Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 11:40, реферат
Выделяют несколько основных направлений, по которым развивается гостиничный бизнес. Основные из них тесно связаны с расширением услуг, которые предлагают гостиницы. Современная гостиница - это не только крыша над головой, но и место, в котором можно прекрасно провести досуг, отдохнуть и посетить интересные мероприятие (выставки) и др. Учет индивидуальных потребностей каждого посетителя, предоставление разнообразных телекоммуникационных услуг (интернет).
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день смело можно говорить о развитии гостиничного бизнеса, ведь с каждым днем появляется все больше различных гостиничных центров и предприятий. Создание больших гостиничных цепей позволило упростить поиск необходимой информации, ресурсов, а также упростило процесс поиска нужных кадров.
Как известно спрос рождает предложение и уже сейчас на рынке гостиничных услуг существует огромная конкуренция, что способствует усиленному развитию этого бизнеса. Следовательно, улучшаются модели управления, усовершенствуются приемы и методики по работе с персоналом. За последние несколько лет во многих городах России появились гостиницы различного уровня, что свидетельствует о том, что гостиничный бизнес крепчает и занимает стойкие позиции на рынке. Этот факт свидетельствует о том, что если раньше гостиничный бизнес не влиял на экономику страны, то в будущем он займет одну из лидирующих позиций.
Выделяют несколько основных направлений, по которым развивается гостиничный бизнес. Основные из них тесно связаны с расширением услуг, которые предлагают гостиницы. Современная гостиница - это не только крыша над головой, но и место, в котором можно прекрасно провести досуг, отдохнуть и посетить интересные мероприятие (выставки) и др. Учет индивидуальных потребностей каждого посетителя, предоставление разнообразных телекоммуникационных услуг (интернет).
Появляются гостиницы, ориентированные на различный уровень посетителей, доступные также и посетителям с невысоким уровнем доходов.
Современные технологии дают возможность ориентироваться в потребностях нынешнего клиента и позволяют угодить даже самому требовательному посетителю.
1 Историческое развитие индустрии гостеприимства
Впервые индустрия гостеприимства появилась еще во времена Античности. Первое документальное подтверждение существования индустрии гостеприимства зафиксировано в эпоху Древней Греции и Древнего Рима.
Кодекс вавилонского царя Хаммурапи. В названном акте упоминались таверны, которые пользовались сомнительной репутацией и выполняли иногда функции домов терпимости. В кодексе было закреплено, что владельцы таверн должны доносить на посетителей, если те задумали совершить преступление против государя. Состав посетителей был крайне разнообразен и специфичен.
В Древней Греции также существовали
таверны, которые играли достаточно важную
роль в жизни общества, так как они были важной
составной частью религиозной и социальной
жизни населения. В тавернах хоть и имелись
места для ночлега, но они предназначались
для общественного питания. Развитие торговли
предполагало необходимость для путников
ночлега, поэтому появились предприятия
другого типа – постоялые дворы.
Наиболее разветвленная сеть постоялых
домов имелась в Древнем Риме.
Строительство римлянами постоялых домов
Расположение постоялых домов в Риме было продумано. Они строились на расстоянии 25 миль друг от друга, чтобы путешественники и гонцы не слишком утомлялись в дороге, отдыхая в каждом из них. Однако воспользоваться постоялыми домами можно было только при наличии специального документа, подтверждающего статус посетителя. Подобные бумаги достаточно часто воровали в дороге и подделывали.
В Англии постоялые дворы строились уже не для путешественников, а скорее для населения, употребляющего алкогольные напитки.
Более состоятельные люди на
постоялых дворах не останавливались,
а путешествовали в своем экипаже или
верхом. Бедное население, совершающее
такие поездки самостоятельно, в такие
заведения не пускали.
Во всех постоялых дворах существовала
четкая дифференциация по классовому
признаку. Состоятельные гости обедали
в столовой или у себя в комнате. Бедняки
ели вместе с хозяином и его семьей. Им
предоставляли простую еду, без изысков,
за минимальную цену. Состоятельные люди
могли заказывать себе все, что пожелают,
могли заходить на кухню и наблюдать за
приготовлением пищи. Стараясь угодить
и понравиться состоятельному гостю, хозяин
постоялого двора обычно предлагал ему
нечто особенное из кухни, блюдо, которое
славилось на всю округу. Цены на пищу
также были различными.
В XII-XIII вв. на Руси появились первые прототипы
современных гостиниц – постоялые дворы.
