Этнографический туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Этнографический туризм – одно из направлений культурно-познавательного туризма, являющееся в настоящее время заманчивым для многих стран. Мировая практика доказывает, что подобный вид туризма способен удовлетворить целый ряд духовных потребностей человека. НОрганизация этнографических туров на Великом Шелковом пути особенно актуальна, так как это даст Казахстану возможность вхождения в зону интереса таких стран, как Япония, Малайзия, Китай, Корея, а также европейских государств.
Целью курсовой работы является выявление перспектив развития этнографического туризма Республики Казахстан.

Содержание

Введение………….……………………………………………………………….…4
1 Культурно-познавательные возможности этнографического туризма………………………………………………....…………………………....6
1.1 Понятие этнографического туризма…………...………..………...…6
1.2 Виды этнографического туризма…….…..…………………………....8
2 Национальные традиции и культура Казахского народа………….……...11
3 Этнографический туризм в Казахстане.……………………………….…….19
Заключение……………………………………………………………….………..34
Список использованной литературы………………………………….....…….36

Вложенные файлы: 1 файл

перспективы развития этнографического туризма в Казахстане.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………….……………………………………………………………….…4

1 Культурно-познавательные возможности этнографического  туризма………………………………………………....………………………....6

             1.1 Понятие этнографического   туризма…………...………..………...…6

             1.2 Виды этнографического туризма…….…..…………………………....8

2 Национальные традиции и культура Казахского народа………….……...11

3 Этнографический туризм в Казахстане.……………………………….…….19

Заключение……………………………………………………………….………..34

Список использованной литературы………………………………….....…….36


 

Введение

 

Этнография – наука, которая изучает происхождение и особенности существования того или иного народа, его поведения и духовную культуру.

Под этнографическим туризмом понимается вид познавательного туризма, основной целью которого является посещение этнографического объекта для познания культуры, архитектуры, быта и традиций народа, этноса, проживающего сейчас и проживающего когда-либо на данной территории.

Особенно актуальным этнографическое направление туризма становится в последнее время в  Казахстне, чему способствует возрождение традиций в том числе связанных с казахскими обычаями.

Одним из наиболее привлекательным ресурсов для туристов дальнего зарубежья являются казахстанские горы.

Кроме природных достопримечательностей, Казахстан богат историко-культурными памятниками, расположенными на Великом Шелковом пути, имеющими всемирное значение.

Организация этнографических туров на Великом Шелковом пути особенно актуальна, так как это даст Казахстану возможность вхождения в зону интереса таких стран, как Япония, Малайзия, Китай, Корея, а также европейских государств.

Целью курсовой работы является выявление перспектив развития этнографического туризма Республики Казахстан.

В связи с поставленной целью были сформированы задачи:

- раскрыть понятие этнографического туризма;

- изучить виды этнографического туризма;

- рассмотреть развитие этнографического туризма в Казахстане.

Предметом исследования курсовой работы является возможность развития этнографического туризма в Казахстане.

Объектом курсовой работы является одна из отраслей туристского направления – этнографический туризм.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы курсовой работы могут быть использованы при создании обобщающих материалов по туризму, а также для лекционных занятий в учебных заведениях различного рода.

Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики управления; количественные и качественные методы сбора эмпирической информации.

1 Культурно-познавательные возможности этнографического туризма

 

1.1 Понятие этнографического туризма

Этнографический туризм – одно из направлений культурно-познавательного туризма, являющееся в настоящее время заманчивым для многих стран. Мировая практика доказывает, что подобный вид туризма способен удовлетворить целый ряд духовных потребностей человека. Наиболее важным в организации этнографического туризма является ознакомление участников с традициями и культурой различных этносов. Традиции – это система позиций, ценностей, норм поведения и принципы отношений между людьми в стране, ритм и пульс ее жизни [2. с. 136].

Традиция – это выраженный в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах. Данное определение позволяет исключить из традиции индивидуальный опыт как неколлективное явление, тем самым отличается традиция от искусства, которое представляет собой индивидуальную личностную творческую деятельность. Народное творчество и массовая культура, напротив, представляют собой коллективные виды творческой деятельности, основу которых составляют различные типы, уровни традиций.

Посредством традиции коллектив людей передает по наследству послание, необходимое для будущего выживания и самоподдержания.

Таким образом, можно сказать, что традиция есть механизм коллективной автокоммуникации.

Различают три основных подхода к проблеме традиции и, соответственно, следующие типы традиций: этнические (народные), национальные и социальные традиции.

