Рекреационные ресурсы и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрыть сущность рекреационных ресурсов и проанализировать различные подходы к классификации рекреационных ресурсов.

Достижение цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- выяснить что такое рекреация;
- выявить функции рекреации;
- обозначить связь рекреации и отдыха;
-рассмотреть ресурсы как основу развития рекреации;
- выявить сущность рекреационных ресурсов;
- представить подходы к классификации рекреационных ресурсов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Рекреация и ресурсы
1.1.Терминологический аспект рекреации5
1.2.Отдых и рекреация7
1.3.Социально-экономическая сущность и основные функции рекреации……………………………………………………………………….....9
1.4. Ресурсы как основа развития рекреации………………………………...13
Глава 2. Характеристика рекреационных ресурсов
2.1. Терминологический аспект и сущность рекреационных ресурсов 16
2.2. Подходы к классификации рекреационных ресурсов 20

Заключение……………………………………………………………………….26

Список использованных источников…………………………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПОДЛИННИК КАЗАКОВА.docx

— 86.07 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Министерство образования  и науки Архангельской области

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

среднего профессионального  образования Архангельской области

«Архангельский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ  И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

 

 

 

Автор:

студентка 3 курса, гр. 30                           Казакова Анастасия Александровна

специальность 100201 «Туризм»

 

Руководитель:                                                    Лазарева Людмила Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

Архангельск

2012

Министерство образования  и науки РФ

Министерство образования  и науки Архангельской области

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

среднего профессионального  образования Архангельской области

«Архангельский педагогический колледж»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ  И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

 

 

 

Автор:

студентка 3 курса, гр. 30                                                             А. А. Казакова

специальность 100201 «Туризм»

 

Руководитель:                                                                            Л. М. Лазарева

 

 

 

 

 

Архангельск

2012





Оглавление

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

Глава 1. Рекреация и ресурсы

1.1.Терминологический аспект рекреации5

   1.2.Отдых и рекреация7

   1.3.Социально-экономическая  сущность и основные функции  рекреации……………………………………………………………………….....9

   1.4. Ресурсы как основа развития рекреации………………………………...13

Глава 2. Характеристика рекреационных ресурсов

2.1. Терминологический аспект и сущность рекреационных ресурсов 16

   2.2. Подходы к классификации рекреационных ресурсов 20

 

Заключение……………………………………………………………………….26

 

Список использованных источников…………………………………………...28

 

Приложение ……………………………………………………………………...29

Введение

 

 

Рекреационный туризм - это  передвижение людей в свободное  время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и  душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым. При этом отдых подразделяют на активный, предполагающий смену вида деятельности (спорт, туризм и т. п.), и пассивный, который характеризуется резким снижением всякой деятельности, вплоть до состояния расслабленного покоя.

 

Исследованием данного явления  занимаются специалисты различных  отраслей знания: географы, биологи, психологи, экологи, медики, социологи, экономисты. В связи с этим, следует отметить большую трудность в определении круга понятий, относящихся к рекреационной деятельности.

Для развития этого вида туризма необходимы рекреационные ресурсы, которые составляют важнейшую часть природного потенциала региона.

 

Мной была выбрана курсовая работа по следующей теме: «Рекреационные ресурсы и их классификация».

Актуальность данной темы состоит в том, что рекреационные ресурсы - фактор развития туристской индустрии, без знания о методах исследования, оценки и использования которых невозможно осуществить грамотное развитие туризма и отдыха.1 Современный менеджер по туризму должен осознавать, что рекреационные ресурсы ограниченны, требуют рационального освоения и имеют цену. Именно плата за использование рекреационных ресурсов, за услуги, которые строятся на использовании этих ресурсов и составляют экономическую основу туристской деятельности.

 

Объектом исследования являются рекреационные ресурсы.

 

Предметом исследования являются подходы к классификации рекреационных ресурсов.

 

Целью курсовой работы является раскрыть сущность рекреационных ресурсов и проанализировать различные подходы к классификации рекреационных ресурсов.

 

Достижение цели потребовало  постановки и решения следующих задач:

- выяснить что такое  рекреация;

- выявить функции рекреации;

- обозначить связь рекреации и отдыха;

-рассмотреть ресурсы  как основу развития рекреации;

- выявить сущность рекреационных ресурсов;

- представить подходы к классификации рекреационных ресурсов.

Для решения поставленных задач применялись различные методы исследования: изучение и анализ литературы по теме исследования, сравнение, синтез, обобщение.

В процессе написания работы были использованы труды таких ученых как И.И. Дедю, В.А. Квартальнов, Н.С. Мироненко,  И.Т. Твердохлебов, Ю.Ф.Безруков, Т.В. Николаенко, Д.Л. Арманд, А.А. Минц, Н. Ф. Реймерса, В .С. Преображенский, Ю. А. Веденин, Б.Б. Родоман, В. Б. Нефедова, Ю. К. Ефремов, Л.И. Кукушкин.

Глава 1. Рекреация и ресурсы

 

 

    1. Терминологический аспект рекреации

 

Словари и энциклопедии в слово «рекреация» вкладывают достаточно разные понятия, но чаще всего это слово связывают с туризмом и активным отдыхом. Рассмотрим сущность и значение термина «Рекреация» с точки зрения разных источников.

Из Российского Энциклопедического Словаря (т. 2, 2000) – самого крупного и современного энциклопедического издания в нашей стране, следует: «Рекреация (польск. rekreacja — отдых, от лат. recreatio — восстановление) – это: 1) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее). 2) Помещение для отдыха (устаревшее). 3) Отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда». В этом значении термин употребляется с 60-х гг. XX века в литературе по физиологическим, медицинским, социально-экономическим, архитектурно-строительным и др. проблемам организации отдыха населения.

