Сравнительный анализ данных выездного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 13:21, реферат

Краткое описание

Имеющийся потенциал туристической инфраструктуры Украины имеет значительные возможности для динамичного развития, но реализуется недостаточно, практически нет полноценной, адаптированной к рыночным условиям государственной политики развития отечественного туризма, повышения его экономической эффективности и познавательной ценности [1, с. 205].

В статье [2] автор подчеркивал, что медленный процесс модернизации устаревшей туристической инфраструктуры и недостаточное количество привлечений инвестиций в ее развитие привело к тому, что при наличии своих Черноморского и Азовского побережий все больше жителей Украины отдыхают за рубежом. Целью статьи является анализ выездного туризма из Украины в Турцию - государство, принимающее наибольшее количество туристов, выезжающих ежегодно оздоравливаться из нашей страны.

Вложенные файлы: 1 файл

Выездной туризм (А).doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Зима А.Г.  
Бизнес-Информ. - 2010. - №9. - С.67-69.

Сравнительный анализ данных выездного туризма

Имеющийся потенциал туристической инфраструктуры Украины имеет значительные возможности для динамичного развития, но реализуется недостаточно, практически нет полноценной, адаптированной к рыночным условиям государственной политики развития отечественного туризма, повышения его экономической эффективности и познавательной ценности [1, с. 205].  
 
В статье [2] автор подчеркивал, что медленный процесс модернизации устаревшей туристической инфраструктуры и недостаточное количество привлечений инвестиций в ее развитие привело к тому, что при наличии своих Черноморского и Азовского побережий все больше жителей Украины отдыхают за рубежом. Целью статьи является анализ выездного туризма из Украины в Турцию - государство, принимающее наибольшее количество туристов, выезжающих ежегодно оздоравливаться из нашей страны.  
 
Для выполнения поставленной цели в статье решены следующие задачи:  
 
- рассмотрена динамика отдыхающих в Турции из других стран;  
- на основе оценки динамики количества туристов из Украины, посетивших Турцию, проведен анализ соответствия прогнозных данных, опубликованных в статье [2].  
 
Самым «раскрученным» направлением для зарубежного отдыха является Турция. В 2009 г. туристические компании Украины отправили в эту страну около 575,0 тыс. туристов. В текущем году операторы заявляют о 15%-м увеличении объемов продаж путевок и продолжают привлекать туристов не столько прелестями пляжного отдыха, сколько альтернативными видами туризма - молодежного, оздоровительного, паломнического, спортивного, яхтенного, осваивая северное и юго-западное побережья Турции.  
 
Популярность отдыха в Турции растет не только в Украине, но и не снижается в других странах Европы (рис. 1).

 
Рис. 1. Динамика отдыхающих в Турции за 2009 год [3]

На рис. 2 приведены цифровые показатели общего турпотока в Турцию за последние четыре года.

 
Рис. 2. Общий туристический поток в Турцию в 2006-2009 гг. [3]

На рис. 3 приведены цифровые показатели турпотока в Турцию граждан Украины.

 
Рис. 3. Туристический поток в Турцию граждан Украины в 2006-2009 гг. [3]

По итогам 2009 года, Турцию посетило 574,7 тыс. украинцев, что на 21,35% меньше, чем в прошлом году, приближаясь к показателю 2007 года. Украина занимает 12-е место по количеству туристов, посетивших Турцию в 2009 г., уступая Греции [3].  
 
Распределение потока иностранных туристов по регионам Турции показано на рис. 4.

 
Рис. 4. Распределение иностранных туристов по регионам Турции [3]

На рис. 5 показано аналогичное распределение по регионам в процентном выражении от всего количества прибывших туристов.

 
Рис. 5. Распределение иностранных туристов по регионам Турции, % [3]

Показатели туристического региона Анталия не вызывают удивления, а почти аналогичное количество иностранных туристов, посещающих регион Стамбула свидетельствует о целенаправленном смещении принимающими турецкими туроператорами вектора посещаемости в другие регионы (кроме Анталии) с целью развития инфраструктуры (гостиницы, городской транспорт и такси, аэропорты) и, следовательно, уменьшения официальной безработицы в стране.  
 
В статье [2] была проведена оценка и прогнозные данные количества туристов из Украины, выезжающих в Турцию с использованием индексов - как относительных величин, характеризующих изменение явлений во времени, пространстве и степени отклонения от стандартов. Применение индексного метода позволяет получить не только сравнительную характеристику изменения явлений во времени, где индексы выступают показателями динамики, но и оценить роль отдельных факторов и элементов исследования, а также осуществить прогноз на будущие периоды.  
 
Вывод. Cтатистический анализ и прогнозные значения показателей выездного туризма, проведенные в 2007 г. [2] полностью себя оправдали, за исключением форс-мажорных обстоятельств конца 2008-начала 2009 года, когда мировой экономический кризис внес свои «коррективы».  
 
