
- на содействие занятости
и защите от безработицы (право
на проведение государственной
политики по обеспечению
- на пособие в случае
полной безработицы, выплачиваемое
в форме периодических выплат
в размере, обеспечивающем получателю
частичное и временное
- на медицинское обслуживание
лиц, получающих пособие по
- на учитывание периодов,
в течение которых
Конвенция МОТ № 44 «О пособиях лицам, являющимся безработными по независящим от них обстоятельствам» от 23.06.1934г. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 337 - 343. предусматривает следующие права граждан:
- на возмещение (выплата
которого связана со взносами,
уплачиваемыми ввиду
- на пособие или возмещение лицам, занятость которых сокращена (ст. 3).
Конвенция МОТ № 122 предусматривает такие права граждан, как:
- право на получение как можно более продуктивной работы,
- право на свободу выбора работы,
- право на получение
подготовки и использование
Согласно Конвенции МОТ № 122 гражданам предоставлены следующие права:
- право на ограничение
принудительного труда - согласно
ст.12 максимальный период, в течение
которого какое-либо лицо
- право на приравнивание
требований к условиям
2. Формы занятости и круг лиц, являющихся занятыми
Согласно ст.1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991г. № 1032-1 (в ред. от 18.10.2007г.) Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1915. занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок). Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.
Конституция РФ не обязывает трудоспособного гражданина трудиться: она запрещает принудительный труд, указывая в ст. 37, что труд свободен. Понятие «занятые» шире понятия «работники». Работником является гражданин, работающий по трудовому договору.
Согласно ст. 2 закона занятыми считаются граждане:
1) работающие по трудовому
договору, в том числе выполняющие
работу за вознаграждение на
условиях полного либо
2) зарегистрированные в
качестве индивидуальных
3) занятые в подсобных
промыслах и реализующие
4) выполняющие работы по
договорам гражданско-
5) избранные, назначенные
или утвержденные на
6) проходящие военную службу,
альтернативную гражданскую
7) проходящие очный курс
обучения в
8) временно отсутствующие
на рабочем месте в связи
с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой,
повышением квалификации, приостановкой
производства, вызванной забастовкой,
призывом на военные сборы, привлечением
к мероприятиям, связанным с подготовкой
к военной службе (альтернативной
гражданской службе), исполнением
других государственных
9) являющиеся учредителями
(участниками) организаций, за исключением
учредителей (участников) общественных
и религиозных организаций (объединений),
благотворительных и иных
Согласно ст. 56 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001г. Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1. трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующее в организации правила внутреннего трудового распорядка.