Любой путешественник мог получить там
питание и приют, но постоялый двор не
отличался особым комфортом. Здесь оказывались
услуги по размещению лошадей и транспортных
средств путешественников. В XV в. постоялые
дворы создавались на почтовых станциях,
расположенных недалеко друг от друга.
Кроме питания и размещения, оказывался
дополнительный набор услуг, выполняемый
ямщиками. Они держали лошадей и перевозили
«по государевому указу» всех, кто имел
специальный документ.
Постоялые дворы просуществовали долгое время, вплоть до середины XIX в.
В русских городах был распространен и такой
вид гостиниц, как гостиные дворы. Они отличались
от постоялых дворов тем, что, помимо услуг питания и
размещения, включали возможность совершения
коммерческих сделок и операций, т.е. в гостиных
дворах существовали меблированные комнаты,
лавки и торговые ряды. Также гостиные
дворы предназначались для того, чтобы
складировать товары, торговать ими, так
как купцам не разрешалось заниматься
этим в собственных домах. Этот запрет
распространялся на всех купцов и был
снят лишь в XVIII в.
Впервые гостиные дворы появились в Великом
Новгороде в XII в. Размещение гостей происходило по
национальному признаку. Новгород в XII?XV
вв. славился своими готскими, немецкими,
датскими гостиными дворами. В Москве существовали
английские, греческие, немецкие, персидские
и армянские дворы.
Деятельность гостиных дворов в средневековой Руси регламентировалась специальными правилами, которые назывались «скрой».
Упоминание о первых правилах предоставления гостиничных услуг датировано XII в. Эти правила включали в себя порядок установления взаимоотношений жителей двора с местным населением. Особое внимание уделялось вопросам обеспечения безопасности жизни, имущества и жилища.
В XVIII в. предприятия гостеприимства получили широкое развитие в Соединенных Штатах Америки. В 1607 г. здесь появился первый постоялый двор. В 1634 г. в Бостоне была открыта одна из первых таверн. С тех пор таверны стали центрами общественной жизни, местами отдыха для солдат и предпринимателей. Таверны успешно развивались на перекрестах и в центре городов. Европейские переселенцы, пришедшие на Американский континент, принесли с собой опыт строительства и управления постоялыми дворами и тавернами. Американские таверны с самого начала своего существования имели коммерческую направленность, т.е. создавались с целью извлечения прибыли.
В период XVIII?XIX вв. в России открываются новые гостиницы, растет количество городов, что вызвано расширением торговых связей и ростом промышленного производства. В 1818 г. в Москве насчитывалось семь гостиниц, а в Санкт-Петербурге в 1900 г. – 325.
Особенностью российской индустрии гостеприимства было существование чайных заведений. Они появились в XIX в. при Александре II в Тверской губернии. В Петербурге первая чайная была открыта 28 августа 1882 г. Чайные заведения были поставлены в особые условия функционирования: для них была установлена минимальная арендная плата, очень низкая ставка налога. Чайные открывались с пяти часов утра. Этот тип заведений распространился по другим городам и быстро завоевывал популярность.
В этот момент были построены известные
гостиничные предприятия, некоторые из
них продолжают функционировать и в настоящее
время. Следует обратить внимание на то,
что в основном они соответствовали европейским
образцам архитектуры, гостеприимства
и интерьера. Так, в 1911-1912 гг. по проекту
архитектора Ф.И. Лидваля была построена
гостиница «Астория», считавшаяся в то
время лучшей гостиницей в Санкт-Петербурге.
При ней был открыт ресторан с французской
кухней.
К концу XIX в. в Москве были известны и популярны
такие гостиницы, как «Дрезден», «Париж»,
«Англия», «Германия», «Север», «Гранд-отель»,
«Европа», «Берлин». В первые годы XX в.
в Москве были построены гостиницы высочайшего
класса – «Метрополь» (1904 г. по проекту
архитектора В. Валькотта с участием Л.Н.
Кекушева и А.Е. Эрихсона), «Боярский двор»
(1901 г., архитектор Ф.О. Шехтель), «Националь»
(1902 г., архитектор А.В. Иванов).
После революции большая часть гостиничного
фонда была национализирована. Гостиница
«Астория» в Санкт-Петербурге стала местом
размещения Петроградского совета рабочих
и крестьянских депутатов, в гостинице
«Националь» в Москве расположилось правительство.
Новая власть не стремилась развивать
рыночные отношения, а доходы от гостиничной
индустрии направлялись на развитие тяжелой
промышленности.
Гостиницы, построенные в советский период,
были недостаточно благоустроенными.
