Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:35, курсовая работа
Мировой опыт подтверждает огромную экономическую значимость туризма, который является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики и сферы социально-значимых услуг. По данным ЮНВТО он занимает 35% международного рынка услуг, на его долю приходится 10% мирового валового национального продукта, каждое 10-е рабочее место и т.д.
Введение
1 Теоретические аспекты международного туризма
1.1 Основные понятия и классификации международного туризма
1.2 Международный туризм как сектор экономики
1.3 Государственное регулирование туристской отрасли
2. Современное состояние и тенденции развития международного туризма в России и в Тюменской области
2.1 Международный туризм в России
2.2 Международный туризм в Тюменской области
2.3 Тенденции развития международного туризма в Тюменской области
3. Перспективы развития международного туризма в Тюменской области
3.1 Возможности Тюменской области для развития международного туризма
Библиографический список
Приложение А. Въезд иностранных туристов в Россию в 2007-2003 гг.
Приложение Б. Выезд российских граждан за границу в 2007-2003 гг.
Содержание Введение 1 Теоретические аспекты международного туризма 1.1 Основные понятия и
классификации международного 1.2 Международный туризм как сектор экономики 1.3 Государственное регулирование туристской отрасли 2. Современное состояние
и тенденции развития 2.1 Международный туризм в России 2.2 Международный туризм в Тюменской области 2.3 Тенденции развития
международного туризма в 3. Перспективы развития
международного туризма в 3.1 Возможности Тюменской
области для развития Библиографический список Приложение А. Въезд иностранных туристов в Россию в 2007-2003 гг. Приложение Б. Выезд российских граждан за границу в 2007-2003 гг.
Введение Мировой опыт подтверждает огромную экономическую значимость туризма, который является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики и сферы социально-значимых услуг. По данным ЮНВТО он занимает 35% международного рынка услуг, на его долю приходится 10% мирового валового национального продукта, каждое 10-е рабочее место и т.д. Туризм оказывает На фоне все большего возрастания
роли туризма в мире и многих странах,
современное развитие туризма в
России и субъектах РФ характеризуется
наличием глубоких противоречий. С
одной стороны, страна обладает богатыми
природно-географическими и С другой стороны, туристские ресурсы неравномерно распределены и используются в малой степени, ранее достигнутые объемы въездных туристических потоков падают, темпы развития внутреннего и выездного туризма являются незначительными и неустойчивыми, прямой вклад во внутренний валовой продукт составляет 1,5 % и т.д. Причины подобного положения дел в российском туризме уже давно озвучены руководителями государственных органов управления туризмом, туристских организаций и объединений, а также учеными: низкий имидж России как туристической страны, неэффективная государственная туристская и инвестиционная политика, несоответствие элементов инфраструктуры туризма мировым стандартам гостеприимства, перманентное удорожание стоимости туристских услуг, несовершенство нормативно-правовой базы и статистической отчетности и др. Одной из важных причин, тормозящих
развитие туризма в России, является
недооценка потенциала регионального
туризма. Необходимость его « - наличием благоприятных природно-географических и историко-культурных условий для развития туризма в области въездного и внутреннего туризма; - медленными темпами роста потребления туристических услуг и количества въездных и внутренних потоков в области; - современным уровнем состояния инфраструктуры туризма в регионе, не способствующем полной реализации имеющихся в области потенциальных возможностей развития сферы туризма; Объект исследования: туристическая отрасль Предмет исследования: международный туризм в Тюменской области Целью исследования является
изучение современного состояния и
тенденции развития международного
туризма и разработка мероприятий
по совершенствованию Достижение этой цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач: 1) исследовать основные теоретические аспекты международного туризма; 2) раскрыть значение международного туризма в экономике Тюменской области 3) исследовать потенциал туристических ресурсов области; 4) провести анализ факторов оказывающих влияние на развитие международного туризма в Тюменской области; 5) выявить основные направления и перспективы развития международного туризма в Тюменской области 6) разработать мероприятия по совершенствованию международного туризма в Тюменской области Метод работы: анализ литературы
и трудов по данному вопросу отечественных
и зарубежных ученых, положения экономической
теории рыночной экономики, материалы
научных семинаров и Практическая значимость: применение данного исследования позволит турфирмам с учетом рекомендаций более эффективно развивать международный туризм, тем самым увеличивать доходы области.
1 Теоретические
основы – Международный туризм:
современное состояние и 1.1 Основные понятия и определения международного туризма как сферы деятельности В любой деятельности, особенно
связанной с международными сделками,
самым актуальным является вопрос дефиниций,
т. е. согласованных и принятых за
основу определений, понятий, терминов,
позволяющих адекватно Для того чтобы установить значение туризма и полнее описать сферу его деятельности, необходимо в первую очередь выделить различные группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме. Туристы. Это люди, которые испытывают различные психические и физические потребности, природа которых определяет направления и виды участия этих людей в туристской деятельности. Организации, предоставляющие
туристам товары и услуги. Это предприниматели,
которые видят в туризме Местные органы власти. Рассматривают туризм как важный фактор экономики, связанный с доходами, которые местные граждане могут получать от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет. Принимающая сторона. Местное население, воспринимающее туризм в первую очередь как фактор занятости населения. Для этой группы важным является результат взаимодействия с туристами, в том числе иностранными. Таким образом, туризм может быть определен как совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности. Путешествия, туризм - это комплекс родственных сфер бизнеса. Наиболее близкой к туризму профессией является распространение туров, т. е. работа туристских агентств. Непосредственно привлечены к туризму авиакомпании, компании по прокату машин, железные дороги, автобусы, гостиницы и рестораны. К сопряженным видам бизнеса также можно отнести финансовые структуры, которые финансируют развитие сферы обслуживания и др. Для того чтобы сформулировать полное определение понятия «туризм», необходимо рассмотреть многоаспектность туризма и его взаимодействие с другими видами деятельности. Отсутствие единых определений затрудняет изучение туризма. Определенные групповые и экономические интересы стран существенно влияют на толкование понятий, принимаемых за основу в национальных нормативных актах, регулирующих определенные отношения в сфере туризма. Путешествия и туризм - два неразрывно связанных понятия, которые характеризуют определенный образ жизнедеятельности человека. Это отдых, активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, лечение и множество других видов деятельности. Путешествие - это перемещение людей во времени и пространстве, а человек, совершающий путешествие, независимо от целей, направлений, средств передвижения и временных промежутков, именуется путешественником. Туризм как частный случай путешествий имеет четкие ограничения, характеристики и множество определений в понятийном смысле. В отличие от путешествия туризм - категория, испытывающая сильное влияние экономики и обладающая дуализмом (двойственностью) внутренней природы явления, так как туризм - это и особый, массовый, род путешествий, и деятельность по организации и осуществлению этих путешествий. В отличие от путешествий туризм - это перемещение людей в достаточно короткие промежутки времени. Для туризма важно определить категорию места постоянного проживания (местожительство). Туризм предусматривает выезд людей с места своего постоянного проживания в иную местность, страну в целях туризма. Важнейшей категорией является цель туризма, которая позволяет четко выделить виды деятельности, относящиеся к туризму и попадающие под льготные таможенные, налоговые и иные предпочтительные режимы, устанавливаемые государствами исключительно для туризма. Главные цели туризма: развлекательные (аттрактивные), рекреационные и познавательные. Вторыми по значимости являются цели оздоровительные и лечебные, далее следуют профессионально-деловые, гостевые и пр. Туризм в зависимости от составляющих услуг и обслуживавмых категорий населения имеет классификацию.
Туризм - важная составляющая экономики многих государств, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных мероприятий, поступление иностранной валюты и др. Туризм основан на эксплуатации местных туристских ресурсов, приносящей данной; местности или государству доход. Внутренний туризм - временный
выезд граждан конкретной страны
с постоянного места жительства
в пределах национальных границ той
же страны для отдыха, удовлетворения
познавательных интересов, занятий
спортом и в других туристских
целях. Внутренний туризм не представляет
собой, отдельную сферу, а связан
со всеми другими секторами По способу организации
различают плановый и самодеятельный
туризм. Плановый туризм - любые виды
туризма, разрабатываемые и реализуемые
организаторами туризма - туроператорами.
