Классификация потребностей по С.С. Корниенкову и Г. Меррею

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2015 в 15:17, лекция

Краткое описание

Первая классификация человеческих потребностей была дана последователем Демокрита — древнегреческим атомистом Эпикуром (341–270 г. до н. э.). «Надо принять во внимание, — писал он, — что желания бывают одни — естественные, другие — пустые, и из числа естественных одни — необходимые, а другие — только естественные; а из числа необходимых одни — необходимы для счастья, другие — для спокойствия тела, третьи — для самой жизни».

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ А.docx

— 58.70 Кб (Скачать файл)

Классификация потребностей по С.С. Корниенкову и Г. Меррею.

    Первая классификация человеческих потребностей была дана последователем Демокрита — древнегреческим атомистом Эпикуром (341–270 г. до н. э.). «Надо принять во внимание, — писал он, — что желания бывают одни — естественные, другие — пустые, и из числа естественных одни — необходимые, а другие — только естественные; а из числа необходимых одни — необходимы для счастья, другие — для спокойствия тела, третьи — для самой жизни».

  Похожей классификацией фактически пользуются и современные ученые. В самом деле, Эпикур сначала делит все потребности (которые он называет «желаниями») на разумные («естественные») и неразумные («пустые»). Затем разумные разделяются на необходимые и не являющиеся необходимыми. Необходимые, в свою очередь, разделены на необходимые для счастья, необходимые для человека как живого организма (тела) и, наконец, насущные (т.е. абсолютно необходимые, без удовлетворения которых жизнь в принципе невозможна). Данная классификация в основном соответствует современному учению о потребностях, которые принято подразделять на насущные (по Эпикуру — необходимые для самой жизни) и ненасущные (по Эпикуру — необходимые для счастья и необходимые для тела). Эпикур создал этическое учение, получившее впоследствии его имя — эпикурейство. Согласно этому учению, главная цель всех живых существ — получение удовольствия. «Мы и называем удовольствие началом и концом счастливой жизни». Удовольствие является следствием удовлетворения потребностей. Но не все потребности будет разумно удовлетворять, не все удовольствия имеют для человека равную ценность: «Нет, не попойки и кутежи непрерывные, … не наслаждения рыбою и всеми прочими яствами, которые доставляет роскошный стол, рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение…». Согласно Эпикуру, наиболее ценные и важные для человека удовольствия дают дружба и познание мира. Им провозглашается большая ценность духовных и творческих потребностей по сравнению с чисто потребительскими и материальными. В последующие века идеи Эпикура были искажены. В настоящее время под эпикурейством обычно понимают безудержную погоню за удовольствиями и наслаждениями, пустое «прожигание» жизни. В действительности греческий философ мыслил гораздо масштабнее. Он одним из первых поставил проблему формирования потребностей и ограничения тех из них, которые препятствуют творческому развитию человеческой личности. Крупный поворот в понимании человека совершили софисты. По выражению Протагора из Абдер (ок. 490 г. — ок. 420 до н. э.), «человек есть мера всех вещей». Софисты впервые в истории науки объявили главным, стержневым вопросом не учение о мире (космосе), а проблему человека. Это привело к кардинальной переориентации всего мировоззрения. Человек с его проблемами, интересами и потребностями становится главным объектом их философии.

Для того, чтобы жить и действовать в окружающем мире, человек нуждается в пище, воде, воздухе, движениях, в предметах материальной и духовной культуры, в общении. Потребностью, таким образом, называют осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности. Одной из основных характеристик потребности является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т.е.  на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм. Приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психологические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.

     Общею характеристику потребностей можно классифицировать по различным основаниям. Некоторые авторы создают реестры потребностей, состоящие из множества рядоположенных наименований: в данном случае единственным критерием для классификаций (которые можно назвать "перечнями") выступает само содержание потребности. Например, В. Макдауголл (1923), понимавший потребности как инстинктоподобные готовые способы реагирования, выделяет 17 основных потребностей (пищедобывание, отвращение, сексуальность, страх, любознательность, покровительство, общение, самоутверждение, подчинение, гнев, поиск помощи, созидание, накопление, смех, отдых и сон, комфорт, передвижение) и добавляет к ним "примитивные" склонности (кашель, чихание, дыхание и т.д.). Классификация Ф. Лерша (1938) насчитывает 18 потребностей (автор называет их "стимулирующими переживаниями").

   Автор персонологической концепции личности Г. Меррей выделяет 20 базовых потребностей человека: достижение, аффилиации (желание нравиться другим людям), агрессия, автономность, противодействие, защита, уважение, унижение, доминирование, презентация, избегание вреда, моральное избегание, забота, порядок, игра, отвержение, чувствительность, секс, получение поддержки, понимание.

    Главным недостатком таких классификаций, по меткому выражению А. Маслоу, является то, что при желании "можно создать “перечень”, в котором будет фигурировать лишь одна потребность, и равноправным такому списку будет другой, объединяющий в себе миллион желаний". Однако даже классификации подобного рода порой могут быть полезны. Так Генри Меррей создал одну из наиболее популярных процедур диагностики мотивационной сферы личности – Тематический апперцептивный тест (ТАТ). По Меррею, жизнь человека – это переплетение различных тем (под-темой понимается встреча потребности и соответствующей ей жизненной ситуации).

