Классификация источников трудового права по юридической силе и их характеристика
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 21:06, реферат
Краткое описание
Правильное регулирование трудовых отношений невозможно без знания источников трудового права и их классификации по юридической силе. В Трудовом Кодексе понятию источников трудового права отведена статья 5, в которой это понятие раскрывается и перечисляются источники трудового права в порядке убывания по юридической силе.
Министерство образования и
науки Российской Федерации
Новосибирский государственный
университет экономики и управления –
«НИНХ»
Кафедра финансового и трудового
права
Учебная дисциплина: Трудовое
право
Реферат
на тему «Классификация источников
трудового права по юридической силе и
их характеристика»
Выполнил
Студент: Богданова Юлия Андреевна
Номер группы: 0211 Управление
персоналом
Проверил:
Плотников Иван Николаевич
Дата регистрации на кафедре
«___» ___________________ 2014 г.
Новосибирск 2014
Оглавление
Введение
Правильное регулирование трудовых
отношений невозможно без знания источников
трудового права и их классификации по
юридической силе. В Трудовом Кодексе
понятию источников трудового права отведена
статья 5, в которой это понятие раскрывается
и перечисляются источники трудового
права в порядке убывания по юридической
силе.
Цель: рассмотреть понятие «источники
трудового права», изучить классификацию
источников трудового права по юридической
силе и их характеристику.
Задачи:
сравнить понятие «источники
трудового права» в различной литературе
и в Трудовом кодексе;
рассмотреть классификацию
источников трудового права по юридической
силе и дать им общую характеристику.
Понятие «источники трудового права»
и особенности формирования источников
трудового права
Категория «источники права»
в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных
аспектах. Во-первых, к ним относят объективные
факторы, порождающие право как социальное
явление. В качестве таких факторов выступают
материальные условия жизни общества,
его экономические, политические и социальные
потребности. Иначе говоря, в данном случае
речь идет об источнике права в материальном
смысле слова. Во-вторых, понятие источника
права связывают и с непосредственной
деятельностью уполномоченных органов
государства по формированию права, приданию
ему формы законов, указов, постановлений
и других нормативно-юридических документов.
Здесь мы имеем дело с понятием источников
права в формальном или юридическом смысле
слова.
Необходимо отметить, что со
вторым понятием источника права чаще
всего приходится сталкиваться не только
в науке трудового права, но и на практике,
в повседневной жизни, ибо оно дает возможность
познать трудовое право с позиций нормативного
содержания и его принадлежности к конкретным
субъектам — работникам, работодателям,
трудовому коллективу.
В свете вышесказанного под
источниками трудового права следует
понимать результаты (продукты) правотворческой
деятельности компетентных органов государства
в сфере регулирования трудовых и иных
общественных отношений, составляющих
предмет этой отрасли права. Источники
трудового права, таким образом, могут
быть отождествлены с понятием нормативно-правовых
актов, регулирующих рынок труда, отношения
по организации и применению труда наемных
работников.
Источники — нормативные акты,
относящиеся к трудовому праву России,
составляют определенную систему, которая
включает разнообразные по своему характеру,
юридической силе и сфере действия нормативные
акты. Такую систему обычно именуют системой
трудового законодательства, подразумевая,
однако, в одних случаях совокупность
всех нормативных актов — источников
трудового права, в других — только законы
о труде. Иначе говоря, различают понятие
трудового законодательства в широком
и узком смысле слова.
Учитывая, что правотворческая
деятельность в сфере труда осуществляется
не одним, а рядом государственных органов,
которые нередко привлекают к этой деятельности
профсоюзы и трудовые коллективы, следует,
прежде всего, выделить классификацию
источников трудового права по органам,
принимающим нормативные акты различной
юридической силы.
Классификация источников трудового
права
Источники трудового права
составляют определенную систему, которая
включает в себя разнообразные по своему
характеру, юридической силе и сфере действия.
Источники трудового права
представляют собой четыре группы нормативных
правовых актов:
1) Конституцию РФ и
федеральные конституционные законы
(ФКЗ);
2) трудовое законодательство;
3) иные нормативные правовые
акты, содержащие нормы трудового
права;
4) коллективные договоры,
соглашения и локальные нормативные
акты, содержащие нормы трудового права.
Под иными нормативными правовыми
актами, содержащими нормы трудового права,
понимаются:
1) указы Президента РФ;
2) постановления Правительства
РФ и нормативные правовые
акты федеральных органов исполнительной
власти;
3) нормативные правовые
акты органов исполнительной
власти субъектов РФ;
4) нормативные правовые
акты органов местного самоуправления.
