Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 17:04, курсовая работа
Объемно-пространственная композиция – это своего рода попытка человека упорядочить окружающее пространство некоим определённым образом. Данный термин часто встречается в архитектуре, живописи, строительстве, ландшафтном дизайне. Пространственная композиция в архитектуре образуется традиционно тремя средствами: расположение объёма в пространстве; взаимным отношением пропорций, симметрий, цветов, масштабированием архитектурного объёма, его частей и деталей; включение в композицию и активное использование элементов садово-паркового искусства, живописи или скульптуры.
Введение
Отношения и пропорции
Контраст
Нюанс
Отношение и динамика
Соподчинение
Заключение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное Автономное образовательное учреждение
Высшего профессионально образования
ФИЛИАЛ В Г. ПЯТИГОРСКЕ
ФАКУЛЬТЕТ ДИЗАЙНА
По дисциплине: «Основы архитектурно-дизайнерского проектирования и композиционного моделирования»
Тема: Объемно-пространственная композиция
Исполнитель:
студент _____1____________курса______
_______________________
(фамилия, имя, отчество)
Руководитель _____________доцент _________________________
(ученая степень, звание)
Филёва Раиса Валерьевна, Шаховская
Ирина Владимировна____________
(фамилия, имя, отчество)
Курсовая работа
допущена к защите «____»____________________20__ г.
защищена «____»____________________20__ г.
с оценкой ________________ __________________________
ПЯТИГОРСК, 201_ г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное Автономное образовательное учреждение
Высшего профессионально образования
филиал в г. Пятигорске
(ФГАОУ ВПО «СКФУ» филиал в г. Пятигорске)
Факультет дизайна
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой Дизайн
_________________________
«____»________________20__ г.
на курсовую работу
Студенту________ курса_______ группы_______ факультета _______отделения
Фамилия______________Имя______
1. Тема ______________________________
______________________________
2. Перечень подлежащих
разработке вопросов___________
______________________________
3. Дата выдачи задания_______________________
4. Срок сдачи студентом
законченной работы____________
Руководитель работы _________________ _____________________________
Задание принял к исполнению _________________ _____________________
РЕЦЕНЗИЯ
на курсовую работу
______________________________
«_____» _________________ 20__ г. __________________________
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Заключение
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Объемно-пространственная композиция – это своего рода попытка человека упорядочить окружающее пространство некоим определённым образом. Данный термин часто встречается в архитектуре, живописи, строительстве, ландшафтном дизайне. Пространственная композиция в архитектуре образуется традиционно тремя средствами: расположение объёма в пространстве; взаимным отношением пропорций, симметрий, цветов, масштабированием архитектурного объёма, его частей и деталей; включение в композицию и активное использование элементов садово-паркового искусства, живописи или скульптуры. Мы живём в трёхмерном пространстве, потому у любого объекта или сооружения измеряется его длина, высота и ширина. Именно трёхмерностью и отличается всякая объемно пространственная композиция, это – её главное свойство. Поэтому, например, при работе над проектом здания, в качестве основной композиционной задачи следует определить его объёмность, используя разные точки наблюдения.
Если в композиции преобладает одна из величин-показателей, то она и придаёт композиции соответствующую характерную особенность. Например, если здание высотное, в его параметрах и характеристиках преобладает высота. Если протяжённое – то налицо преобладание длины. Если же здание плоское – здесь возобладал параметр ширины.
1. ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ.
Всякому художественному произведению,
в том числе и архитектурному, свойственно
единство всех элементов его — согласованность,
соразмерность и соподчиненность их. С
этой точки зрения и рассматриваются в
дальнейшем архитектурно-композиционные
средства: отношения и пропорции.
Изучение композиции начинается с анализа
отношений. Для этого необходимо развитие
восприятия, т. е. умение видеть соотношения
в связи с единством всей композиции.
В архитектуре классических эпох мы находим определенный метод членения пространственных форм в точно установленных закономерных отношениях. Однако эти методы не являются каноном для архитектуры всех эпох. Теоретик архитектуры итальянского ренессанса Леон-Баттиста Альберти (1404—1472) проводил аналогию между отношениями пространственных величин и отношениями тонов в музыке; он утверждал, что в основе гармонии в архитектуре и в музыке лежат одни и те же числа, на основе которых строятся отношения и созвучия. Проводить такую полную аналогию нет оснований, несмотря на то, что пространственная гармония родственна музыкальной, так как законы, как архитектуры, так и музыки не вечны и изменяются в соответствии с эпохой.
Известные в архитектурной практике закономерные или гармонические отношения можно разделить на две группы: простые, строящиеся на отношениях простых чисел, и иррациональные, получаемые при помощи геометрического построения.
Простыми отношениями называются такие отношения, в которых числовая зависимость двух величин выражается дробным числом, где числитель и знаменатель — целые числа в пределах от 1 до 6.
На отношении 1:1 строятся простейшие
геометрические формы — квадрат и куб.
