Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 18:44, доклад
Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду — образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы — затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели.
(1)
Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь — Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.
Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду — образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы — затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели[1][2].
Человеческий капитал в широком смысле — это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.
Кратко: Человеческий
капитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качест
Человеческий капитал — главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития.
Одним из условий развития и повышения качества человеческого капитала является — высокий индекс экономической свободы.
Используют классификацию человеческого капитала[4]:
Интеллектуальный капитал
• Человеческий капитал,
• Социальный капитал,
• Организационный капитал.
Термин «человеческого капитал» был предложен
в 1961 году Т. Шульцем, но классикой современной
экономической мысли стал одноименный
трактат Г. Беккера. В своем анализе он
исходил из представлений о человеческом
поведении как рациональном и целесообразном,
применяя такие понятия, как «редкость»,
«цена», «альтернативные издержки» и т.п.,
к самым разнообразным аспектам человеческой
жизни, включая и те, которые традиционно
находились в ведении других социальных
дисциплин. Сформулированная в нем модель
стала основной для всех последующих исследований
в этой области.
Человеческий капитал — это имеющийся
у каждого запас знаний, способностей,
навыков, мотиваций. Инвестициями в него
могут быть образование, накопление профессионального
опыта, охрана здоровья, географическая
мобильность, поиск информации.
Человеческий капитал неоднороден. Он
подразделяется на общий (перемещаемый)
и специальный (неперемещаемый).
Общий капитал включает теоретические
и другие достаточно универсальные знания,
имеющие широкую область применения и
приобретаемые прежде всего в школах,
вузах и других образовательных учреждениях,
а также общие профессиональные (специализированные)
знания. Это могут быть, например, знания,
полученные при изучении обычных учебных
предметов: математики, физики, информатики,
иностранных языков и т.п. Важной формой
наращивания общего человеческого капитала
является самообучение.
Специальный капитал соотносим лишь с
конкретной организацией. Он включает
знания особенностей рабочего места, руководства,
товарищей по работе, их возможностей,
достоинств и недостатков, клиентов, специфики
предприятия, региона и т.п., а также практические
навыки по использованию этого рода знаний.
Специальный капитал накапливается в
процессе трудовой деятельности, приобретения
практического опыта. Эффективное использование
человеческого капитала практически невозможно
без наличия капитала социального.
В центре теории человеческого капитала
находится добавленная стоимость, которую
работники могут создавать для организации.
Она рассматривает работников как активы
и подчеркивает, что вложение в них средств
будет приносить организации достойный
доход.
Понятие «социальный капитал» отражает
характер отношений между работниками,
способы и культуру их общения, развитость
межличностных коммуникаций. Содержанием
социального капитала являются межличностные
связи, отношения доверия, солидарность,
готовность к кооперации и поддержке,
умение работать в группе, команде. В основе
социального капитала лежат нравственные
отношения, которые иногда называют нравственным
капиталом. Однако социальный капитал
не сводится к нему, а предполагает, помимо
него, развитость коммуникаций и культуры
общения, навыков эффективного взаимодействия.
Социальный капитал позволяет быстро
и эффективно координировать деятельность
людей, мобилизовать их на достижение
организационных целей, обеспечивает
оперативность передачи информации. Его
развитость резко снижает частоту проявлений
отклоняющегося поведения, случаев нарушения
трудовой дисциплины/недобросовестного
отношения к труду, делает излишним текущий
внешний контроль за персоналом.
Важным отличием социального капитала
от капитала финансового и физического
является его нарастание по мере его потребления.
Социальный капитал накапливается в разных
формах непосредственного взаимодействия
людей, и прежде всего в устойчивых самоуправляющихся
социально-психологических общностях
или группах.
Традиционными формами его образования
являются семья, другие кровнородственные
объединения. Однако накопление этого
вида капитала возможно и в большей или
меньшей степени необходимо также и в
других формах взаимодействия работников,
особенно в современной производственной
деятельности.
Организационный или структурный капитал
– это институциализированное знание,
которым владеет организация и которое
хранится в базах данных, инструкциях
и т.д.
Наращивание и оптимальное использование
человеческого, социального и организационного
капиталов в современных условиях зависит
в первую очередь от качества управления
персоналом.
Человеческий, социальный и нравственный капиталы
Теории человеческого и социального капитала явились отражением возрастания роли персонала в современном производстве, их можно объединить под общим названием «теории личностного капитала», они были разработаны в 50-60 гг. ХХ в.
Ценностный капитал
Человеческий капитал – это знания навыки и профессиональные способности работника. Человеческий капитал неоднороден, он состоит из перемещаемого (общие теоретические знания) и неперемещаемого капитала (знания особенностей рабочего места). Накопление человеческого капитала (как перемещаемого, так и неперемещаемого) является одной из важнейших предпосылок успешного развития организации. Одной из наиболее эффективных систем накапливания человеческого капитала является японская система пожизненного найма работников.
Социальный капитал – это характер отношений между работниками, культура общения, развитость межличностных коммуникаций (доверие, поддержка, солидарность, умение работать в команде).
В основе социального капитала лежат нравственные отношения, которые иногда называют нравственным капиталом. Социальный капитал позволяет быстро и эффективно координировать деятельность людей, мобилизовывать их на достижение организационных целей.
Важным отличием социального
капитала от финансового и физического
является его нарастание по мере его
потребления (прежде всего в устойчивых
самоуправляющихся социально-
Социальный капитал широко используется в экономике Юго-Восточной Азии и Японии, где бизнес известен также как «семейное дело».
Развитость социального капитала резко увеличивает отдачу от финансового, физического и человеческого капитала, позволяет снизить расходы на контроль и обучение персонала.