    Для каждого человека можно выделить "единую", т.е. главную, тему, пронизывающую в разнообразных вариантах все его существование. От термина "тема", собственно, и произошло название Тематического апперцептивного теста, разработанного для диагностики ведущих тем в жизни личности.

    Потребность есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа жизни и условий жизнедеятельности, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду в основном только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и материальными, духовными, социальными. Для развития человека как индивида достаточно удовлетворить его физические и органические (биогенные) потребности, однако для нормального развития личности необходимым является удовлетворение социальных и духовных потребностей.

        Потребность, автором которой является Генри Меррей. Данная типология исходит не только из самих потребностей, но и из наличия тех или иных благ, необходимых для их удовлетворения. Причем под благом понимаются не только товары и услуги, но и различные социально-психологические факторы (любовь, радость, престиж и др.). В персонологии Г. Меррея потребности классифицируются по четырем основаниям:

– первичные и вторичные,

– позитивные и негативные,

– явные и латентные,

– осознанные и неосознанные.

На этой основе Г. Меррей выводит 20 потребностей, которые приведены в таблице.

Таблица 5

             Иллюстративный перечень потребностей по Г. Меррею

Потребность

Краткое содержание

В самоунижении

Пассивно подчиняться внешним силам. Готовность принять обиду, обвинение, критику, наказание. Готовность сдаться, подчиниться судьбе. Допустить собственную «второсортность». Признать свои заблуждения, ошибки, поражения. Исповедоваться и искупать вину. Обвинять себя, принижать, выставлять в худшем виде. Искать боли, наказания, болезни, несчастья и радоваться им.

В достижении

Выполнять нечто трудное. Управлять, манипулировать, организовывать в отношении физических объектов, людей или идей. Делать это по возможности быстро и самостоятельно. Преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей. Самосовершенствоваться. Реализовывать таланты и тем повышать самоуважение.

В аффиляции

(Взаимодействии, привязанности)

Тесно контактировать и взаимодействовать с близкими (или теми, кто похож на самого субъекта или любит его). Доставлять удовольствие контактируемому объекту и завоевывать его привязанность. Оставаться верным в дружбе.

В агрессии

Силой преодолевать противостояние. Сражаться. Мстить за обиды. Нападать, оскорблять, убивать, противостоять насилием или наказывать.

В автономии

Освобождаться от уз ограничений. Сопротивляться принуждению. Избегать или прекращать деятельность, предписанную деспотичными авторитарными фигурами. Быть независимым и действовать соответственно своим побуждениям. Не быть чем-либо связанным, ни за что не отвечать, пренебрегать условностями.

В противодействии

В борьбе овладевать ситуацией или компенсировать неудачи. Повторными действиями избавляться от унижения. Преодолевать слабость, подавлять страх. Смывать позор действием. Искать препятствия и трудности. Уважать себя и гордиться собой.

В защите

Защищаться от нападений, критики, обвинений. Замалчивать или оправдывать ошибки, неудачи, унижения. Отстаивать эго.

В уважении

Восхищаться вышестоящим и поддерживать его. Восхвалять, воздавать почести, превозносить. С готовностью поддаваться влиянию ближних. Иметь пример для подражания, подчиняться обычаю.

В доминировании

Контролировать окружение. Влиять или направлять поведение других – внушением, соблазном, убеждением, указанием. Разубеждать, ограничивать, запрещать.

В эксгибиции

Производить впечатление, быть увиденным или услышанным. Возбуждать, удивлять, очаровывать, развлекать, шокировать, заинтриговывать, забавлять, соблазнять.

В избегании ущерба

Избегать боли, ран, болезней, смерти. Избегать опасных ситуаций. Принимать предупредительные меры.

В избегании позора

Избегать унижений. Уходить от затруднений или избегать ситуаций, в которых возможно унижение, презрение насмешника, безразличие других. Воздерживаться от действий с целью избежать неудачи.

В опеке

Проявлять сочувствие и помогать беззащитным в удовлетворении их потребностей – ребенку, или кому-то, кто слаб, бессилен, унижен, одинок, удручен, устал, неопытен, немощен, болен, в затруднении. Помогать при опасности. Кормить, поддерживать, утешать, опекать, защищать, лечить.

В порядке

Приводить все в порядок. Добиваться чистоты, организованности, равновесия, опрятности, аккуратности, точности.

В игре

Действовать «забавы ради» – без иных целей. Смеяться, шутить, искать расслабление после стресса в удовольствиях. Участвовать в играх, спортивных мероприятиях, танцах, вечеринках, азартных играх.

В отвержении

   Избавляться от негативно контактируемого объекта. Избавляться, отказываться, изгонять или игнорировать нижестоящего. Пренебрегать объектом или игнорировать его.

В чувственных впечатлениях

Искать чувственные впечатления и радоваться им.

В сексе

Создавать и развивать эротические взаимоотношения.

Иметь сексуальные отношения.

