Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:48, курсовая работа
Таким образом, можно определить цель работы - выявление особенностей формирования и развития туристско-рекреационных особых экономических зон в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятиям «особая экономическая зона» и «туристско-рекреационная особая экономическая зона»;
- изучить законодательную базу и историю создания особых экономических зон в Российской Федерации;
- провести сравнительную характеристику российских туристско-рекреационных особых экономических зон;
- оценить возможные перспективы развития.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Особые экономические зоны России………………………………………….5
1.1. Особые экономические зоны, их задачи и виды ……………………..5
1.2. Эволюция особых экономических зон в Российской Федерации…..6
1.3. Особенности правового регулирования деятельности ТР ОЭЗ …....9
2. Туристско-рекреационные зоны как вид особых экономических ……….10
2.1. Туристско-рекреационные особые экономические зоны ………… 10
2.2. Характеристика туристско-рекреационных зон России …………...11
2.2.1 ОЭЗ «Куршская коса»…………………………………………...11
2.2.2 ОЭЗ в Краснодарском крае…………………………………….13
2.2.3 ОЭЗ «Кавказские Минеральные Воды»………………………15
2.2.4 ОЭЗ «Бирюзовая Катунь»………………………………………17
2.2.5 ОЭЗ на территории Республики Алтай…………………………19
2.2.6 ОЭЗ «Байкал»……………………………………………………21
2.2.7 ОЭЗ на территории п. Листвянка…………….………………...22
2.3. Перспективы развития туристско-рекреационных особых экономических зон Российской Федерации………………………………….24
3. Описание туристического тура…………………………………………….25
Заключение …………………………………………………………………….35
Список используемой литературы …………………………………………..36
Воронежский институт высоких технологий – АНОО ВПО
специальность 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Региональный туризм»
на тему: Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа Российской Федерации
Выполнил СТЗ-081, 5 курс, Мариничева Светлана Александровна
Проверил Профессор, Бережной Александр Васильевич
Дата защиты:
«____»_____________201__г.
Оценка: __________________
Воронеж-2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Особые экономические зоны России………………………………………….5
1.1. Особые экономические зоны, их задачи и виды ……………………..5
1.2. Эволюция особых экономических зон в Российской Федерации…..6
1.3. Особенности правового регулирования деятельности ТР ОЭЗ …....9
2. Туристско-рекреационные зоны как вид особых экономических ……….10
2.1. Туристско-рекреационные особые экономические зоны ………… 10
2.2. Характеристика туристско-рекреационных зон России …………...11
2.2.1 ОЭЗ «Куршская коса»……………………………
2.2.2 ОЭЗ в Краснодарском крае…………………………………….13
2.2.3 ОЭЗ «Кавказские Минеральные Воды»………………………15
2.2.4 ОЭЗ «Бирюзовая Катунь»……………………
2.2.5 ОЭЗ на территории Республики Алтай…………………………19
2.2.6 ОЭЗ «Байкал»………………………………………………
2.2.7 ОЭЗ на территории п. Листвянка…………….………………...22
2.3. Перспективы развития туристско-рекреационных особых экономических зон Российской Федерации………………………………….24
3. Описание туристического тура…………………………………………….25
Заключение …………………………………………………………………….35
Список используемой литературы …………………………………………..36
ВВЕДЕНИЕ
Туристско-рекреационные
особые экономические зоны - не новое
явление в мировой
В связи с тем, что процесс создания туристско-рекреационных особых экономических зон в России начался сравнительно недавно и говорить о достигнутых результатах пока преждевременно, особый интерес представляет изучение начальных этапов их формирования в условиях современной экономики.
Таким образом, можно определить цель работы - выявление особенностей формирования и развития туристско-рекреационных особых экономических зон в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятиям
«особая экономическая зона»
и «туристско-рекреационная
- изучить законодательную
базу и историю создания
- провести сравнительную
характеристику российских
- оценить возможные перспективы развития.
1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ
1.1 Особые экономические зоны, их задачи и виды
Одним из инструментов привлечения
инвестиций и повышения эффективности
взаимодействия бизнеса и власти
в современной экономике
Логика создания ОЭ3 обусловлена стремлением к интеграции с мировой экономикой или же необходимостью развития отдельных видов деятельности, имеющих большое значение для национального хозяйства.
Особая экономическая
зона - определяемая Правительством Российской
Федерации часть территории Российской
Федерации, на которой действует
особый режим осуществления
- развитие обрабатывающих
и высокотехнологичных
- производство новых видов
продукции, развитие
- развитие туризма и санаторно-курортной сферы;
- привлечение прямых
- создание новых рабочих
мест для
- апробация новых методов
менеджмента и организации
- снижение уровня коррупции.
