Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:35, реферат
Главной целью развития индустрии туризма в России, да и в целом в мире, является удовлетворение растущих рекреационных потребностей людей, что одновременно оказывает благоприятное воздействие практически на все стороны социальной и хозяйственной жизни страны. Это проявляется в улучшении качества жизни людей, гармонизации общественных отношений и обеспечения устойчивого социально-экономического развития на основе:
- Физического и духовного оздоровления людей;
- Роста налоговых поступлений в результате расширения предложения рекреационных, сопутствующих услуг и разнообразных потребительских товаров;
Введение…………………………………………………………….3
1. Современное состояние оздоровительного (лечебного)
туризма в России……………………………………………………4
2. Краткая история возникновения лечебного туризма в России..5
3. Оздоровительный туризм в Краснодарском крае………………7
Заключение………………………………………………………….9
Список литературы…………………………………………………10
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Современное состояние оздоровительного (лечебного)
туризма в России……………………………………………………4
2. Краткая история возникновения лечебного туризма в России..5
3. Оздоровительный туризм в Краснодарском крае………………7
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Главной целью развития индустрии туризма в России, да и в целом в мире, является удовлетворение растущих рекреационных потребностей людей, что одновременно оказывает благоприятное воздействие практически на все стороны социальной и хозяйственной жизни страны. Это проявляется в улучшении качества жизни людей, гармонизации общественных отношений и обеспечения устойчивого социально-экономического развития на основе:
- Физического и духовного оздоровления людей;
- Роста налоговых
поступлений в результате
- Создания новых рабочих мест как непосредственной инфраструктуры;
- Сохранения и
рационального использования
Кроме того, туризм представляет собой существенный фактор обеспечения мира и укрепления дружбы и взаимопонимания между народами нашей планеты.
На рубеже двух веков в России фактически началось возрождение индустрии туризма на основе роста реальных доходов населения, усиления общей народнохозяйственной и тесно связанной с этими факторами – рекреационной активности населения. Число лиц пользующихся индустрией гостеприимства, сейчас приближается к 30 млн. человек в год. Происходят и определенные структурные сдвиги во всей системе “гостеприимства”. Так, в общей численности лиц, пользующихся услугами размещения, сократилась доля обслуженных в гостиницах (с 66% в 2000 г. до 64% в 2004 г.) Одновременно уменьшилась доля граждан России по сравнению с иностранцами, прибегшими к услугам размещения вообще (с 88 до 87%) и в гостиницах в частности (с 82 до 81%). Все это, с одной стороны, подтверждает факт роста именно рекреационной активности населения (а не увеличения числа служебных поездок, связанных с размещением в гостиницах), а с другой – указывает на опережающие темпы роста въездного туризма по сравнению с внутренним.
В последние годы возросла активность в сфере туристского бизнеса России. Создаются и привлекают многочисленных клиентов всевозможные туристские фирмы, занимающиеся не только организацией международного и внутреннего туризма, но и такими новыми для нас видами оказания услуг.
Туристской деятельности посвящены сотни публикаций: монографии, учебники, учебные пособия, сборники докладов и сообщений научно - практических конференций, журнальные статьи, сборники нормативных правовых актов, справочники и т.д., в которых рассматриваются вопросы экономики, управления, образования, современных технологий в туризме и др. Определенное место в этих изданиях занимают публикации по правовым проблемам в туристской индустрии. Все большее внимание привлекает такой традиционный вид туристской деятельности как оздоровительный туризм.
1. Современное состояние оздоровительного (лечебного) туризма в России.
Федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” признает туризм приоритетной отраслью экономики России. При этом определено, что основным направлением государственной поддержки должно стать развитие въездного и внутреннего туризма.
Основными странами, поставляющими туристов в Российскую Федерацию, являются Финляндия, Германия, США, Великобритания, Франция и Италия. Данные ВТО о среднесуточных расходах туристов из основных десяти стран – доноров дали возможность определить примерные расходы по их поездкам в Россию, которые в 2000г. Составили $374 млн. США при средней продолжительности пребывания 6,5 суток, при этом большинство пользуется услугами национальных российских перевозчиков.
Направляющие туристские рынки характеризуются, с одной стороны, высокой покупательской способностью, с другой стороны, искушенностью потребителей в вопросах туристского предложения и высокими требованиями, предъявляемыми к качеству обслуживания.
В силу своего географического положения Россия не является и не может стать страной массового въезда туристов с целью традиционного летнего пляжного отдыха. Тем не менее, культурно–исторический, природный потенциал страны огромен, и при правильной постановке маркетинговой работы, совершенствовании развитии туристской инфраструктуры количество иностранных туристов, прибывающих в нашу страну с целью оздоровления, может значительно вырасти.
Это является основанием для более четкой направленности и более интенсивного маркетинга по основным направляющим странам, включая в первую очередь целенаправленную рекламно-информационную деятельность. Грамотно построенная маркетинговая стратегия, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках, позволит сделать въездной туризм наиболее доходной составляющей всей туристской сферы в России.
Россия благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также интересу зарубежных туристов как к новому неохваченному направлению, имеет все основания для развития всех перечисленных видов туризма, в том числе и лечебного.
Лечебно-оздоровительный туризм в России хорошо развивается в следующих регионах:
1. Анапа – климатический и грязевой курорт; курорт Краснодарского края. Главным лечебным фактором является средиземноморский климат.
2. Аршан – бальнеологический курорт. Расположен в Бурятии. Направление - фитотерапия.
3. Белокуриха –
4. Владивостокская курортная зона – климатические и грязевые . Побережье Амурского залива. Талассотерапия.
