Нотариат в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 07:46, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время нотариат является одним из объектов пристального внимания. На страницах юридической печати только и видны заголовки о значении нотариата, о путях его совершенствования, о том, что возможности нотариата невостребованы. Также с принятием актов законодательства Российской Федерации о нотариате, не прекращаются дискуссии о перспективе дальнейшего существования нотариата. Многие авторы приходят к выводу, что наличие в каждом регионе частнопрактикующих нотариусов, работающих в государственных конторах, вызывает некоторое противоречие двух систем нотариата, которое отражается на качестве обслуживания населения и организации публичной нотариальной деятельности.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………...3 стр.
2. Понятие нотариата в Российской Федерации…………………………4-7 стр.
3. Основы законодательства о нотариате………………………………...8-9 стр.
4. Библиографический список………………………………………….10-11 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

контр.раб право.орг..docx

— 25.22 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………...3 стр.

2. Понятие нотариата в Российской Федерации…………………………4-7 стр.

3. Основы законодательства о нотариате………………………………...8-9 стр.

4. Библиографический список………………………………………….10-11 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В соответствии со ст. 1 Основ  законодательства Российской Федерации  о нотариате целью нотариальной деятельности является защита прав и  законных интересов граждан и  юридических лиц.

Отношения собственности  – наиболее фундаментальные, наиболее значимые для развития общества. Успешное развитие институтов различных форм собственности, установление экономически обоснованного и эффективного взаимодействия между ними невозможно без органов  и организаций, удостоверяющих и  подтверждающих имущественные и  иные права.

Нотариальная деятельность является одним из важнейших регуляторов  жизни гражданского общества. Нотариус – как бы авторитетнейший свидетель  и удостоверитель наиболее значимых в гражданском обществе юридических  фактов и действий, и в этом качестве нотариальная деятельность затрагивает  интересы и жизни множества людей  и организаций.

От качества работы нотариальных органов зависит нормальное функционирование гражданского оборота, эффективность  защиты имущественных прав и законных интересов граждан и юридических  лиц. Значение нотариата особенно возрастает в условиях формирования рыночных отношений  применительно к интересам предпринимателей, связанных с оформлением и  регистрацией договоров, созданием  различных форм собственности и  сделок с ней.

В настоящее время нотариат является одним из объектов пристального внимания. На страницах юридической  печати только и видны заголовки  о значении нотариата, о путях  его совершенствования, о том, что  возможности нотариата невостребованы. Также с принятием актов законодательства Российской Федерации о нотариате, не прекращаются дискуссии о перспективе дальнейшего существования нотариата. Многие авторы приходят к выводу, что наличие в каждом регионе частнопрактикующих нотариусов, работающих в государственных конторах, вызывает некоторое противоречие двух систем нотариата, которое отражается на качестве обслуживания населения и организации публичной нотариальной деятельности.

Данная контрольная работа состоит из двух теоретических вопросов и двух тестовых заданий.

 

1. Понятие нотариата  в Российской Федерации

''Нотариат в Российской  Федерации призван обеспечивать  в соответствии с Конституцией  Российской Федерации, конституциями  республик в составе Российской  Федерации, настоящими Основами  защиту прав и законных интересов  граждан и юридических лиц  путём совершения нотариусами  предусмотренных законодательными  актами нотариальных действий  от имени Российской Федерации'' – гласит ст. 1 Основ Законодательства  Российской Федерации о нотариате.  Указанные действия совершаются  специально назначенными на то  лицами – нотариусами, - не только  в отношении российских граждан  и организаций, но и в отношении  граждан и организаций иностранных  государств, а также лиц без  гражданства. Отдельные нотариальные  действия в пределах установленной  законодательством компетенции  могут также совершаться должностными  лицами исполнительных органов  власти Российской Федерации,  а на территории других государств  – консулами от имени Российской  Федерации.

Государство гарантирует  защиту прав человека и гражданина. Права и свободы человека принадлежат  ему от рождения. Перечень прав и  свобод человека закрепляется конституцией Российской Федерации, не является исчерпывающим. Среди них можно выделить те, которые  в большей степени связаны  с нотариальной деятельностью.

