Рекреация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 23:43, реферат

Краткое описание

Рекреационные концепции развиваются в рамках рекреалогии – междисциплинарной науки о рекреационных системах, основанной на научных принципах экологии человека. Эти принципы впервые сформулированы научным коллективом отечественной школы рекреалогии и рекреационной географии под руководством Владимира Сергеевича Преображенского. С 1976 г. основные исследования в области рекреалогии сосредоточиваются во Всесоюзной научно-исследовательской лаборатории по туризму и экскурсиям (ВНИЛТЭ). В 1992 г. многолетние научные исследования в области рекреации были обобщены в теоретической монографии "Теория рекреалогии и рекреационной географии".

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и наук1.docx

— 20.51 Кб (Скачать файл)

Рекреационные концепции  развиваются в рамках рекреалогии – междисциплинарной науки о рекреационных системах, основанной на научных принципах экологии человека. Эти принципы впервые сформулированы научным коллективом отечественной школы рекреалогии и рекреационной географии под руководством Владимира Сергеевича Преображенского. С 1976 г. основные исследования в области рекреалогии сосредоточиваются во Всесоюзной научно-исследовательской лаборатории по туризму и экскурсиям (ВНИЛТЭ). В 1992 г. многолетние научные исследования в области рекреации были обобщены в теоретической монографии "Теория рекреалогии и рекреационной географии".  Анализ концепций рекреации позволяет выделить следующие характеристики данного феномена:         - рекреация является видом деятельности в свободное время индивида и мотивируется чувством удовлетворения;       - виды рекреационной деятельности многообразны;     - участие в рекреации строится на добровольной основе и не может осуществляться под воздействием внешнего давления, принуждения или обязательств;            - рекреационные виды деятельности являются социально приемлемыми, полезными и способствуют развитию индивида и общества.  Среди исследователей общепризнано определение рекреалогии как науки о процессах и методах восстановления живых сил человека.  Исходные постулаты рекреалогии:       1. Среди множества потребностей человека и общества выделяется группа (подмножество) разнородных потребностей, реализация которых связана со специфическими потребностями человека в восстановлении и развитии живых сил и определенными условиями их удовлетворения - со свободным временем и особыми свойствами пространства.    2. Наличие этих потребностей побуждает человека к рекреационной деятельности, отличной от повседневной трудовой (и бытовой), а общество (и его институты) - к созданию для нее специальных условий.   3. Вовлекая в сферу рекреационной деятельности природные объекты (природные явления, тела и комплексы) и культурные комплексы, создавая и используя технические системы, а также других людей, человек находит и формирует, а общество создает, поддерживает и развивает особые системы для удовлетворения потребностей - рекреационные.     4. Для описания рекреационной системы необходимо охарактеризовать: потребности, направления деятельности, вызвавшие к жизни формирование системы и определяющие ее функционирование и развитие, ее элементы, внутренние (между элементами) и внешние (с суперсистемой и одноранговыми системами) системообразующие связи, эффективность. Основной системообразующей связью выступает деятельность отдыхающих и организаторов отдыха.      5. Назначения систем (и их свойства) определяются функциями рекреационной деятельности.        6. По своему характеру рекреационные системы относятся к группе социо(демо)- экологических, пространственных, динамических систем.  Таким образом, основным объектом исследования общей рекреалогии выступает рекреационная система.        Рекреация как процесс расширенного воспроизводства физических, психических и интеллектуальных сил человека составляет одну из важнейших основ туризма, а наука о рекреации - рекреалогия - составная часть туристики. Исследование рекреации и рекреационной деятельности - одно из наиболее молодых направлений современной науки.   Основные понятия рекреалогии:     Рекреационные потребности общества – потребности в простом и расширенном воспроизводстве его социально-трудового и социально-культурного потенциала.       Рекреационная деятельность отдыхающих – деятельность, направленная на реализацию рекреационных потребностей, восстановление и развитие физических и духовных сил человека, его интеллектуальное совершенствование и характеризуемая самоценностью не только результатов, но и самого процесса.       Туристская деятельность организаторов отдыха – деятельность, направленная на формирование оптимальных условий отдыха населения, системы предоставления услуг, путей создания, обеспечения, функционирования и развития рекреационных систем.   Рекреационное занятие – простейший элемент рекреационной деятельности отдыхающих.       Рекреационное время – часть социального времени, используемого для рекреационной деятельности.      Рекреационное пространство – часть социального пространства, используемого для рекреационной деятельности; формируется в результате деятельности отдыхающих и организаторов отдыха. Во всех концепциях рекреации особенно подчеркивается ее ценностный и деятельностный аспекты, т.е. рекреация – это деятельность, которой присущи социально оправданные цели и организация. Таким образом, рекреация – деятельность, приносящая определенную пользу людям, и, следовательно, общество должно организовывать и поддерживать социально-культурную сферу деятельности, чтобы достичь позитивных результатов индивидуального и социального развития.      Итак, рекреация представляет собой определенную деятельность и обладает огромным диапазоном видов своего проявления в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физическими способностями, интеллектуальным уровнем, вкусами индивидов. Рекреация может быть групповой и индивидуальной, в некоторых случаях предполагает активное участие индивидов, в других – простое расслабление (отсюда термины “активная рекреация” – “пассивная рекреация”). Важным является то обстоятельство, что рекреационные занятия осуществляются на добровольной основе, т.е. индивид обладает полной свободой в принятии решения об участии или неучастии в том или ином виде рекреации. И, наконец, рекреация открывает для индивида широкий спектр позитивных результатов, он может быть вовлечен в различные виды рекреационных занятий, нацеленных на получение эффекта социализации, межличностного общения, соревновательности, развития воображения, творческих способностей, эмоциональной сферы и физического состояния участников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 


Информация о работе Рекреация