Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 14:48, доклад
Обе эти ступени являются бесплатными для всех. По окончании начальной школы учащиеся сдают письменный и устный экзамены. По их результатам выдаётся аттестат об окончании начальной школы (diploma di licenza elementare). На этом этапе изучают чтение, письмо, рисование, арифметику, музыку — эти предметы являются обязательными, по желанию изучается лишь религия. Учебные планы обычно включают также изучение одного иностранного языка.
Общая характеристика системы образования в Италии
Дошкольное образование
С трёх лет детей в Италии отдают в детские сады (scuola materna), где в течение трёх лет их готовят к школе. Дети учатся в группах по 15-30 человек. После детского сада детей отдают в начальную школу.
Система среднего образования
Начальная школа 6 до 11 лет. Подразделяется на 2 ступени — scuola elementare 1 и scuola elementare 2.
Обе эти ступени являются
бесплатными для всех. По окончании
начальной школы учащиеся
Средняя младшая школа (scuola media)
с 11 до 14 лет
На этом этапе школьники изучают итальянский язык, историю, географию, математику и естественные науки, иностранный язык, искусство и музыку.
Средняя старшая школа
с 14 до 18-19 лет
На данном этапе учащиеся решают, учиться ли им по обычной программе и готовиться к поступлению в ВУЗ, либо совмещать свое обучение с профессиональной подготовкой.
Вариант 1:
Учащийся решает продолжить свое обучение по обычной программе. В этом случае учащиеся продолжают свое обучение в лицеях, главной задачей которых является подготовка учащегося к поступлению в Университет.
Лицеи делятся по профилю:
классические лицеи;
технические лицеи;
гуманитарные лицеи;
лингвистические лицеи;
лицеи искусств.
Выбирая тот или иной профиль, ученик фактически определяется со своей будущей профессией. Как правило, большинство выпускников лицеев поступают в ВУЗ.
Вариант 2:
Учащиеся помимо школьного образования получают какую-либо профессию. Получить такой вид образования можно в так называемых «институтах» или колледжах. По окончании учащиеся получают аттестат о среднем образовании (diploma di maturita) и свидетельство о профессиональной квалификации.
Высшее образование
Система высшего образования Италии представлена университетами, техническими университетами, университетскими колледжами и академиями.
Первая ступень высшего образования — C. D. U. (Corsi di Diploma Universitario) — аналог степени бакалавра. Обучение длится 3 года и состоит из обязательных, дополнительных предметов и практики.
Вторая ступень высшего образования — C. L. (Corsi di Laurea). Длится от 4 до 5 лет, в зависимости от специальности. Медицину и фармацевтику изучают 6 лет.
Третья ступень высшего образования — Corsi di Dottorato di Ricerca, DR и Corsi di Perfezionamento — исследовательские докторские программы и курсы постдипломной специализации, или профессионального мастерства. Ее можно пройти как в Университетах, так и в специализированных учебных заведениях — Scuole di Specializzazione. По окончании выдается диплом специалиста или степень доктора.
Основные принципы законодательства об организации системы образования в Италии
Основы итальянского школьного законодательства заложены в нескольких статьях Конституции этого государтсва. Статьи 30,33,34 и 38 освещают принципы, на которых должно основываться законодательство.
Основные неизменяемые принципы – свободное образование, обязанность государства предоставлять возможность обучаться в сети образовательных учреждений любого уровня, исключая любой вид дискриминации; право университетов, академий, высших культурных заведений устанавливать свои собственные правила; право частных лиц открывать школы и образовательные учреждения без участия государственного капитала, право-обязанность родителей обеспечивать посещение их детьми школы, даже если они были рождены вне брака. Если родители не могут этого обеспечить, законом должны быть приняты меры по оказанию им помощи в выполнении их обязанностей. Соответствующие меры должны быть приняты, для обеспечения возможности способным детям обучаться в высших учебных заведениях, даже если они не имеют необходимых для этого средств. Обучение также включает образование и профессиональную подготовку граждан с ограниченными способностями.