Плановый туризм регулируется государством
с помощью законодательных и
нормативных актов. Он составляет основу
индустрии массового туризма. Начало
плановому туризму положил Самодеятельный туризм - специфический вид общественной туристской деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной (любительской) основе. Самодеятельный туризм основывается на деятельности добровольных туристских объединений, союзов и туристских клубов, которые издают собственные нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность, проводят походы, туристские слеты и соревнования, издают собственную туристскую методическую литературу и периодические издания. Самодеятельный туризм имеет программно-нормативные основы, определяющие направления, характер, содержание туристской общественной практики, требования по овладению туристскими умениями и навыками. Социальный туризм - разновидность туризма, субсидируемая из средств, выделяемых на социальные нужды в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды и иные благотворительные организации оказывают социальную поддержку как наименее обеспеченной части населения при использовании их права на отдых. Это положение было закреплено в Манильской декларации по мировому туризму в 1980 г. Социальный туризм рассматривается как: - путешествия, другие виды туристских занятий, оздоровления и отдыха, реализуемые гражданам Российской Федерации по цене социального тура, разовых услуг социального туризма или субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды; - сфера профессиональной деятельности по формированию, продвижению и реализации социальных туров, разовых услуг социального туризма; - общественное движение участников социального туризма. Одним из основных определений
туризма является рекреация. Рекреация
- расширенное воспроизводство Центр исследований политики
национального туризма США Путешествие - действие, связанное с перемещением людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны, кроме любых форм заработка. Туризм - синоним термина «путешествие». Рекреация - деятельность людей, занимающихся созиданием и персональным использованием свободного времени. Рекреация может включать пассивное и активное участие в индивидуальных или групповых спортивных мероприятиях, в интеллектуальном совершенствовании, развлечениях и т. д. В 1963 г. на Конференции ООН по международному туризму в Риме были рассмотрены вопросы туристских дефиниций. Было принято определение понятия «турист», которое применительно к российским условиям в полном виде указанным выше определениям «туризма» выделяются участники туризма: международный турист, внутренний турист, экскурсант, посетитель. В России в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г., определившим принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирующим отношения, возникающие при реализации права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяющим порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации, приняты следующие определения основных понятий: - туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) с постоянного места жительства; - туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий; - туризм внутренний - путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации; - туризм выездной - путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну; - туризм въездной - путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации; - туризм социальный - путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды; - туризм самодеятельный - путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно; - турист - гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 ч до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки; - туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил; - туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков; - тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия; - туристский продукт - право на тур, предназначенное для реализации туристу; - продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и др.); - туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - туроператор); - турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент); - услуги гида переводчика - деятельность профессионально подготовленного физического лица по ознакомлению туристов с туристскими ресурсами в стране (месте) временного пребывания; - туристская путевка - документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта; - туристский ваучер - документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания. В наши дни невозможно представить себе крупный город иностранных туристов, поэтому сферу туризма невозможно представить без туристской индустрии. Туристская индустрия - это совокупность средств размещения: - транспортных средств; - объектов питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; - организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность; - организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Туристская индустрия располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует со всеми отраслями экономического комплекса. В более широком плане туристскую индустрию можно определить как межотраслевой комплекс, включающий: - пассажирский транспорт (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный) с его разветвленной сетью технических служб; - различные специализированные туристские предприятия и предприятия отраслей, не имеющих ярко выраженного туристского характера (в частности, транспортного машиностроения и автомобилестроения, топливной промышленности, капитального и дорожного строительства, местной промышленности по изготовлению сувениров, пищевой промышленности, многих отраслей сельского хозяйства и т. д.); - широкую сферу услуг, которыми пользуется турист. Туристская индустрия опирается на материально-техническую базу (МТБ), которая является основой развития организованного туризма. В основу классификации объектов МТБ туризма положены три основных признака: виды предоставляемых услуг, экономические элементы, виды собственности хозяйствующих субъектов. В целом туристская индустрия опирается на базу природных ресурсов. Такая база должна быть аттрактивной для отдыхающих, предпочтительно обладающей нетронутой природой. Развитие туризма должно проходить в местностях, свободных от стихийных бедствий (наводнения, засуха, оползни, землетрясения). Туризм - это индустрия, включающая в себя множество видов деятельности. Все сегменты индустрии туризма взаимосвязаны и зависят друг от друга. Например, успех горнолыжного курорта зависит от доставки лыжников на склоны, уровня размещения, питания и других услуг, предлагаемых туристам во время отдыха на курорте. Небольшие предприятия, соединенные с горнолыжными курортами, действуют как независимые предприятия, но на самом деле они зависят друг от друга. Эта зависимость требует совместных усилий, однако их бизнес конкурирует и борется за потребительский рынок, что затрудняет взаимодействие. Во многих странах туризм входит в тройку ведущих отраслей страны, развивается довольно быстрыми темпами и имеет важное социальное и экономическое значение, так как: - увеличивает местный доход; - создает новые рабочие места; - развивает все отрасли, связанные с производством туристских услуг; - развивает социальную и производственную инфраструктуру в туристских центрах; - активизирует деятельность центров народных промыслов и развитие культуры; - обеспечивает рост уровня жизни местного населения; - увеличивает валютные поступления. Таким образом, международный
туризм является на сегодняшний день
важным объектом изучения. Туризм можно
изучать как науку, заниматься его
исследованием, так как он является
существенным комплексом мирового хозяйства.
И наконец, нужно уделять огромное
внимание индустрии туризма как
крупному сектору экономики страны.
Международные туристские связи
стали составной частью социально-экономических
отношений мирового сообщества. Следовательно,
положительное влияние туризма
на экономику государства 1.2 Международный туризм как сектор экономики Туризм оказывает существенное
влияние на экономику и развитие
региона, способствуя притоку валюты
в страну, созданию новых рабочих
мест, улучшению инфраструктуры и
т. д. Для получения максимальной
выгоды от туризма каждое государство
разрабатывает туристскую политику,
которая является одним из видов
социально-экономической Туристская политика государства
- это совокупность форм, методов
и направлений воздействия - защита прав путешествующих; - защита интересов производителей отечественного турпродукта; Всемерная поддержка международного туризма, которая может проявляться в форме: - прямых инвестиций в формирование туристской инфраструктуры; научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального турпродукта на мировом рынке; - налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций. Туристская стратегия - выработка общей концепции развития и целевых программ, для реализации которых требуется время и большие финансовые ресурсы. Туристская тактика - конкретные меры и приемы достижения поставленной цели в конкретных условиях. Например, Указом Президента
РФ от 22 декабря 1995 г. № 1284 была одобрена
концепция реорганизации и Итак, любое государство,
развивающее туризм, стремится достичь
от него максимальной экономической
эффективности. Экономическая эффективность
туризма означает получение выигрыша
(экономического эффекта) от организации
