Санкт-Петербург как культурный центр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 02:33, лекция

Краткое описание

Санкт-Петербург был основан 16(27) мая 1703 года Петром 1. Расположен город на северо-западе России на побережье финского залива и в устье реки Невы. Санкт-Петербург — самый северный в мире город с населением более одного миллиона человек. Является первым городом в Европе по численности жителей городом, не являющимся столицей. Граничит город со странам Финляндия и Эстония.
Санкт-Петербург — важный экономический, научный и культурный центр России, крупный транспортный узел. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО; это один из самых важных в стране центров туризма.

Вложенные файлы: 1 файл

Санкт.docx

— 40.25 Кб (Скачать файл)

                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УС «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: Городские цивилизации в Беларуси

На тему: Санкт-Петербург как культурный центр

 

 

 

                                                                                

 

 

                                                                                                                    

                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2014

 

 

Введение

Санкт-Петербург был основан 16(27) мая 1703 года Петром 1. Расположен  город на северо-западе России на побережье финского залива и в устье реки Невы. Санкт-Петербург — самый северный в мире город с населением более одного миллиона человек. Является первым городом в Европе по численности жителей городом, не являющимся столицей. Граничит город со странам Финляндия и Эстония.

Санкт-Петербург — важный экономический, научный и культурный центр России, крупный транспортный узел.  Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО; это один из самых важных в стране центров туризма.

Существенную роль в экономике города играет туристический бизнес, связанный с приёмом гостей из России и зарубежных стран. Город обладает значительным историко-культурным наследием для формирования туристского продукта, для превращения туризма в базовую отрасль городской экономики. Санкт-Петербург по итогам 2012 года занял 10 место (в 2010 году — 7 место) среди самых посещаемых и популярных у туристов городов Европы (20 место в мире).

Начиная с этого времени в ночные часы на улице не бывает полной темноты, солнце опускается за горизонт всего на 9 градусов. Вот почему мы можем наблюдать в Петербурге белые ночи. Петербургские белые ночи знамениты еще и многочисленными праздниками и фестивалями. В этот период празднуется День основания города.

Те, кто был в период белых ночей в Питере, вспоминают всё происходящее с замиранием сердца: «Необыкновенные ощущения, когда, казалось бы, уже глубокая ночь... а на улице светло! Конечно, не как днем, но как-то так очень приятно и романтично. Как рассвет... Будто вот-вот должно взойти солнышко… Самое интересное, что спать абсолютно не хочется. Хочется гулять, веселиться, радоваться, дарить счастье и любить весь мир. Ощущения фантастические – это невозможно просто описать словами, это надо хоть раз в жизни почувствовать!» Конечно, Санкт-Петербург – не единственный город, где можно наблюдать явление белых ночей. Они бывают также в Архангельске, Мурманске, Сургуте, Череповце, Вологде

Остановимся немного на погоде. В связи с географическим положением города климат здесь - переходный от умеренно-континентального к умеренно-морскому.  За год в Санкт-Петербурге бывает в среднем 62 солнечных дня. Поэтому на протяжении большей части года преобладают дни с облачной пасмурной погодой, рассеянным освещением. С 25-26 мая – по 16-17 июля наблюдается такое явление так называемое Белые ночи. Начиная с этого времени в ночные часы на улице не бывает полной темноты, солнце опускается за горизонт всего на 9 градусов. Вот почему мы можем наблюдать в Петербурге белые ночи. Петербургские белые ночи знамениты еще и многочисленными праздниками и фестивалями. В этот период празднуется День основания города.

Те, кто был в период белых ночей в Питере, вспоминают всё происходящее с замиранием сердца: «Необыкновенные ощущения, когда, казалось бы, уже глубокая ночь... а на улице светло! Конечно, не как днем, но как-то так очень приятно и романтично. Как рассвет... Будто вот-вот должно взойти солнышко… Самое интересное, что спать абсолютно не хочется. Хочется гулять, веселиться, радоваться, дарить счастье и любить весь мир. Ощущения фантастические – это невозможно просто описать словами, это надо хоть раз в жизни почувствовать!» Конечно, Санкт-Петербург – не единственный город, где можно наблюдать явление белых ночей. Они бывают также в Архангельске, Мурманске, Сургуте, Череповце, Вологде

 

2. Отели

В 2010 году Санкт-Петербург посетили 2,3 млн иностранных (в основном это туристы из Финляндии, Германии, США, Швеции и Франции) и 2,8 млн российских туристов. В городе работает более 260 крупных и небольших отелей на 27 тысяч номеров (в том числе гостиницы «Гранд Отель Европа», «Гранд Отель Эмеральд», «Астория», «Коринтия Санкт-Петербург», «Прибалтийская», «Пулковская», «Санкт-Петербург»,

                        3. Памятники и фонтаны

В городе располагаются 8464 объекта культурного наследия (памятники истории и культуры), в том числе 4213 объектов культурного наследия федерального значения, что составляет почти 10 % всех памятников, охраняемых государством на территории Российской Федерации.

