Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, можно определить цель работы - выявление особенностей формирования и развития туристско-рекреационных особых экономических зон в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятиям «особая экономическая зона» и «туристско-рекреационная особая экономическая зона»;
- изучить законодательную базу и историю создания особых экономических зон в Российской Федерации;
- провести сравнительную характеристику российских туристско-рекреационных особых экономических зон;
- оценить возможные перспективы развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Особые экономические зоны России………………………………………….5
1.1. Особые экономические зоны, их задачи и виды ……………………..5
1.2. Эволюция особых экономических зон в Российской Федерации…..6
1.3. Особенности правового регулирования деятельности ТР ОЭЗ …....9
2. Туристско-рекреационные зоны как вид особых экономических ……….10
2.1. Туристско-рекреационные особые экономические зоны ………… 10
2.2. Характеристика туристско-рекреационных зон России …………...11
2.2.1 ОЭЗ «Куршская коса»…………………………………………...11
2.2.2 ОЭЗ в Краснодарском крае…………………………………….13
2.2.3 ОЭЗ «Кавказские Минеральные Воды»………………………15
2.2.4 ОЭЗ «Бирюзовая Катунь»………………………………………17
2.2.5 ОЭЗ на территории Республики Алтай…………………………19
2.2.6 ОЭЗ «Байкал»……………………………………………………21
2.2.7 ОЭЗ на территории п. Листвянка…………….………………...22
2.3. Перспективы развития туристско-рекреационных особых экономических зон Российской Федерации………………………………….24
3. Описание туристического тура…………………………………………….25
Заключение …………………………………………………………………….35
Список используемой литературы …………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

Мариничева ОЭЗ.docx

— 1.92 Мб (Скачать файл)

 

 

 

Воронежский институт высоких технологий – АНОО ВПО


 

 

специальность 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине «Региональный туризм»

 

 

 

на тему: Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа Российской Федерации

          

 

 

 

 

Выполнил  СТЗ-081, 5 курс, Мариничева  Светлана Александровна

                                                                          

 

Проверил            Профессор, Бережной Александр Васильевич

                                  

 

 

 

Дата защиты:

 «____»_____________201__г.

 

Оценка: __________________

 

Воронеж-2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Особые экономические зоны России………………………………………….5

       1.1. Особые экономические зоны, их задачи и виды ……………………..5

       1.2. Эволюция особых экономических зон в Российской Федерации…..6

       1.3. Особенности правового регулирования деятельности ТР ОЭЗ …....9

2. Туристско-рекреационные зоны как вид особых экономических ……….10

       2.1. Туристско-рекреационные особые экономические зоны ………… 10

       2.2.  Характеристика туристско-рекреационных зон России …………...11

2.2.1  ОЭЗ «Куршская коса»…………………………………………...11

2.2.2  ОЭЗ в Краснодарском  крае…………………………………….13

2.2.3  ОЭЗ «Кавказские  Минеральные Воды»………………………15

2.2.4 ОЭЗ «Бирюзовая Катунь»………………………………………17

2.2.5 ОЭЗ на территории  Республики Алтай…………………………19

2.2.6 ОЭЗ «Байкал»……………………………………………………21

2.2.7 ОЭЗ на территории  п. Листвянка…………….………………...22

2.3. Перспективы развития туристско-рекреационных особых экономических зон Российской Федерации………………………………….24

3. Описание туристического тура…………………………………………….25

Заключение …………………………………………………………………….35

Список используемой литературы …………………………………………..36

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Туристско-рекреационные  особые экономические зоны - не новое  явление в мировой экономической  практике. В 120 странах насчитывается  свыше 3 тыс. различных особых экономических  зон с годовым оборотом 600 млрд долларов. Для современной России создание туристско-рекреационных особых экономических зон стало делом государственной важности, так как страна теряет туристическую привлекательность. Потенциально прибыльная туристская индустрия России второе десятилетие не может избавиться от многочисленных проблем, связанных, например, с нехваткой инвестиций для строительства гостиниц и практически всей современной инфраструктуры, необходимой для привлечения туристов и переориентации российских граждан, предпочитающих отдыхать за границей, на внутренний туристский рынок. Предполагается, что создание в России туристско-рекреационных особых экономических зон будет способствовать обеспечению благоприятного инвестиционного климата, появлению конкурентоспособного туристского продукта, переводу индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь развития.