туризма в масштабах Положительным явлением считается тот факт, когда сумма ввоза туристами валюты превышает сумму вывоза валюты. В настоящий период, когда доллар падает по отношению к другим валютам, рубль в России обретает значительно большую покупательную способность, чем где-либо еще. Это, несомненно, должно привлекать иностранных туристов и повышать туристский экспорт, что, в свою очередь, способствует увеличению валового национального продукта (ВНП). Усилия по привлечению иностранных туристов в Россию имеют некоторое влияние на ситуацию платежного баланса. Например, гостинично - туристская отрасль в Москве дает столичному бюджету около 10 % доходов. Фирмы, обслуживающие туристов из-за рубежа, стимулируют продажу сопутствующих товаров, материально помогая национальной экономике. Ситуация баланса платежей оказывает прямое влияние на ВНП России. Естественно, что если импорт превышает экспорт, то ВНП будет иметь меньшее значение. Поэтому для российской экономики выгоднее привлекать больше туристов в нашу страну и поощрять их тратить здесь больше денег, чем отправлять российских граждан путешествовать за границу. Прямое влияние туризма на экономику страны или региона - это результат доходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Прямое влияние понимается как результат вклада денег туристами в туристские предприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест. Расходы туристов повышают доход туристского региона, что в свою очередь ведет к цепочке «расходы - доходы - расходы» и т. д. до тех пор, пока эти связи не замыкают цепочку. Таким образом, влияние первичного дохода вследствие туристских расходов сложно переоценить, так как с ним связаны последующие циклы туристских расходов. Кроме прямого влияния туристских расходов на развитие региона существует также косвенное влияние, или «эффект мультипликатора», который вступает в силу по мере циркуляции туристских расходов в регионе. Понятие «мультипликатор» (от лат. multiplicator - умножающий) было введено в экономическую науку в 1931 г. английским экономистом Ричардом Канном. Действие мультипликатора дохода от туризма можно продемонстрировать на следующем условном примере. Группа иностранных туристов, путешествуя по Валдаю, тратит на покупку товаров и услуг определенную сумму. Доход турпредприятий - это их выручка от продажи туристам услуг и товаров. Доход региона - это налоги, полученные с этой выручки и оставляемые в распоряжении региона. Деньги туристов начинают полностью работать на экономику региона, когда туристская фирма покупает местные (региональные) товары и услуги. Продавцы этих товаров и услуг, получив деньги от туристов, выплачивают из них заработную плату своим работникам, которые, в свою очередь, тратят их на покупку товаров, оплату услуг и т. д. Однако если работники, получив зарплату, тратят ее на приобретение импортных товаров или отдых за рубежом, то цикл замыкается и происходит утечка денежных средств из региона. Сочетание прямого и косвенного влияния схемы расходов туристов определяет влияние на местную экономику в целом. Обычно не весь доход, полученный в каждом цикле расходов туристов, бывает потрачен. Некоторая часть его откладывается, а другая тратится за пределами данного региона. Чем больше доля дохода, потраченная в пределах региона, тем больше эффект мультипликатора. Способность удерживать турдоход в пределах региона зависит от экономической замкнутости района и самостоятельности местной экономики. Если местная экономика способна производить товары и услуги, которые пользуются спросом у туристов, то эффект мультипликатора будет очень значителен. Чем больше товаров импортируется из других регионов, тем меньше эффект мультипликатора. Из вышесказанного можно
сделать вывод: эффект мультипликатора
- это количество раз, которое деньги,
вложенные туристами в местную
экономику, были фактически потрачены
в принимающем регионе. Этот коэффициент
можно назвать также Рынок выполняет многочисленные функции: информационную, посредническую, регулирующую, ценообразующую, стимулирующую, созидательно-разрушительную, дифференцирующую. Но в качестве основополагающих функций туристского рынка можно выделить следующие: - реализация стоимости и потребительской стоимости, заключенных в туристском продукте; - организация процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста); - экономическое обеспечение материальных стимулов к труду. В процессе выполнения туристским рынком первой функции происходит движение стоимости, которое отражается посредством обмена: деньги туристский продукт. Завершение этого обмена
означает законченность акта товарно-денежных
отношений, реализацию стоимости, заключенной
в туристском продукте, и общественное
признание его потребительской
стоимости. В результате обеспечивается
нормальный ход общественного Туристский рынок Туристский рынок На туристском рынке сталкиваются спрос на туристский продукт, который предъявляет турист, и предложение туристского продукта, которое предоставляет туристская фирма. Механизм функционирования туристского рынка - это система действий экономических рычагов для сбалансирования спроса и предложения на туристский продукт, на обмен «деньги - туристский продукт», на денежные потоки и потоки туристского продукта. Спрос на услуги туризма обусловлен пожеланиями и вкусами туристов. На туристском рынке происходит непрерывное движение потоков денег и туристского продукта, которые движутся навстречу друг другу, создавая туристский кругооборот. Туристский кругооборот - это система экономических и юридических (гражданско-правовых) отношений, возникающая между туристом и туристской фирмой и показывающая направления движения туристских потоков туристского продукта, инвестиций в развитие туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности. Функционирование туристского рынка и связанных с ним предприятий туристской индустрии имеет явно выраженный сезонный характер. На сезонность в туризме влияют различные факторы. К первичным факторам сезонности
функционирования туристского рынка
относятся природно- К вторичным факторам относятся: - экономические -структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения; - наличие свободного времени; - демографические - дифференцированный спрос по половозрастному составу и другим признакам; - психологические - традиции, вкусы, мода; - технологические -связанные с комплексным предоставлением качественных услуг. Для успешного ведения туристской деятельности фирмам нецелесообразно распылять свои усилия, а рекомендуется сосредоточиться на определенном круге потребителей туристского продукта и строить свою политику поведения на туристском рынке таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворять все потребности именно этого узкого сегмента путешественников. Поэтому проводится сегментация туристского рынка, т. е. разделение его на однородные удельные рынки, сегменты. В основе сегментации лежит стремление фирм получить монопольное положение если не на всем рынке, то, по крайней мере, в той его части, которая наиболее предпочтительна с точки зрения ее производственных, финансовых и сбытовых возможностей. Разделение рынка на сегменты должно производиться по определенным критериям. Наиболее соответствует современным задачам развития туристской индустрии метод сегментации, который базируется на трех группах критериев: географических, социальных и психологических. Всякий рынок, как классический,
так и современный, в процессе
своего функционирования опирается
на действие трех основных экономических
законов: закон стоимости, закон
спроса и предложения, закон конкуренции.
При этом закон спроса и предложения
формирует поведение Таким образом, к преимуществам развития въездного международного туризма для каждой страны относятся: - увеличение денежного потока в регион, в том числе приток иностранной валюты; - рост валового национального продукта; - создание новых рабочих мест; - реформирование структуры отдыха, которая может быть использована как туристами, так и местным населением; - привлечения капитала, в том числе и иностранного; увеличение налоговых сборов принимающего региона. Недостатки развития туризма проявляются в том, что туризм: - влияет на рост цен на местные товары и услуги, на земельные и другие природные ресурсы и недвижимость; - способствует оттоку денег за границу при туристском импорте; - вызывает экологические и социальные проблемы; - может наносить ущерб развитию других отраслей. На современном этапе
развития туристского рынка существуют
две тенденции: подверженность рынка
влиянию политических и экономических
факторов и способность его к
быстрому восстановлению своих объемов
в неблагоприятной обстановке как
в России, так и за рубежом. Естественно,
что все эти тенденции
1.3 Государственное
регулирование туристской Регулирование развития туризма
представляет собой многоуровневую
систему, включающую в себя: координацию
и содействие развитию туризма в
глобальном масштабе, которое осуществляется
посредством Всемирной Модель формирования государственного регулирования развития туроснове стратегического планирования смотрите на рисунке 1.
Регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов РФ.
Рисунок 3 – Государственное регулирование развития туризма
Законодательство о туристской деятельности В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о туристской деятельности) законодательство Российской Федерации о туристской деятельности относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и состоит из Закона о туристской деятельности, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности (далее – законодательство о туристской деятельности) определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации прав туристов на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации. Основным содержанием норм законодательства о туристской деятельности являются вопросы защиты прав потребителей туристского продукта, правового регулирования деятельности туроператоров и турагентов, а также публичной организации предпринимательской деятельности в сфере туризма. Именно в этой области правового регулирования в 2007 году произошли кардинальные изменения (изменения в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (№ 12-ФЗ от 5 февраля 2007 г.). С принятием Закона механизм
лицензирования туристской деятельности,
существовавший в период 1993 – 2006 годов,
был заменен на более эффективный
способ государственного регулирования
туристской деятельности - единый федеральный
реестр туроператоров (далее – реестр).
