Классификация видов туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 19:49, реферат

Краткое описание

Классификация в туризме обозначает выявление его отдельных форм и видов в зависимости от основного показателя — критерия.

Как всякая другая классификация, классификация видов туризма помогает более досконально изучить развитие туризма, его видоизменения и основные тенденции.

Туризм — сложное и многоплановое понятие. Очень сложно выделить формы и виды туризма в их чистом виде, поэтому нет в мире единой классификации. Те, что существуют, имеют некоторые расхождения, но в целом между собой согласуются.

Туризм можно классифицировать по различным критериям:

Вложенные файлы: 1 файл

Классификация видов туризма.docx

— 23.00 Кб (Скачать файл)

Классификация видов туризма 
 
Классификация в туризме обозначает выявление его отдельных форм и видов в зависимости от основного показателя — критерия. 
 
Как всякая другая классификация, классификация видов туризма помогает более досконально изучить развитие туризма, его видоизменения и основные тенденции. 
 
Туризм — сложное и многоплановое понятие. Очень сложно выделить формы и виды туризма в их чистом виде, поэтому нет в мире единой классификации. Те, что существуют, имеют некоторые расхождения, но в целом между собой согласуются. 
 
Туризм можно классифицировать по различным критериям: 
 
1. По цели поездки. 
 
Этот критерий имеет решающее значение, потому что именно цель поездки больше всего влияет на формирование тура и организацию туристического обслуживания. Путешествуя, турист может ставить перед собой несколько целей, но только одна из них будет доминирующей. 
 
В зависимости от цели отличают следующие виды туризма: 
 
1. Познавательный или культурно-развлекательный. 
 
Включает поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране. Познавательные цели могут совмещаться с целью отдыха; 
 
2. Деловой. 
 
В основе этого вида туризма лежит необходимость выполнения служебных или профессиональных задач. Поездки с деловыми целями рассматриваются как одна из важнейших составных частей современного туристического обмена. Деловые поездки крайне важны с экономической точки зрения, так как они не зависят от сезонных факторов. Они, наоборот, несколько сокращаются в разгар туристического сезона. К деловому туризму относятся поездки делегаций или отдельных лиц для участия в международных 
 
переговорах, совещаниях, праздниках, коронациях, церемониях вступления в должность глав государства и правительств. Но в число туристов не включаются дипломатические работники посольств и консульств, сотрудники торговых представительств и других организаций, которые работают за границей. 
 
К разновидности делового туризма относятся поездки для участия или посещения национальных и международных выставок и ярмарок, поездки в составе специализированных групп по профессиям. За последние годы спрос на такие поездки постоянно растет. По своему характеру они приближаются к познавательным поездкам, но специальная программа посещения различных объектов и предприятий, а также однородный профессиональный состав группы предопределяет целесообразность выделения таких поездок в отдельную разновидность такого туризма. Развитие делового туризма в первую очередь связанно с интернационализацией бизнеса, который в последнее время захватывает крупнейшие компании мира; 
 
3. Этнический 
 
Цель этого туризма — посещение родственников, места рождения своего или родителей. Особое значение данный вид туризма имеет для стран, часть населения которых проживает за границей — Польша, Венгрия, Югославия. 
 
Специалисты отмечают определенные изменения в этом виде туризма. Несколько лет назад основное место занимали поездки с целью посещения родственников или мест рождения. Со временем прямых родственников сменяют следующие поколения, родственные связи утрачиваются и в большей степени мотивом поездок становится знакомство с родиной предков. Данные обстоятельства меняют характер спроса этих туристов в поездках, в частности повышается спрос на размещение в гостиницах, а не у родственников, меняются требования к программе пребывания; 
 
4. Религиозный 
 
Религиозный туризм (паломничество) является одним из самых старых видов туризма и представляет собой передвижения людей к святым местам с целью посещения храмов и монастырей в дни религиозных праздников или для замаливания грехов. Зарождение паломничества связанно с формированием в мире основных религиозных течений. Паломничество, как и туризм вообще, бывает внутренним (в пределах отдельной страны) и международным. Воздействие религиозного туризма на экономику некоторых стан и районов мира, в первую очередь на сами религиозные центры, весьма велико. Это связано с тем, что паломники оставляют в стране пребывания существенную долю взятых в дорогу денег. Кроме того, паломничество дает заработок многим тысячам местных жителей. Центрами религиозного туризма являются: Мекка, Медина, Иерусалим, Ватикан и другие города и местности; 
 