В связи с тем, что процесс  создания туристско-рекреационных  особых экономических зон в России начался сравнительно недавно и  говорить о достигнутых результатах  пока преждевременно, особый интерес  представляет изучение начальных этапов их формирования в условиях современной  экономики.

Таким образом, можно определить цель работы - выявление особенностей формирования и развития туристско-рекреационных  особых экономических зон в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать определение понятиям  «особая экономическая зона»  и «туристско-рекреационная особая  экономическая зона»;

- изучить законодательную  базу и историю создания особых  экономических зон в Российской  Федерации;

- провести сравнительную  характеристику российских туристско-рекреационных  особых экономических зон;

- оценить возможные перспективы  развития.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ

1.1 Особые экономические зоны, их задачи и виды

Одним из инструментов привлечения  инвестиций и повышения эффективности  взаимодействия бизнеса и власти в современной экономике выступает  создание особых экономических зон (ОЭЗ). Они призваны решать многие важные задачи, связанные с вливанием  иностранного капитала, реализацией  региональной политики, обеспечением занятости населения и стимулированием  экспорта товаров и услуг.

Логика создания ОЭ3 обусловлена  стремлением к интеграции с мировой  экономикой или же необходимостью развития отдельных видов деятельности, имеющих  большое значение для национального  хозяйства.

Особая экономическая  зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует  особый режим осуществления предпринимательской  деятельности Федеральный закон  РФ от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических  зонах в РФ» (в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ). Это ограниченная территория с особым юридическим  статусом по отношению к остальной  территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или  иностранных предпринимателей. Главная  цель создания таких зон - решение  стратегических задач развития государства  в целом или отдельной территории, в том числе:

- развитие обрабатывающих  и высокотехнологичных отраслей  экономики;

- производство новых видов  продукции, развитие экспортной  базы и импортозамещающих производств;

- развитие туризма и  санаторно-курортной сферы;

- привлечение прямых иностранных  инвестиций;

- создание новых рабочих  мест для высококвалифицированного  персонала;

- апробация новых методов  менеджмента и организации труда;

- снижение уровня коррупции.

С точки зрения инвесторов, создание ОЭЗ способствует достижению таких целей, как освоение новых  рынков сбыта, приближение производства к потребителю, минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин, доступ к инфраструктуре.

 

1.2.  Эволюция особых экономических зон в Российской Федерации

В развитии особых экономических  зон в Российской Федерации можно  выделить три этапа. Первый этап, с 1991 по 1995 г. пришелся на начало институциональных  преобразований в России и считается  периодом заложения основ функционирования особых экономических зон. Решение  об учреждении ОЭЗ принималось индивидуально  по каждой зоне и оформлялось постановлением Верховного Совета (после его роспуска - указами Президента РФ или законодательными актами субъектов РФ). Среди наиболее крупных зон, созданных за этот период, следует выделить ОЭЗ «Находка» (1990), ОЭЗ «Выборг» (1991), зону экономического благоприятствования (3ЭБ) «Ингушетия» (1994), Калмыцкий налоговый оазис (1995).

С точки зрения развития туристического комплекса наибольшее значение имела ОЭ3 «Кавказские Минеральные  Воды» (1994), созданная для реализации федеральной программы поддержки особо охраняемого эколого-курортного региона. Вместе со свободной экономической зоной «Алтай» (1991) эта особая зона вписывалась в модель устойчивого развития в рамках общегосударственной программы по охране окружающей среды. В особых зонах была введена система ограничения режимов природопользования, установлены экологические нормы и стандарты, отвечающие международным требованиям, действовала система налоговых льгот. В качестве цели деятельности ОЭ3 «Кавказские Минеральные Воды» декларировалось формирование экологически чистого хозяйственного комплекса курортно-туристской специализации. Однако практика данных эколого-рекреационных зон показала, что отсутствие необходимых финансовых средств создает значительные трудности для нормального функционирования и выполнения поставленных задач. В результате непродолжительного функционирования они прекратили свое существование.

Период бурного развития ОЭ3 сменился курсом на ликвидацию крупных  зон и формирование микрозон. В основу такой политики был положен принцип выгодного географического положения и минимизации затрат на инфраструктурное обустройство.

Начало второго этапа (1996-2004 гг.) характеризовалось параллельным развитием крупных и точечных микрозон. С течением времени происходило вытеснение производственных зон российскими офшорами, которые часто использовались как инструмент ухода от налогов.