По итогам 2009 года мировой рынок туризма потерял около 5%, недосчитавшись по сравнению с 2008 годом 46 млн. туристов.

Литература

1. Стратегія економічного  і соціального розвитку України (2004 - 2015 роки) «Шляхом Європейської  інтеграції» / Авт. кол.: А.С. Гальчинський, В.М. Геєць та ін.; Нац. інститут  стратегічних дослідж., Інститут  екон. прогнозування НАН України, Міністерство економіки та з питань європ. інтегр. України.– К.: ІВЦ Держкомстату України, 2004.– 416 с.  
2. Зима А.Г. Анализ выездного туризма // Економіка розвитку. – 2007. – № 2(42). – С. 8-10.  
3. Турция: итоги – 2009 // Украинский туризм.– 2010.– № 2.– С. 31.

 

Влияние политики на развитие туризма

Связь между политикой и туризмом заключается в том, что государство управляет туризмом, а туристская активность требует вмешательства со стороны государства. Этот фактор при различных формах государственного управления проявляется по-разному. 
 
Тоталитарное государство — это крайность: при такой системе общественных отношений туризм выполняет государственную и государственно-политическую функцию, т.е. подчинен политическим целям, планируется и управляется государственными учреждениями. Чаще всего такие страны закрыты и для внешнего мира. 
 
Пример. В бывшем СССР поездки в западные страны были большой привилегией и позволялись в исключительных случаях. Отказ или запрет поездок в капиталистические страны насаждался как средство, позволяющее добиться от населения верности режиму. За границу можно было попасть исключительно в составе групп, которые сопровождали сотрудники государственных учреждений. При этом нельзя было нарушать намеченный маршрут, а останавливаться на ночлег можно было только в определенных гостиницах. 
 
В то время как тоталитарное государство отличается жесткой государственной регламентацией, ситуация в стране с рыночной системой экономики совершенно иная. Государство самоустраняется от управления туризмом и предоставляет каждому гражданину свободу действий. Это означает, что туризм может беспрепятственно развиваться, со всеми своими недостатками и преимуществами. 
 
Между этими двумя крайностями находится государство с социально-рыночной экономикой. При социально-рыночной экономике свобода действий каждого индивидуума ограничивается в пользу благосостояния всех членов общества. Государство вмешивается для того, чтобы обеспечить и расширить материальное благосостояние широких слоев населения. Это так называемая социальная политика. 
 
Здесь туризм подчиняется государственному регулированию и управлению, и государство формирует политику туризма. Политика туризма — это целенаправленное содействие развитию туризма и его формированию путем влияния на важные для этой отрасли особенности. Государство не одиноко в постановке данной цели: политику туризма создают также и негосударственные учреждения типа туристских союзов и объединений. 
 
Государственная политика туризма создается на всех уровнях: страны, области, района, коммуны. Германия и Швейцария в концепции туризма документально оформили принципы политики туризма. Например, немецкая политическая программа развития туризма 1975 года содержит следующие основные разделы: 
 
выделение экономических и общественно-политических условий, необходимых для целенаправленного развития туризма; 
повышение конкурентоспособности и мощности немецкой туристской экономики; 
улучшение предпосылок, необходимых для того, чтобы большее количество населения могло участвовать в туризме; 
расширение сотрудничества в сфере международного туризма. 
 
Но не только официальная политика, т.е. разработанные в государстве мероприятия и решения, но и политики прямым или косвенным образом влияют на развитие туризма. Считается, что, чем сильнее государство вмешивается в туристскую деятельность, тем сильнее тенденция к ее централизации. 
 
Существует несколько составных элементов в мире политики, так или иначе влияющих на туризм. Это экономическая политика, политика пассажирских перевозок, социальная политика, территориальная политика, политика культуры и политика досуга. 
 
Экономическая политика. Политико-экономические решения часто носят всеобщий характер и касаются развития экономики в целом. Они влияют и на туристскую отрасль народного хозяйства. Очень часто законы и постановления, которые на начальном этапе их введения в действие не касались туристской отрасли, в конце концов начинают оказывать на эту отрасль более широкое влияние, чем законы, разработанные специально для туризма. 
 
Политика пассажирских перевозок. Политика перевозок — это второй элемент, постоянно воздействующий на туризм. Данный факт подтверждается уже самим определением туризма: поездка + пребывание. Отправиться в путешествие означает каким-либо образом стать участником пассажирских перевозок. В данной сфере существует обоюдная связь, ведь не только туризм зависит от перевозок пассажиров, но и они сами в значительной степени зависят от развития туризма, так как он является важной предпосылкой процесса пассажирских перевозок. Эта взаимосвязь особенно сильно проявляется в период массовых отпусков, когда движение заполняет автомагистрали и другие пути сообщения и приводит к пробкам на автодорогах. 
 