В связи с этим основным документом,
необходимым предпринимателям для
внесения сведений о них в реестр,
является договор страхования Система классификации пляжей,
недавно введенная в действие,
получила положительные отзывы российских
и международных экспертов, а
также руководителей санаторно- - определения и поддержки в субъекте Российской Федерации приоритетных направлений туристской деятельности; - защиты прав и законных интересов туристов в субъекте Российской Федерации, реализации на его территории мер обеспечения безопасности туризма; - содействия информационному обеспечению регионального туризма, в том числе путем продвижения регионального туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках; - содействия стандартизации и классификации объектов туристской индустрии, расположенных на территории субъекта Российской Федерации; - классификации и оценки туристских ресурсов субъекта Российской Федерации, установления режима их охраны, порядка сохранения целостности туристских ресурсов и реализации мер по их восстановлению, определения порядка использования туристских ресурсов с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую природную среду; - содействия в субъекте Российской Федерации кадровому обеспечению и развитию научных исследований в сфере туризма; - содействия деятельности предпринимателей в сфере туризма; - другие вопросы, за исключением вопросов, отнесенных к исключительным предметам ведения и полномочиям Российской Федерации. Смежное законодательство Сфера туризма представляет
собой сложный межотраслевой
комплекс. В связи с этим нормативное
правовое регулирование отношений
в данной сфере включает в себя
не только правовые акты законодательства
о туристской деятельности, но и
акты различных отраслей законодательства
Российской Федерации. Так, большое
значение для развития туризма в
нашей стране имеет Федеральный
закон от 3 июня 2006 года № 76-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон
«Об особых экономических зонах
в Российской Федерации». Он сформировал
правовую основу для создания и функционирования
в России туристско-рекреационных
особых экономических зон, а также
развития государственно-частного партнерства.
В законе впервые дано определение
туристско-рекреационной Значительный социально- 28 июня 2007 г. принят приказ
Минтранса России №82 «Об утверждении
Федеральных авиационных Таким образом, нормы законодательства
о туристской деятельности тесно
переплетаются с правовыми Выводы по 1 главе: 1) международный туризм является на сегодняшний день важным объектом изучения. Туризм можно изучать как науку, заниматься его исследованием, так как он является существенным комплексом мирового хозяйства. И наконец, нужно уделять огромное внимание индустрии туризма как крупному сектору экономики страны. Международные туристские связи стали составной частью социально-экономических отношений мирового сообщества. Следовательно, положительное влияние туризма на экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне. 2) к преимуществам развития въездного международного туризма для каждой страны относятся: - увеличение денежного потока в регион, в том числе приток иностранной валюты; - рост валового национального продукта; - создание новых рабочих мест; - реформирование структуры отдыха, которая может быть использована как туристами, так и местным населением; - привлечения капитала, в том числе и иностранного; увеличение налоговых сборов принимающего региона. Недостатки развития туризма проявляются в том, что туризм: - влияет на рост цен на местные товары и услуги, на земельные и другие природные ресурсы и недвижимость; - способствует оттоку денег за границу при туристском импорте; - вызывает экологические и социальные проблемы; - может наносить ущерб развитию других отраслей. 3) нормы законодательства о туристской деятельности тесно переплетаются с правовыми нормами, регулирующими вопросы правового положения иностранных граждан, миграционного учета, вопросами выезда за пределы территории Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию и др. вопросами государственной миграционной политики. Требования динамики развития туристского рынка обусловливают необходимость постоянного совершенствования законодательных актов сферы туризма, а также мониторинга смежного законодательства, влияющего на состояние туристской индустрии.
2 Современное
состояние и тенденции 2.1 Международный туризм в России Данные Росстата свидетельствуют, что российские граждане все активнее выезжают за рубеж, в то время как интерес иностранных туристов к России, наоборот, снижается. Статистики со ссылкой на данные Федеральной службы безопасности России (ей подчинена пограничная служба) приводят данные о числе пересечений границы. При этом для объективности из общего числа прибытий и выездов Росстат исключает граждан, выехавших на постоянное место жительства, и военнослужащих. Картина в результате получается следующей. В 2007 году российские граждане выезжали из страны 34,2 млн. раз в 148 стран мира. Из этого числа на частные визиты пришлось 20,2 млн. выездов, на туризм – 9,4 млн., на служебные поездки – 2,2 млн. (зачем граждане выезжали оставшиеся 2,4 млн. раз Росстат не объясняет). По числу туристических выездов в 2007 году по сравнению с 2006-м зафиксирован рост 20,8%, по частным – 19,3%. А вот количество служебных поездок в 2007 году сократились на 7,6%. В динамике въезд иностранных граждан в Россию и выезд российских граждан за границу в 2005-2007 гг. представлен на Рисунке 3. Иностранцы в Россию в 2007 году въезжали в 1,5 раза реже, чем россияне выезжали из нее. Число прибытий (из 217 стран мира) составило 22,9 млн. При этом в качестве туристов иностранцы въезжали в страну 2,2 млн. раз. Это более чем в четыре раза меньше числа выездов туристов-россиян (9,4 млн.). При этом иностранный туризм в Россию в 2007 году только сокращался: число въехавших сократилось сразу на 9% по сравнению с 2006 годом. По частным поездкам в РФ зафиксирован небольшой рост (4,3%), еще меньше выросло число служебных поездок (на 1,1%). В целом же по всем целям поездок число прибытий иностранцев в Россию увеличилось на 2%, в то время как количество выездов россиян выросло на 18,3%. Российский туризм, как и экономика РФ в целом, остается экспортно-ориентированным. Как видим из Рисунка
3 выезд Российских граждан из
России преобладает над
Рисунок 3 – Въезд иностранных туристов в Россию и выезд Российских граждан за границу в 2005-2007 гг.
Ежедневные поступления
от международного туризма, согласно последним
исследованиям Всемирной По данным Росстата, в первом полугодии 2008 года въездной турпоток в Россию вырос на 7,6%. Это можно было бы считать настоящим успехом, если учесть, что за аналогичный период прошлого года туристический въезд снизился на 14,2%. Однако у туроператоров, принимающих иностранных туристов в нашей стране, эти данные вызывают усмешку. По их мнению, туристов в Россию приезжает все меньше и меньше. А «цифровой парадокс» они объясняют довольно просто: по туристическим визам едут деловые люди, поскольку российскую бизнес-визу оформить значительно сложнее. «Очень многие бизнесмены, которые едут в Россию для участия в различных выставках, оформляют туристическую визу, - говорит заместитель генерального директора компании «КМП-груп» Борис Молочник. – Как в нашей стране, так и за рубежом корпоративные клиенты обращаются в турфирмы для организации деловых поездок. Полагаю, процентов 80 якобы индивидуальных туристов на самом деле приезжают с бизнес-целями». С этим мнением согласен генеральный директор компании «Дейт» Игорь Кузьмин: «Первая половина года, до высокого летнего сезона, - это как раз выставочное время. Вот вам и рост въездного потока, - говорит он. – Летом был явный спад. Сейчас, в сентябре, деловой сезон возвращается, и мы вновь, как и в первой половине года, ощущаем нехватку гостиничных мест. А минувшим летом гостиницы «бегали» за турфирмами – когда еще такое было? Так что, посмотрим, что покажут итоги года». По данным Росстата, в первом полугодии 2008 года в Россию с туристическими целями въехало 8 891 тыс.чел., это на 6 310 больше, чем за аналогичный период прошлого года. Вместе с тем, туроператоры экспертно оценивают снижение турпотока в Россию на 10-15%. Данные о въезде иностранных туристов в Россию в целом и с целью туризма за период 2005 -2007 гг. представлены в Приложении А. Динамика въезда иностранных граждан в Россию в 2005-2007 гг. представлена на Рисунке 4.
Рисунок 4 – Въезд иностранных граждан в Россию в 2007-2005 гг. Таким образом, как видим из рисунка 4 въезд иностранных туристов в 2007 году снизился, это может свидетельствовать о сокращении деловых контактов российских организаций с зарубежными партнерами. Выезд российских граждан за границу в 2005 – 2007 гг. представлен в Приложении Б. В динамике выезд российских граждан представлен на Рисунке 5. Выезд россиян на отдых за границу в 2007 году подскочил значительно - на 20,8%. Во всяком случае, за последние годы похожая динамика была зафиксирована лишь в 2006 году (20,3%), с тех пор этот показатель выше 15,5% (2004 год) не поднимался. Таким образом, за рубежом в прошлом году побывало 9 млн. 369 тыс. российских туристов – на 1 млн. 616 тыс. больше, чем в 2006. Рекордсмены за 2005-2007 гг по динамике роста – в основном, экзотические направления: Израиль (91%), Мальдивы – (79%), Вьетнам (69,5%), Таиланд (60%). Из европейцев, если не брать Сербию и Черногорию, которые вместе прибавили 169%, в лидерах Австрия (44%), Литва (43%), Нидерланды (37%), Хорватия (36%), Кипр (33%). Хотя туроператоры не во всем согласны с этими показателями. И вообще, как только появились итоговые цифры, выяснилось, что во многих случаях они расходятся с соответствующими национальными показателями представленных в таблице стран. Причем, данные Росстата не всегда отличаются в меньшую сторону. Например, по Кипру все наоборот: наша статистика дает выезд 155,5 тыс. россиян, а кипрская чуть меньше – 146 тыс. Случаются и откровенные казусы. Если верить нашим пограничникам, то в Австралии в прошлом году побывало 34 туриста из России, а в Катаре – 26,7 тыс.