Этнические традиции типичны для стадии народности, а также для племен. Они тесно связаны с различными видами народного творчества (фольклора), в первую очередь – с ремеслами. Этнические традиции, основанные на фольклоре, могут быть сельскими (деревенскими), городскими, буржуазными, аристократическими. Для племени это та часть художественной культуры, которая неотделима от главного носителя – человека. Это связано с сохранением и передачей накопленного опыта осуществляется непосредственно передачей (от старшего к младшему) устоявшихся норм поведения, навыков, понятий. Например, традиционные народные (этнографические) праздники: хозяйственно-календарные, религиозные, семейно-личные. Степень значимости каждой группы определяется влиянием традиции, лежащей в их основе, в культурной жизни этноса [3. с. 85].

Связь поколений в национальных традициях осуществляется посредством обучения, а хранение и распространение элементов наследия – посредством письменности, которая нанесла огромный ущерб фольклору. Хотя к национальным традициям относятся все обычаи, но не все ритуалы и обряды, так как часть их зафиксирована в протоколе или других средствах информации и воспроизводится только по особым случаям.

На основе изложенного можно сказать, что национальные традиции – это система национальных стандартов, закрепляющих в сознании человека идеи достоинства, величия его нации, героической и славной национальной истории, благородства его народа во всех прошлых и настоящих деяниях, его выдающихся (по мировой значимости) литературе, искусстве, науки и пр.

Любой тип традиции – это опыт, который накапливается в виде системы стереотипов и проявляется, реализуется в следующих формах: обычаи, обряды, ритуалы, церемонии, представления и праздники. Но самой яркой, сложной и характерной формой традиции является массовый праздник – это ритм жизни, его смысл не в развлекательности и отдыхе, а в удовлетворении потребности людей в реализации коллективной памяти, в участии в сотворчестве-диалоге между прошлым и будущим, иначе говоря, потребность быть в гуще жизни, ощутить ее пульс и живое дыхание.

Возвращаясь к этническому туризму, необходимо сказать, что иногда его называют также этнографическим, поскольку этнография («народоведение») – это наука, изучающая культурные и бытовые особенности разных народов мира, а в данном случае турист непосредственно знакомится с этими особенностями и в определенной мере изучает их [4. с. 56].

 

1.2 Виды этнографического туризма

Этнографический туризм может быть представлен двумя основными видами.

Во-первых, это посещение существующих поселений, сохранивших особенности традиционной культуры и быта определенных народов. Указанные поселения можно назвать демонстрационными или показательными, и они бывают как постоянные, так и временные (например, стоянки кочевников-скотоводов или бродячих охотников и собирателей). Туристские маршруты, проходящие через такие поселения, существуют во многих странах [4. с. 159].

Одной из целей поездки в латиноамериканское государство Перу для многих туристов является желание соприкоснуться с традиционным бытом коренных жителей страны – индейцев. Для этого туристы отправляются в глубинные районы страны – в частности, в джунгли бассейна Амазонки. В данном случае четко прослеживается сочетание этнографического туризма с экологическим.

Во-вторых, этнографический туризм включает в себя знакомство с музеями народного быта. Особый интерес вызывают этнографические музеи под открытым небом, в которых содержатся образцы традиционной архитектуры, предметы быта и проводятся национальные праздники. При этом человек может своими глазами увидеть предмет, принадлежащий к той или иной культуре и эпохе, узнать о его деловом и символическом назначении, иногда даже потрогать его и ощутить причастность к культуре своего и других народов [19. с. 159].

Итак, благодаря этническому туризму человек получает возможность увидеть традиционные жилищные и хозяйственные постройки, местных жителей в национальной одежде, а также принять участие в традиционных праздниках, попробовать блюда национальной кухни и купить в качестве сувениров предметы традиционного быта. Вернувшись из поездки, туристы показывают своим родственникам и знакомым приобретенные изделия, делятся впечатлениями об особенностях культуры этносов посещенного региона. Все это в целом способствует укреплению толерантного отношения между представителями разных этносов.

Одним из направлений этнографического туризма является аборигенный туризм – это этнографический туризм с участием (вовлечением) представителей коренного населения [5. с. 216].

Для разработки программ по развитию данного направления в туризме и организации конкретных маршрутов по местам проживания коренных малочисленных народов важным является этап подготовки.

Необходимо собрать все имеющиеся материалы, документы, программы и планы по развитию туризма в проектных территориях; рассмотреть социально-экономическое положение района; дать оценку инвестиционных возможностей развития устойчивого этнографического туризма и сформировать пакет инвестиционных предложений в виде базы данных; изучить спрос на услуги этнографического туризма; создать партнерскую сеть различных организаций, заинтересованных в развитии этнографического туризма.

