Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 18:00, реферат
Формирование туристического рынка в России можно обозначить 90-ми годами ХХ века.
В то время наблюдалась следующая ситуация: советские экскурсионные бюро, бюро путешествий распадались и возникали новые предприятия (туристические агентства, туроператоры). Кроме того, происходила модификация устаревших туристических предприятий для того, чтобы вырабатывать туристический продукт, имеющий спрос у российского населения.
Особенности развития туризма в России
Формирование туристического рынка в России можно обозначить 90-ми годами ХХ века.
В то время наблюдалась следующая ситуация: советские экскурсионные бюро, бюро путешествий распадались и возникали новые предприятия (туристические агентства, туроператоры). Кроме того, происходила модификация устаревших туристических предприятий для того, чтобы вырабатывать туристический продукт, имеющий спрос у российского населения.
В то время отдельные страны мира (Болгария, Венгрия, Чехия и другие страны бывшего социалистического содружества) ввели определенные меры, которые способствовали привлечению туристов из России. Так, упрощение визовых формальностей было предложено со стороны Испании, Греции, Израиля. Для российских туристов Египет и Турций создавали экономические туры.
Особенности развития туризма в России таковы, что на сегодняшний день туристская индустрия на территории РФ считается развивающейся отраслью. Отечественный туризм занимает в сфере международного туристического бизнеса одно из ведущих мест. Ежегодно Россия принимает более 20 миллионов иностранных граждан - туристов, получая при этом доход в размере более 11 миллиардов долларов.
Благодаря развитию туризма на территории России укрепляются культурные связи различных народностей. Это обеспечивает познание и понимание национальных традиций, обычаев народов, проживающих в РФ и за ее пределами.
Чем же привлекает российский туризм иностранцев со всего мира? Особенности развития туризма в России неразрывно связаны с богатым культурным наследием нашей страны, ее природным разнообразием, что является хорошим потенциалом для роста туристской индустрии в РФ. Россия обладает большим количеством и разнообразием национальных традиций - в каждом регионе, каждый этнос отличается самобытностью и уникальностью.
К основным туристическим маршрутам на территории РФ следует отнести посещение столиц России, озера Байкал и Алтая, вулканов Камчатки, Приморья, курортов Краснодарского и Ставропольского краев, санаториев Калининградской области, горнолыжных курортов Сибири и Кавказа, «Золотого Кольца» России, круизы на ледоколе и по Волге.
На сегодняшний день сфера туристических услуг и сопутствующая инфраструктура в России переживают период обновления. Так, в самых востребованных среди туристов живописных и популярных местах были сформированы специальные туристические экономические зоны, что подразумевает создание благоприятных условий для ведения туристического бизнеса.
Таковы особенности развития туризма в России на данный момент. Доля туристической отрасли в ВВП Российского государства сегодня составляет менее 5%. Будем надеяться на дальнейшее стремительное развитие отечественной туристской индустрии, что невозможно осуществить без помощи государства.
Современные особенности развития туризма в России
К сожалению, в настоящее время рекреационный потенциал России используется слабо. Среди основных причин слабого развития внутреннего туризма можно отметить следующие: отсутствие твердых гарантий частной собственности, экономическая нестабильность в стране, низкий уровень сервиса и деловой культуры, отсутствие телекоммуникационных средств, экологические проблемы.
Несмотря на проблемы, тормозящие развитие туризма, Россию ежегодно посещает несколько миллионов туристов (3,1 млн в 200 2г. [61]. Согласно результатам опросов, в среднем иностранный турист тратит в нашей стране около 1000 долл. США за поездку (без учета стоимости турпакета) [32]. Таким образом, показатель «чистого экономического благосостояния» России возрастает более чем на 3 млрд. долл. США в год.
Как известно, с туризмом связано появление мультипликативного эффекта. Сделаем попытку определить значение мультипликатора туристских расходов для России. Для индустрии туризма и гостеприимства предположим, что значение мультипликатора прямо пропорционально масштабу экономики анализируемого объекта [68].
Сделав такое допущение, можно говорить о наличии 201 корреляционной зависимости между значением ВНП страны и туристского мультипликатора расходов в ней. Найдем уравнение зависимости мультипликатора от значения ВНП, используя корреляционно-регрессионный анализ (Приложение 2). Рассматривая уравнение регрессии в форме линейной функции получим зависимость мультипликатора (К) от ВНП (X) в виде:.
Подставив в уравнение ВНП России 253 млрд долл. США вместо значения Х получим мультипликатор туристских расходов для нашей страны - 1,3. Следовательно, каждые 1000 долл., потраченные в России иностранными туристами, в результате мультипликативного эффекта увеличиваются в 1,3 раза. Невысокое значение мультипликатора обусловлено слабостью экономики России и неразвитостью туристической инфраструктуры страны. Согласно сведениям, полученным от иностранных туристов, в инфраструктуре туризма России требуют развития прежде всего средства транспорта и размещения (рис. 2.3).
Сферы инфраструктуры туризма в России
Несмотря на имеющиеся трудности, туристическая индустрия в России может стать важным сектором экономики. Этому должно способствовать проведение следующих мероприятий. Во-первых, требуется включение туризма в перечень приоритетных направлений структурной перестройки российской экономики; во-вторых, следует создать нормативно-правовую базу развития туризма, соответствующую международной практике; в-третьих, целесообразно обеспечить формирование экономических механизмов стимулирования развития внутреннего и 202 международного туризма и формирования благоприятных условий для кооперации туристических, банковских, транспортных и гостиничных структур.
Россия - самое большое по площади государство мира. Освоение туристических ресурсов такой страны, как Россия, невозможно без развитой транспортной сети. В настоящее время одним из наиболее широко используемых видов транспорта в стране является железнодорожный транспорт. В этой связи одним из перспективных видов туризма в России может стать железнодорожный туризм.
Важным сегментом туристического рынка в России может стать организация специализированных туристско-экскурсионных поездов по заранее спланированным маршрутам. Возможен, например, маршрут «Русский Север» (Москва - Псков - Новгород - Санкт-Петербург - Москва). Железнодорожный туризм активно развивался в советский период, когда организовывались однодневные туристические поезда: «Поезд здоровья», «Снежинка», «Лыжник» и др. По-видимому, целесообразно возвращение к практике прошлых лет.
Туризм в России может стать фактором регионального развития, в частности, аграрных, депрессивных, пионерных районов, малых и средних древнерусских городов. В нашей стране представляется также важным совмещать развитие перспективного в международном плане экологического туризма с проблемами развития природоохранных территорий и решением экологических проблем.