Рекреация2 (от лат. recreation – восстановление) представляет собой восстановление израсходованных человеком в процессе труда сил, а также накопление определенного запаса этих сил для дальнейшей деятельности развития физического и интеллектуального потенциала.

Некоторые ученые добавляют при этом, что восстановление здоровья и трудоспособности должно проходить путем отдыха вне жилища, т. е. посредством участия в организованном или неорганизованном туристском походе или проведения отпускного периода в специализированных учреждениях отдыха (санаториях, домах отдыха и т. п.). Учитывая, видимо, подобную трактовку, И.И. Дедю рассматривает рекреацию в качестве синонима отдыха, восстановления, оздоровления.

В отечественной и зарубежной литературе до сих пор нет единого  мнения по поводу определения понятия  «рекреация». Это объясняется рядом причин.

Во-первых, тем, что не существует единого международного терминологического стандарта по данной тематике. В разных странах господствует существенно- различное официальное понимание и толкование понятий и терминов, связанных с рекреацией и сферой досуга.

Во-вторых, в нашей стране не существует единой законодательной базы, в которой был бы точно определен круг основных понятий, связанных с рекреацией и индустрией досуга.

В-третьих, в силу различных причин такие понятия как рекреация, туризм, отдых, экскурсия, свободное и рекреационное время, досуг и другие в реальных условиях зачастую не так-то просто различимы.

В научной  литературе термин рекреация появился в США в конце 90-х годов XIX века. Он появился только с введением нормированного рабочего дня, второго выходного дня, летних отпусков. Рекреация, соответственно, это восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности. Как уже было сказано выше, рекреация в переводе с латыни означает восстановление, отдых. Именно эта точка зрения бытовала в отечественной  литературе. В современной литературе, изданной в последние годы, наблюдается переход к новому видению рекреации.

В частности, В.А. Квартальнов  в одной из своих последних  работ (Энциклопедия туризма, 2000) приводит следующие определения данному  понятию «Рекреация – это:

    • расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека;
    • любая игра, развлечение и т. п., используемые для восстановления физических и умственных сил;
    • наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд;
    • перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды;
    • цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-туристскими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями»

Согласно представленному  выше материалу следует то, что  понятие «рекреация» до сих пор  не имеет четкого и единого определения. Ученые дают разные трактовки этому термину. В последнее время рекреация больше ассоциируется с понятием отдых. Рассмотрим их связь.

 

1.2. Отдых и рекреация

 

 С понятием рекреации непосредственно связано понятие «отдых».

Отдых – любая человеческая деятельность, которая не направлена на удовлетворение физиологических потребностей (путешествия, хобби, собирательство, рыбная ловля, охота и т. д.).

По  мнению Т.В. Николаенко «отдых (рекреация) – любая деятельность или бездеятельность, направленная на восстановление сил человека, которая может осуществляться как на территории постоянного проживания человека, так и за ее пределами».

В советской  литературе понятия рекреации и  отдыха различались, и основное их отличие  заключалось в том, что рекреация – это часть свободного времени, связанная с восстановлением сил человека на специализированных территориях, в основном, за пределами основного места его проживания. Чтобы отдых стал рекреацией, нужно покинуть пределы своего непосредственного места проживания и переместиться в некое специализированное место, ориентированное именно на восстановление сил.

Сейчас  наиболее уместным будет дать определение  понятию «рекреация», которое широко применялось в литературе, изданной 15-20 лет назад. Авторами этого определения являются ученые Московского государственного университета Н.С. Мироненко и И.Т. Твердохлебов (1981). Согласно их точке зрения, рекреация есть совокупность явлений и отношений, возникающих в процессе использования свободного времени для оздоровительной, познавательной, спортивной и культурно-развлекательной деятельности людей на специализированных территориях, находящихся вне населенного пункта, являющегося местом их постоянного проживания.

Эти же авторы предлагают свое определение  понятию «отдых», под которым понимается любая человеческая деятельность (или бездеятельность – авт.), которая не направлена на удовлетворение насущных нужд (Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов).

Человек избирателен в  характере своей деятельности в  свободное время и в зависимости  от собственных интересов и возможностей выбирает тот или иной вид отдыха. Следуя данной точке зрения можно  выделить следующие виды деятельности человека во время отдыха:

  1. деятельность, связанная с определенной физической нагрузкой (занятия физической культурой, прогулки, туризм и альпинизм);
  2. любительские занятия – охота, рыбная ловля, сбор грибов и ягод и др.;
  3. приобщение к миру искусства, а также творчество в сфере искусства;
  4. интеллектуальная деятельность (чтение, самообразование);
  5. общение по интересу и свободному выбору;
  6. развлечения, носящие либо активный, либо пассивный характер (игры, танцы, зрелища);
  7. путешествия и экскурсии ради удовольствия.

 

В современных условиях такое  разграничение понятий утратило смысл. Термины "отдых" и "рекреация" рассматриваются как синонимы: по сути, это несколько различные  обозначения одного и того же явления.3

Для того чтобы иметь полное представление о рекреации рассмотрим ее функции.

 

1.3.Социально-экономическая сущность и основные функции рекреации

 

Рекреация относится сейчас к такому избирательному виду деятельности, который становится необходимым  условием нормальной человеческой жизни, средством компенсации напряжения, средством восстановления работоспособности  и условием продолжения самого производства.4

Информация о работе Рекреационные ресурсы и их классификация