Этот вид туризма будет востребован в будущем в связи с его уникальностью и неповторимостью, так как в настоящее время этническое разнообразие сокращается со скоростью, соизмеримой с темпами утраты биологического разнообразия. Коренные малочисленные народы являются носителями уникальной культуры и системы хозяйствования, поэтому развитие этнографического туризма перспективно в комплексе с развитием экологического туризма на территориях их традиционно проживания [6. с. 312].

Таким образом, этнографический туризм может рассматриваться как одно из возможных стратегических направлений сохранения и развития экономики традиционного хозяйства. Развитие этнографического туризма должно способствовать сохранению культурного наследия и являться фактором устойчивого развития территорий проживания.

2 Народные традиции и культура Казахского народа

 

Традиции и обычаи – это отражение сущности нации, показатель того, чем она живет, о чем думает, во что верит. Казахские устои также не являются исключением из этого определения. Они веками складывались из казахского кочевого образа жизни и прошли сквозь время, пространство и все преграды, которые ставило перед ними время, и дошли до наших дней некоторые в своем неизменном, а некоторые и несколько деформированном состоянии. Но сам факт того, что сегодня казахский народ помнит и чтит пусть не все, но все же большинство своих традиционных обрядов, является несомненным плюсом и для дальнейшего развития нации. Независимо от того, что люди имеют сейчас, то, что было завещано им предками, безусловно, стоит особого внимания и подробного изучения. Ведь не с пустого же места появились всевозможные верования, обряды и обычаи. С традициями народ передает из поколения в поколение свои знания и наблюдения, а молодежь, черпая эти наблюдения, делает свои выводы и, естественно, начинает относиться к миру уже не как новорожденный птенец, а как бывалый орел, многое повидавший и многое испытавший на своем жизненном пути [18. с. 96].

Свадебная традиция.

Свадьба у казахов, пожалуй, один из самых интересных, насыщенных событиями, красочных и самых важных обрядов в жизни. Большое значение казахи уделяют факторам, препятствующим появлению кровно-родственных браков. В связи с этим, согласно казахской традиции, не могут вступать в брак представители одного и того же рода, состоящие в родстве менее, чем в седьмом колене, либо проживающие на территориях, разделенных менее, чем семью реками. Причем, даже при выполнении этих условий, на брак требуется специальное разрешение главы рода и аксакалов. Проведение таких мер предосторожности относительно появления семей, где муж и жена могут оказаться в какой-то степени родственниками, отнюдь не лишено смысла. Все эти ограничения способствуют предупреждению кровных смешений и обеспечивают здоровое потомство и процветание нации [20. с. 159].

Итак, брачное соглашение может достигаться двумя способами: во-первых, путем договора между родителями той и другой стороны, когда глава семьи жениха едет с данным предложением к родителям невесты, что обычно и происходит; во-вторых, сторона жениха уполномочивает на это близкого друга. Заключение подобного соглашения предусматривает, с одной стороны, определение соответствия имущественного положения той и другой стороны (кстати сказать, тоже законодательно запрещенного, но широко практикуемого в последние годы), а с другой – знакомство с матерью невесты.

Первый этап свадебного обряда завершается тогда, когда завершается брачное соглашение и определяется день, в который родители жениха и его ближайшие родственники должны будут подарить отцу невесты так называемый «киит» – лошадь, халат и другие подарки опять же в зависимости от имущественного положения семьи. В этот день семья невесты организует пиршество и приглашает в гости близких родственников. Во время гуляния уточняются все вопросы, связанные с предстоящей свадьбой. Обязательным ритуалом этого этапа обряда является забой коричнево-белоголового барана (ни в коем случае не черного). Непременным спутником завершающейся стадии пиршества является обнос гостей чашей с айраном, в которую накрошены кусочки зажаренного курдюка, и увеселительные игры на реке девушек женской половины с юношами мужской. Перед отъездом родственники невесты одаривают родственников жениха соответствующими подарками, ценность которых также зависит от имущественного положения семьи. Этим актом завершается окончательное заключение брачного соглашения, и отношения между сторонами вступают в новую фазу [25. с. 29].

Сторона жениха обязана выплатить семье невесты обусловленный калым, размеры которого находятся в строгом соответствии с имущественным положением семьи. Как правило, достаточно богатые семьи отдают 77 голов лошадей, семьи среднего достатка – 47, небогатые – 17; если у семьи нет лошадей, отдается их эквивалент другими видами скота. Когда большая часть калыма выплачена, родственники жениха имеют право назначить день свадьбы. При этом сторона жениха организует «Жертыс-той», приглашая всех родственников посмотреть и оценить подарки, предназначенные жениху. Друзья и родственники также приносят подарки, дополняя тем самым недостающую их часть, что является одной из характерных черт взаимопомощи в казахской среде [24. с. 189].

