Организационные основы туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 09:00, реферат

Краткое описание

В современной туризмологии существуют различные подходы к структурализации туризма. Так Джон Уокер предлагает структуру, включающую четыре основные группы компонентов:
1) путешествия (круизы, автобусы, самолеты, авто, ЖД);
2) проживания (гостиницы и отели, конференции, выставки, встречи);
3) питания (рестораны, кафе, бары);
4) отдых и досуг (игры, парки, развлечения, аттракционы)

Вложенные файлы: 1 файл

Организационные основы туризма.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессиональногообразования

«Нижневартовский государственный университет» (ФГБОУ ВПО НВГУ)

Факультет социально-культурного сервиса и туризма

 

 

 

 

Барышева Яна Геннадьевна

 

 

Реферат

 

по дисциплине «ОСНОВЫ ТУРИЗМА»

на тему «Организационные основы туризма»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск 2014 г.

В современной туризмологии существуют различные подходы к структурализации туризма. Так Джон Уокер предлагает структуру, включающую четыре основные группы компонентов:

1) путешествия (круизы, автобусы, самолеты, авто, ЖД);

2) проживания (гостиницы и отели, конференции, выставки, встречи);

3) питания (рестораны, кафе, бары);

4) отдых и досуг (игры, парки, развлечения, аттракционы)

Подобная структура имеет не четко выраженные критерии выделения компонентов туризма, из-за чего мало пригодна для социологического анализа.

Исходя из того, что структура туризма, как социокультурного феномена, должно отражать социальные отношения в этой сфере, уместно включить в основных элементах структуры именно субъектов-носителей социальных отношений: туристы, туристические группы, туристические организации, туристические практики и туристические институты. В такой последовательности эти структурные элементы туризма будут рассмотрены в нашем учебном пособии

В соответствии с указанной структуры, туризм выполняет в обществе определенные функции:

  1. гностические или познавательные - аналитические, синтезирующие и эвристические;
  2. информационно-коммуникативные;
  3. творческие - объяснительные, прогностические, проектировочные;
  4. Деятельностные - связанные с формированием и осуществлением идеологических, управленческих, воспитательных, образовательных и пропагандистских мероприятий

В дополнение к перечисленным функциям выделяются следующие социальные функции:

  1. Создание материально-технической базы и интеллектуальных основ расширенного развития общественного производства, социального прогресса и повышения благоустройства всех членов общества
  2. Формирование, регулирования и совершенствования общественных отношений
  3. Воспитание человека

На то, что туризму присуща социальная функция указывает Михаил Борисович Биржаков По его мнению, эта функция реализуется путем выполнения определенных социальных задач:

  1. предоставление нематериальных благ потребителю в виде широкого спектра услуг;
  2. формирование общеобразовательного, культурного, социального уровня населения;
  3. расширение межнациональных, межгосударственных, межэтнических, межличностных отношений;
  4. обеспечение отдыха, восстановления жизненных сил, здоровья потребителей;
  5. согласования интересов отдельных групп населения с долговременными интересами общества, в том числе сохранение благодатного экологического, социального, культурного среды

Удачным представляется определение функций туризма украинскими авторами В. Федорченко и  М. Минич:

  1. воспитательная - формирует чувство коллективизма, нравственных и этических ценностей;
  2. образовательная - пополнение и закрепление знаний по вопросам краеведения, природоведения, топографии, рекреалогии; знакомство с культурой и традициями стран и народов мира и т.д.;
  3. оздоровительная - соблюдение оптимального режима физических нагрузок, использования благоприятного влияния природных факторов на состояние организма, соблюдение правил личной и общественной гигиены, поддержка организма на должном уровне физической подготовки
  4. спортивная - создание базы общей физической подготовки с туристской техники, достижения максимальных результатов в туризме.

Туристские предприятия представляют собой важный компонент, создающий туристское предложение внутри подсистемы «объект туризма». В туристской отрасли функционируют различные туристские предприятия. Одни из них предоставляют клиентам исключительно туристские услуги, а для других туризм - это одно из нескольких второстепенных направлений их коммерческой деятельности. Предприятия, существующие только за счет туризма, называются туристскими предприятиями сферы первичных услуг, а предприятия, получающие доходы не только от туристской деятельности, - туристскими предприятиями сферы вторичных услуг. Таким образом, услуги первых предприятий служат исключительно туризму и составляют основу его существования, а услуги второй группы предприятий удовлетворяют лишь некоторую часть туристского спроса, так как туризм для них - лишь один из многих источников существования и их услугами пользуются не только туристы.

Следует иметь в виду, что некоторые туристские предприятия в зависимости от выполняемых ими функций одновременно принадлежат и к одной, и к другой категории. Например, туристские гостиницы и туристские бюро всегда оказывают только первичные туристские услуги, а ресторан или кафе в санатории или в доме отдыха - это предприятия первичных услуг, но такие же рестораны и кафе в городе уже не являются непосредственно туристскими предприятиями, поскольку выполняют вторичную туристскую функцию.

Выделяется восемь различных видов предприятий:

1) турбюро, предлагающее полный  набор туристских услуг. Предприятие  имеет лицензию международной  ассоциации воздушного транспорта  на продажу авиабилетов, часто  также лицензию на продажу железнодорожных билетов, представляет интересы не только крупных, но и многих средних и мелких туроператоров;

2) бюро путешествий и экскурсий. Эти бюро специализируются на  продаже паушальных туров, иногда  продают авиа- и железнодорожные  билеты;

3) специализированные турбюро. Занимаются  сбытом определенного вида тура, обладая при этом высокой профессиональной  компетенцией в своем направлении;

4) турбюро по продаже «горящих»  путевок, дешевых билетов на

самолет (не имеют лицензии на продажу авиабилетов);

5) турбюро-филиал. Филиал имеет  узкую специализацию, иногда расположен  за границей;

6) отдел бронирования продает  туры одного туроператора, может  существовать как одна из структур  туроператора или относиться  к любому типу предприятий;

7) турбюро по приему туристов (въездного туризма) продаст

туристские услуги, которые регион предлагает туроператорам из

других регионов или приезжим гостям;

8) туристский отдел не является  туристским предприятием.