Рисунок 5 – Выезд российских граждан за границу в 2007 – 2005 гг. Такой спрос на заграничный отдых во многом спровоцирован жесткой конкуренцией на российском туристическом рынке. В прошедшем году многие операторы наращивали объемы, чтобы «не сдуться» на фоне активности конкурентов. Рынок развивался и экстенсивно, и интенсивно – кто-то расширялся, выходя на новые для себя направления, кто-то копал «в глубину», пытаясь раскрутить неизвестные курорты в уже освоенных странах. Альтернативной перевозки на некоторых массовых направлениях понаставили столько, что демпинг был неизбежен. Туристам это хорошо – грех не поехать на Крит или в Таиланд по ценам ниже себестоимости. Из общих тенденций: значительно вырос поток в те страны, где богатая экскурсионка: Индия, Бирма, Вьетнам, Перу. Даже заядлые пляжники все чаще сочетают отдых с экскурсионными программами. Сформировалась явная мода на отдых в спа-отелях, что спровоцировано модой на здоровье и расширением соответствующего предложения. На курортах Италии, Венгрии, Литвы, Эстонии, Греции и многих других стран отели без спа-комплексов уже практически не строятся. Судя по всему, наступивший год не будет легким для многих направлений, рынок с трепетом ожидает ценовых войн. Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, а также общее давление цен. По данным ЮНВТО в 2005 - 2007 году доля туризма в мировом ВВП составила 3,6%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей – 10,4%. Многие страны Европы, такие как Швейцария, Австрия, Франция, Болгария значительную часть своего благосостояния построили на доходах от туризма. Так, в Австрии 8,6% в ВВП страны составляют прямые доходы от туризма и 15% - доходы с учетом мультипликативного эффекта, в Испании, соответственно, 6,8% и 18,2% , во Франции – 4,1% и 10,9%, в Хорватии – 8,5% и 19,0%, в Великобритании – 3,4 % и 9,1%, в Канаде – 3,4% и 11,0%, в Болгарии – 4,1% и 14,5%. Таким образом, международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике. Несомненно, быстро развивающаяся
система низко бюджетных К основным факторам, определяющим будущее туризма, следует отнести общие и отраслевые факторы, такие как конкуренция, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политические и социальные условия развития. Мировая туристская индустрия в последние годы сталкивается с постоянно растущим уровнем конкуренции между странами как внутри своего региона, так и за его пределами. В первую очередь на это указывают все более широкие, часто агрессивные меры рекламного воздействия при продвижении своего туристского продукта на внешних рынках. Кроме этого туристский спрос и туристское предложение зависят от ряда таких меняющихся факторов, как экономическое и финансовое развитие, влияние политики, проводимой государством, демографических и социальных изменений, развития инновационных технологий. Таким образом, усиление конкуренции как на рынке туристского спроса, так и на рынке туристского предложения является одной из существенных тенденций развития мирового туризма /20/. Рост конкуренции на рынке туристского спроса происходит в результате действия следующих факторов: - появления все большего числа стран с амбициозными экспансивными планами привлечения туристов; - достижения пика насыщения некоторых форм и видов туризма, предлагаемых туристскими центрами и странами (например, на рынке пляжного отдыха). Для того чтобы сохранить свою туристскую привлекательность, требует следующих действий: - попытаться сохранить баланс между ростом спроса и ростом предложения; - осуществлять планирование развития туризма в соответствии с принципами устойчивого развития; - предусматривать долгосрочные инвестиции в сферу туризма; - обеспечить наличие ясных государственных стратегий развития туризма, гибкости и оперативности в принятии решений. 2.2 Международный туризм в Тюменской области Несмотря на положительную
динамику, на современном этапе наибольшее
распространение получил Так, в 2007 году число обслуженных туристов на внутреннем направлении составило 4550 человек (без учета экскурсантов), 2006 году 4789 и 2005 – 4989.
Рисунок 6 – Количество обслуженных туристов на внутреннем направлении в 2005 – 2007 гг. Определяющим направлением изменений объема реализации туристических за последние три года стал значительный рост показателей. Принимая 2005 год за базисный, можно проследить увеличение объема реализации в 2006 году на 78%, в 2007 г. на 215%. Если же отследить темпы роста по годам, то в 2006 году удельный прирост по отношению к 2005 составил 78%, в 2007 году по отношению к 2006 году 76%. На въездном — 9443 человек, на международном - 75182 человек. Число российских граждан, выезжающих по путевкам за рубеж, постоянно увеличивается. Только в 2007 году по сравнению с 2005 годом число российских граждан, выехавших за рубеж, увеличилось на 67,2%. Самой посещаемой страной по-прежнему остается Китай. Динамика объема реализации туристических услуг в 2005-2007 представлена на Рисунке 7.
Рисунок 7 – Объем реализации туристических услуг 2005-2007 гг В то время как количество иностранных граждан, посетивших Тюменскую область, сократилось за этот период на 72 %. Во многом это связано с нововведениями в паспортно-визовом законодательстве КНР, а также с тем, что въездной поток формируется на 99,9% из граждан КНР. Прослеживается очень сильная зависимость состояния въездного туризма в Тюменской области от административных решений в КНР, что нельзя назвать положительной тенденцией. В этой связи следует работать над диверсификацией въездного потока по географическому признаку. Примером может служить Хабаровский край, где не наблюдается таких колебаний во въездном туризме, что связано с существенной долей во въездном потоке туристов из Японии. На начало 2008 года в Тюменской области зарегистрировано 47 организаций, осуществляющих туристическую деятельность. Рост произошел за счет увеличения числа турфирм, занимающихся турагентской деятельностью. Среднее число работников, занятых туристской деятельностью, в расчете на одну турфирму увеличилось на 14%. Такая тенденция соответствует мировому опыту развития рынка туристских услуг. Следует отметить, что большинство туроператоров и турагентов работают на международном направлении. В настоящее время для экономики области приоритетным является развитие внутреннего и въездного туризма. Для развития данных видов туризма область обладает необходимыми условиями. Сфера туризма группирует вокруг себя определенное количество отраслей экономики, стимулируя их развитие и формируя спрос на товары и услуги для нужд туризма. Отраслевой заказ туризма на товары, которые могут выпускаться местными товаропроизводителями и реализовываться как на рынке Тюменской области, так и на других рынках, также не определен. Необходимо отметить, что в последние годы отмечается положительная динамика доходов населения Тюменской области. В то же время с улучшением благосостояния граждан существенно изменяется и структура потребления. Так, в 2004 году снизились суммарные расходы на приобретение продуктов питания (на 27,6% относительно 2000 года), и параллельно с этим возросли расходы на приобретение непродовольственных товаров (на 35,5%) и оплату услуг, в том числе туристических (на 28,8%). Эта тенденция по изменению
структуры потребительских Сотрудничество с Китайской
народной республикой и рядом
ее регионов является наиболее развитым
в структуре международных Данные государственной статистики отражают часть прямых доходов сфере туризма, на основании которых доля туризма в структуре валового регионального продукта определена в размере 0,095%. Доля туризма в 2007 году в общем объеме платных услуг составила 10,5%. Объемы прямых выплат сферы туризма области за 2005 - 2007 годы в бюджеты всех уровней составили 65 млн. рублей. В среднем каждый житель области вывозит около 10 тыс. рублей (дополнительно без стоимости оплаченных услуг проживания и питания). Это позволяет судить о платежеспособном потенциале населения, который может быть задействован в туристском секторе внутри региона. Таким образом, развитию въездного и внутреннего туризма препятствует низкий уровень развития индустрии и инфраструктуры международного туризма, что является результатом неудовлетворительного качества предоставления туристских услуг при неадекватном ценовом факторе. По этой причине огромное значение приобретает развитие в области въездного и международного туризма. Тем более, что и необходимые условия имеются: от разнообразных природных ресурсов, памятников культурно-исторического наследия до специальных туристско-рекреационных предприятий вроде турбаз, лечебно-оздоровительных учреждений и летних лагерей. Однако, такие факторы как слабая транспортная доступность ряда районов области, низкое качество обслуживания на предприятиях питания и некатегорийность тюменских гостиниц снижают возможность привлечения туристов. Вдобавок к этому развитие индустрии отдыха сдерживает отсутствие единой информационной базы по туристско-рекреационным предприятиям, нет также и генеральной схемы размещения объектов инфраструктуры туризма и единого реестра туристских ресурсов. А отсутствие генеральной схемы туристских маршрутов снижает осведомленность населения о наличии туристских предложений в регионе. Основные турпотоки туризма сосредоточены в Китай, это обусловлено сравнительно низкими ценами на туры, нежели в другие страны и именно эта страна обладает наиболее развитой туристической инфраструктурой, и отдых здесь привлекателен для всех возрастных групп. Все вышеперечисленные проблемы требуют неотлагательного решения, однако финансовый кризис может помешать решению этих проблем. Сумма налоговых поступлений от турфирм в бюджеты разных уровней в период с 2005 - 2007 гг. возросла на 106,9%, в 2006 году по отношению к 2005 увеличился на 68,7%, в 2007 году по отношению к 2006 на 30,8%. Развитие туризма в Тюменской области сопровождается рядом проблем, основной из которых 60% работников туристских организаций