После проведения этого обряда сторона жениха уведомляет родственников невесты, что они готовы привести свадебные подарки – «джартыс». Получив такое извещение, семья невесты назначает день, когда она будет готова принять гостей. В этот день, жених, сопровождаемый родителями, ближайшими родственниками родителей, своими братьями и сестрами, зятьями и снохами, направляется к невесте. Не допускается, чтобы жених входил в юрту своих будущих тестя и тещи одновременно с родителями и старшими родственниками, поэтому, не доезжая до дверей юрты 300-500 метров, он сходит с коня и отходит в сторону. Родители невесты принимают родственников жениха и вводят их в юрту, а подруги невесты, сопровождаемые молодыми женщинами, идут встречать жениха. В дверях его встречают тесть и теща, которая из находящегося в ее руках большого блюда разбрасывает над головой будущего зятя сладости, баурсаки и курт. Находящиеся вокруг молодежь и ребятишки должны наперебой подбирать пищу с земли. Этот обряд называется казахами «чашу» и означает, что родители невесты желают жениху счастья и процветания. В этот день сторона невесты режет барана и устраивает пир в честь будущего зятя. Звучит домбра, танцы сменяют айтысы и песни. На второй день родственники невесты выбирают двух-трех опытных молодых женщин для того, чтобы разобрать подарки жениха и оценить их с целью определения их соответствия имущественному положению жениха. Кроме того, родственники жениха должны каждому из родственников невесты преподнести отдельный подарок, а матери невесты – выкуп за то, что она в младенчестве вскормила ее грудью (как правило, в пересчете на стоимость скотом) и предоставить соответствующее число баранов для организации свадебного пира в доме невесты [12. с. 189].

После оценки свадебных подарков назначается день свадьбы. Как правило, это происходит не раньше, чем через 15-30 дней. Сам свадебный обряд у казахов, в отличие от других мусульманских народов, не требует освящения муллой. Достаточно, чтобы половины жениха и невесты, а также все присутствующие пропели свадебную песню «аужар». Слова этой песни могут быть различными, но мелодия всегда одна. Песнь разделяется на пять частей: пролог, утешение, причитания, плач расставания, песнь снятия покрывала. В первый день свадьбы в дом жениха приглашают старейшего члена рода, который дает напутствие молодому человеку, в честь него устраивается пир. На второй день отправляются за невестой. Прежде, чем невесту увезут, собираются все соседские юноши и девушки, для них организуется угощение, и несколько певцов начинают утешать невесту, исполняя свадебные песни «жар-жар». Песни эти могут быть весьма разнообразными по своему содержанию, но смысловая нагрузка вполне определенная: в этих песнях звучит тоска по покидаемым местам и тревога за будущее своей соплеменницы в чужом роде.

Когда невеста подъезжает к дому будущего жениха, находясь в центре сопровождающих ее лиц, на одежде которых повязана красная материя, она закрывает лицо вуалью, а встречающие ее родители жениха разбрасывают над ее головой курт, баурсаки и сладости, аналогично тому, как это делалось при посещении женихом родителей невесты. Войдя в юрту, жених и невеста, прежде всего, приветствуют огонь очага, а затем отвешивают поклоны старшему поколению и гостям. Певец, в руках которого находится камча, с вплетенной в нее красной нитью, начинает прославлять невесту и описывать принесенные ей дары, постепенно приподнимая покрывало, закрывающее ее лицо. Этот обряд получил у казахов название «беташар». Содержание сопровождающей обряд песни также произвольно, но в ней наряду с достоинствами невесты, обязательно перечисляются и обязанности молодой жены: уважение старших и родственников мужа, преклонение перед мужем, оказание почета и уважения гостям и постоянная улыбка на лице, забота о домашнем очаге, уход за мужем и т.д. [12. с. 189]

Кроме традиционных песен, свадебный обряд, как и любой праздник у казахов, сопровождается традиционными скачками и соревнованиями в верховой езде во всевозможных видах, неизменным состязанием акынов и пиршеством. Этим свадебная церемония заканчивается, и молодая супружеская пара выделяется в отдельную ячейку рода, ведущую либо самостоятельное хозяйство, либо на паях с родителями мужа (в редких случаях – жены).

Наурыз. Традиция празднования.