В конце 90-х годов политика свертывания деятельности особых экономических  зон привела к тому, что на территории РФ реально функционировали две  особые зоны - в Калининградской  и Магаданской областях. Экономическая стабилизация и начало инвестиционного роста, наблюдавшиеся в 2000-2004 гг., предопределили необходимость нового подхода к формированию ОЭ3.

Точкой отсчета третьего современного этапа стало принятие в 2005 г. Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который впоследствии был  дополнен статьями, регламентирующими  условия образования и порядок  ведения предпринимательской деятельности в особых туристско-рекреационных (2006 г.) и портовых (2007 г.) зонах. Новый  закон позволил преодолеть несовершенство и фрагментарность российского  законодательства.

Рис.1 Проект развития туристско-рекреационной зоны «Бирюзовая Катунь»

Рис.2 Проект развития туристско-рекреационной зоны «Куршская  коса»

1.3. Особенности правового регулирования деятельности ТР ОЭЗ

В проекте Концепции долгосрочного  социально-экономического развития РФ (2008-2020 гг.) туристско-рекреационные  зоны рассматриваются как часть  инновационной программы развития экономики. Они определяются как  некие региональные точки экономического роста.

В рамках данной Концепции  говорится о том, что стимулирование экономического роста может осуществляться за счет появления новых центров  инновационного роста, опирающихся  на концентрацию человеческого и  технологического потенциала. Одним  из таких центров должна стать  туристская деятельность в виде создания современных конкурентоспособных  рекреационных зон.

В упомянутой Концепции выделяются восемь макрорегионов, которые рассматриваются  с позиций долгосрочного развития России. Макрорегионы концентрируют  на своей территории инфраструктуру, обеспечивающую развитие производств  и взаимосвязь региональных субъектов. При этом, как минимум, три макрорегиона (Балтийский, Поволжский, макрорегион  Юга России) в качестве одной из составляющей своего долгосрочного  развития имеют туристско-рекреационную  направленность.

Внесенные законодательные  изменения вписываются в общую  логику создания и функционирования всех типов ОЭЗ (двадцатилетний срок существования всех зон. Для особых портовых зон установлен сорокадевятилетний срок функционирования, обязательность конкурсного отбора претендентов, единый статус резидентов и т.д.). Вместе с тем ТР ОЭЗ характеризуются определенной спецификой, связанной с характером туристского производства и потребления. Эта специфика определяет порядок создания и функционирования особой туристской зоны, отличный от традиционной схемы.

Важной целью создания туристско-рекреационных зон является снижение риска инвестиций в предполагаемые будущие рекреационные территории. Логика обновленного закона такова, что  создается благоприятный инвестиционный климат для российских и иностранных инвесторов - резидентов. Государство берет на себя обязательства по созданию плана обустройства и оснащения рекреационной территории, а также финансированию транспортной, инженерной и коммунальной инфраструктуры за счет средств федерального и региональных бюджетов. Частный же бизнес направляет свои усилия на создание, эксплуатацию и реконструкцию самих туристских объектов.

 

2. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ КАК ВИД ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

2.1 Туристско-рекреационные  особые экономические зоны

Одним из видов особых экономических  зон являются туристско-рекреационные  особые экономические зоны, которые  создаются для развития объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развития и оказания услуг в сфере  туризма. Механизмов особого экономического регулирования в мировой практике достаточно много, и существуют они  давно, но при этом такое явление, как туристско-рекреационные зоны, распространено незначительно, а для  России и вовсе уникально. Поэтому  оно носит инновационный характер.

К специфическим целям  создания ТР ОЭЗ можно отнести: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний, удовлетворение потребностей россиян и иностранных туристов в доступном и качественном отдыхе. Кроме того, они должны стимулировать развитие депрессивных регионов, а также регионов, не обладающих достаточным промышленным потенциалом, способствовать решению проблем выравнивания уровня их экономического развития и повышению качества жизни и занятости населения, обеспечивающего функционирование туристско-рекреационных особых экономических зон.

Также туристско-рекреационные  зоны призваны решить проблему туристической  привлекательности Российской Федерации.  По оценкам ВТО, возможности России позволяют при соответствующем  уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 миллионов иностранных  туристов в год. Как видно, перспективы  существенны, и создание особых экономических  зон туристско-рекреационного типа направлено именно на решение проблем, мешающих реализации этих возможностей.

Информация о работе Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа Российской Федерации