Статья 19 Конституции Российской Федерации гарантирует равенство  прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и деятельностного положения, отношения лица к религии и т.п. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, законно находящиеся на её территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности граждан России (если они не ограничены Конституцией, законами и международными договорами). Каждый имеет право на пользование государственным языком, каждый имеет право быть собственником, то есть имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими объектами собственности как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Законом гарантируется право наследования, каждый вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону. Государственные органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В научной литературе существуют различные точки зрения по поводу понятия “нотариат”. Учебник гражданского процесса под редакцией М. К. Грушникова[1] устанавливает, что ''нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других предусмотренных законом действий и в предусмотренном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц''. Практически такое же определение содержится в учебнике Гражданского процесса под редакцией В. А. Мусина, И. А. Гегиной, Д. М. Чесота[2]: ''Нотариат представляет собой систему органов и должностных лиц, которые обеспечивают и осуществляют юридическую деятельность, направленную на подтверждение и закрепление бесспорных фактов и прав''.

Другие авторы полагают, что нотариат представляет собой  систему специальных нотариальных действий, а некоторые, что нотариат включает в себя отрасль законодательства, регулирующего нотариальную деятельность и соответствующий учебный курс[3].

Г.Б. Ремановский определяет нотариат следующим образом[4]: ''Это система специальных уполномоченных органов, действующих от имени государства и осуществляющих на профессиональной основе нотариальные действия в случаях и порядке, установленном действующим законодательством''.

В проекте Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности Российской Федерации», опубликованном в журнале «Бюллетень нотариальной практики»[5], дается следующее определение  нотариата: «Нотариат в Российской Федерации представляет собой систему нотариальных образований, организующих и осуществляющих нотариальную деятельность по удостоверению (свидетельствованию) бесспорных юридических фактов в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также оказания им квалифицированной юридической помощи в сфере гражданско-правовых и иных правоотношений».

Многие ученые рассматривают  нотариат как ''институт'' предупредительного (превентивного) правосудия. Действительно, между нотариатом и правосудием  есть немного общего. И это общее  можно усмотреть в целях, в  принципах организации деятельности и в полномочиях.

Цель одна и для правосудия, и для нотариата – это обеспечение  защиты прав граждан и юридических  лиц. Говоря о принципах организации  деятельности судей и нотариусов, можно найти несколько совпадений. Во-первых, и судья, и нотариус действуют  от имени государства, только суд  – носитель государственной власти, а нотариус – лишь представитель  государства. Во-вторых, и нотариус, и судья должны быть независимы и  от государства, и от участников процесса. Федеральных судей назначает  президент страны, но отстранить судью  от должности может только квалификационная коллегия судей. Равно как и прекратить деятельность нотариуса помимо его  воли можно только по судебному решению. В-третьих, ещё один принцип организации  деятельности судьи и нотариуса  – объективность, беспристрастность, подчинение только закону и недопустимость вмешательства в их профессиональную деятельность. Что касается полномочий, то суть деятельности правосудия –  это осуществление властных полномочий. Определённые властные полномочия есть и в деятельности нотариусов как  у представителей государства, хотя носителями государственной власти они не являются. Например, нотариусы  обладают полномочиями налагать запреты  на отчуждение имущества. Также нотариусы  совершают исполнительные подписи, обеспечивают доказательства.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что нотариат может сыграть большую роль в защите прав граждан без обращения к правосудию и облегчить осуществление правосудия тогда, когда возникает потребность обратиться за такой защитой в суд.

В качестве примера, когда  нотариусы способны снизить нагрузку на суды, В. Герасимов приводит установление факта наличия родственных отношений[6]. Этот вопрос часто возникает при  оформлении наследственных прав и нередко  сопровождается ситуацией, когда документа, подтверждающего наличие родственных  отношений, наследники представить  не могут. Сейчас в подобном случае нотариус обязан направить стороны  в суд, который делает те же запросы, что уже направлялись нотариусом., и в каждом счёте вызывает свидетелей, которые могут подтвердить наличие отношений родства. Нотариусы вполне могут сами осуществлять эту процедуру, тем более, что они в соответствии с законодательством вправе удостоверять свидетельские показания.

''Законодательство ряда  стран континентальной Европы  и Америки допускает включение  в нотариально удостоверенные  соглашения о взаимных обязательствах сторон положений о возможности их немедленного исполнения''[7]. То есть эти соглашения сами по себе являются исполнительными документами и принудительное исполнение по ним возможно без обращения в суд. А это значительно ускоряет, упрощает и увеличивает защиту прав кредиторов, то есть существенно повышает её эффективность, поскольку разбирательство дела в суде влечёт для кредиторов потери времени и денежных средств.