Этот восточный праздник берет свое начало еще с доисламской истории народов Средней Азии. У казахов «Наурыз» - это праздник весны, празднование которого приходится на день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день происходит обновление в природе, гремит первый весенний гром, набухают почки на деревьях, буйно прорастает зелень. Следует отметить, что Наурыз мейрамы как нерелигиозный праздник весны и обновления имеет общие корни и параллели с проводами зимы и многими другими значимыми моментами в жизни всех народов Казахстана [13. с. 265].

Если в этот день рождались мальчики, их называли по традиции Наурызбаями или Наурызбеками, а девочек просто Наурыз или Наурызгуль. Если в день равноденствия выпадал снег – это считалось добрым знаком. В далеком прошлом казахи называли Наурыз Днем улуса (народа), или Великим днем улуса. В народе есть поверье: чем щедрее будет отмечен праздник Наурыз, тем благополучнее пройдет весь последующий год. Отсюда – изобилие праздничных обычаев и атрибутов. Накануне праздника весеннего равноденствия люди приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами, мирились находившиеся в ссоре, ибо, как утверждали старики, когда Наурыз входит в дома людей, все болезни и неудачи должны обходить их стороной. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все емкости наполняли молоком, айраном, зерном, ключевой водой, а в день Наурыза все старались быть в добром расположении духа, при встрече обнимали друг друга, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали их [21].

Празднование Наурыза начиналось традиционной встречей рассвета, связанного со старинным ритуалом «Если увидишь родник – расчищай его исток». Встречая рассвет, все взрослое население, молодежь и дети, взяв в руки лопаты и кетмени, собирались в условленном месте у родника или арыка и производили его расчистку. Затем все вместе под руководством почтенных стариков производили посадку деревьев. При этом по установившейся традиции произносились слова: «Пусть останется в памяти от человека дерево, нежели стадо» и «Срубил одно дерево – посади десять!». После исполнения ритуальных мероприятий три человека в образе «жыршы» – зазывалы (глашатая), обходили все улицы, площади, дворы и звали всех на праздник. Они одевались в яркие, праздничные костюмы. Ими могли быть персонажи казахских народных сказок – Алдар Косе, Жиренше и красавица Карашаш. После этого начиналось праздничное представление. Люди веселились, поздравляли друг друга с наступлением Нового года, желали друг другу добра, пели песни, которые издавна были сложены специально для этого праздника – «Наурыз жыр», устраивали борьбу мужчины с женщиной, состязания в скороговорках – «жанылтпаш», отгадывании загадок – «жумбак».

У казахов при праздновании Наурыза обязательным являлось присутствие числа «7», которое олицетворяет семь дней недели – единицы времени вселенской вечности: перед аксакалами ставились семь чаш с напитком «Наурыз-коже», приготовленным из семи сортов семи видов злаков. В состав семи компонентов обычно входили мясо, соль, жир, лук, пшеница, курт, иримшик (творог).

Празднование Наурыза всегда сопровождалось массовыми играми, традиционными скачками, развлечениями. Самыми известными и любимыми в народе были игры «Айкыш-уйкыш» (то есть «Навстречу друг другу») и «Аударыспек», во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла.

Праздник Наурыз не обходился и без спортивной борьбы, участвовать в которой могли не только юноши, но и девушки. Девушка вызывала джигита на состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если победит она, то джигит должен повиноваться ей и выполнять любые ее желания. В таких случаях Наурыз превращался в свадебные торжества [25. с. 18].

Курбан-айт, или Праздник жертвоприношения.

Этот праздник у мусульман считается главным. Его празднование приходится на 71 день после рази-айт, то есть на десятое число месяца зу-аль-хиджа. Праздник длиться три-четыре дня. Обряд праздника имеет четкую историческую основу. Согласно приданию, одному из предков народов Северной Аравии Ибрахиму однажды во сне явился Аллах, повелевая ему, дабы испытать его веру, тайно подняться в горы и принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила. Однако, когда тот поднялся в горы и готов был убить мальчика, Аллах, убедившись в его преданности, послал в качестве искупительной жертвы ягненка. С тех пор в день этот праздника во всем мусульманском мире в жертву приносятся овцы и ягнята. Мясо отдается бедным и частично используется для праздничной трапезы семьи. Обязательным ритуалом праздника является общая молитва в храме, предшествующая жертвоприношению. В день праздника в каждом доме готовится трапеза, все поздравляют друг друга, обязательно организуется такое традиционное состязание как кокпар.

Таким образом, все казахские традиции и праздники, так или иначе, нашли свое применение в этнографическом туризме. Этнографический туризм основан на интересе туристов к подлинной жизни народов, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой казахского народа.