считают независящий от них рост цен на свои услуги. Это подтверждают данные областной статистики, согласно которым услуги с января по сентябрь 2008 года стали дороже на 15,1%. Актуальными проблемами также являются несовершенство законодательной базы и отсутствие условий для цивилизованного бизнеса. Среди условий, наиболее препятствующих развитию туризма в области, работники туристских фирм в качестве основных выделяют неразработанность государственной стратегии по развитию туризма (66,1%) и неравномерность социально-экономического развития (57,1%), неразвитость инфраструктуры туризма (51,8%) Работники аппарата управления считают, что в области самыми существенными факторами, препятствующими развитию туризма, являются снижение уровня жизни российских граждан (53,1% и 50% соответственно) и неразвитость инфраструктуры туризма (46,9% и 56,8%). Тюменская область имеет климатические, природные и другие условия для привлечения туристов и организации отдыха. Но для этого необходима серьезная работа по улучшению: - сервиса сферы обслуживания; - качества и пропускной способности дорог; - сервиса технического обслуживания транспортных средств; - развития материально-технической базы туристических предприятий и гостиничного хозяйства; - качества обслуживания на туристических базах, в гостиницах, ресторанах; - расширения программ культурных и спортивных мероприятий, развлекательных шоу. Необходимо серьезно поработать над разработкой собственных экскурсионных, туристических маршрутов с включением в их программу знакомств с историческими местами, памятниками культуры, интересными природными местами и организации отдыха с элементами самобытных, традиционных, колоритных, национальных видов развлечений, охоты и др. Развивать и предлагать виды спорта и отдыха, которые обусловлены естественными природными условиями (горный туризм, альпинизм, горнолыжный спорт, конные маршруты, спуск на плотах и байдарках по рекам и другое). Для развития туризма определенное значение имеет и необходимость изменения характера туризма. В прошлые годы туризм базировался на организации группового туризма, в то время как мировая практика показывает, что основная часть туристов желает путешествовать индивидуально. Для решения проблем, вставших перед индустрией туризма, необходимо использовать различные формы экономического сотрудничества: создание фирм с иностранными инвесторами, строительство новых туристических объектов, предоставление свободы частной инициативе. Организация транзитных туров с организованными экскурсиями по Тюменской области особенно актуальна, так как это даст Тюменской области возможность вхождения в зону интереса для иностранных туристов. Видимые перспективы отрасли обнадеживают. Специалисты прогнозируют дальнейший рост значения Тюменской области на мировом туристском рынке. Однако, мечтая об эффективном использовании туристского потенциала области, необходимо помнить о главной и неотложной задаче – создать современную инфраструктуру отрасли и, прежде всего, сектор размещения, отвечающий международным стандартом. Проблему, которую туристская
отрасль может решить только при
поддержке федеральных и В области зарегистрированы и действуют две туристские ассоциации: «Тюменская областная туристическая организация» и «Тюменский Союз Туристических Организаций». В которых зарегистрированы 79 турорганизации 22 занимаются туроператорской деятельностью, а 47 турагентской. Наиболее перспективным партнером на европейском рынке туризма является Германия. Определяющим направлением изменений объема реализации туристических услуг на международном рынке является Китай, за последние три года Китай стал самой посещаемой страной. Принимая 2005 год за базисный, можно проследить увеличение объема реализации выездных туристских услуг в 2006 году на 78%, в 2007 г. на 216 %. Динамика реализации услуг в 2005 – 2007 гг. на туристском рынке в Тюменской области представлена на рисунке 6. Из рисунка 8 видно, с возросшим
выездом туристов за рубеж снизились
показатели въездного туризма, и
есть не значительный рост внутреннего
туризма. Эту ситуацию нельзя назвать
положительной тенденцией для развития
туризма в Амурской области. Во-первых,
это способствует снижению доходов
российских туристских фирм, а значит
и поступлению налогов в
Рисунок 8– Реализация услуг в 2005 – 2007 гг.на туристском рынке в Тюменской области Социально-географические условия области, отражающие особенности расселения населения на территории, его плотность, пропорции городского и сельского населения и т.д., воздействуют на все виды туризма, так как определяют размещение туристских ресурсов, трудового потенциала, распределение элементов инфраструктуры и организаций, размеры и социальный состав туристических потоков, географию туристических поездок и т.д. Тенденции развития международного туризма носят позитивный характер. Возрастающий интерес туристов к другой культуре, обилие рекламы, доступность информации способствуют увеличению возможностей общения между народами, все это ведет к увеличению потоков международного туризма. Увеличение объема туристских услуг планируются за счёт расширения географии туристических маршрутов, продаж более дорогостоящих туров, создания межрегиональных туров для российских и иностранных туристов по Тюменской области. Основными проблемами, сдерживающими развитие международного и въездного туризма в Тюменской области на современном этапе, являются: 1) отсутствие генеральной схемы размещения объектов инфраструктуры туризма и единого реестра туристских ресурсов Тюменской области для развития международного и въездного туризма; 2) неразвитость системы паспортизации туристских маршрутов и отсутствие генеральной схемы туристских маршрутов, что снижает осведомленность населения о наличии туристских предложений в регионе; 3) отсутствие единой информационной базы по туристско-рекреационным предприятиям области (в том числе ведомственным базам отдыха), что сдерживает развитие индустрии отдыха в регионе; 4) отсутствие новых, востребованных потребителями турпродуктов и объектов показа, слабое развитие индустрии развлечений (не считая казино), направленных на активное привлечение туристов, а значит и развитие внутреннего туризма; 5) отсутствие центра по координации самодеятельного и экологического туризма в регионе; 6) некатегорийность гостиниц Тюменской области, необходимость реконструкции и повышения качества обслуживания коллективных средств размещения; 7) повышение качества обслуживания на предприятиях питания области и расширение их сети; 8) слабая транспортная доступность ряда районов Тюменской области и плохое качество дорог; 9) слабая рекламно-информационная деятельность по продвижению регионального турпродукта как внутри страны, так и за рубежом. Отсутствие бренда Тюменской области как туристского региона и регионального туристского сайта; 10) ориентированность местных туристических фирм на выездной туризм; 11) низкая конкурентоспособность Тюменских турпродуктов (в том числе по цене), что ведет к оттоку денежных средств в другие регионы и прежде всего в Китай; 12) отсутствие программы по подготовке и повышению квалификации туристских кадров; 13) несовершенство нормативной правовой базы развития туризма. Вышеизложенные проблемы развития туризма невозможно решить отдельными мероприятиями, для решения необходима разработка программы развития туризма в Тюменской области, ориентированной на внутренний и въездной туризм. Таким образом, активное развитие
рынка туристских услуг возможно
при росте материального 2.3 Тенденции развития
международного туризма в В настоящее время в Тюменской области наиболее распространен выездной туризм: Тюменцы предпочитают отдыхать в других странах. В 2007 году количество туристов на внутреннем направлении составило менее пяти тысяч человек, на въездном - 9,4 тыс., в то время как за пределы области выехало более 75 тыс. туристов. По этим причинам, необходимо все силы направить на развитие въездного и внутреннего туризма. Для области международный
туризм станет источником не только поступления
иностранной валюты, но и организации
новых рабочих мест. В то же время
он привносит изменения в Особое внимание должно уделяться сохранению окружающей среды, которая является базой туризма и требует индустриального развития. Таким образом, тенденции развития международного туризма носят позитивный характер. Возрастающий интерес туристов к другой культуре, обилие рекламы, доступность информации способствуют увеличению возможностей общения между народами, что позволяет людям лучше понимать друг друга. Соответствующие условия
для развития международного туризма
в области есть: уникальная природа,
памятники культурно- Если в ходе реализации
не возникнет серьезных Изменения демографической структуры и социальной модели народонаселения вызывают у все большего числа людей потребность использовать свободное время и доход на путешествие. Люди старшей возрастной группы (от 55 до 59 лет) начинают играть все более важную роль в международном туризме. В 2007 г. зарегистрировано более 100 прибытий, совершенных людьми старшего возраста, и эта цифра продолжает увеличиваться. Население, несмотря на быстрые темпы старения, остается физически активным и, что не менее важно, более обеспеченным. Подсчитано, что ежегодно люди старшей возрастной группы совершают 0,8% поездки за рубеж. Есть прогноз, что 55-59-летние жители Тюменской области до 2015 г. совершат дополнительно 288 поездок по территории ближнего зарубежья и 150 (возможно, больше) за рубеж. Население в возрасте 15-25 лет как важный элемент туристского бизнеса составляет 1/5 всего международного и международного рынка туризма. Каждый молодой человек в среднем имеет в перспективе 50 лет для занятия туризмом. Увеличение численности
работающих женщин, тенденция к поздним
бракам и обеспечение более высокого
дохода на каждого члена семьи
расширяют такие сегменты туристского
рынка, как «деловые леди», поездки
с целью отдыха и в период каникул.