5. Геленджикская группа
курортов – климатические
6. Дарасун – бальнеологический курорт. Читинская область.
7. Ейск – климато-бальнео-грязево
8. Кавказские минеральные
воды – бальнеологические
9. Калининградская группа курортов – климато-грязевые курорты
(Светлогорск, Отрадное, Зеленогорск).
10. Кульдур – бальнеологический курорт (термальные минеральные воды),Хабаровский край.
11. Нальчик – климато-бальнео-
12. Начика – бальнеологический курорт, фитотерапия, термальные воды. Расположен на Камчатке.
13. Паратунка – бальнео- грязевой курорт на Камчатке.
14. Большие Сочи –
климатические курорты (Адлер,
Хоста, Дагомыс, Красная
15. Теберда – горноклиматический курорт. Расположен в Ставропольском крае, в горах Кавказа.
16. Туапсинский курортный район – климатический курорт, талассотерапия. Краснодарский край, черноморское побережье.
17. Шмаковка – бальнеологический курорт Приморского края.
18. Эльтон – грязевой курорт Волгоградского района.
2.Краткая история возникновения лечебного туризма.
В России курорты появились в XIX в., в частности, первые курорты появились на Северном Кавказе (Железногорск, Пятигорск, Ессентуки) – это бальнеологические курорты. Они базируются на самом большом в России бассейне минеральных вод – Кавказские минеральные воды.
В середине XIX в. в России формируются климатические курорты на Черноморском побережье Крыма и Кавказа: Сочи, Ялта и Евпатория.
В XX в. Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристский потенциал, занимала незначительное место на мировом туристском рынке: ее доля составляла менее 1 % мирового туристского потока.
По данным Госкомстата России, в 2000г. нашу страну посетили 21,2 млн. иностранных граждан из 200 стран мира, однако численность приехавших с туристскими целями составила 6,8 млн. человек из них совсем незначительная часть с целью оздоровления.
Страны дальнего зарубежья составляют 35% от общего количества приезжающих в Россию иностранцев. При этом следует отметить высокую концентрацию въездного потока на десяти странах дальнего зарубежья, лидирующих по количеству прибытий в РФ, на них приходится 83% всего рынка.
Оздоровительный туризм тесно связан не только с природными факторами, но и с материальной базой региона.
При неравномерности распределения туристского потенциала на всей территории страны и различном уровне развития туристской инфраструктуры, в основе разработки стратегических направлений развития туризма лежит принцип зонирования территории РФ в зависимости от степени сформированности регионального туристского предложения для продвижения на внутреннем и международном рынках. Для страны, стремящейся наиболее полно использовать существующий разнородный туристский потенциал, необходимо определить приоритеты и очередность развития существующих туристских регионов с целью повышения экономической эффективности предлагаемых мер. По экспертным оценкам, по уровню состояния материальной базы туризма территория РФ может быть распределена следующим образом:
- Регионы с высоким уровнем развития материальной базы туризма – Москва и Московская область, Петербург и Ленинградская область, район Кавказских Минеральных Вод, Краснодарский край, Калининградская область;
- Регионы со средним уровнем
развития материальной базы
- Районы с низким уровнем
Всего в Российской Федерации в 1999г. насчитывалось 9,2 тыс. курортно-туристских средств размещения с общей численностью номеров – 398,5 тыс. и вместимостью 143 тыс. мест, из них около 40 % приходится на гостиничные средства размещения. При этом среднегодовой коэффициент загрузки составляет 36 %.
Следует отметить, что уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает наша страна, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в стране, так как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения.
3. Оздоровительный туризм в Краснодарском крае.
Богатство разнообразие природных лечебных факторов сделали Краснодарский край важнейшим для россиян местом отдыха, оздоровления и туризма.
Санаторно-курортный и туристский комплекс Краснодарского края является сегодня крупнейшим в Российской Федерации и состоит из 1668 средних и крупных традиционных санаторно-курортных предприятий (включая гостиницы), число койко-мест составляет более 200 тысяч. С точки зрения системы лечения и оздоровления российских курортов, в том числе и кубанские, являются одними из лучших в мире. Российские курортные технологии вполне современны и имеют значительную коммерческую ценность, в том числе и экспортную.
Ведущее место в крае
по числу санаторно-курортных
Около 60% всех предприятий составляют организации отдыха (дома отдыха, пансионаты, базы отдыха и пр.),20% - санаторно-курортные организации, непосредственно предоставляющие услуги по лечению и оздоровлению (санатории, профилактории, оздоровительные лагеря, курортные поликлиники, бальнеологические лечебницы, пансионаты с лечением и пр.),19% - гостиничные предприятия, 4% - туристские базы.
Основная доля санаторно-курортных учреждений и организаций отдыха размещены в Туапсинском районе (245),в г. Сочи (191), в г. Анапе (115), в г. Геленджике (105), в Темрюкском районе (64), в г. Ейске (26),в г. Горячем Ключе (18), в г. Новороссийске (41) и в г. Краснодаре (7). Наиболее быстрыми темпами развиваются организации отдыха и туризма.
Исключительно в летние
месяцы в крае действуют многочисленные
турбазы, базы отдыха, кемпинги, сезонные
детские оздоровительные
Курорты Краснодарского Края завоевали у населения России устойчивую репутацию “оздоровительных курортов”, где можно получить специальное медицинское обслуживание высокого качества, уникальные процедуры (Бальнеотерапии, грязелечения, спелеотерапии и пр.). Санаторно- курортный комплекс края все больше ориентируется на спрос современных потребителей, модернизируя лечебную базу и расширяя ассортимент своих услуг.
Как санатории,
так и крупные гостиницы Анапы,