Трудовые отношения и иные непосредственно
связанные с ними отношения регулируются
также коллективными договорами, соглашениями
и локальными нормативными актами, содержащими
нормы трудового права.
Следует обратить внимание
на иерархию источников трудового права,
под которой мы понимаем расположение
рассматриваемых нормативных правовых
актов по их юридической силе.
Нормы трудового права, содержащиеся
в иных ФЗ, должны соответствовать ТК РФ.
В случае противоречий между ТК РФ и иным
ФЗ, содержащим нормы трудового права,
применяется Кодекс. Если вновь принятый
ФЗ, содержащий нормы трудового права,
противоречит ТК РФ, то этот ФЗ применяется
при условии внесения соответствующих
изменений в Кодекс.
Указы Президента РФ, содержащие
нормы трудового права, не должны противоречить
ТК РФ и ФЗ.
Постановления Правительства
РФ, содержащие нормы трудового права,
не должны противоречить ТК РФ, ФЗ и указам
Президента РФ.
Нормативные правовые акты
федеральных органов исполнительной власти,
содержащие нормы трудового права, не
должны противоречить ТК РФ, ФЗ, указам
Президента РФ и постановлениям Правительства
РФ.
Законы субъектов РФ, содержащие
нормы трудового права, не должны противоречить
ТК РФ и ФЗ. Исходя из смысла ст. 5 ТК РФ
указанные законы субъектов РФ обладают
высшей юридической по отношению к указам
Президента РФ и постановлениям Правительства
РФ. Такое положение обусловлено содержанием
ст. 72 Конституции РФ о совместном правовом
регулировании трудовых и тесно связанных
с ними общественных отношений РФ и ее
субъектами.
Нормативные правовые акты
органов исполнительной власти субъектов
РФ не должны противоречить ТК РФ, иным
ФЗ, указам Президента РФ, постановлениям
Правительства РФ и нормативным правовым
актам федеральных органов исполнительной
власти.
Органы местного самоуправления
имеют право принимать нормативные правовые
акты, содержащие нормы трудового права,
в пределах своей компетенции в соответствии
с ТК РФ, другими ФЗ и иными нормативными
правовыми актами РФ, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов
РФ.
Таким образом, система источников
трудового права – это последовательное
расположение во взаимосвязи всех актов
трудового законодательства по их назначению,
субординации, подчиненности.
Конституция РФ
Особое место среди источников
российского права, в том числе и трудового
права, занимает ныне действующая Конституция
Российской Федерации.
Конституция РФ 1993 г. закрепила
ряд новых положений принципиального
характера, которые имеют непосредственное
отношение к понятию и содержанию источников
российского права вообще и трудового
права в частности. Так, в ней отмечается,
что права и свободы человека и гражданина
являются непосредственно действующими.
Они определяют смысл, содержание и применение
законов, деятельность законодательной
и исполнительной власти, местного самоуправления
и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Общепризнанные
права и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью
ее правовой системы. Если международым
договором Российской Федерации установлены
иные правила, чем предусмотренные законом,
то применяются правила международного
договора (ст. 15). Конституция РФ законодательно
закрепила свободу труда, запрет принудительного
труда, право на труд в условиях, отвечающих
требованиям безопасности и гигиены, на
вознаграждение за труд без какой бы то
ни было дискриминации и не ниже установленного
федеральным законом минимального размера
оплаты труда, а также права на защиту
от безработицы. Она признала право работников
на индивидуальные и коллективные трудовые
споры с использованием установленных
федеральным законом способов их разрешения,
включая право на забастовку. Каждому
предоставляется право на отдых. Работающему
по трудовому договору гарантируются
установленные федеральным законом продолжительность
рабочего времени, выходные и праздничные
дни, оплачиваемый ежегодных отпуск (ст.
37).
Содержание норм трудового
законодательства определяется также
федеральными конституционными законами.
Принятие таких законов предусмотрено
Конституцией РФ. Одним из них является
Закон "О чрезвычайном положении".
В нем содержатся нормы трудового права,
предусматривающие изъятия из действующих
законов и иных нормативных правовых актов,
определяющих правовой режим государственных
органов, органов местного самоуправления
и организаций, а также устанавливающих
права и свободы граждан. Так, Закон "О
чрезвычайном положении" предусматривает
(на период действия чрезвычайного положения)
возможность запрета забастовок и иных
способов приостановления или прекращения
деятельности организации, отстранения
от работы руководителей государственных
организаций в связи с ненадлежащим исполнением
ими своих обязанностей и назначения других
лиц временно исполняющими обязанности
таких руководителей.
Акты международного и правового регулирования
Согласно ч.4 ст.15 Конституцией
РФ, общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры РФ являются
составной частью правовой системы РФ.