Примером служит Япония, где сегмент
«деловые леди» составляет 1/6 рынка
международного туризма. Средний возраст
японских женщин, вступающих в брак
впервые, вырос до 26 лет. Швеция установила
рекорд более позднего среднего возраста
вступления в брак. Будущие супруги,
вступая в поздний брак, имеют
высокий уровень дохода, большая
часть которого расходуется на свадьбу
и, соответственно, медовый месяц. В
Японии зарубежные поездки молодоженов
составляют особый сегмент рынка, достигающий
7 % общего показателя международного туризма.
Увеличение доли одиноких людей и
бездетных семей и Ослабление миграционных
ограничений со стороны индустриальных
стран будет способствовать увеличению
числа поездок рабочих- Повышение продолжительности
оплачиваемого отпуска и Рост уровня образования увеличит стремление человека к знаниям. Интерес к другой культуре вызовет желание путешествовать и получать новые впечатления. Потребитель ощутит необходимость в новом многовариантном турпродукте. Расширение туристской отрасли повысит спрос на обслуживающий персонал во всех сферах туристской индустрии, включая средства транспорта, предприятия размещения и т. д. Получат распространение новые формы продажи турпродукта, в том числе «киоски путешествия» непосредственно на промышленных и других предприятиях. Киоски будут предоставлять информацию о туристских регионах, круизах, ценах. Туристские бюро на промышленных предприятиях станут обычным явлением. Увеличение среднего возраста трудоспособного населения вызовет необходимость создания турпродукта для зрелого потребителя, который является опытным путешественником и предпочитает комфорт. Возрастающий интерес школьников к мировой культуре, изучение иностранных языков в начальных классах повысят желание больше путешествовать как по Родной стране, так и за рубежом. Студенты смогут реализовывать возможности для путешествия путем использования льгот и скидок. Возрастет популярность программ по студенческому обмену, в том числе и для получения языковой практики в стране изучаемого языка. Таким образом, для развития
в области международного туризма
и привлечения иностранных Выводы по 2 главе: 1) международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике. Спрос и туристское предложение зависят от ряда таких меняющихся факторов, как экономическое и финансовое развитие, влияние политики, проводимой государством, демографических и социальных изменений, развития инновационных технологий. Таким образом, усиление конкуренции как на рынке туристского спроса, так и на рынке туристского предложения является одной из существенных тенденций развития мирового туризма. Для того чтобы сохранить свою туристскую привлекательность, требует следующих действий: - попытаться сохранить баланс между ростом спроса и ростом предложения; - осуществлять планирование развития туризма в соответствии с принципами устойчивого развития; - предусматривать долгосрочные инвестиции в сферу туризма; - обеспечить наличие ясных государственных стратегий развития туризма, гибкости и оперативности в принятии решений. 2) проблемы выявленные в ходе исследования, невозможно решить отдельными мероприятиями, для решения необходима разработка программы развития туризма в Тюменской области, ориентированной на внутренний и въездной туризм. Активное развитие рынка туристских услуг возможно при росте материального благополучия граждан и наличии развитой туристской инфраструктуры, наибольшее влияние на совершенствование которой оказывают государственные органы, отвечающие за развитие туризма непосредственно в области. Очевидно, что проблем в сфере туризма в области очень много, однако рациональная организация туристской деятельности способствовали бы развитию внутреннего туризма на более высоком уровне, что позволило бы увеличить поступление денежных средств в бюджет города, области. 3) для развития в области международного туризма и привлечения иностранных туристов, в частности китайцев, так как они составляют большую часть туристов в области можно организовать экскурсионные туры различной тематики экологический, культурный, исторический и т.д.
3 Перспективы
развития международного 3.1 Возможности Тюменской области для развития международного туризма В условиях растущей глобализации мировая туристская индустрия представляет приоритетный интерес и большие перспективы для Тюменской области. Используя уникальный потенциал природы и культурного наследия Тюменской области, необходимо достичь интенсивного развития туризма в области, обеспечив устойчивый рост занятости и доходов населения, увеличения притока иностранных инвестиций в экономику. Существующая на настоящий момент инфраструктура услуг пока что не отвечает потребностям активно развивающегося туризма, однако, она может стать основой для создания более современной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам и учитывающей экологические требования. На территории Тюменской области существуют следующие типы особо охраняемых территорий (ООПТ): - государственные природные заповедники; - ботанический сад; - природный парк; - заказники республиканского значения; - заказники областного значения; - памятники природы; - курортные и лечебно-оздоровительные зоны. Тюменская область привлекательна для охотников и рыболовов. Около 70% ее площади занимают леса. Здесь водятся бурый и черный медведи, кабаны, зайцы, лоси и многие другие животные. Область – еще и сельскохозяйственный регион. Встречаются обширные поля картофеля, сои, кормовых культур. На севере области развито оленеводство, что придает этим местам свой яркий колорит. Развитию лечебно-оздоровительного туризма способствует наличие уникальных минеральных источников. В области располагаются такие виды туристско-рекреационных предприятий, как туристические базы, лечебно-оздоровительные учреждения, летние лагеря, дом охотников и рыболовов, станции юннатов и т.д., спрос на отдых в которых постоянно возрастает. Таким образом, в связи с вышеизложенным в целях развития международного туризма предлагается экскурсионный тур по Тюменской области, так как область, достаточно располагает рекреационными ресурсами для организации экскурсионных туров как для гостей области так и для местных жителей. Вывод по 3 главе: 1) в целях развития международного туризма предлагается экскурсионный тур по Тюменской области, так как область, достаточно располагает рекреационными ресурсами для организации экскурсионных туров как для гостей области так и для местных жителей. 2) экономическое обоснование тура показало, что тур рентабелен. С организацией этого тура турфирмы смогут получать дополнительную прибыль, которые может использовать для организации новых туристических маршрутов. 3) для развития компании и увеличения прибыли идеальным решением было бы вложение доходов в развитие предприятия и разработку новых маршрутов.
