Объемно-пространственная композиция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Объемно-пространственная композиция – это своего рода попытка человека упорядочить окружающее пространство некоим определённым образом. Данный термин часто встречается в архитектуре, живописи, строительстве, ландшафтном дизайне. Пространственная композиция в архитектуре образуется традиционно тремя средствами: расположение объёма в пространстве; взаимным отношением пропорций, симметрий, цветов, масштабированием архитектурного объёма, его частей и деталей; включение в композицию и активное использование элементов садово-паркового искусства, живописи или скульптуры.

Содержание

Введение
Отношения и пропорции
Контраст
Нюанс
Отношение и динамика
Соподчинение
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

ПЛАЗУНОВ Объемно пространнственная композиция.doc

— 471.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное Автономное образовательное учреждение

Высшего профессионально образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ В Г. ПЯТИГОРСКЕ

ФАКУЛЬТЕТ ДИЗАЙНА

Кафедра «Дизайн»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «Основы архитектурно-дизайнерского проектирования и композиционного моделирования»

 

      Тема:  Объемно-пространственная композиция

 

 

 

Исполнитель: студент _____1____________курса______П-ДАС-б-о-131_____ группы

 

 _______________________Плазунов Валерий Романович_________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

Руководитель _____________доцент _________________________

(ученая степень, звание)

            Филёва Раиса Валерьевна, Шаховская  Ирина Владимировна_________________

(фамилия, имя, отчество)

 

 

 

Курсовая работа

 

допущена к защите «____»____________________20__ г.   

 

защищена                «____»____________________20__ г.

 

с оценкой                 ________________          __________________________

                                                                                                                                                                                   подпись руководителя                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЯТИГОРСК, 201_ г.

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное Автономное образовательное учреждение

Высшего профессионально образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

филиал в г. Пятигорске

(ФГАОУ ВПО «СКФУ»  филиал в г. Пятигорске)

 

Факультет дизайна

 

Кафедра «Дизайн»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой Дизайн

_________________________

«____»________________20__ г.

 

З А Д А Н И Е

на курсовую работу

 

Студенту________ курса_______ группы_______ факультета _______отделения

Фамилия______________Имя_________________Отчество_________________

1. Тема _____________________________________________________________

____________________________________________________________________

2. Перечень подлежащих  разработке вопросов____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Дата выдачи задания________________________________________________

4. Срок сдачи студентом  законченной работы_____________________________

 

Руководитель работы           _________________     _____________________________

                                                                                                          подпись руководителя                                                   ФИО руководителя    

Задание принял к исполнению _________________    _____________________

                                                                                                                                подпись студента                                     ФИО студента    

 

РЕЦЕНЗИЯ

на курсовую работу

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

«_____» _________________ 20__ г.                __________________________

                                                                                подпись руководителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение

  1. Отношения и пропорции
  2. Контраст
  3. Нюанс
  4. Отношение и динамика
  5. Соподчинение

Заключение

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Объемно-пространственная композиция – это своего рода попытка человека упорядочить окружающее пространство некоим определённым образом. Данный термин часто встречается в архитектуре, живописи, строительстве, ландшафтном дизайне. Пространственная композиция в архитектуре образуется традиционно тремя средствами: расположение объёма в пространстве; взаимным отношением пропорций, симметрий, цветов, масштабированием архитектурного объёма, его частей и деталей; включение в композицию и активное использование элементов садово-паркового искусства, живописи или скульптуры. Мы живём в трёхмерном пространстве, потому у любого объекта или сооружения измеряется его длина, высота и ширина. Именно трёхмерностью и отличается всякая объемно пространственная композиция, это – её главное свойство. Поэтому, например, при работе над проектом здания, в качестве основной композиционной задачи следует определить его объёмность, используя разные точки наблюдения.

Если в композиции преобладает одна из величин-показателей, то она и придаёт композиции соответствующую характерную особенность. Например, если здание высотное, в его параметрах и характеристиках преобладает высота. Если протяжённое – то налицо преобладание длины. Если же здание плоское – здесь возобладал параметр ширины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ. 

Всякому художественному произведению, в том числе и архитектурному, свойственно единство всех элементов его — согласованность, соразмерность и соподчиненность их. С этой точки зрения и рассматриваются в дальнейшем архитектурно-композиционные средства: отношения и пропорции. 
Изучение композиции начинается с анализа отношений. Для этого необходимо развитие восприятия, т. е. умение видеть соотношения в связи с единством всей композиции.

В архитектуре классических эпох мы находим определенный метод членения пространственных форм в точно установленных закономерных отношениях. Однако эти методы не являются каноном для архитектуры всех эпох. Теоретик архитектуры итальянского ренессанса Леон-Баттиста Альберти (1404—1472) проводил аналогию между отношениями пространственных величин и отношениями тонов в музыке; он утверждал, что в основе гармонии в архитектуре и в музыке лежат одни и те же числа, на основе которых строятся отношения и созвучия. Проводить такую полную аналогию нет оснований, несмотря на то, что пространственная гармония родственна музыкальной, так как законы, как архитектуры, так и музыки не вечны и изменяются в соответствии с эпохой.

Известные в архитектурной практике закономерные или гармонические отношения можно разделить на две группы: простые, строящиеся на отношениях простых чисел, и иррациональные, получаемые при помощи геометрического построения.

