Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 23:43, реферат
Рекреационные концепции развиваются в рамках рекреалогии – междисциплинарной науки о рекреационных системах, основанной на научных принципах экологии человека. Эти принципы впервые сформулированы научным коллективом отечественной школы рекреалогии и рекреационной географии под руководством Владимира Сергеевича Преображенского. С 1976 г. основные исследования в области рекреалогии сосредоточиваются во Всесоюзной научно-исследовательской лаборатории по туризму и экскурсиям (ВНИЛТЭ). В 1992 г. многолетние научные исследования в области рекреации были обобщены в теоретической монографии "Теория рекреалогии и рекреационной географии".
Рекреационные концепции
развиваются в рамках рекреалогии – междисциплинарной
науки о рекреационных системах, основанной
на научных принципах экологии человека.
Эти принципы впервые сформулированы
научным коллективом отечественной школы
рекреалогии и рекреационной географии
под руководством Владимира Сергеевича
Преображенского. С 1976 г. основные исследования
в области рекреалогии сосредоточиваются
во Всесоюзной научно-исследовательской
лаборатории по туризму и экскурсиям (ВНИЛТЭ).
В 1992 г. многолетние научные исследования
в области рекреации были обобщены в теоретической
монографии "Теория рекреалогии и рекреационной
географии". Анализ концепций рекреации
позволяет выделить следующие характеристики
данного феномена: - рекреация является
видом деятельности в свободное время
индивида и мотивируется чувством удовлетворения; -
виды рекреационной деятельности многообразны; -
участие в рекреации строится на добровольной
основе и не может осуществляться под
воздействием внешнего давления, принуждения
или обязательств; - рекреационные виды
деятельности являются социально приемлемыми,
полезными и способствуют развитию индивида
и общества. Среди исследователей общепризнано
определение рекреалогии как науки о процессах
и методах восстановления живых сил человека. Исходные
постулаты рекреалогии: 1. Среди множества
потребностей человека и общества выделяется
группа (подмножество) разнородных потребностей,
реализация которых связана со специфическими
потребностями человека в восстановлении
и развитии живых сил и определенными
условиями их удовлетворения - со свободным
временем и особыми свойствами пространства. 2.
Наличие этих потребностей побуждает
человека к рекреационной деятельности,
отличной от повседневной трудовой (и
бытовой), а общество (и его институты)
- к созданию для нее специальных условий. 3.
Вовлекая в сферу рекреационной деятельности
природные объекты (природные явления,
тела и комплексы) и культурные комплексы,
создавая и используя технические системы,
а также других людей, человек находит
и формирует, а общество создает, поддерживает
и развивает особые системы для удовлетворения
потребностей - рекреационные. 4. Для описания
рекреационной системы необходимо охарактеризовать:
потребности, направления деятельности,
вызвавшие к жизни формирование системы
и определяющие ее функционирование и
развитие, ее элементы, внутренние (между
элементами) и внешние (с суперсистемой
и одноранговыми системами) системообразующие
связи, эффективность. Основной системообразующей
связью выступает деятельность отдыхающих
и организаторов отдыха. 5. Назначения систем
(и их свойства) определяются функциями
рекреационной деятельности. 6. По своему
характеру рекреационные системы относятся
к группе социо(демо)- экологических, пространственных,
динамических систем. Таким образом, основным
объектом исследования общей рекреалогии
выступает рекреационная система. Рекреация
как процесс расширенного воспроизводства
физических, психических и интеллектуальных
сил человека составляет одну из важнейших
основ туризма, а наука о рекреации - рекреалогия
- составная часть туристики. Исследование
рекреации и рекреационной деятельности
- одно из наиболее молодых направлений
современной науки. Основные понятия рекреалогии: Рекреационные
потребности общества – потребности в
простом и расширенном воспроизводстве
его социально-трудового и социально-культурного
потенциала.