Первоосновы Конституции явились базой для создания последующего законодательства по вопросам обязательного образования, профессиональной подготовки преподавателей, оценки знаний студентов, обучения детей с ограниченными способностями и профессиональной подготовки.
Общее строение и ключевое руководство системой образования Италии
В Образовательную систему в настоящее время входят:
• scuola dell'infanzia (не обязательная) для детей от трех до шести лет;
• начальное образование для детей от 6 до 11 лет;
• scuola secondaria di primo grado для детей от 11 до 14 лет. Закон 53/2003 предусматривает возможность не принимать детей в scuola dell’infanzia и начальную школу;
• старшее среднее образование состоит из различного рода школ и предназначено для студентов от 15 до 19 лет;
• доступ к университетскому и не только высшему образованию возможен после сдачи студентами государственных экзаменов – esame di Stato ;
• курсами профессиональной подготовки заведуют местные власти, и их могут посещать лица, достигшие 15 лет.
Обязательное образование
Закон от 28 Марта 2003 г. №53 О реформе образования и воспитания отменил предыдущий закон от 20 Января 1999 г. №9 (статьи 7, 13), который увеличил срок обязательного образования от 8 до 9 лет, с целью, в то же самое время, обеспечить возможность образования до 12 лет до получения образования в возрасте 18 лет; закон 2003/53 дает новое, более широкое определение как обязательного образования в соответствии со статьей 34 Конституции, так и обязательного воспитания, оговоренного в статье 68 закона от 17 Май 1999 г. №144. Обязательное образование и профессиональная подготовка определены теперь следующим образом.
Обязательное школьное образование длится 8 лет, его можно получить, окончив как государственную школу, так и scuole paritarie; оно начинается в возрасте 6 лет, хотя можно пойти в школу позже, и заканчивается в 14 лет; оно включает пятилетний курс начальной школы и трехлетний курс scuola seconderia di primo grado. Обязательное образование также можно получить в scuola paterna, в этом случае ученики должны сдать экзамены в государственной школе или в scuola paritaria. Но количество семей, выбирающих этот способ обучения очень мало.
Правила получения обязательного образования можно сформулировать следующим образом:
1. Родители или опекуны ответственны за то, чтобы их ребенок получил обязательное образование;
2. Мэры коммун, где находится школа, и директоры любого вида школ следят за тем, чтобы дети, проживающие в данной коммуне, получали обязательное образование;
3. К декабрю коммуны готовят список детей, которые должны ходить в школу и передают его следящим за этим органам. Родители обязаны отправить их ребенка либо в государственную школу, либо в scuola paritaria, либо в scuola legalmente riconosciuta, или они могут сами обучать своих детей (так называемая scuola paterna), передавая каждый год специальный отчет директору школы;
4. Dirigenti scolastici подает информацию о зачислении детей в школу первого года обучения обязательного образования коммунам, где эти дети проживают для проверки в течение 20 дней. Что касается учеников, зачисляемых не на первый год обучения, то директор школы должен отправить личные дела этих детей, хранящиеся в школьном документационном архиве, в новую школу;
5. В случае обнаруженного нарушения, коммуны предупреждают ответственных лиц и сообщают об этом социальным службам, чтобы они приняли все возможные меры для посещения ребенком обязательной школы;
6. dirigenti scolastici обязаны следить за посещаемостью и, если прогулы повторяются, dirigenti scolastici должны сделать все возможное для того , чтобы заставить ребенка посещать школу, посовещавшись со школьным советом;
7. когда курс обязательного обучения окончен, ученикам, не посещавшим занятия надлежащим образом, выдается сертификат об окончании курса обязательного образования с перечнем изучаемых дисциплин и полученных знаний; они являются credito formative, необходимого для получения какой-либо профессии.
Такие же правила применяются по отношению не только к гражданам Италии и стран – членов Евросоюза, но и к иностранным меньшинствам из неевропейских стран.
Обязательную подготовку ученики проходят после окончания обязательного обучения; она состоит из посещения интегрированного курса обучения и тренировки до восемнадцатилетнего возраста, посещение курса профессиональной подготовки, организованными регионами или образовательными центрами.