Памятники здесь разнообразные: начиная от классических исторических и заканчивая современными необычными.

  • памятник герою фантастической повести Н. В. Гоголя «Нос». Идея создания скульптуры принадлежит писателю, актеру и режиссеру Виктору Жуку, авторы памятника - архитектор Вячеслав Бухаев и скульпторы Резо Габриадзе и Василий Аземша. В работе также принимал участие сотрудник Музея городской скульптуры Владимир Панфилов.

Если вспомнить повесть, то нос майора Ковалева имел привычку покидать своего владельца и самостоятельно разгуливал по городу. Видимо и памятнику была предписана такая же судьба – в сентябре 2002 года он исчез со своего места, хотя вес его составлял около 100 килограммов.

Многие памятники в Санкт-Петербурге могут легко исполнить любое желание. Нужно только знать, как с ними договориться.

Как показывает практика, многие чудесные памятники могут легко исполнить любой ваш каприз, но далеко не все делают это бескорыстно. Для того, чтобы желания сбывались, придется раскошелиться. Но на счастье мелочи не жалко, не так ли?

  • «Петербургский фотограф» Вот уже почти десять лет желания по мере сил исполняет на Малой Садовой улице. Для того, чтобы привалило счастье, нужно просто взять фотографа под локоток.
  • Памятник Зайцу. В мае 1703 года в устье Невы на Заячьем острове была заложена Петропавловская крепость. Согласно одной из легенд, во время наводнения какой-то отчаянный заяц прыгнул в сапог царю Петру и тем самым спасся от воды. Наш Великий дед Мазай — император Петр I — порадовался спасенному питомцу и повелел назвать остров, с которого начался город, Заячьим. Триста лет спустя благодарные потомки поставили на одной из свай возле Иоанновского моста, ведущего к Петропавловской крепости, скульптуру «Зайчик, спасшийся от наводнения». По примеру старших товарищей Заяц сразу начал собирать дань с туристов и жителей города. На его постамент тоже кидают денежку взамен на заветное желание. Чаще всего монетки остаются на свае возле памятника, и тогда желание исполняется. Зайчик-то фартовый!
  • Бронзовая пятка спасенного матроса отполирована до блеска, потому что подержавшийся за нее студент «выплывет» на любом экзамене. Тысячи молодых людей из года в год старательно трут эту пятку, успешно сдают сессии и становятся прекрасными молодыми специалистами.
  • На улице Правды любую просьбу можно шепнуть на ухо собаке Гаврюше. Собака Гаврюша, или просто Добрая собака, изначально жила во дворе одного из домов на Малой Садовой улице. Однако жильцы дома были очень недовольны постоянными скоплениями под окнами публики, сделавшей Добрую собаку культовым персонажем.
  • Сфинкс. После похода Наполеона в Египет в начале 19 века в Европе началась мода на все восточное и в первую очередь на произведения искусства и архитектуру. Санкт-Петербург тоже не остался в стороне от этого нового веяния.
  • Фонтан Омега: построен в 2006 году.
  • Самый большой фонтан: фонтан примечателен тем, что является самым большим фонтаном в черте Петербурга.чаша которого в длину достигает 100 метров, а в ширину — 20 метров, образуют 225 струй, что вздымаются в небо на высоту от 8 до 16 метров.

 

 

Почему именно львы украшают город?

В знаменитом фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» один герой, потеряв надежду найти клад, сказал фразу, что в Питере львов больше, чем жителей. Действительно, Санкт-Петербург — бесспорный лидер по количеству львов. Они в буквальном смысле стерегут город — стоят, сидят, отдыхают. Скульптуры львов являются символами могущества, военной доблести, принадлежности к царской семье. Петр I во время основания Петербурга видел его в лице могущественной столицы России. Существует такое поверье, что если вы поцелуете льва, будет удача не только в любви, но и в делах. Найти ответ на спорный вопрос можно так же в книге В. В. Нестерова «Львы стерегут город». Эта книга практически про всех львов Петербурга.

 

 

 

4. Архитектура

Архитектурные стили в Санкт-Петербурге

В 1990 году исторический центр Санкт-Петербурга и дворцово-парковые ансамбли пригородов включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Величественный облик Санкт-Петербурга определяют архитектурные ансамбли, строгие прямые улицы, просторные площади, сады и парки, реки и многочисленные каналы, набережные, мосты, узорчатые ограды, монументальные и декоративные скульптуры. В 1844 году императором Николаем I был издан указ о запрещении строить гражданские здания в городе выше карниза Зимнего дворца.