В поддержке

Удовлетворять потребности благодаря сочувственной помощи близкого. Быть тем, кого опекают поддерживают, окружают заботой, защищают, любят, кому дают советы, кем руководят, кого прощают, утешают. Держаться ближе к преданному опекуну, всегда иметь рядом того, кто окажет поддержку.

В понимании

Ставить вопросы или отвечать на них. Интересоваться теорией. Размышлять, формулировать, анализировать, обобщать.

 

Источник. Кэлвин С.Холл, Гарднер Линдсей. Теории личности. М.,

КСП+, 1997. С. 204–206.


 

 

 

 

Данные потребности существуют в трех состояниях:

рефракторном, когда никакой стимул не способствует пробуждению потребности;

внушаемом, когда потребность пассивна, но может быть возбуждена;

активном, когда потребность определяет поведение индивида.

 

В целом все потребности взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга. Г. Меррей принимает положение об иерархии потребностей, но вводит понятие доминирования по отношению к тем потребностям, которые «не будучи удовлетворенными, начинают главенствовать с наибольшей силой». Минимальное удовлетворение доминирующих потребностей необходимо прежде, чем смогут вступить в силу другие. В тех случаях, когда различные потребности реализуются в одном о том же поведении индивида, Г. Меррей говорит о смещении потребностей.

Другая важная разновидность взаимоотношений потребностей описывается понятием субсидиации.

Субсидирующая потребность – та, что служит удовлетворению другой, является лишь инструментом удовлетворения другой.

 

      

 

         Специфическая                                             Распределенный

      Неудовлетворенность                                         дискомфорт

(мотивация слишком велика.)                      (мотивация слишком слаба.)


 

 

       Снятие напряжения                                            Борьба со скукой


 

 

           Комфорт                     Наслаждение                         Стимуляция


         (удовольствие)             (динамическое)

       насыщаемая                  потребность                             потребность


         потребность                без насыщения                        без насыщения   


 

 

 

                                          Общее благополучие

               Рис. 4.3. Детерминанты благополучия по Г. Меррею

Таким образом, мы видели, как Меррей определяет потребность, рассмотрели предложенные им показатели или критерии для идентификации потребности и типичный перечень потребностей. Помимо этого, важно рассмотреть основания для различения типов потребностей. Прежде всего, различаются первичные и вторичные потребности.

Первичные, или висцерогенные, потребности связаны с характерными органическими явлениями и физическим удовлетворением. Примеры потребность в воздухе, воде, пище, сексе, лактации, уринирование и дефекации.

 Вторичные, или психогенные, потребности предположительно выводятся из первичных и характеризуются отсутствием очевидной связи с каким бы то ни было специфическим органическим процессом или физическим удовлетворением. Примерами служат потребность в приобретении, конструировании, достижении, признании, экс-гибиции, доминировании, автономии,уважении. 
      Во-вторых, различаются открытые и скрытые потребности, т.е. проявляющиеся и латентные. Речь здесь идет о тех потребностях, которым позволительно проявляться более или менее непосредственно, и о тех, что в общем случае сдерживаются или вытесняются. Можно сказать, что открытые потребности обычно проявляются в моторном поведении, тогда как скрытые — в мире фантазий и сновидений. Существование скрытых потребностей — в значительной мере следствие образования ин-тернализованных структур (Суперэго), определяющих правильное или приемлемое поведение. Некоторые потребности не могут быть непосредственно выражены без нарушения условностей и стандартов, привнесенных обществом через родителей, и эти потребности часто действуют на скрытом уровне. 
    В-третьих, существуют фокальные потребности и диффузные потребности. Некоторые потребности тесно связаны с определенными объектами среды, тогда как другие являются настолько общими, что подходят почти к любой ситуации. Меррей отмечает, что, за исключением некоторых особых случаев фиксации, объект потребности может изменяться, как и способ удовлетворения. Т.е. сфера, с которой связана потребность, может расширяться или сужаться, а количество инструментальных актов, связанных с удовлетворением потребности, может увеличиваться или уменьшаться. Если потребность прочно связана с неадекватным объектом, это называется фиксацией и обычно расценивается как патология.

В то же время Меррей отмечает, что неспособность потребности к относительно стабильному «предпочтению» объекта и «перескакивание» с объекта на объект может быть   столь же патологичным, как и фиксация. 
       В-четвертых, существуют потребности проактивные и реактивные. 

Проактивные потребности преимущественно детерминированы изнутри, когда человек становится «спонтанно действующим» в результате чего-то, происходящего в личности, а не в среде. Реактивные же потребности активируются вследствие некоторых событий в среде, как реакция на них. Различие здесь во многом то же, что между реакцией, вызванной соответствующим стимулом, и реакцией, вызванной отсутствием важной стимульной переменной. Эти понятия Меррей использует также для описания взаимодействия между двумя или более людьми, когда один индивид выступает как проактор (инициирует взаимодействие, задает вопросы, вообще продуцирует стимулы, требующие чужой реакции), а другой - как реактор

Информация о работе Классификация потребностей по С.С. Корниенкову и Г. Меррею