5. Спортивный 
 
Спортивный туризм — это поездки для участия в различных спортивных состязаниях. Спортивный туризм подразделяется на две разновидности: активный — поездка и пребывание в посещаемом месте для непосредственного участия в спортивных соревнованиях и пассивный — когда поездка и пребывание осуществляются для участия в спортивных соревнованиях в качестве зрителя; рекреационный 
 
Рекреационный туризм, или отпускной, — это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым; 
 
6. Учебный 
 
Под учебным туризмом понимают поездки с целью получения или улучшения своих знаний. Наиболее распространенные — изучение иностранного языка, так называемое «погружение» и непосредственное общение с носителями языка; 
 
7. Экзотический 
 
Экзотический туризм связан с желанием увидеть, познать и почувствовать нечто необычное, не присущее повседневной жизни. Это климатические условия, необычные флора и фауна, кухня разных народов, архитектура, национальные обычаи и др.; 
 
8. Экологический 
 
Экологический туризм получил наиболее широкое распространение и признание в наше время, поскольку экология с каждым Днем приобретает все большее значение. Бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма. Все чаще проводятся рекламные мероприятия и туры, носящие экологический характер (например, как можно отдохнуть и провести время на природе не загрязняя ее и не нанося ей ущерб). Экология и туризм очень взаимосвязаны и зависимы друг от друга. Туризм возможен только в экологически чистых районах. В международной практике существует такое понятие как «синий флаг». Его присваивают экологически чистым районам. Естественно, что туристы предпочитают отдыхать именно в этих местах, т. к. ничто не угрожает их здоровью. 
 
«Защита окружающей среды должна устоять перед давлением со стороны организаций или лиц, озабоченных только коммерческим успехом или личным обогащением», — сказано в Монреальской декларации по туризму (1996 г.). 
 
Для жителей Европы и Америки путешествия по охраняемым природным территориям, т. е. экологический туризм давно стали одним из самых распространенных видов отдыха. В различных регионах они составляют от 20 до 60% от общих объемов международного туризма. Экологический туризм в туристической индустрии за рубежом является главным источником валютных доходов. Российская система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) по-своему уникальна, не имеет аналогов в мире, несмотря на множество трудностей, доказала свою жизнеспособность. Первый российский заповедник — Баргузинский — был создан в 1916 году. Последний, сотый заповедник РЗИ — в январе 2001 года на границе Чечни и Ингушетии. В наших заповедниках охраняются прекрасные островки девственной природы: вулканы и гейзеры Камчатки и берега Байкала, степи Хакасии, пустыни Тувы, горы Алтая, Саян и Кавказа. Здесь нашли себе пристанище многие редкие и исчезающие виды животных, среди которых амурский тигр и снежный барс, морж и белый медведь, редчайшие виды журавлей и хищных птиц. 
 
Кроме заповедников в России — 35 национальных парков и 68 федеральных заказников. Наша система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) признана во всем мире: 
 
22 российских заповедника имеют международный статус биосферных резерватов ЮНЕСКО; 
 
— 25 заповедников, национальных парков и других ООПТ находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия; 
 
— 30 заповедников, национальных парков и заказников — под юрисдикцией Международной конвенции о водно-болотных угодьях; 
 
— 4 заповедника имеют дипломы Совета Европы; 
 
3 заповедника входят в состав международных трансграничных особо охраняемых природных территорий. 
 
• По способу передвижения. 
 
Это может быть пешеходный туризм, велосипедный, конный, альпинизм, лыжный, мототуризм. 
 
• Использования транспортных средств. 
 
Туризм предполагает перемещение людей из одного места в другое как внутри страны, так и за ее пределами. Путешествие с использованием стандартных видов транспорта: воздушный транспорт (рейсы по расписанию, вне расписания), водный транспорт (пассажирские линии и паромы, круизы), сухопутный транспорт (железнодорожный, междугородние и городские автобусы, частные автомашины, прокат транспортных средств и др.) или с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, воздушный шар, дельтаплан и др.). 
 
• По сроку поездки. 
 
Путешествие по стране проживания или же вне страны проживания может длиться от 24 часов до 6 месяцев по международному законодательству, максимальный срок — 1 год. Продолжительность пребывания или поездки является важным статистическим показателем, который играет роль при определении максимального предела, после которого посещение не считается больше туристическим. По сроку пребывания поездки делятся на продолжительные, краткосрочные и туры выходного дня. 
 
• Сезонности. 
 