С точки зрения инвесторов,
создание ОЭЗ способствует достижению
таких целей, как освоение новых
рынков сбыта, приближение производства
к потребителю, минимизация затрат,
связанная с отсутствием
1.2. Эволюция особых экономических зон в Российской Федерации
В развитии особых экономических
зон в Российской Федерации можно
выделить три этапа. Первый этап, с 1991
по 1995 г. пришелся на начало институциональных
преобразований в России и считается
периодом заложения основ
С точки зрения развития туристического комплекса наибольшее значение имела ОЭ3 «Кавказские Минеральные Воды» (1994), созданная для реализации федеральной программы поддержки особо охраняемого эколого-курортного региона. Вместе со свободной экономической зоной «Алтай» (1991) эта особая зона вписывалась в модель устойчивого развития в рамках общегосударственной программы по охране окружающей среды. В особых зонах была введена система ограничения режимов природопользования, установлены экологические нормы и стандарты, отвечающие международным требованиям, действовала система налоговых льгот. В качестве цели деятельности ОЭ3 «Кавказские Минеральные Воды» декларировалось формирование экологически чистого хозяйственного комплекса курортно-туристской специализации. Однако практика данных эколого-рекреационных зон показала, что отсутствие необходимых финансовых средств создает значительные трудности для нормального функционирования и выполнения поставленных задач. В результате непродолжительного функционирования они прекратили свое существование.
Период бурного развития ОЭ3 сменился курсом на ликвидацию крупных зон и формирование микрозон. В основу такой политики был положен принцип выгодного географического положения и минимизации затрат на инфраструктурное обустройство.
Начало второго этапа (1996-2004 гг.) характеризовалось параллельным развитием крупных и точечных микрозон. С течением времени происходило вытеснение производственных зон российскими офшорами, которые часто использовались как инструмент ухода от налогов.
В конце 90-х годов политика свертывания деятельности особых экономических зон привела к тому, что на территории РФ реально функционировали две особые зоны - в Калининградской и Магаданской областях. Экономическая стабилизация и начало инвестиционного роста, наблюдавшиеся в 2000-2004 гг., предопределили необходимость нового подхода к формированию ОЭ3.
Точкой отсчета третьего
современного этапа стало принятие
в 2005 г. Федерального закона «Об особых
экономических зонах в
Рис.1 Проект развития туристско-рекреационной зоны «Бирюзовая Катунь»
Рис.2 Проект развития туристско-рекреационной зоны «Куршская коса»
1.3. Особенности правового регулирования деятельности ТР ОЭЗ
В проекте Концепции
В рамках данной Концепции
говорится о том, что стимулирование
экономического роста может осуществляться
за счет появления новых центров
инновационного роста, опирающихся
на концентрацию человеческого и
технологического потенциала. Одним
из таких центров должна стать
туристская деятельность в виде создания
современных
В упомянутой Концепции выделяются
восемь макрорегионов, которые рассматриваются
с позиций долгосрочного
Внесенные законодательные изменения вписываются в общую логику создания и функционирования всех типов ОЭЗ (двадцатилетний срок существования всех зон. Для особых портовых зон установлен сорокадевятилетний срок функционирования, обязательность конкурсного отбора претендентов, единый статус резидентов и т.д.). Вместе с тем ТР ОЭЗ характеризуются определенной спецификой, связанной с характером туристского производства и потребления. Эта специфика определяет порядок создания и функционирования особой туристской зоны, отличный от традиционной схемы.
Важной целью создания
туристско-рекреационных зон
2. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ КАК ВИД ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
2.1 Туристско-рекреационные особые экономические зоны
Одним из видов особых экономических
зон являются туристско-рекреационные
особые экономические зоны, которые
создаются для развития объектов
инфраструктуры туризма и отдыха,
развития и оказания услуг в сфере
туризма. Механизмов особого экономического
регулирования в мировой
К специфическим целям создания ТР ОЭЗ можно отнести: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний, удовлетворение потребностей россиян и иностранных туристов в доступном и качественном отдыхе. Кроме того, они должны стимулировать развитие депрессивных регионов, а также регионов, не обладающих достаточным промышленным потенциалом, способствовать решению проблем выравнивания уровня их экономического развития и повышению качества жизни и занятости населения, обеспечивающего функционирование туристско-рекреационных особых экономических зон.
Также туристско-рекреационные зоны призваны решить проблему туристической привлекательности Российской Федерации. По оценкам ВТО, возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 миллионов иностранных туристов в год. Как видно, перспективы существенны, и создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа направлено именно на решение проблем, мешающих реализации этих возможностей.
Информация о работе Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа Российской Федерации