Заключение В данном исследование изучены и раскрыты такие вопросы как понятие и особенности международного туризма, вопрос государственного регулирования. Проведен анализ состояния международного туризма в РФ и в Тюменской области. В целях развития внутреннего туризма в Тюменской области разработан и предложен турпродукт для реализации его на фирмах области. Теоретическое изучение проблемы
состояния и развития международного
туризма позволило сделать 1) международный туризм является на сегодняшний день важным объектом изучения. Туризм можно изучать как науку, заниматься его исследованием, так как он является существенным комплексом мирового хозяйства. И наконец, нужно уделять огромное внимание индустрии туризма как крупному сектору экономики страны. Международные туристские связи стали составной частью социально-экономических отношений мирового сообщества. Следовательно, положительное влияние туризма на экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, т. е. не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями социально-экономического комплекса. 2) к преимуществам развития въездного международного туризма для каждой страны относятся: - увеличение денежного потока в регион, в том числе приток иностранной валюты; - рост валового национального продукта; - создание новых рабочих мест; - реформирование структуры отдыха, которая может быть использована как туристами, так и местным населением; - привлечения капитала, в том числе и иностранного; увеличение налоговых сборов принимающего региона. Недостатки развития туризма проявляются в том, что туризм: - влияет на рост цен на местные товары и услуги, на земельные и другие природные ресурсы и недвижимость; - способствует оттоку денег за границу при туристском импорте; - вызывает экологические и социальные проблемы; - может наносить ущерб развитию других отраслей. 3) нормы законодательства о туристской деятельности тесно переплетаются с правовыми нормами, регулирующими вопросы правового положения иностранных граждан, миграционного учета, вопросами выезда за пределы территории Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию и др. вопросами государственной миграционной политики. Требования динамики развития туристского рынка обусловливают необходимость постоянного совершенствования законодательных актов сферы туризма, а также мониторинга смежного законодательства, влияющего на состояние туристской индустрии. Анализ состояния 1) международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике. Спрос и туристское предложение зависят от ряда таких меняющихся факторов, как экономическое и финансовое развитие, влияние политики, проводимой государством, демографических и социальных изменений, развития инновационных технологий. Таким образом, усиление конкуренции как на рынке туристского спроса, так и на рынке туристского предложения является одной из существенных тенденций развития мирового туризма. Для того чтобы сохранить свою туристскую привлекательность, требует следующих действий: - попытаться сохранить баланс между ростом спроса и ростом предложения; - осуществлять планирование развития туризма в соответствии с принципами устойчивого развития; - предусматривать долгосрочные инвестиции в сферу туризма; - обеспечить наличие ясных государственных стратегий развития туризма, гибкости и оперативности в принятии решений. 2) проблемы выявленные в ходе исследования, невозможно решить отдельными мероприятиями, для решения необходима разработка программы развития туризма в Тюменской области, ориентированной на внутренний и въездной туризм. Активное развитие рынка туристских услуг возможно при росте материального благополучия граждан и наличии развитой туристской инфраструктуры, наибольшее влияние на совершенствование которой оказывают государственные органы, отвечающие за развитие туризма непосредственно в области. Очевидно, что проблем в сфере туризма в области очень много, однако рациональная организация туристской деятельности способствовали бы развитию внутреннего туризма на более высоком уровне, что позволило бы увеличить поступление денежных средств в бюджет города, области. 3) для развития в области международного туризма и привлечения иностранных туристов можно организовать экскурсионные туры различной тематики экологический, культурный, исторический и т.д. В целях развития международного туризма в Тюменской области предлагается экскурсионный тур по Тюменской области, так как область, достаточно располагает рекреационными ресурсами для организации экскурсионных туров как для гостей области так и для местных жителей. Для развития компаний и увеличения прибыли идеальным решением было бы вложение доходов в развитие предприятия и разработку новых маршрутов. Практическое применения данного исследования заключается в том, что предлагаемый экскурсионный тур позволит дополнительно получать прибыль при наименьших затратах, тем самым увеличивая свои и доходы в местные бюджеты. Дальнейшее исследование
проблемы можно направить по руслу
изучения туристской инфраструктуры,
с целью повышения
Библиографический список 1 Александрова А.Ю. Международный туризм: Учеб пособие для вузов. / А.Ю. Александрова – М.: Аспект Пресс, 2001 – 358 с. 2 Александрова А.Ю. Структура туристского рынка. Учеб пособие для вузов / А.Ю. Александрова – М.: Соло-Пресс, 2002 – 273 с. 3 Ананьев М.А. Международный туризм. Международные отношения / М.А. Ананьев – М.: 2006 – 189 с. 4 Анискин Ю.П. Общий менеджмент: Учебник по общей теории менеджмента./Ю.П. Анискин - М.: РМАТ, 2003. 5 Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие./ И.Т. Балабанов - М.: Финансы и статистика, 2001 – 133 с. 6 Брижаков М.Б. Введение в туризм / М.Б. Брижаков – М.: Санкт-Петербург, 2001 – 286 с. 7 Закон РФ «О защите прав потребителей» // Интернет версия Консультант плюс 8 Дмитриевский Ю.Д. Туристские районы мира: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц. культур. деятельность» / Ю.Д. Дмитриевский. – М.: СГУ, 2005 – 287 с. 9 Квартальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: политика развития: Учеб. пособие./ В.А. Квартальнов - М.: Советский спорт, 2001 – 632 10 Кивал А.М. Глобализация и региональный туризм // Тезисы и доклады Всероссийского социологического конгресса «Глобализация и социальные изменения в современной России». 3-5 октября 2006 г., Москва, Том 11. – М.: Альфа-М, 2006. – 0,2 п.л. 11 Кивал А.М., Асауленко А.П. Факторы и особенности развития туризма в российских регионах М., 2006. – 1,5/0,5 п.л. 12 Колесник Н.В. Введение в специализацию: Ч.II. Международный туризм в сфере услуг мирового товарооборота: Учебно-метод. пособие./ Н.В. Колесник -М.: Советский спорт, 2004 – 232 с. 13 Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учеб. пособие./Е.В. Колесникова -М.: РМАТ, 2002 – 156 с. 14 Кириллов А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. /А.Т. Кирилов - СПб.: 2003 – 312 с. 15 Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник./ В.М. Козырев -М.: Финансы и статистика, 2002 – 256 с. 16 Мартин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме./М.М. Мартин - М., 2005 – 189 с. 17 Основы туристской деятельности / сост. Е.И.Ильина – М.: 2006 – 158 с. 18 Официальный сайт федерального
агентства по туризму Российской Федерации
// www.russiatourism.ru/news/334. 19 Постановление Правительства РФ от 12.12.95 № 1222 «Об утверждении положение о Лицензировании туристской деятельности» 20 Супрунова В. Туризм: Эволюция. Структура. Маркетинг. / В. Супрунова - М., 2006 – 133 с. 21 Соболева Е.А., Соболев И. И. Финансово-экономический анализ деятельности туристской фирмы: Учебно-метод. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005. 22 Родигин Л.А. Информационные технологии в гостиничном и туристском менеджменте. - М.: РИБ «Турист». 2003. 23 Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес / Авт.-сост. И.В. Зорин, В.А. Квартальнов.- М.:2005–410 с 24 Туризм: нормативные правовые акты: Сборник актов / Сост. Н.И. Волошин. -М.: Финансы и статистика, 2006 – 569 с. 25 Туристские фирмы: Научно-методические материалы по международному туризму. - СПб.: Изд-во «ОЛВИС», 2002-2005. - Вып. 10-14. 26 Целевая программа Тюменской области по развитию туризма на 2008-2012 годы // Интернет версия Консультант плюс 27 Федеральный закон о туристской деятельности в Российской федерации от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ. // Интернет версия Консультант плюс 28 Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зона в РФ» // Интернет версия Консультант плюс 29 Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Интернет версия Консультант плюс 30 Федеральной закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Интернет версия Консультант плюс 31 RATA news – ежедневная электронная
газета для профессионалов турбизнеса.
http://www.ratanews.ru/
Приложение А Въезд иностранных туристов в Россию в 2007-2005 гг (человек)
Приложение Б Выезд российских граждан за границу в 2007-2003 гг. (поездки )
|