Простыми отношениями называются такие отношения, в которых числовая зависимость двух величин выражается дробным числом, где числитель и знаменатель — целые числа в пределах от 1 до 6.

На отношении 1:1 строятся простейшие геометрические формы — квадрат и куб. Кратные отношения —1: 2, 1:3, 1:4, 1:5, 1:6 — дают в прямоугольной форме повторение квадрата целое число раз, квадрат в этом случае является модулем (единицей измерения) прямоугольной формы. 
В прямоугольниках с отношением сторон 2:3, 3 :4, 2:5, 3:5, 4: 5, 5: 6 модулем является единица измерения, укладывающаяся целое число раз в каждой из сторон, в пределах от 1 до б.

Таким образом в простых отношениях мы имеем простую числовую и ясно читаемую соизмеримость пространственных величин, что и является одним из условий их гармонической связи. Соизмеримость наиболее ясна зрительно в отношении 1:1. По мере увеличения чисел, составляющих отношение, последнее усложняется (предел простых отношений — число 6 — можно определить как психо-физиологический предел наиболее ясного восприятия числа зрительных раздражений).

Примерами простых отношений в своих измерениях могут служить - квадрат, полтора квадрата, два с половиной квадрата, отношение сторон в египетском треугольнике.

Иррациональным отношением является и так называемое отношение золотого сечения, выражаемое дробным числом 1:1,618..., получившее большое распространение в архитектуре итальянского ренессанса. В правильном пятиугольнике отношение его стороны к диагонали (стороне вписанной пятиконечной звезды) находится в отношении золотого сечения, из того же построения видно, что сторона пятиконечной звезды делится другой стороной также в отношении  золотого сечения. 

 

 

 

 

 

 

 

2. КОНТРАСТ. 

Контраст — отношение, при котором преобладает различие однородных свойств. Ряд контрастных элементов объединяется противоположностью признаков. Контраст порождается не просто разностью, несходством, а полярностью, противоположностью свойств. Контрастность элементов пространственной формы рождает ее динамичность, ощущение движения в сторону преобладающей величины. Контраст подчеркивает свойства форм, делает их более впечатляющими; нюансы, напротив, сближают несхожее, сглаживают различия. Контрастные отношения создают оптические иллюзии, которые усиливают впечатление от архитектурной композиции при восприятии. Вертикальная составляющая кажется нам больше горизонтальной, даже если их размеры в натуре равны. Геометрическая фигура, вписанная в более крупную, кажется заметно меньше, чем равная ей по размеру, но соседствующая с более мелкими. Уменьшая размеры окон на фасаде, можно добиться большой монументальности. Большое пространство кажется еще более обширным, если оно раскрывается сразу после маленького и затесненного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. НЮАНС

 

Нюанс - отношение форм, незначительно различающихся сравниваемыми свойствами, так что их сходство выражено сильнее, чем различие. Нюанс форм и размеров используется в борьбе с монотонностью, жесткостью ритма в построении композиции изделий и сооружений. Нюанс цвета применяется как средство выделения различных рабочих зон, зрительного разделения больших плоскостей, устранения цветовой монотонности и в ряде других случаев.  
При построении нюансных отношений необходимо чувствовать, до какой степени они существенны для данной композиции. В любом случае нюансы, сколь бы они ни были незначительны, должны четко восприниматься.  
В целях создания целостной внешней формы, адекватной содержанию предмета, часто требуется или усилить, или, наоборот, сгладить неизбежные различия элементов формы. Именно здесь и оказывается полезным использование контрастных или нюансных соотношений. Нюансы в отношении между элементами ряда вызывают иную иллюзию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОТНОШЕНИЕ И ДИНАМИКА.

 

Равенство или нюансность отношений величин измерений формы по трем координатам характеризует относительную статичность ее. Контраст в отношениях создает динамику в направлении преобладающей величины. Это в равной степени относится как к объемным, так и к пространственным формам. В меньшей степени динамика выражается при нюансных отношениях изменений формы. При изменении отношений в  объемных формах наряду с изменением   их динамики   происходит  изменение   их массивности. В статической объемной форме вследствие концентрации массы массивность выражается сильнее; при том же количестве массы, расположенной более линейно, массивность выражается слабее.

Динамика возникает в результате неравных отношений не только измерений величины формы, но также и других свойств. 
Различные состояния свойств при их сопоставлении выступают с различной активностью (при сопоставлении, например двух цветов одного тона и разной насыщенности, при равных прочих условиях, активнее более насыщенный цвет). При одновременном воздействии неодинаковых состояний свойств (в различных элементах формы) возникает зрительное движение в сторону воздействующего   более  активно. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
5. СПОДЧИНЕНИЕ

 

Указанные виды неравных соотношений (нюанс, контраст) дают возможность членить форму сооружения на составляющие его элементы в связи с их значимостью. В композиционно организованной архитектурной форме элементы ее вступают в такое взаимодействие, при котором главные и подчиненные части архитектурного сооружения усиливают друг друга, образуя в целом единство. Элементарное единство возникает при равнозначности всех элементов композиции. Единство возникает также и при соотношениях неравных состояний свойств и качеств, соподчиняющих друг другу элементы композиции.

Информация о работе Объемно-пространственная композиция