Мебель была низкого качества, помещения освещались
плохо. Большая часть номеров не соответствовала
санитарным условиям. Единых тарифов на
услуги гостиниц до этого не было. В 1934
г. был разработан и утвержден типовой
устав гостиничного треста местного совета.
Гостиничный трест был самостоятельной
хозяйственной единицей и действовал
на принципах хозяйственного расчета.
Согласно этому уставу гостиница являлась
юридическим лицом, отвечала по всем обязательствам
в пределах того имущества, которым она
владела и на которое могло бы быть обращено
взыскание.
Практически в 700 городах СССР к 1940 г. были построены гостиницы. В годы Великой Отечественной войны был нанесен огромный ущерб индустрии гостеприимства, и, следовательно, в послевоенный период она была подвергнута основательной реконструкции. С 1950 г. начинается широкомасштабное строительство новых гостиниц. В соответствии с общей направленностью послевоенных лет интерьерам гостиниц придавали дворцовую пышность. Отсюда некоторая абстрагированность архитекторов от рассмотрения вопросов, связанных с лучшей организацией быта проживающих в гостиницах граждан. К интерьерам гостиниц предъявлялись функциональные и эстетические требования.
Дальнейший рост материальной и технической гостиничной базы в стране определили следующие факторы: развитие существующих городов и появление новых, рост промышленности, науки, культуры и искусства, увеличение материального благосостояния людей. Это создало предпосылки для развития внутреннего туризма, обмена делегациями, увеличения числа командированных и отпускников.
Одновременно с этим возросла необходимость в увеличении гостиничного фонда в СССР. За годы десятой пятилетки в РСФСР построили 158 гостиничных предприятий на 30 000 мест. Высокие, оснащенные современной техникой и оборудованием гостиницы были возведены в Волгограде, Новосибирске, Мурманске и Архангельске (на 1000 мест каждая).
Наряду с гостиницами общего типа увеличился рост пансионатов, санаториев, мотелей, туристических баз и лагерей.
Одной из самых больших гостиниц России является гостиничный комплекс «Измайлово», рассчитанный на 10 000 мест.
К сожалению, в 1990-е гг. из-за экономической и политической ситуации в стране произошел значительный спад спроса на гостиничные услуги. В конце 1990-х гг. согласно данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике Россия имела 5043 предприятия гостиничного типа с общим числом мест 390931.
В целом по России в городской местности находится 65% гостиниц, в сельской местности – 35%. Наиболее крупные по размерам номерного фонда гостиницы располагаются в Москве и Санкт-Петербурге.
В XX в. индустрия гостеприимства особенно интенсивно развивалась в Европе и США. Именно там появились новые формы организации этой сферы услуг. Значительные изменения произошли в ресторанном бизнесе.
В современном мире существуют основные направления развития предприятий гостиничной сферы:
1) углубление специализации гостиничного и ресторанного предложения;
2) образование международных гостиничных и ресторанных цепей;
3) развитие сети малых предприятий;
4) внедрение в индустрию гостеприимства компьютерных технологий.
2 Основные этапы развития мировой гостиничной индустрии
Первые гостиницы (караван-сараи), как и сама профессия по обслуживанию путешествующих людей, возникли в далеком прошлом, более чем за 2 тыс. лет до н.э., в древневосточной цивилизации. Со времен Древней Греции и особенно Древнего Рима получили развитие постоялые дворы, хаинны, инны, гостиницы, ямы, почтовые станции - это родоначальники гостиниц, предназначенных для путешествующих торговцев и артистов, паломников и странников.
На протяжении веков облик древней гостиницы не изменялся. В основном она состояла из ограждения для лошадей и двухэтажного здания, в котором на первом этаже располагалась таверна, а на втором - спальни. В средние века в этот комплекс основных услуг для путешественников начали добавлять открытые и крытые галереи, где устраивались театральные представления. Несомненно, что уже тогда существовала практика оказания путешественникам и других бытовых услуг со стороны владельцев этих заведений, членов их семей, прислуги и мелких ремесленников. Такие гостиницы уже тогда являлись родоначальниками туристских комплексов на соответствующих тем временам качественном и количественном уровнях оказания услуг.
Если распад империй, мировые войны, а также "Великая депрессия" 30-х гг. XX в. приводили к упадку или разорению гостиничного промысла и гостиничной индустрии, то потепление международных отношений, развитие торговли и ремесел, технические революции и открытия естественным образом оказывались ускорителями и катализаторами роста гостиничной индустрии.
Информация о работе Историческое развитие индустрии гостеприимства