3. Этнографический туризм в Казахстане

 

Сегодня Казахстан предоставляет практически все существующие виды туризма - познавательный, развлекательный, этнический, экологический и другие. Для туристов предлагается большое количество маршрутов путешествий по всей территории Казахстана. Взять хотя бы Южный Казахстан. Как не проехать по его Золотому кольцу? В благодатном оазисе южных степей, на стыке кочевой и оседлой цивилизаций существовали древнейшие города мира. Веками по этой земле проходила система древних караванных дорог, ведущих из Китая в страны Ближнего Востока и Европы [7. с. 139].

Казахстан, обладая уникальными природными ресурсами и самобытной культурой кочевого народа, имеет огромный нереализованный потенциал для развития этнографического туризма на международном и региональном рынках. Туристский потенциал рекреационных ресурсов и историко-культурного наследия позволяет республике гармонично интегрироваться в международный рынок туризма и достичь интенсивного развития этнографического туризма в стране.

В последнее время наблюдается увеличение интереса иностранных туристов к туристским достопримечательностям Республики Казахстан. Обусловлено это явление, прежде всего, географическим положением республики, большим потенциалом в области организации туристски привлекательных маршрутов и т.д. Туристская привлекательность Казахстана объясняется наличием уникальных природных зон и заповедников, историко-культурных достопримечательностей мирового уровня.

Грамотное использование этих ресурсов способствует развитию в республике практически всех видов туризма [8. с. 85].

Туристский импорт страны составляют деньги, потраченные ее гражданами во время зарубежных поездок, оплата ими транспортных расходов и других услуг в странах пребывания, а также оплата дивидендов иностранным инвесторам индустрии туризма. Разница между доходом страны от экспорта туристских услуг и стоимостью импорта туристских услуг представляет туристский платежный баланс, который может быть отрицательным (дефицит) и положительным.

В мировой практике туризм классифицируется в основном на: въездной, выездной и внутренний, причем въездной туризм считается основным генератором поступлений иностранной валюты.

Таким образом, о поступательном и устойчивом развитии казахстанского туризма свидетельствуют темпы роста объемов въездного и внутреннего туризма. Наибольшее развитие внутреннего туризма отмечается в городах Астане, Алматы, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Алматинской и Акмолинской областях.

В Алматинской, Карагандинской, Северо-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях наиболее развит выездной туризм [9. с. 116].

В Республике развиты практически все существующие виды туризма: культурно-познавательный, развлекательный, экологический, экстремальный, оздоровительный, социальный, детский, спортивный, деловой, космический туризм.

Среди экстремальных видов туризма наибольшей популярностью среди туристов пользуются национальные виды охоты, такие, как охота с беркутом и ловчими соколами, с казахскими борзыми - тазы.

Геополитическое положение и природно-сырьевые ресурсы позволяют рассчитывать на увеличение количества туристов, приезжающих в Казахстан по вопросам бизнеса и участия в международных мероприятиях. Это, прежде всего, города Алматы, Астана, Атырау.

Туристы, прибывающие из-за границы, предпочитают останавливаться в гостиницах, предоставляющих качественный сервис и полный набор услуг. Именно от делового туризма будет зависеть дальнейшее развитие сети гостиниц международного уровня в крупных городах – деловых центрах страны [10. с. 267].

Наиболее перспективными регионами культурно-познавательного туризма являются город Алматы и Алматинская область, развитие туризма по Шелковому пути (международный туристский поезд «Жемчужина Шелкового пути» по маршруту Алматы - Туркестан - Ташкент - Самарканд - Бухара - Ургенч - Мары - Ашгабат – Алматы). Огромные возможности для развития внутреннего культурно-познавательного туризма в республике открывает участие Казахстана в туристском трансконтинентальном маршруте «Шелковый Путь», осуществляемый под эгидой UNWTO в сотрудничестве с UNESCO [11. с. 199].

Казахстан имеет конкурентные преимущества, которые заключаются в уникальной культуре, богатой и разнообразной природе, возросшей деловой активности, что дает возможность развивать культурно-познавательный, экологический, деловой туризм, заниматься активными видами отдыха, такими, как спортивный, приключенческий туризм.

В целом для туристов предлагается более 700 маршрутов путешествий по всей территории Казахстана.

Северный Казахстан включает Северно-Казахстанскую, Павлодарскую, Акмолинскую и Костанайскую области. Регион расположен на крайнем севере республики в бассейне рек Есил, Тобыл и Обаган. С запада на восток северный Казахстан простирается более чем на 1300 км, а с севера на юг – почти на 900 км.