Профессиональный статус учителя в Италии
Дошкольное, начальное и среднее образование
В начале 90-х гг. частные рабочие контракты были включены в государственный сектор и, как следствие этого, в школьный сектор. Таким образом, учителя – гражданские служащие с частным контрактом. Их рабочие отношения регулируются национальным коллективным соглашением и интеграционными контрактами. Эти контракты определены полной автономией и регулируются гражданским правом; они ограничиваются финансовыми средствами, установленными государственным балансом, по вопросам заработной платы. Есть два вида контрактов: постоянные и временные. В соответствии с первым типом, преподаватели становятся членами постоянного преподавательского состава. В соответствии со вторым типом, временные контракты могут длиться максимум до конца школьного года. Оба типа контрактов соотносятся с правами и обязанностями юридического статуса преподавателя.
Когда преподаватель имеет постоянную занятость, он относится к соответствующей категории qualifica funzionale, называемой областью функций преподавателя (”area della funzione docente”).
Учителя имеют право на место работы и должность, соответствующие типу школы и набору дисциплин, которые они должны преподавать. Обычно, говоря о начальной школе, используется термин posto di insegnamento , а в случае средней школы – cattedra di insegnamento.
Преподаватель начальной школы имеет право преподавать все дисциплины, предусмотренные на школьном уровне; но при выборе дисциплин, dirigente scolastico должен учитывать особую подготовку по определенным предметам (музыка, иностранные языки, и т.д.), принимая во внимание как начальное обучение, так и курсы повышения квалификации, но данные дисциплины должны чередоваться.
У преподавателя средней школы, начиная с начального обучения, имеется особая подготовка по одной или нескольким дисциплинам, объединенным в соответствии с созданием cattedre (например, математика и физика). Когда учителя нанимаются на постоянную основу с рабочим контрактом, они получают право обучать предмету или предметам, соответствующим их cattedra.
Юридический статус преподавателя включает в себя права и обязанности работников школ любого типа и уровня, которые в большинстве случаев сходны; разница может быть в расписании рабочего времени и заработной плате.
Преподаватели с контрактом на определенный срок имеют особый юридический статус. Предусмотрены следующие типы таких контрактов (замена учителей):
Замена на год: dirigente scolastico гарантирует ее преподавателю до конца школьного года (31 Августа) на основе провинциального списка кандидатов;
Замена на определенный срок до окончания преподавательской деятельности: dirigente scolastico гарантирует ее преподавателю до конца преподавательской деятельности (30 Июня) на основе списка кандидатов;
Замена на определенный, небольшой срок: гарантируется преподавателю dirigente scolastico; продолжительность периода зависит от длительности отсутствия заменяемого учителя; основана на школьном списке кандидатов.
Контракты на определенный срок основаны на школьном списке кандидатов. Контракт автоматически продляется, если отсутствующий учитель не возвращается на работу. Учителя с контрактом на определенный срок могут расторгнуть этот контракт ради более выгодного, за исключением случая, когда новый контракт предусматривает замену преподавателя на старом месте до конца срока.
Третичное образование
Профессора университетов всегда имели особый статус и привилегии. Одна из привилегий – небольшая гибкость рабочих условий, это значит, что он не может быть переведен в другое здание без его согласия. Что касается его деятельности: незыблем принцип «свободы преподавать и проводить научные исследования», но они должны уделять не менее 250 часов в год преподавательской деятельности, включая присутствие на экзаменах в экзаменационной комиссии. Президентское постановление № 382 от 11 Июля 1980 г. определяет юридический статус университетских профессоров и профессоров исследователей. Последние вносят вклад в развитие университетских научных исследований и должны выполнять дополнительные обязанности преподавателя (занятия, взаимодействие со студентами для проведения исследований, соответствующих специфике курса, участие в экспериментах по применению новых методов обучения и кураторская работа). Эта преподавательская деятельность должна длиться не более 250 часов в год и заносится в специальный реестр.
Информация о работе Общая характеристика системы образования в Италии