Это отдел предприятия, основная деятельность которого не связана с туризмом.

Термин "туристская инфраструктура" - латинское словосочетание, состоящее из понятий "ипfrа" (под) и "sturtura" (строение, расположение), прошел длительный путь развития.

В дальнейшем развитии понятия "инфраструктура" все больше внимания ученые уделяют его разделения по сферам деятельности человека: на производственную инфраструктуру, необходимую самому процессу производства, и на социальную инфраструктуру (здравоохранение, образование, культура, бытовое обслуживание и т.п.)., Что обеспечивают полноценную жизнь населения на локальном или региональном уровнях. Причем инфраструктуру рассматривают как комплекс отраслей и сфер деятельности, создающих общие условия для функционирования других отраслей.

Туристическая инфраструктура в нашем понимании - это совокупность предприятий, учреждений и заведений, деятельность которых направлена ​​на удовлетворение потребностей людей, участвующих в оздоровлении или отдыха, а также путей сообщения и транспорта и объектов размещения туристов, обеспечивающих условия стабильного функционирования. Мы рассматриваем ее целостной системой, состоит из двух подсистем: социальной и производственной, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены относительно обслуживающего субъекта. В свою очередь инфраструктура определенной мере формирует туристические регионы, способствует туристической специализации и профиля хозяйствования, ведь благодаря наличию инфраструктурных связей между отдельными объектами определяют качество обслуживания на той или иной территории.

Инфраструктуру отдельного территориально-туристического сочетание исследователи М. Рутинський и А. Стецюк рассматривают в таком сочетании услуг:

 

  1. По перемещению туристов (и в пределах региона посещения, и транзитным проездом его территории) различными видами транспорта;
  2. Гастрономические (обеспечение туристов питанием);
  3. Экскурсионные (услуги экскурсоводов, переводчиков, сопровождающих групп);
  4. Рекламно-информационные и сбытовые (услуги учреждений по бронированию мест на транспорте, в средствах размещения, информационно-туристических центрах, рекламных агентствах, медиа, издательствах и др.)
  5. Со удовлетворения познавательных, развлекательных и бытовых интересов;
  6. Торговых предприятий;
  7. Юридических, банковских и страховых учреждений;
  8. Контрольно-административных органов (пограничных, таможенных, милицейских служб, ОВИР и др..).

Развитие социальной инфраструктуры должно отвечать высоким стандартам обслуживания, ведь турист, удаленный от постоянного места жительства и максимально освобожден от повседневных забот, требует эффективного обслуживания в свободном времяпровождение. Здесь важное место принадлежит заведениям размещения туристов, общественному питанию, бытовому обслуживанию. Именно они могут создавать качественные параметры личного потребления человека, отдыхает.

В производственной инфраструктуре весомым сегментом считают транспортную систему, сформированную из дорожной сети, транспортных средств, устройств. Дорожно-транспортная сеть в туристических регионах преимущественно комплексная, ведь здесь существуют многоцелевые связи - производственные, трудовые, туристические, созданные на основе железнодорожных, автомобильных, водных, воздушных дорог.

Важная составляющая туристической инфраструктуры - железнодорожный транспорт, удобный в перевозке любых категорий туристов, начиная от одиноких туристов и заканчивая специально организованными туристско-экскурсионными поездами местного и дальнего сообщения. Железная дорога уже более полутора веков участвует в развитии туризма, формировании туристических пассажиропотоков.

Среди других инфраструктурных отраслей туризма главное место занимает сувенирное производство, основанное на создании и популяризации художественных образцов и учитывает национальные особенности территории, где проложены прежде всего международные туристические маршруты.

Туризм в первую очередь зависит от привлекательности территории, ее первичных или так называемых туристических ресурсов:

  1. Природные ресурсы (климат, ландшафт, экосистемы);
  2. Культурные ресурсы (архитектурное наследие, произведения искусства, археологические и научные ценности, традиции, суб-культурные образования)
  3. Социальные ресурсы (люди или организации, которые способствуют быстрому развитию туризма в регионе и обладают финансовым капиталом, способностями, знаниями; система охраны здоровья, окружающей среды и собственности; интересы местного населения и т.д.)

Кроме того, необходимо наличие на территории вторичных ресурсов:

  1. Жилищный сектор (гостиницы, мотели, лагеря для автотуристов, пансионы и т.д.);
  2. Сектор общественного питания (кафе, рестораны, закусочные и т.д.);
  3. Сектор организации путешествий (агентства, организаторы экскурсий и т.д.);
  4. Транспортный сектор (воздушный и водный транспорт, поезда, автобусы и т.д.);
  5. Сектор развлечений;
  6. Информационный сектор (информационная туристическая сеть);
  7. Дополнительные услуги и сервисная система.

Туристический продукт формируется из услуг организаций, причастных к обслуживанию населения на отдыхе и в путешествии. Это транспортные фирмы и компании, гостиницы, рестораны, кафе, экскурсионные фирмы, музеи и выставочные залы, парки аттракционов, азартные мероприятия и заведения, спортивные и курортные организации.

Комплектацией туристического продукта, то есть формированием набора услуг под названием «тур», занимаются туроператоры.

Туроператор составляет дифференцированные туристические продукты из составляющих услуг в соответствии с требованиями и пожеланиями клиентов.

Информация о работе Организационные основы туризма