Главные реки – Иртыш и его два левых притока, Есил и Тобол. Наиболее крупные озера – Кусмурын и Сары Копа в Костанайской области, Тенгиз и Коргалджын в Акмолинской, Шагала, Шортан и Бурабай в Северо-Казахстанской области.

Боровое. На севере Казахстана, между городами Астана и Кокшетау находится удивительный район, настоящий оазис - Боровое. Географически этот уголок носит название Кокшетауская возвышенность, а местные путеводители именуют его «Казахстанская Швейцария».

Баянаул. Павлодарская область знаменита своим замечательным Национальным Природным Парком Баянаул, одним из самых живописных уголков страны. Он находится в ста километрах от Экибастуза, города с развитой индустрией. В этом Национальном Парке представлены четыре вида растительности: лес, лесостепь, степь и луг. В Северо-Западных окрестностях города Павлодар, на правом берегу Иртыша, находится одно из уникальнейших мест в мире- памятник природы, под названием Гусиный Перелет.

Наурзумский заповедник. Наурзумский заповедник расположен на территории Наурзумского и Семиозерского районов Костанайской области, в 190 км к югу от Костаная, в Тургайской ложбине, куда входят урочища Терсек, Сыпсын и Наурзум. Основную часть последнего урочища занимает уникальный Наурзумский бор [16. с.113].

Южный Казахстан. Южный Казахстан включает Алматинскую, Жамбыльскую, Южно Казахстанскую и Кызылординскую области. Регион занимает обширную территорию от Аральского моря на западе до Джунгарских ворот на востоке и от озера Балхаш и пустынного плато Бетпак-Дала на севере, до границы республики на юге, включая северную часть пустыни Кызылкум, западные и северные отроги Тянь-Шаня и хребты Джунгарского Алатау. Главные реки – Сырдарья, Чу, Или, Каратал, Аксу, Лепсы. Самые крупные озера – Аральское море, Балхаш, Алаколь, Сасыкколь [17. с. 215].

Космодром Байконур. Главной достопримечательностью Кзылординской области, привлекающей множество туристов со всего мира, является космический центр Байконур. Его площадь равна 6 717 кв. км. Здесь вы можете понаблюдать за запуском ракеты и посетить Музей Космонавтики, а также дома, где жили Юрий Гагарин и Сергей Королев.

Аксу-Джабаглы. Аксу-Джабаглы - старейший заповедник Казахстана, а также первый в Центральной Азии, получивший статус биосферного заповедника ЮНЕСКО, расположен в отрогах Западного Тянь-Шаня на высоте от 1000 до 4280 метров над уровнем моря. Здесь водятся архары и горные козлы, маралы и косули, рыси и снежные барсы, волки и лисы, медведи и дикобразы, каменные куницы и горностаи. Богат мир пернатых. Над солнечными полянами мелькают разноцветные бабочки-махаоны, редкие виды парусников, голубянок, желтушек [17. с. 220].

Алтын-Эмель. На западных отрогах хребта Джунгарский Алатау расположен Национальный Парк Алтын-Эмель, крупнейший заповедник Казахстана. Площадь в 460 000 гектаров предназначена для сохранения редких видов животных и растений. На территории Парка располагается несколько исторических памятников – скифские (сакские) погребальные курганы Бес-Шатыр, датируемые первым тысячелетием до н.э. и Тамгалы-Тас с древними наскальными изображениями, самые ранние из которых относят к 16-13 вв. До н. э. Здесь, на правом берегу реки Илиљ находится знаменитый Поющий Бархан [14].

Курганы Бес-Шатыр. Некрополь Бес-Шатыр (Пять шатров) был местом поклонения древних саков, живших на территории нынешнего Казахстана в первом тысячелетии до н. э. Здесь, на территории 2 кв. км. расположены 18 царских курганов около 9 м. в диаметре и около 2.5 м. в высоту. К западу от царских курганов простирается с севера на юг цепь из сорока пяти каменных плит с вырезанными на них изображениями животных. Ученые считают, это место было ритуальной частью некрополя.

Петроглифы Тамгалы-Тас. В 170 км. от Алматы, в урочище Тамгалы-Тас (Камни, отмеченные родовым знаком) было найдено уникальное святилище с наскальными рисунками, представляющее собой настоящую древнюю художественную галерею. В ней нашли отражение нескольких исторических периодов. Обнаружено более 4000 рисунков, принадлежащих к эпохе бронзы, ранних кочевников и тюркскому периоду. Вблизи ущелья находятся могильники эпохи бронзы, и ранних кочевников, а также их поселения. Галерея петроглифов Тамгалы является сокровищем мирового значения и находится под защитой фонда ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры).

