Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:42, контрольная работа
Велика роль путешествий и в обеспечении многостороннего развития личности. Именно походы, поездки, экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира. Важен туризм и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Необходимо также отметить влияние детского туризма на развитие в подрастающем поколении коммуникабельности, самодисциплины, адаптации к условиям современной жизни.
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3-4
1. Обзор истории развития детского туризма в России………….......….5-8
1.1. Зарождение туризма и экскурсий в России (XIX век - 1917 год)…….........................................................................................................5-8
1.2. Развитие детско-юношеского туризма в первые десятилетия
Советскойвласти(1917-1941гг.)......…........…………………...............8-10
1.3. Развитие детско-юношеского туризма в послевоенный период.........................................................................................................10-13
2.Современныйдетскийтуризм……....................................................14-19
2.1. Классификация видов детского туризма и организаций, им занимающихся............................................................................................14-19
2.2. Детскиеоздоровительныелагеря..........................................19-25
2.3. Проблемы и перспективы развития детского туризма........................................................................................................25-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .........................................................................................28-29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
1. Обзор истории развития детского туризма в России………….......….5-8
1.1. Зарождение туризма и экскурсий в России
(XIX век - 1917 год)……........................
1.2. Развитие детско-юношеского туризма в первые десятилетия
Советскойвласти(1917-1941гг.).
1.3. Развитие детско-юношеского туризма
в послевоенный период........................
2.Современныйдетскийтуризм……..
2.1. Классификация видов детского туризма
и организаций, им занимающихся..................
2.2. Детскиеоздоровительныелаг
2.3. Проблемы и перспективы развития детского
туризма.......................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире туризм считается одной из высокодоходных отраслей мировой экономики. По статистическим данным Всемирной Туристской Организации (ВТО) мировой экспорт туристских услуг только за 1998 г. составил 532 млрд. долларов США. Россия занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится всего лишь около 1 процента мирового туристического потока.
Такое положение нашей страны на мировом рынке туристских услуг сложилось уже достаточно давно. Длительное время туризм в России представляли только крупные государственные монополии, такие как «Интурист», «Спутник» и Центральная система туристских профсоюзных организаций. Внутренний туризм развивался, но международный (как въездной, так и выездной) был очень ограничен.
Один из самых массовых видов туризма - это детский туризм, т. е. путешествия детей, в т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 15 лет с различными целями.
По данным Госкомстата РФ, в 2002г. на территории России зарегистрировано 52100 действующих детских оздоровительных учреждений, из которых 34600 (66,4%) - для школьников с дневным пребыванием, 8 900 (17,1%) - труда и отдыха, 4700 (9%) - профильные, оборонно-спортивные, оздоровительно-спортивные и другие, 3300 (6,3%) - загородные оздоровительные и 600 (1,2%) - санаторного типа.
Проблема развития детского
туризма очень актуальна на сегодняшний
день. Специалисты считают, что в
перспективе детско-юношеский
Экономические преимущества этого вида туризма очевидны: путешествуют школьники и студенты, как правило, организованными группами, поездки ритмично повторяются из года в год, что значительно облегчает планирование бизнеса.
Еще более важен детский туризм с точки зрения социальной. Туризм предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей страны и других государств, пробудить у молодых людей чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов.
Велика роль путешествий
и в обеспечении
Кроме того, детский спортивно-
Поэтому можно с уверенностью сказать, что детский туризм - важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.
1. ОБЗОР ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ
1.1. Зарождение туризма и экскурсий в России (XIX век - 1917 год)
Истоки развития детско-юношеского туризма относятся к концу XVIII века и связаны со становлением в России системы образования.
С введением в программы учебных заведений курсов по естествознанию появляются первые образовательные прогулки на природу, о целесообразности которых высказывались передовые русские педагоги. Серьезное значение принципа наглядности и предметности в системе обучения находит отражение уже в "Уставе народных училищ" (1786г.) и в "Школьном Уставе" (1804 г.) с указаниями о проведении экскурсионных прогулок не только на природу, но и с посещением мануфактур, мастерских ремесленников.
С 60-х годов XIX века отдельные учителя-энтузиасты начинают организовывать дальние прогулки. В их основе лежали естественно-научные экскурсии. Позже начинают проводиться прогулки с новой целью - гуманитарной. По собственной инициативе учителя устраивали путешествия для обозрения исторических и других достопримечательностей. Расширялись и обогащались учебные поездки именно с образовательными целями, в основу которых был положен экскурсионный метод познания.
В конце XIX века складываются два вида путешествий и экскурсий. Первый - ставивший цели по изучению географии, геологии, ботаники и других естественных наук, появляются также первые технические и производственные экскурсии. Другой вид - это дальние учебные путешествия для ознакомления с культурными и историческими достопримечательностями.
Следует отметить, что вместе с пешеходными путешествиями появляются путешествия и с использованием транспорта (железная дорога, пароходы).
В связи с ростом числа
путешествий и экскурсий
Министерство Просвещения способствовало развитию школьных образовательных экскурсий благодаря изданию специальных нормативных документов. В частности, в 1889 году вышел циркуляр с указанием, что следует обратить особое внимание на прогулки. Школам было предписано, что "прогулками следует воспользоваться для географии, естественной истории и других учебных целей". В 1900 году следующий циркуляр отменял летние каникулярные работы и взамен рекомендовал образовательные прогулки и путешествия. Эти указания положили начало летней оздоровительной работе с учащимися.