Активный туристический сезон. 
 
Характеризуется большим потоком туристов. В России он делится на два основных периода, т. е. он двухсезонный: 
 
1) летний (с конца мая по середину сентября в период летних отпусков и школьных каникул); 
 
2) Зимний (с середины декабря до конца февраля — период горнолыжного сезона, рождественских и новогоднего праздников); 
 
межсезон (полусезон). 
 
В нашей стране — осень и весна, количество туристов значительно уменьшается в сравнении с активным сезоном; 
 
несезон. 
 
В последние годы круглогодично работают лишь несколько крупных санаториев, остальные закрываются с начала октября до конца апреля в связи с тем, что туристов приезжает очень мало или они вообще не приезжают, и поэтому дальнейшая работа становится нерентабельной; для них наступает несезон или так называемый «мертвый» сезон. 
 
Несезон характерен для тех районов, которые посещаются туристами в определенное время года (они являются односезонными). Примером может послужить курортная зона побережья Литвы (Нида, Паланга, Юодкранте). В летнее время, особенно в июле, августе, поток туристов настолько велик, что достаточно сложно найти свободный номер в одной из гостиниц, в остальное время года курорт пустует, поскольку с моря дует очень сильный пронизывающий холодный ветер. 
 
• По уровню организации. 
 
Индивидуальный тур — независимое путешествие одного или нескольких лиц, связано с обслуживанием, носящим персональный характер, как правило, с более высокими ценами. 
 
Групповой тур — совместная поездка нескольких лиц (путешествие считается групповым, если количество ее участников составляет не меньше шести и более человек по международным стандартам) по единому маршруту и на одинаковых условиях. Объединение туристов в одну группу обусловливается общностью интересов и целей поездки, а также сравнительно более низкими ценами по сравнению с индивидуальными турами в связи с предоставлением групповых скидок. 
 
Организация путешествия может носить организованный и самодеятельный характер. 
 
Путешествие отдельного туриста или группы туристов по предварительно разработанной туристической фирмой программе называется организованным. Организованные туристы обеспечиваются необходимым туристическим сервисом, который оговаривается в заранее приобретенных турах. 
 
Самодеятельный, или так называемый альтернативный, туризм, где в качестве организатора путешествия выступает не туроператор, а сам турист, путешественник, используя рекламные материалы, с помощью информационных сетей. Иными словами, турист сам определяет длительность поездки, маршрут, посещаемые объекты, сам бронирует гостиницу и т. д., он не связан никакими обязательствами с туристической фирмой. 
 
• По демографическим и социальным составам участников поездки. 
 
В зависимости от места проживания туриста (городской житель или сельский), от социального положения в обществе (детский, школьный, молодежный, семейный, по профессиональному составу и др.). Играет роль и возраст туриста: в последнее время, значительно увеличилось количество путешественников преклонного (пенсионного) возраста. 
 
• По направленности туристических потоков. 
 
Въездной — путешествия лиц по стране, постоянно проживающих в других странах. 
 
Выездной — путешествие лиц, постоянно проживающих в стране, например, в России, в другую страну. 
 
Внутренний — путешествие по стране лиц, постоянно в ней проживающих. 
 
• По принципу оплаты. 
 
Коммерческий. 
 
Это стандартный вариант, когда туристическая фирма реализует свой турпродукт покупателю и, соответственно, получает прибыль. 
 
Чтобы преуспеть в туристическом бизнесе, требуются профессиональная, основанная на потребностях потребителя туристических услуг организация производства и реализации турпродукта, хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристического менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристическо рынка. 
 
Социальный. 
 
Под социальным туризмом понимаются путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды, при этом, отдельным категориям туристов государство в порядке, установленном законодательством, предоставляет льготы социального характера. 
 
В странах Европейского Союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристические услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. 
 
Упрочить свои позиции социальный туризм может только при наличии долгосрочной продуманной социальной политики в области туризма на национальном, региональном и международном уровнях. 
 
Интенсив-туризм 
 
Представляет собой поощрительную поездку за счет фирмы, организуемую предприятием для своих работников за достижения в труде (например, за повышение общего объема продаж, эффективную рекламу, помощь в обучении персонала и т. д.). 
 
Классификация в туризме имеет важное значение для его практики. Она позволяет решать проблемы его территориальной организации, планировать развитие материальной базы, выявлять спрос и формировать рынок туризма, производить и реализовать туристический продукт.


Информация о работе Классификация видов туризма