Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 16:00, курсовая работа
Итак, возникла необходимость снижения уровня безработицы, доведение его до общеевропейского. А для этого необходима разработка действенной государственной политики содействия занятости населения в РФ. Действующая на данный момент политика занятости далека от совершенства, поэтому в стране ведется работа по ее усовершенствованию.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Политика занятости и ее законодательное регулирование..................5
1.1. Виды политики занятости...............................................................................5
1.2. Содержание и уровни политики занятости...................................................9
1.3. Нестандартные формы занятости.................................................................13
1.4. Неформальный сектор экономики................................................................16
Глава 2. Органы службы занятости.....................................................................19
2.1. Деятельность органов государственной службы занятости......................19
2.2. Фонд занятости населения в РФ...................................................................22
2.3. Статистические исследования......................................................................23
2.4. Модели политики занятости.........................................................................25
Заключение............................................................................................................27
Список литературы...............................................................................................28
Введение......................
Глава 1. Политика занятости
и ее законодательное регулирование.
1.1. Виды политики занятости.......
1.2. Содержание и уровни
политики занятости............
1.3. Нестандартные формы
занятости.....................
1.4. Неформальный сектор
экономики.....................
Глава 2. Органы службы занятости.....................
2.1. Деятельность органов
государственной службы
2.2. Фонд занятости населения
в РФ..........................
2.3. Статистические исследования...
2.4. Модели политики занятости.....
Заключение....................
Список литературы.............
Введение
В конце 20 века наша страна вступила в новый этап своего развития, начался постепенный переход от плановой к рыночной экономике. В связи с этим появился ряд новых и обострились уже имеющиеся проблемы, являющиеся следствием несовершенства экономики.
Одной из основных проблем
стала проблема безработицы. В СССР
была четко налажена система обеспечения
кадрами государственных
В процессе решения вопросов
занятости населения многие государства
из бывших республик СССР столкнулись
с практически одинаковыми
Перед новыми руководителями
государства встала проблема катастрофического
роста безработицы. Массовые увольнения
и сокращения рабочих и служащих
государственных предприятий
Поначалу появление
В то же время стали проявляться и негативные стороны безработицы. О них можно говорить бесконечно долго. Это и рост преступности, и существенный отток средств из государственного бюджета на различные социальные выплаты (пособия, материальная помощь и др.).
Итак, возникла необходимость снижения уровня безработицы, доведение его до общеевропейского. А для этого необходима разработка действенной государственной политики содействия занятости населения в РФ. Действующая на данный момент политика занятости далека от совершенства, поэтому в стране ведется работа по ее усовершенствованию.
Глава 1. Политика занятости и ее законодательное регулирование
1.1. Виды политики занятости
Одной из функций органов исполнительной власти на всех уровнях (федеральном, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) предусмотрено регулирование занятости населения, поиск путей снижения безработицы и сглаживание ее последствий. Реализация всех этих функций осуществляется посредством политики занятости.
Политика занятости -- это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости[11,с. 36].
Состояние рынка труда, как и социально-трудовых отношений в целом, зависят в определенной степени от уровня эффективности правового регулирования, от реального соответствия правовых норм, регулирующих данную сферу отношений, состоянию и возможностям общества и государства по обеспечению поступательного развития и экономических реформ в РФ. Политика занятости должна быть органически включена и согласована с общей концепцией реформирования экономики, соответствовать ее принципам и стратегии реализации.
Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада в других странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации, т.к. на данном этапе законодательная база рынка труда в РФ далека от идеала.
В процессе дальнейшего совершенствования системы государственного регулирования занятости предстоит выработать научно-обоснованный механизм оценки эффективности политики занятости как на местном, так и на региональном и федеральном уровнях и соответствующий комплекс стимулов и санкций.
Гражданам РФ принадлежит
исключительное право распоряжаться
своими способностями к
Правовую основу регулирования указанных общественных отношений обеспечивают[11, с. 42]:
o Конституция Российской Федерации;
o Кодекс законов о труде Российской Федерации;
o Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 2004 г.;
o Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 2003 г.;
o Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 2005 года;
o Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях»» от 24 ноября 2005 года;
o Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 20.04.2006 года;
o Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 2006 г.;
o Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 30 апреля 2006 г.;
o Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 17 июля 2007 г.;
o Федеральный закон «О внесении дополнения в статью 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 20 ноября 2006 г.
o и др.
Каждый из указанных законодательных актов регулирует строго определенную сферу общественных отношений, включая и социально-трудовые отношения.
Так же, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2006 года № 570 «О Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на 2006-2007 годы» и Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 768 «О Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 2006-2010 годы», в стране осуществлен ряд мер, касающихся регулирования рынка труда. Однако, как свидетельствуют данные статистического учета по рынку труда и состоянию безработицы, существенных сдвигов в сторону улучшения ситуации не достигнуто. Именно поэтому в РФ необходимо проведение эффективной политики занятости.
Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную активную и пассивную политику занятости.
Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) -- это[13, с. 19]:
o совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы;
o мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест;
o обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу;
o активный поиск и подбор рабочих мест;
o финансирование создания новых рабочих мест;
o организация новых рабочих мест через систему общественных работ.
В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и др.
Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты -- социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Часто применяют термин -- умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест[16, с. 13].
Внешне оба этих варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию.
Проведение активной государственной
политики занятости населения
1.2. Содержание и уровни политики занятости
В соответствии с действующим
законодательством о занятости
населения государственная
o развитие людских ресурсов для труда;
o обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от факторов (пол, возраст и т.д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
o создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
o поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
o обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
o предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
o поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
o сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;
o координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;
o координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;
o международное сотрудничество в решении проблем занятости населения и т.д.
Существуют три уровня программ обеспечения занятости населения[3, с. 11]:
o федеральный или общегосударственный,
o субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д. -- всего 89 программ);
o местный или локальный (на территории органа местного самоуправления).
Каждая из этих программ состоит из четырех крупных блоков:
o аналитического (сбор статистической и аналитической информации о занятости, установление актуальности проблемы занятости в конкретной местности, регионе или на уровне государства в целом);
o программно-целевого (формулировка конкретной цели и составление программы обеспечения занятости);
o ресурсно-обеспечивающего (своевременное и полное обеспечение всех программ необходимыми материальными, людскими и другими видами ресурсов);
o организационно-координирующего (организация, контроль и, при необходимости, координация выполнения программы).
Политика занятости на
федеральном уровне включает определение
совокупности правовых, экономических,
организационных мер и