В 1895 году создается Русский туринг-клуб - первая туристская организация в России. Возникший в 1890 году в Одессе Крымский горный клуб наряду с организацией экспедиций по изучению и охране местностей занимался разработкой познавательных маршрутов и устройством экскурсий для учащихся. В 1900 году в Петербурге было создано Русское горное общество, которое помимо проведения научно-исследовательской работы организовывало также учебные путешествия школьников по Кавказу, о чем свидетельствует журнал "Ежегодник Русского горного общества". Примерно в этот же период в недрах Кавказского Горного общества, организованного в 1899 году в Пятигорске, имевшего туристскую и научно-познавательную направленность, выделяется школьное движение.
На основании опыта работы Кавказского горного общества его председатель - Рудольф Рудольфович Лейцингер - пришел к выводу, что для того, чтобы туризм, экскурсии, исследования гор нашли сотни увлеченных последователей, нужно начинать с молодого поколения, с учащихся.
С 1899 года правление Русского туринг-клуба учреждает и начинает издавать журнал "Русский турист", на страницах которого велась специальная рубрика "О школьных путешествиях и образовательных экскурсиях". Эти публикации обобщали опыт по проведению в школах России экскурсий и организованных поездок для знакомства с крупными городами и с природой Кавказа, Крыма, Урала и Средней Азии.
Становление научной разработки проблем туризма и экскурсий связано с такими видными экскурсионистами и педагогами как Анциферов Н.П., Кайгородов Д.Н., Гревс И.М. Они внесли значительный вклад в вопросы методики и организации экскурсий, в обобщение опыта практической работы по применению экскурсионного метода познания, в рассмотрение вопросов детско-познавательного туризма. Теория и практика туристско-экскурсионного дела обсуждалась на педагогических совещаниях и освещалась на страницах журналов "Экскурсионный вестник", "Школьные экскурсии и школьный музей", "Русский экскурсант".
В начале XX века путешествия и экскурсии для учащихся становятся одним из элементов обучения, применяемых педагогами коммерческих и реальных училищ, высших учебных заведений. Школа оказывается в центре развития экскурсионного туризма. В этот период наибольшую активность в развитии детского туризма проявляет Р.Р.Лейцингер. Так, только в сезоне 1905г. им были организованы 8 специальных ученических экскурсий по Кавказским горам, в которых приняло участие 246 учащихся из различных городов России.
Министерство Народного
Просвещения также поддерживало
предложения и начинания Р.Р.
После смерти Р.Р.Лейцингера деятельность по развитию детского туризма не прекратилась. Таким образом, на рубеже веков туризм и экскурсии превращаются в один из методов образования. Обогащается тематика экскурсий, прослеживается связь со школьными предметами. Путешествия уже различаются по продолжительности (местные одно-двухдневные и дальние продолжительные), выделяется летний период как фактор сезонности, расширяется география поездок - от северных регионов до Крыма и Кавказа и от Урала до стран Европы.
1.2. Развитие туризма в первые десятилетия Советской власти
(1917-1941 гг.)
В первые десятилетия Советской власти многие дореволюционные идеи и замыслы получают теоретическое и организационное развитие. После революции 1917 года экскурсионный метод, как более образный, понятный и доступный, вводят в практику учебных занятий школ. Экскурсии приобретают политическую и агитационную направленность. По распоряжению Народного Комиссариата Просвещения РСФСР с целью развития туризма и краеведения в 1918 году в Москве было создано Центральное Бюро школьных экскурсий, которое в 1921 году преобразуется в Детскую экскурсионно-туристскую станцию Народного Образования (ДЭТС ОНО). Первые организационно-методические рекомендации Наркомпроса о развитии детского туризма появляются в 1919 году. Внимание уделяется экскурсионным поездкам и массовой работе с детьми летом. В целях оздоровительной работы со школьниками начинается организация летних лагерей на природе.
В 1920 году в школьные программы включается краеведение. Возрастает особый интерес к двум пролетарским столицам. Стремление детей увидеть Петроград и Москву было исключительно велико. Преодолевая разруху и голод, учителя с детьми ехали на экскурсии. Им выдавались продукты, обеспечивались места на экскурсионных базах. Школьники осматривали достопримечательности, посещали музеи, ездили на заводы.
В 1922 году в Крыму основывается
первый крупный детский
Начинается формирование органов управления детским туризмом. В 1932 году ДЭТС ОНО сливается с Центральным Бюро краеведения, и при ОПТ и Э создается детский сектор, который через сеть пионерских отрядов по всей стране вовлекает школьников в активную туристскую работу как "юных друзей туризма". Для совместной практической работы были привлечены общество "Друг детей" и детская комиссия при ВЦИК. Организуются курсы для подготовки руководителей детского туризма.
После принятия в 1927г Постановления Наркомпроса "Об усилении экскурсионной работы среди детей и подростков", в туризме появляется новое направление работы. Большое значение отводится самодеятельному туризму, как основному и наиболее ценному виду воспитательной работы и детского краеведческого образования. Идет организация детских походов с применением навыков ориентирования и элементов топографии, походного быта, умения оказать доврачебную помощь, воспитывается выносливость.