Мышление и язык

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:03, реферат

Краткое описание

По сей день наиболее непостижимой и столь же притягательной для изучения со стороны логики, психологии, лингвистики, психолингвистики, языкознания и прочих наук является тема соотношения языка и человеческого сознания. Даже не зная законов, по которым осуществляет свою работу мышление, и только примерно догадываясь, как осуществляется наша речевая деятельность, мы нисколько не сомневаемся, что мышление и язык связаны между собой. Сколько раз в жизни каждому из нас доводилось сообщать кому-либо некую информацию. В данном случае, процесс говорения имеет целью породить процесс понимания у получателя информации..

Содержание

Введение 3
Глава 1. Роль мышления в познании 4
Глава 2. Структура и этапы процесса мышления 8
Глава 3. Общие понятия языка 11
Глава 4. Логика Высказываний 13
Глава 5. Логика предикатов 15
Заключение 20
Список литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Логика Мышление и язык.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Новосибирский государственный  аграрный университет

Экономический факультет

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

Реферат по логике

Мышление и язык

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Филеков Никита Викторович

           Курс: 1          

                       Группа: 4109

                          Дата: 02.02.11

                                                                   Проверил: Черных Сергей Иванович

         Дата:

                Подпись:

 

 

 

 

 

Новосибирск- 2011 

Оглавление

Введение                                                                                                                  3

Глава 1. Роль мышления в  познании                                                                4

Глава 2. Структура и этапы процесса мышления                                           8

Глава 3. Общие понятия языка                                                                            11

Глава 4. Логика Высказываний                                                                            13

Глава 5. Логика предикатов                                                                                  15

Заключение                                                                                                               20

Список литературы                                                                                                  21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

По сей день наиболее непостижимой и столь же притягательной для изучения со стороны логики, психологии, лингвистики, психолингвистики,  языкознания и прочих наук является тема соотношения языка и человеческого сознания. Даже не зная законов, по которым осуществляет свою работу мышление, и только примерно догадываясь, как осуществляется наша речевая деятельность, мы нисколько не сомневаемся, что мышление и язык связаны между собой. Сколько раз в жизни каждому из нас доводилось сообщать кому-либо некую информацию. В данном случае, процесс говорения имеет целью породить процесс понимания у получателя информации.

Но существуют случаи, когда мы используем язык не для  передачи

информации другим людям, а для организации собственного мыслительного

процесса: тихонько, шепотом  или "про себя" проговариваем  слова, а иногда

и целые предложения, пытаясь что-то уяснить или понять. И что

примечательно - получается! Зачастую мысль, облеченная в слова, как бы

материализуется в нашем  сознании и становится ясной и  понятной. 

Актуальность проблемы взаимосвязи языка и сознания не единственная в

наше время, существует еще ряд невыясненных вопросов, и  один из них, на

наш взгляд, наиболее интересный: какой элемент в этой связке является

доминирующим - язык или  мышление; мы говорим, потому что так  думаем или мы  думаем, потому что так говорим.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Роль мышления в познании

Познание как процесс  отражения объективного мира сознанием  человека представляет собой единство чувственного и рационального познания.

Чувственное познание протекает  в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

От греческого слова logos — «мысль», «слово», «разум», «закономерность». Термин «логика» употребляется также для обозначения закономерностей объективного мира (например, «логика фактов», «логика вещей», «логика политической борьбы» и т.п.); для обозначения строгости, последовательности, закономерности процесса мышления («логика мышления», «логика рассуждений»). Закономерный характер мышления является своеобразным отражением объективных закономерностей. Логика мышления есть отражение логики вещей.

 От латинского слова  ratio — «разум», рациональное познание — познание с помощью разума, мышления.

Ощущение — это  отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов' — их цвета, формы, запаха, вкуса.

Целостный образ предмета, возникающий  в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием. Например, зрительное восприятие растущего под окном дерева или лежащей на столе книги, слуховое восприятие шума дождя, музыкальной мелодии и т.п.

Формой чувственного познания является также представление. Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Если восприятие возникает лишь в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств, то представление имеется тогда, когда такое воздействие отсутствует. Например, представление о сохранившимися в памяти человеке, предмете, событии.

Представления могут  быть не только образами предметов, существующих реально; нередко они формируются  на основе описания предметов, не существующих в действительности (например, крылатый конь Пегас, получеловек-полулошадь кентавр древнегреческой мифологии, ведьма, черт, ангел, созданные религиозной фантазией). Такие представления образуются на основе восприятии реальных предметов, являются их комбинацией.

Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной  зависимости между такими, например, явлениями, как смена времен года и вращение Земли вокруг Солнца, о времени наступления солнечного или лунного затмения или о мотивах преступления. Однако, познавая окружающий мир, человек стремится установить причины явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и общества. А это невозможно без мышления, отражающего действительность в определенных логических формах. Рассмотрим основные особенности мышления.

1. Мышление отражает действительность  в обобщенных образах. В отличие  от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное.

Термин «предмет» здесь и  дальше мы будем употреблять в  значении «предмет мышления» — существующие в реальной действительности и воображаемые вещи, явления, события, их свойства и  отношения.

От латинского термина abstractio —  отвлечение. Абстрагирование — процесс отвлечения от некоторых свойств предметов, позволяющий выделить другие его свойства. Абстракция — результат абстрагирования.

трудиться, мыслить, обмениваться мыслями  при помощи языка, — мышление обобщает эти свойства и создает абстрактный образ человека. Подобным же образом создаются понятия юридического лица, государственного суверенитета, правоспособности и т.п. Благодаря обобщению абстрактное мышление глубже проникает в действительность, открывает присущие ей законы.

2. Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно воздействует или воздействовало на органы чувств. Мы видим березовую рощу, слышим пение птиц, вдыхаем аромат цветов. Благодаря мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний, т.е. опосредствованно. По показанию термометра можно судить о погоде, не выходя на улицу. Не наблюдая самого факта преступления, можно на основании прямых и косвенных улик

установить преступника.

Знание, полученное из уже  имеющихся знаний, без обращения  в каждом конкретном случае к опыту, к практике, называется выводным, а  сам процесс его получения  — выведением. Получение новых  знаний путем выведения находит  широкое применение в познавательной деятельности человека.

3. Мышление неразрывно связано  с языком. Какая бы мысль ни  возникла в голове человека, она  может возникнуть и существовать  лишь на базе языкового материала,  в словах и предложениях. При  помощи языка люди выражают  и закрепляют результаты своей мыслительной работы, обмениваясь мыслями, добиваются взаимного понимания.

4. Мышление — процесс  активного отражения действительности. Активность характеризует весь  процесс познания в целом, но  прежде всего — мышление. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности, выражая их не только средствами естественного языка, но и в символах языка формализованного, играющего важную роль в современной науке.                                                                                                           Итак, обобщенный и опосредствованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения— таковы основные особенности мышления. Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи.                                                                                            Благодаря этим особенностям мышление является высшей по сравнению с чувственным познанием формой отражения действительности. Было бы, однако, неправильно рассматривать мышление в отрыве от чувственного познания. В реальном познавательном процессе они находятся в неразрывном единстве, составляют стороны, моменты единого процесса познания. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлениям, но в определенной степени восприятиям и ощущениям и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств. С помощью мышления человек познает такие недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц, законы природы и общества, но источником всех наших знаний о действительности являются в конечном счете ощущения, восприятия, представления.

Глава 2. Структура и этапы процесса мышления

В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на разрешение какой-нибудь задачи, можно различать несколько основных этапов или фаз.

Начальной фазой мыслительного  процесса является более или менее  отчетливое осознание проблемной ситуации. Осознание проблемной ситуации может  начаться с чувства удивления, вызванного ситуацией, произведшей впечатление необычайности. Это удивление может быть порождено неожиданной неудачей привычного действия или способа поведения. Таким образом, проблемная ситуация может сначала возникнуть в действенном плане. Затруднения в плане действия сигнализируют проблемную ситуацию, а удивление дает почувствовать ее. Но необходимо еще осмыслить проблему как таковую. Это требует работы мысли. Поэтому, когда проблемная ситуация изображается как начало, как отправной пункт мышления, не следует представлять себе это так, будто проблема должна быть всегда дана в готовом виде предварительно, до мышления, и мыслительный процесс начинается лишь после того, как она установлена. Уже здесь с первого же шага приходится убедиться в том, что в процессе мышления все моменты его находятся во внутренней диалектической взаимосвязи, не позволяющей механически их разрывать и рядополагать в линейной последовательности. Сама постановка проблемы является актом мышления, который требует часто большой и сложной мыслительной работы.

Под проблемой обычно понимают особый вид интеллектуальных задач, имеющих следующие характеристики: цель (ориентировочную основу для решения задач); условия, в которых задается данная цель; потребность в достижении цели; недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий. Нет проблемы там, где отсутствует недостаток информации и неудовлетворенность потребностей. То, что является проблемой для данного человека, для другого может и не быть ею. Мыслительная деятельность, связанная с внезапным решением проблемы, называется эвристической. Эвристика - наука о закономерностях мыслительного поиска. От осознания проблемы человек переходит к принятию решения.

От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Разрешение проблемы совершается различными и очень многообразными способами - в зависимости, прежде всего от характера самой проблемы. Есть проблемы, для решения которых все данные заключены в наглядном содержании самой проблемной ситуации. Таким образом, внутри первоначально намеченной сферы совершаются дальнейшие мыслительные операции, дифференцирующие тот круг знаний, с которым соотносится данная проблема. Решение или попытка разрешить проблему предполагает обычно привлечение тех или иных положений из уже имеющихся знаний в качестве методов или средств ее разрешения.

Решение очень сложной проблемы, впервые возникая в уме, обычно сначала намечается в результате учета и сопоставления части условий, которые берутся в качестве исходных. Спрашивается: не расходится ли намечающееся решение с остальными условиями? Когда перед мыслью встает этот вопрос, который возобновляет исходную проблему на новой основе, наметившееся решение осознается как гипотеза. Этот этап процесса мышления называется этапом выдвижения гипотез. Решение некоторых, особенно сложных, задач совершается на основе таких гипотез. Осознание наметившегося решения гипотезы, т.е. как предположения, порождает потребность в проверке гипотезы. Эта потребность становится особенно острой, когда на основе предварительного учета условий задачи перед мыслью встает несколько возможных ее решений или гипотез. Чем богаче практика, чем шире опыт и организованнее система знаний, в которой эта практика и этот опыт обобщены, тем большим количеством контрольных инстанций, опорных точек для проверки и критики своих гипотез располагает мысль.

Когда эта проверка заканчивается, мыслительный процесс приходит к завершающей фазе - к окончательному, в пределах данного мыслительного процесса, суждению по данному вопросу, фиксирующему достигнутое в нем решение проблемы. Затем результат мыслительной работы спускается более или менее непосредственно в практику. Она подвергает его решающему испытанию и ставит перед мыслью новые задачи - развития, уточнения, исправления или изменения первоначально принятого решения проблемы.

Информация о работе Мышление и язык