Кратные отношения —1: 2, 1:3, 1:4, 1:5, 1:6 — дают
в прямоугольной форме повторение квадрата
целое число раз, квадрат в этом случае
является модулем (единицей измерения)
прямоугольной формы.
В прямоугольниках с отношением сторон
2:3, 3 :4, 2:5, 3:5, 4: 5, 5: 6 модулем является единица
измерения, укладывающаяся целое число
раз в каждой из сторон, в пределах от 1
до б.
Таким образом в простых отношениях мы имеем простую числовую и ясно читаемую соизмеримость пространственных величин, что и является одним из условий их гармонической связи. Соизмеримость наиболее ясна зрительно в отношении 1:1. По мере увеличения чисел, составляющих отношение, последнее усложняется (предел простых отношений — число 6 — можно определить как психо-физиологический предел наиболее ясного восприятия числа зрительных раздражений).
Примерами простых отношений в своих измерениях могут служить - квадрат, полтора квадрата, два с половиной квадрата, отношение сторон в египетском треугольнике.
Иррациональным отношением является
и так называемое отношение золотого сечения,
выражаемое дробным числом 1:1,618..., получившее
большое распространение в архитектуре
итальянского ренессанса. В правильном
пятиугольнике отношение его стороны
к диагонали (стороне вписанной пятиконечной
звезды) находится в отношении золотого
сечения, из того же построения видно,
что сторона пятиконечной звезды делится
другой стороной также в отношении золотого
сечения.
2. КОНТРАСТ.
Контраст — отношение, при котором преобладает различие однородных свойств. Ряд контрастных элементов объединяется противоположностью признаков. Контраст порождается не просто разностью, несходством, а полярностью, противоположностью свойств. Контрастность элементов пространственной формы рождает ее динамичность, ощущение движения в сторону преобладающей величины. Контраст подчеркивает свойства форм, делает их более впечатляющими; нюансы, напротив, сближают несхожее, сглаживают различия. Контрастные отношения создают оптические иллюзии, которые усиливают впечатление от архитектурной композиции при восприятии. Вертикальная составляющая кажется нам больше горизонтальной, даже если их размеры в натуре равны. Геометрическая фигура, вписанная в более крупную, кажется заметно меньше, чем равная ей по размеру, но соседствующая с более мелкими. Уменьшая размеры окон на фасаде, можно добиться большой монументальности. Большое пространство кажется еще более обширным, если оно раскрывается сразу после маленького и затесненного.
3. НЮАНС
Нюанс - отношение форм, незначительно различающихся сравниваемыми
свойствами, так что их сходство выражено
сильнее, чем различие. Нюанс форм и размеров
используется в борьбе с монотонностью,
жесткостью ритма в построении композиции
изделий и сооружений. Нюанс цвета применяется
как средство выделения различных рабочих
зон, зрительного разделения больших плоскостей,
устранения цветовой монотонности и в
ряде других случаев.
При построении нюансных отношений необходимо
чувствовать, до какой степени они существенны
для данной композиции. В любом случае
нюансы, сколь бы они ни были незначительны,
должны четко восприниматься.
В целях создания целостной внешней формы,
адекватной содержанию предмета, часто
требуется или усилить, или, наоборот,
сгладить неизбежные различия элементов
формы. Именно здесь и оказывается полезным
использование контрастных или нюансных
соотношений. Нюансы в отношении между
элементами ряда вызывают иную иллюзию.
Равенство или нюансность отношений величин измерений формы по трем координатам характеризует относительную статичность ее. Контраст в отношениях создает динамику в направлении преобладающей величины. Это в равной степени относится как к объемным, так и к пространственным формам. В меньшей степени динамика выражается при нюансных отношениях изменений формы. При изменении отношений в объемных формах наряду с изменением их динамики происходит изменение их массивности. В статической объемной форме вследствие концентрации массы массивность выражается сильнее; при том же количестве массы, расположенной более линейно, массивность выражается слабее.
Динамика возникает в результате неравных
отношений не только измерений величины
формы, но также и других свойств.
Различные состояния свойств при их сопоставлении
выступают с различной активностью (при сопоставлении,
например двух цветов одного тона и разной
насыщенности, при равных прочих условиях,
активнее более насыщенный цвет). При одновременном
воздействии неодинаковых состояний свойств
(в различных элементах формы) возникает
зрительное движение в сторону воздействующего
более активно.
5. СПОДЧИНЕНИЕ
Указанные виды неравных соотношений (нюанс, контраст) дают возможность членить форму сооружения на составляющие его элементы в связи с их значимостью. В композиционно организованной архитектурной форме элементы ее вступают в такое взаимодействие, при котором главные и подчиненные части архитектурного сооружения усиливают друг друга, образуя в целом единство. Элементарное единство возникает при равнозначности всех элементов композиции. Единство возникает также и при соотношениях неравных состояний свойств и качеств, соподчиняющих друг другу элементы композиции.