В политике пассажирских перевозок можно выделить три составные части: политику путей сообщения, которая определяет расширение и строительство сетей железнодорожных линий, автомагистралей и авиационных путей сообщения, а также индивидуальные маршруты передвижения по важнейшим рекам; политику транспортных средств, которая может доброжелательно воздействовать на туризм путем целенаправленного содействия и формирования определенных предложений (например, маршрут Гласир-экспресса проходит по очень привлекательной местности между Ст.Морицем и Церматтом в Швейцарских Альпах. Поездка в таком экспрессе стала особенно интересной, когда вместо обычных вагонов поезд оборудовали специальными вагонами для лучшего обозрения), и политику тарифов, которая определяет стратегию формирования цены на проезд в общественных транспортных средствах и может содействовать развитию туризма путем предоставления дифференцированных цен (например, молодые люди и студенты могут покупать билеты на поезд и самолет по льготным тарифам). 
Социальная политика оказывает также существенное воздействие на развитие туризма. Мероприятия социально-политического характера могут управлять спросом на туристские услуги. Различаются три направления этой политики: законодательное регулирование рабочего времени и отпусков, перераспределение дохода и стимулирование развития социального туризма. Мы уже говорили о том, что путешествовать можно только тогда, когда за гражданами закреплено право на отдых. Законодательное регулирование права на отдых гарантирует всем работающим гражданам регулярное освобождение на время от работы. То, что государство устанавливает сроки отпусков и каникул в разное время, способствует тому, что спрос на туристские услуги распределяется равномерно в течение года. 
Способ распределения дохода в обществе очень важен для туризма. Только когда в XIX и XX вв. улучшилась экономическая ситуация и широкие слои получили в свое распоряжение больше средств, чем необходимо для повседневной жизни, туризм смог стать массовым феноменом. Отличительным признаком современного социального государства является достижение более высокого уровня благосостояния для возможно большего количества граждан. При этом государство занимается перераспределением дохода, используя различные рычаги и стимулы. 
 
В рамках социальной политики государство управляет туристским спросом через стимулирование развития социального туризма. Под социальным туризмом понимается то, что государство субсидирует строительство различных сооружений для отдыха и тем самым создает условия для хорошего проведения отпуска определенных социальных групп — молодежи, женщин, имеющих детей, и людей пожилого возраста. Некоторые слои населения не смогли бы отправиться в отпуск, если бы государство не увеличивало спрос туристских услуг для отдельных категорий граждан. 
 
Территориальная политика. Относительно туризма задачей территориальной политики является, с одной стороны, создание наилучших условий для развития туризма, а с другой — устранение вредных для природы его последствий. Одна из важных задач в этом направлении — не допускать количественного и качественного сокращения территорий, пригодных для отдыха. В странах со слабой экономикой в сферу задач территориальной политики входит контроль за пользованием землей и природными ресурсами, за продажей земли и за продажей инфраструктуры. 
 
Политика культуры. Как уже отмечалось ранее, туризм создает опасность окультуризации осваиваемых стран. Мы определили окультуризацию как одностороннее или двустороннее выравнивание различий между культурами различного происхождения. Противодействие процессу окультуризации может оказать политика, способствующая сохранению культурной идентичности, традиций и обычаев народа. Одна из задач такой политики — в сохранении исторических памятников. 
 
Политика досуга. Последним элементом политической сферы, окружающей систему туризма, является политика досуга. Политика досуга состоит из мероприятий, разрабатываемых управлениями и учреждениями по улучшению организации свободного времени населения или отдельных групп. Ситуацию с организацией досуга можно описать количественно и качественно. Количественная характеристика организации досуга определяется тем, сколько времени гражданин может быть полностью свободен от работы. Государство законодательно определяет объем свободного времени своих граждан. Такое регулирование очень важно для туризма, так как люди по закону имеют время, которое они могут использовать для путешествий. 
 
Политика досуга определяет не только количество, но и качество организации свободного времени. Качество досуга зависит от того, какие возможности имеет человек для использования своего свободного времени. Если в рамках коммунальной политики особое внимание уделяется развитию библиотек, музеев, театров, созданию плавательных бассейнов, других спортивных сооружений, прогулочных троп и зеленых зон, то качество предложения по использованию свободного времени улучшается. 
 
Таким образом, формирование политики туризма является важным фактором. В условиях социальной рыночной экономики государство прямо или косвенно направляет развитие туризма. Туристская политика — это осознанная поддержка государством туристской отрасли и формирование основных ее направлений путем воздействия на важные составляющие. Следовательно, на развитие туризма влияют и такие элементы политики, как экономическая политика, политика пассажирских перевозок, социальная политика, территориальная политика, политика культуры и политика досуга.


http://www.vfmgiu-tourism.ru/sistema_upravleniya_turizmom_33/vliyanie_politiki_na_razvitie_turizma_37/index.html

 


Информация о работе Сравнительный анализ данных выездного туризма