 

Петровское барокко

Итальянское барокко отражало расцвет эпохи абсолютизма в XVI-XVIII веках. Этот стиль в архитектуре отличали сложные криволинейные формы, динамизм, пышность, причудливость. Петровское барокко возникло в результате совместного творчества ряда приглашённых Петром I западноевропейских архитекторов, в основном итальянских и французских.

В то же время шла затяжная Северная война. Строились крепости,а вокруг них на скорую руку возникали казармы, дома для офицеров. Европейские архитекторы привезли с собой также опыт устройства внутреннего водопровода и смывных туалетов.

Главным мастером той эпохи был, безусловно, Бартоломео Растрелли, именно творения Растрелли являются символом елизаветинского барокко в Санкт-Петербурге.

  • Собор Святого Николая: главная особенность - греческая икона святителя Николая Чудотворца XVII века с частицей его мощей.
  • Петровские ворота
  • Дворец Петра 1
  • Кикин палац
  • Аничков дворец
  • Строгановский дворец
  • Большой Екатеринский дворец: признан шедевром русского барокко XIII века

 

 

Классицизм

Это время эпохой «просвещённого абсолютизма», подчеркивая противоречивый характер правления Екатерины Великой.

  • Дворец графа К. Г. Разумовского. В тишине коридоров раздавался вдруг громкий смех. В столовой зале, которая в советские времена не использовалась по назначению, слышался звон бокалов, стук столовых приборов о фарфор и негромкая беседа. Во дворце графа Разумовского, говорят, всегда водились привидения.  По коридорам дворца ночью могло вдруг начать сквозить таким холодом, что по спине пробегали мурашки. Никаких кондиционеров там и в помине не было, при этом разница температур в одном конце коридора и в другом могла доходить до десятков градусов. Представляете, на улице лето, жара, за 30. В помещении (все-таки старинный кирпич) - градусов 25. Идешь по коридору - и вдруг попадаешь в зону, где температура никак не выше 10 градусов. При этом горло сдавливает такая жуть...
  • Мраморный дворец: название Мраморный дворец получил за богатую отделку мрамором элементов фасада и интерьера. Это было первое здание в Петербурге, облицованное естественным камнем.
  • Императорская академия художеств: именно она украшенным фигурами египетских сфинксов
  • Малый эрмитаж

 

Русский ампир

явился логическим завершением длительного развития классицизма в архитектуре. Главными мастерами этой эпохи стали К. И. Росси и В. П. Стасов.: строгими дорическим и тосканским ордерами, египетскими тяжеловесными колоннами и сфинксами. Для александровского классицизма характерна строгость линий, монументальность и величественность образов, простота и ясность силуэта.

Ампир в первую очередь во Франции и отражал бурный период её истории: Великую французскую революцию, имперские амбиции Наполеона, войны, охватившие всю Европу. В России первой трети XIX века ампир оказался нужен для прославления государственного могущества страны-победительницы.

  • Здание главного штаба
  • Исаакиевский собор:  За годы Великой Отечественной войны Исаакиевский собор ни разу не был подвергнут прямому артобстрелу. В подвале собора во время блокады были спрятаны ценности из других музеев
  • Спасо – Преображенский собор

 

 

Неоготика

Первый раз готические мотивы появляются в Санкт-Петербурге в 1777 году . влияние готики мало отражалось на несущих конструкциях здания, а было связано в основном с особенностями фасадов (стрельчатые арки окон, высокие шпили, обилие башенок и т. п.), поэтому в России прижилось название «Псевдоготика».

  • Чесменский дворец,
  • Чесменскую церковь.
  • Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове.

 

Неоренессанс

Для зданий в стиле неоренессанса прототипом являлись итальянские здания эпохи возрождения. Для них характерны широкие арочные окна, нарядные наличники, мощные узорчатые карнизы, глубокий руст на фасадах.

 

Неовизантийский стиль

Неовизантийский стиль ориентировался на архитектуру средневековой Византии примерно VI—VIII веков н. э. В основном стиль проявился в храмовой архитектуре и отличался крестово-купольной компоновкой, наличием сферических и полусферических куполов, барабанов с сопряженными арочными окнами, декора с каменной резьбой и мозаикой, богатым внутренним убранством.

  • Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца: Высота собора около 70метров. Это самое большое сооружение в городе. Главная идея - крест и купол были видны с моря для приплывающих судов.
  • Казанская церковь Воскресенского Новодевичего женского монастыря

 

Неорусский стиль

В неорусском стиле были возведены и некоторые жилые дома. Можно по-разному относиться к произведениям неорусского стиля. Одни считали его элементы ненужным украшательством, пародийной стилизацией древних памятников.

Информация о работе Санкт-Петербург как культурный центр