Корпоративный кодекс. Характеристика его основных частей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:30, контрольная работа

Краткое описание

Корпоративный кодекс — это документ, отражающий ценности организации, принципы ее деятельности, регламенты и требования к сотрудникам. В нем декларируется, что в компании приветствуется, а что не одобряется или запрещено. Это свод норм и правил, описывающий те модели поведения и единые стандарты отношений и совместной деятельности, которые существуют в компании.
Корпоративный кодекс выступает воплощением философии компании. В нем, в частности, закрепляются добровольные обязательства перед работниками и внешним миром, которые компания принимает на себя сверх тех, что предписаны законодательством.

Вложенные файлы: 1 файл

корпоративный кодекс.docx

— 16.17 Кб (Скачать файл)

Практическая работа № 1 «Корпоративный кодекс. Характеристика его основных частей»

Корпоративный кодекс —  это документ, отражающий ценности организации, принципы ее деятельности, регламенты и требования к сотрудникам. В нем декларируется, что в компании приветствуется, а что не одобряется или запрещено. Это свод норм и правил, описывающий те модели поведения и единые стандарты отношений и совместной деятельности, которые существуют в компании.

Корпоративный кодекс выступает  воплощением философии компании. В нем, в частности, закрепляются добровольные обязательства перед  работниками и внешним миром, которые компания принимает на себя сверх тех, что предписаны законодательством. Кодекс декларирует более высокий  уровень деловой культуры, предполагает соблюдение высоких идейных принципов  и норм, содействует четкому позиционированию компании по отношению к своим  клиентам и сотрудникам.

К целевым группам, на которые  работает кодекс, относятся: клиенты  и партнеры (в том числе потенциальные); работники (в том числе потенциальные) и их семьи; общественные и государственные  организации; инвесторы и владельцы.

Кодекс используется:

  • Как инструмент управления — регулировать поведение сотрудников на рабочем месте;
  • Как инструмент развития (поддержания) корпоративной культуры — четко обозначать основные цели и ценности компании и усиливать корпоративную идентичность субъектов корпорации всех уровней (акционеров, руководства, персонала);
  • Как инструмент повышения инвестиционной привлекательности.

Содержание кодекса определяется как собственными особенностями фирмы (видом деятельности, формой собственности, структурой, стратегией развития), личностными особенностями и установками ее руководителей, так и особенностями страны (стран), в которой она работает. Поскольку все организации в этом смысле уникальны, попытки позаимствовать чужой кодекс бесперспективны.

Существуют три основные функции, которые может выполнять  корпоративный кодекс: репутационная, управленческая и развития корпоративной культуры (внутриорганизационная).

Репутационная функция кодекса заключается в формировании доверия к компании извне (со стороны общественности). Управленческая функция кодекса состоит в регламентации поведения в сложных этических ситуациях, в унификации требований ко всем сегментам внешней и внутренней общественности и во введении табу на те или иные действия независимо от их экономической привлекательности, если они идут в разрез в принятыми корпоративными нормами и принципами. Функция развития корпоративной культуры. Кодекс корпоративной этики является составляющей частью корпоративной культуры и важным фактором ее развития. Он декларирует ценности компании всем сотрудникам, ориентирует на единые корпоративные цели и тем самым повышает коллективную идентичность.

В зависимости от специфики  компании и от того, на какие из перечисленных  функций сделан акцент, используются 3 разновидности кодексов — профессиональный, декларативный и развернутый.

Профессиональный кодекс используется для того, чтобы описать  профессиональные этические дилеммы. Он обычно имеет значительный объем  и специфическое содержание. Профессиональные кодексы чаще всего встречаются  в небольших и однородных по своей  профессиональной принадлежности организациях, например, в банковской сфере, медицине, фармакологии, консалтинге и т.п.

Декларативный кодекс призван  решать задачу развития корпоративной  культуры. Обычно он краток, изложен  доступно и вдохновляюще. Декларативный кодекс, или кредо не предъявляет конкретных требований к поведению работников, а излагает основные принципы компании и, таким образом, служит идеологическим компасом для них.

Развернутый кодекс призван  выполнять все 3 функции — управленческую, имиджевую, формирования корпоративной культуры и обычно имеет значительный объем. Он содержит описание основных ценностей и принципов существования организации, ее политики в отношении персонала, заказчиков, потребителей, инвесторов, государства и пр. Такого рода кодекс обычно принимают крупные и профессионально неоднородные организации, поэтому чаще всего разрабатываются отдельные кодексы для разных категорий персонала.

Обычно кодексы содержат две части: идеологическую (миссия, цели, ценности; видение; стратегия фирмы; фирменный стиль; принципы отношений с общественностью; ритуалы, легенды) и нормативную (стандарты рабочего поведения).

Первая часть включает: цели компании (стратегические, тактические, оперативные, локальные, частные); ценности компании; базовые принципы компании

Вторая часть включает принятые внутри компании положения: информация о структуре компании; информация об основных принципах управления в компании; информация о том, что компания ожидает от своих сотрудников и чего она не приветствует; нормы поведения в рабочее время на рабочем месте; нормы взаимодействия с коллегами, руководителями и подчиненными; информация о принятых в компании процедурах поощрения и наказания; взаимоотношения компании с внешней средой; имидж компании; правила соблюдения коммерческой тайны компании; использование служебного положения; работа и личная жизнь сотрудников; информация о принятых в компании стиле поведения, общения, форме одежды.


Информация о работе Корпоративный кодекс. Характеристика его основных частей