Статистика и география туристских потоков, доходов и расходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 11:54, лекция

Краткое описание

1.Основные показатели туристской активности.
2. География туристских потоков.
3. География туристских доходов и расходов.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция 3.Статистика и география туристских потоков, доходов и расходов..docx

— 19.35 Кб (Скачать файл)

Тема 3. Статистика и география туристских потоков, доходов и расходов

1.Основные показатели туристской активности

2. География туристских потоков

3. География туристских доходов и расходов

 

1. Основные показатели туристской активности

С ростом объема и экономического значения туризма шло развитие статистики, особенно

в области учета международных  туристских поездок.

Стати́стика — это совокупность цифровых сведений, характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни

Статистика международного туризма включает два основных раздела:

1) статистика туристских потоков; 

2) статистика туристских доходов и расходов.

Для каждого из них разработана  система показателей.

 

Важнейшими показателями туристских потоков являются количество прибытий

(убытий) и продолжительность  пребывания.

Под количеством прибытий (убытий) понимается число зарегистрированных туристов, прибывших в ту или иную страну (выбывших из нее) за определенный период времени, обычно календарный год.

 

Количество прибытий (убытий) служит основным показателем, характеризующим туристское движение.

Поскольку турист может посетить несколько  стран в течение года и даже в ходе одной поездки побывать в разных государствах, фактически численность туристов (убытий) меньше количества прибытий.

Страны лидеры по туристским прибытиям  в 2001 г. — Франция (76,5 млн), Испания

и США (по 49,5), Италия (39,0), Китай (33,2), Великобритания (23,4). Последнее время быстро

увеличивалось количество прибытий в  Россию, которая за несколько лет  передвинулась с 20 на

7 место в мировом рейтинге. В  группу мировых лидеров входят  также Мексика, Австрия,

Германия. Очень быстро развивается  туризм в Китае: 20 лет назад страна занимала в мире 40-е

место по прибытиям

Абсолютные показатели туристских потоков не позволяют судить об уровне туристской

активности отдельной страны и регионов, так как они зависят от общей площади и численности

населения. Поэтому для оценки интенсивности прибытий (убытий) используют относительные

показатели.

Интенсивность прибытий определяют как количество туристов приходящегося на

1 жителя страны (региона). Иногда  интенсивность прибытий оценивается  в процентах, т. е.

в расчете на 100 человек населения  принимающей страны.

 

В целом по миру этот показатель равен 0,11 (11 %).

 

На 1 января 2013 года по оценке Росстата в России было 143 347 059

Число иностранных туристов въехавших на территорию России в 2012 году - 2 570 469

2570469/143347059=0,0179*100=1,7%

 

Аналогичным образом определяют интенсивность убытий. Удобнее оценивать выезд

в процентах (на 100 жителей страны выезда), так как это показывает, какая  часть ее населения

(региона) выезжает. Для поездок  за границу максимальные значения  показателя характерны для

Северной и для Западной Европы — более 70 %.

В некоторых странах (Германия, Нидерланды) интенсивность убытий составляет более 100 %. Это означает, что часть туристов выезжает два и более раз в году.

 

 

Наряду с количеством прибытий (убытий) в статистике турпотоков используется другой показатель — продолжительность пребывания. Это количеством ночевок, совершаемых туристом. Продолжительность пребывания всех туристов в стране в течение определенного временного периода подсчитывают суммированием количества ночевок, совершаемыми всеми туристами. Общее количество ночевок — показатель более гибкий чем количество туристских прибытий.

 

Например, Франция по прибытиям  значительно опережает Испанию, но продолжительность пребывания там туристов значительно меньше. В итоге Испания опережает Францию и по количеству ночевок и доходам от туризма.

 

Поэтому важным показателем, характеризующим  длительность посещений, служит средняя продолжительность пребывания одного туриста в стране.

Средняя продолжительность пребывания наиболее значительная для стран, удаленных от основных туристских рынков: Австралия — 24 ночевки, Новая Зеландия — 19. Для небольших по площади стран, а также ориентированных на деловой туризм, средняя продолжительность пребывания составляет минимальную величину: Сингапур — 3 дня, Гонконг — 3,9 дней.

 

В статистике туристских доходов и  расходов учитывается сумма денег, ввезенных(вывезенных) туристами при поездках за границу с туристскими целями.

Иностранные туристы, оплачивая товары и услуги, обеспечивают поступление валюты в бюджет принимающей страны (туристский доход) и тем самым активизируют ее платежный баланс. Поэтому приезд иностранных туристов получил название активного туризма. Напротив, выезд туристов сопряжен с оттоком денег из страны их постоянного проживания (туристский расход).

 

Разность между  доходами и расходами в туризме — туристское сальдо.

Положительное туристское сальдо имеют  страны с притоком валюты, превышающим расходы на международный туризм (США, Франция, Китай).

Отрицательное туристское сальдо характерно для стран — доноров международного туризма,

поставляющих на международный  туристский рынок многочисленных путешественников

(Германия, Япония, Великобритания).

Туристское сальдо мира равняется  нулю, так как доходы и расходы туристов равны.

 

1.2.2. География  туристских потоков

Всемирная Туристская Организация  выделяет в мире 6 туристских регионов (несколько

отличных по составу от тех, которые  выделяют в отечественной географии).

1. Европа — страны Западной, Северной, Южной, Центральной и Восточной Европы,

включая все бывшие республики СССР, а также государства Восточного Средиземноморья

(Израиль, Кипр, Турция).

2. Америка — страны Северной, Южной, Центральной Америки, островные государства

и территории Карибского бассейна.

3. Азиатско-Тихоокеанский — страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралия,

Океания.

Африка — страны Африки, кроме Египта и Ливии.

Южная Азия — все страны Южной Азии.

Ближний Восток — страны Западной и Юго-Западной Азии (кроме Турции и Израиля)

и две африканские страны (Египет, Ливия). ВТО этот регион называет «Средним Востоком»

Региональное распределение  турпотоков в основных чертах сложилось давно. начала

массового развития туризма  и по настоящее время на мировом  рынке туризма лидирует Европа —

400,3 млн прибытий в 2001 г. (57,8 %). Этот регион пользуется большой популярностью у самих

европейцев, а также жителей  США и Канады. Вторую позицию долгие годы удерживает Америка

(120,8 млн прибытий в 2001 г. — 17,4 %). Европа и Америка (прежде всего Северная), являются

ключевыми туристскими регионами  мира. На них приходится 75 % всех прибытий в мире (рис. 1,

табл. 1).


Информация о работе Статистика и география туристских потоков, доходов и расходов