Данное положение так же отражено в ст.10
ТК. Если международным договором РФ установлены
другие правила, чем предусмотренные законами
и иными нормативными правовыми актами,
содержащими нормы трудового права, применяются
правила международного договора. В трудовом
праве такими нормами международного
права являются:
- пакты о правах человека, одобренные
Генеральной Ассамблеей ООН в 1966г.;
- конвенции и рекомендации
МОТ.
В международном пакте об экономических,
социальных и культурных правах закреплены
важнейшие трудовые права: право на труд,
право на справедливые и благоприятные
условия труда, включая справедливую заработную
плату без дискриминации, право на отдых,
право на профсоюзную организацию, право
на забастовку др. В международном пакте
о гражданских и политических правах содержатся
нормы о запрещении принудительного труда
и свободном осуществлении права на ассоциацию.
Уже в 1998 году число конвенций
и рекомендаций МОТ превышало 350, из которых
Россией было ратифицировано более 40.
Конвенции и рекомендации МОТ обеспечивают
сравнительно полное регулирование трудовых
отношений.
Законы
Законы - это акты, принимаемые
органом законодательной власти, Федеральным
Собранием РФ. Законы обладают высшей,
после Конституции, юридической силой,
все остальные акты должны соответствовать
законам.
Среди законов центральной
место принадлежит Трудового кодексу
РФ вступившему в действие с 1 февраля
2002 года и являющемуся кодифицированным
источником трудового права и охватывает
важнейшие институты.
Если в Кодексе дано регулирование
всех институтов трудового законодательства,
то другие законы о труде посвящены отдельным
институтам и потому обеспечивают более
подробное регулирование. Таковы федеральные
законы:
- «О профессиональных союзах,
их правах и гарантиях деятельности» от
12.01.1996г.;
- «О коллективных договорах
и соглашениях» от 11.03.1992г. (с изменениями
и дополнениями);
- «О занятости населения в РФ»
в редакции Закона от 20.04.1996г.;
- Основы законодательства РФ
об охране труда от 06.08.1993г. (с изменениями
и дополнениями);
- «О порядке разрешения коллективных
трудовых споров» от 23.11.1995г.;
- «Об основах государственной
службы РФ» от 31.07.1995г.
Ряд законов о труде был принят
еще в бывшем СССР Верховным Советом СССР.
С принятием нового ТК, согласно ст.422 ТК,
отдельные законодательные акты признанны
утратившими силу. В ст.422 перечисляются
в основном законодательные акты принятые
еще до принятия Конституции 1993г. в т.ч.
КЗоТ 1971г., а так же федеральные законы
касающиеся внесения изменений и дополнений
в ранее действовавший КЗоТ 1971г. Так же
в ст.422 ТК указывается, что другие законы
и иные нормативные правовые акты, действующие
на территории РФ, подлежат приведению
в соответствие с настоящим Кодексом.
В ст.423 ТК закреплен порядок
применения законов и иных нормативных
правовых актов действовавших до принятия
ТК. В ч.1 данной статьи говорится, что впредь
до приведения законов и иных нормативных
правовых актов, действующих на территории
РФ, в соответствие с настоящим Кодексом
законы и иные правовые акты РФ, а также
законодательные акты бывшего СССР, действующие
на территории РФ в пределах и порядке,
которые предусмотрены Конституцией РФ,
постановлением Верховного Совета РСФСР
от 12.12.1991г. № 2014-I "О ратификации Соглашения
о создании СНГ", применяются постольку,
поскольку они не противоречат настоящему
Кодексу. Ч.2 упомянутой статьи указывает,
что изданные до введения в действие настоящего
Кодекса нормативные правовые акты Президента
РФ, Правительства РФ и применяемые на
территории РФ постановления Правительства
СССР по вопросам, которые в соответствии
с настоящим Кодексом могут регулироваться
только федеральными законами, действуют
впредь до введения в действие соответствующих
федеральных законов.
Конституция (ст.72) отнесла трудовое
законодательство к совместному ведению
Федерации и ее субъектов. В ст.6 ТК закреплено
разграничение полномочий между федеральными
органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов РФ
в сфере трудовых отношений и иных непосредственно
связанных с ними отношений. Это значит,
что субъекты Федерации могут принимать
законы и другие нормативные правовые
акты о труде с тем условием, что они не
будут противоречить федеральным актам
(ч.5 ст.76 Конституции). В некоторых субъектах
РФ, главным образом в республиках, приняты
свои законы о труде (ТК Республики Башкортостан,
законы об охране труда в Республике
Саха, Марий Эл, Чувашской Республике и
Республике Карелия).