Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 11:54, лекция
1.Основные показатели туристской активности.
2. География туристских потоков.
3. География туристских доходов и расходов.
Тема 3. Статистика и география туристских потоков, доходов и расходов
1.Основные показатели туристской активности
2. География туристских потоков
3. География туристских доходов и расходов
1. Основные показатели туристской активности
С ростом объема и экономического значения туризма шло развитие статистики, особенно
в области учета международных туристских поездок.
Стати́стика — это совокупность цифровых сведений, характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни
Статистика международного туризма включает два основных раздела:
1) статистика туристских потоков;
2) статистика туристских доходов и расходов.
Для каждого из них разработана система показателей.
Важнейшими показателями туристских потоков являются количество прибытий
(убытий) и продолжительность пребывания.
Под количеством прибытий (убытий) понимается число зарегистрированных туристов, прибывших в ту или иную страну (выбывших из нее) за определенный период времени, обычно календарный год.
Количество прибытий (убытий) служит основным показателем, характеризующим туристское движение.
Поскольку турист может посетить несколько стран в течение года и даже в ходе одной поездки побывать в разных государствах, фактически численность туристов (убытий) меньше количества прибытий.
Страны лидеры по туристским прибытиям в 2001 г. — Франция (76,5 млн), Испания
и США (по 49,5), Италия (39,0), Китай (33,2), Великобритания (23,4). Последнее время быстро
увеличивалось количество прибытий в Россию, которая за несколько лет передвинулась с 20 на
7 место в мировом рейтинге. В группу мировых лидеров входят также Мексика, Австрия,
Германия. Очень быстро развивается туризм в Китае: 20 лет назад страна занимала в мире 40-е
место по прибытиям
Абсолютные показатели туристских потоков не позволяют судить об уровне туристской
активности отдельной страны и регионов, так как они зависят от общей площади и численности
населения. Поэтому для оценки интенсивности прибытий (убытий) используют относительные
показатели.
Интенсивность прибытий определяют как количество туристов приходящегося на
1 жителя страны (региона). Иногда
интенсивность прибытий
в расчете на 100 человек населения принимающей страны.
В целом по миру этот показатель равен 0,11 (11 %).
На 1 января 2013 года по оценке Росстата в России было 143 347 059
Число иностранных туристов въехавших на территорию России в 2012 году - 2 570 469
2570469/143347059=0,0179*100=
Аналогичным образом определяют интенсивность убытий. Удобнее оценивать выезд
в процентах (на 100 жителей страны выезда), так как это показывает, какая часть ее населения
(региона) выезжает. Для поездок
за границу максимальные
Северной и для Западной Европы — более 70 %.
В некоторых странах (Германия, Нидерланды) интенсивность убытий составляет более 100 %. Это означает, что часть туристов выезжает два и более раз в году.
Наряду с количеством прибытий (убытий) в статистике турпотоков используется другой показатель — продолжительность пребывания. Это количеством ночевок, совершаемых туристом. Продолжительность пребывания всех туристов в стране в течение определенного временного периода подсчитывают суммированием количества ночевок, совершаемыми всеми туристами. Общее количество ночевок — показатель более гибкий чем количество туристских прибытий.
Например, Франция по прибытиям значительно опережает Испанию, но продолжительность пребывания там туристов значительно меньше. В итоге Испания опережает Францию и по количеству ночевок и доходам от туризма.
Поэтому важным показателем, характеризующим длительность посещений, служит средняя продолжительность пребывания одного туриста в стране.
Средняя продолжительность пребывания наиболее значительная для стран, удаленных от основных туристских рынков: Австралия — 24 ночевки, Новая Зеландия — 19. Для небольших по площади стран, а также ориентированных на деловой туризм, средняя продолжительность пребывания составляет минимальную величину: Сингапур — 3 дня, Гонконг — 3,9 дней.
В статистике туристских доходов и расходов учитывается сумма денег, ввезенных(вывезенных) туристами при поездках за границу с туристскими целями.
Иностранные туристы, оплачивая товары и услуги, обеспечивают поступление валюты в бюджет принимающей страны (туристский доход) и тем самым активизируют ее платежный баланс. Поэтому приезд иностранных туристов получил название активного туризма. Напротив, выезд туристов сопряжен с оттоком денег из страны их постоянного проживания (туристский расход).
Разность между доходами и расходами в туризме — туристское сальдо.
Положительное туристское сальдо имеют страны с притоком валюты, превышающим расходы на международный туризм (США, Франция, Китай).
Отрицательное туристское сальдо характерно
для стран — доноров
поставляющих на международный туристский рынок многочисленных путешественников
(Германия, Япония, Великобритания).
Туристское сальдо мира равняется нулю, так как доходы и расходы туристов равны.
1.2.2. География туристских потоков
Всемирная Туристская Организация выделяет в мире 6 туристских регионов (несколько
отличных по составу от тех, которые выделяют в отечественной географии).
1. Европа — страны Западной, Северной, Южной, Центральной и Восточной Европы,
включая все бывшие республики СССР, а также государства Восточного Средиземноморья
(Израиль, Кипр, Турция).
2. Америка — страны Северной, Южной, Центральной Америки, островные государства
и территории Карибского бассейна.
3. Азиатско-Тихоокеанский — страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралия,
Океания.
Африка — страны Африки, кроме Египта и Ливии.
Южная Азия — все страны Южной Азии.
Ближний Восток — страны Западной и Юго-Западной Азии (кроме Турции и Израиля)
и две африканские страны (Египет, Ливия). ВТО этот регион называет «Средним Востоком»
Региональное распределение турпотоков в основных чертах сложилось давно. начала
массового развития туризма и по настоящее время на мировом рынке туризма лидирует Европа —
400,3 млн прибытий в 2001 г. (57,8 %). Этот регион пользуется большой популярностью у самих
европейцев, а также жителей США и Канады. Вторую позицию долгие годы удерживает Америка
(120,8 млн прибытий в 2001 г. — 17,4 %). Европа и Америка (прежде всего Северная), являются
ключевыми туристскими регионами мира. На них приходится 75 % всех прибытий в мире (рис. 1,
табл. 1).
Информация о работе Статистика и география туристских потоков, доходов и расходов