Исходя из сказанного, можно  сделать вывод, что использование  возможностей нотариата позволило  бы освободить суды от рассмотрения лишних дел, уменьшить огромную нагрузку на них.

Возможно, одной из причин невостребованности возможностей нотариата является низкая правовая культура, которая проявляется также и “в стремлении обойти закон в целях ''экономии'', которая зачастую оборачивается гораздо большими убытками”[8]. Если бы граждане осознавали целесообразность соблюдения требований законодательства, то это позволило бы в значительной степени стабилизировать гражданский оборот и снизить нагрузку на суды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные виды нотариальной деятельности

Нотариусы, занимающиеся частной  практикой, совершают следующие  нотариальные действия (ст.35 Основ нотариальной деятельности в РФ):

1) удостоверяют сделки;

2) выдают свидетельства  о праве собственности на долю  в общем имуществе супругов;

3) налагают и снимают  запрещения отчуждения имущества;

4) свидетельствуют верность  копий документов и выписок  из них;

5) свидетельствуют подлинность  подписи на документах;

6) свидетельствуют верность  перевода документов с одного  языка на другой;

7) удостоверяют факт нахождения  гражданина в живых;

8) удостоверяют факт нахождения  гражданина в определенном месте;

9) удостоверяют тождественность  гражданина с лицом, изображенным  на фотографии;

10) удостоверяют время  предъявления документов;

11) передают заявления  физических и юридических лиц  другим физическим и юридическим  лицам;

12) принимают в депозит  денежные суммы и ценные бумаги;

13) совершают исполнительные  надписи;

14) совершают протесты  векселей;

15) предъявляют чеки к  платежу и удостоверяют неоплату  чеков;

16) принимают на хранение  документы;

17) совершают морские протесты;

18) обеспечивают доказательства.

В соответствии с Основами, нотариусы, занимающиеся частной практикой, могут совершать все предусмотренные  законом нотариальные действия, за исключением выдачи свидетельства  о праве на наследство и принятия мер к охране наследственного  имущества. Однако, важно отметить, что при

отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение таких нотариальных действий поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной  практикой. Кроме того, свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе в случае смерти одного из супругов выдается государственной конторой, в компетенцию которой входит оформление наследственных прав (ч.2 ст.36 Основ).

Нотариальные действия совершаются  не только нотариусами, но и должностными лицами органов исполнительной власти, а для российских граждан за границей - консульскими учреждениями. Компетенция  органов исполнительной власти значительно  уже. Они не могут совершать большинство  нотариальных действий.

В соответствии со ст.37 Основ  законодательства о нотариате должностные  лица органов исполнительной власти вправе совершать следующие нотариальные действия:

1) удостоверять завещания;

2) удостоверять доверенности;

3) принимать меры к  охране наследственного имущества;

4) свидетельствовать верность  копий документов и выписок  из них.

Однако приведенный перечень не носит исчерпывающий характер. Законодательными актами Российской Федерации  на указанных должностных лиц  может быть возложено совершение и иных нотариальных действий.

Согласно ст.37 Основ обязательным условием реализации должностным лицом  исполнительной власти своего права  на совершение нотариальных действий является отсутствие в данном населенном пункте нотариуса.

В соответствии со ст.38 Основ, компетенция должностных лиц  консульских учреждений РФ по совершению нотариальных действий имеет некоторые  отличия от компетенции нотариусов. В компетенцию консульских учреждений не входит удостоверение договоров  об отчуждении и залоге имущества, находящегося в РФ; они не передают заявлений  граждан и организаций, не удостоверяют неоплату чеков и не совершают  протестов векселей.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации

2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 г.

3. В. Герасимов. Потенциал нотариата невостребован//Российская юстиция. 2000. №1, с.31

4 В. Жуйков Нотариат ''разгружает'' суды//Российская юстиция. 2000. №3. С.31

5. Гражданский процесс: Учебник под редакцией М.К. Грушникова. – М., 2001, с.616

6. Гражданский процесс: Учебник под редакцией В.А. Мусина, И.А. Гегиной. – М., 1997, с. 431

7. Журнал «Бюллетень нотариальной практики», №1, 2010

8. Ремановский Г.Б., Ремановская О. В. Организация нотариата в России. – М., 2001, с. 9

9. Ярков В. В. Нотариат в правовой системе России//Нотариус. 1997. №2 (4). С. 4

Информация о работе Нотариат в РФ