Поющий Бархан. Еще одно чудо природы расположено на правом берегу реки Или. Поющий бархан знаменит тем, что в сухую погоду пески издают звук, похожий на мелодию органа. Трение, вызванное движением воздуха и сухих песчинок, электризует их, вызывая вибрацию. Благоприятные условия резонанса создают звуковые волны, которые, отражаясь от плотной почвы, вызывают дрожание бархана. Этот звук слышен за несколько километров. Его юго-западный склон гладкий, тогда как склон на северо-востоке имеет несколько гребней с пологими скатами [13. с. 98].

Горы Актау. Горы Актау (Белые горы) это музей далекого прошлого Земли. 15 миллионов лет назад здесь было гигантское озеро-море, теперь – слои осадочных пород причудливых форм и цветов: красного, желтого, голубого и белого. Огромные конические горы напоминают египетские пирамиды. Время от времени здесь находят ископаемые останки динозавров и древних млекопитающих.

Тургенское ущелье. В 90 км от Алматы располагается прекрасный уголок природы – Тургенское ущелье. Богатое горячими источниками, водопадами, хвойными и смешанными лесами, альпийскими и субальпийскими лугами, озерами и родниками, лекарственными растениями и ягодами, оно уходит вглубь на 44 км до огромного плато Ассы. Тургенское ущелье славится водопадами – их около семи. Водопад Медвежий притягивает своей 30-метровой высотой среди нависающих скал и зеленых елей.

Иссыкский курган. Иссыкский могильник считается одним из самых больших археологических памятников скифо-сакского периода. Памятник датирован IV в. до н.э. Молодой человек, похороненный там, принадлежит к Сакско-Тиграхаудским правителям, возможно – к правящей династии Великих Кушанов. «Золотой воин» был облачен в кольчугу, богато украшенную золотыми бляшками, пояс с оружием из чистого золота; на голове – стреловидный убор. Костюм состоит из 4 тысяч золотых украшений-символов, выполненных в знаменитом «зверином стиле», характерном для сакских ремесленников. Копии «Золотого человека» выставлены в музеях гг. Алматы и Астана [13. с. 99].

Озеро Иссык. Всего в 60-ти км. от Алматы, рядом с небольшим городком Иссык, на высоте 1 800 м. над уровнем моря, притаилось одно из самых живописных озер Заилийского Алатау. В 1963 г. из ледниковой зоны в верховьях реки Иссык вырвался мощный селевой поток. Гигантские волны разрушили естественную плотину, и в результате, за несколько часов озеро было размыто. В настоящее время оно частично восстановлено, но прекрасный ландшафт окружающих его гор и по сей день радует глаз туристов

Каньон Чарын. Чарынский каньон, который сравнивают по красоте с Гранд Каньоном в Колорадо, находится в 200 км. к востоку от Алматы. Уникальные формы размыва и выветривания рельефа перенесут вас в сказочный, нереальный мир причудливых скульптур из песчаника: «Долина замков», «Ущелье ведьм» и другие. Высота отвесных склонов, колон и арок достигает 150-300 метров. Каньон протянулся на 154 км. с северо-востока на юго-запад, вдоль реки Чарын, которая прекрасно подходит для рафтинга. Здесь сохранился редчайший представитель растительности земного шара – ясень согдийский, переживший эпоху оледенения.

Река Или. Или – самая крупная река в Семиречье. Ее длина – 1339 км. Свое начало река берет в Китае, на территории Алматинской области она образует искусственное водохранилище Капчагай, и впадает в озеро Балхаш. Капчагай называют морем: в теплое время оно является излюбленным местом отдыха горожан. Его максимальная ширина – 22 км, глубина – 45 м. Вдоль побережья располагаются санатории, пансионаты, пляжи, в самом городе Капчагае построен аквапарк. Для начинающих туристов и просто для любителей активного отдыха представляет большой интерес сплав по реке Или. Во время сплава туристы знакомятся с природой и животным миром поймы реки [13. с. 99].

Большое Алматинское Озеро. Это горное озеро расположено в ущелье реки Большой Алматинки, на высоте 2511 м. над уровнем моря, в 28,5 км к югу от Алматы. Оно находится во впадине, словно сверкающее зеркало, со всех сторон окруженное горными вершинами.

Кольсайские озера. Их называют жемчужиной Северного Тянь-Шаня. Три высокогорных озера с крутыми, поросшими сосной склонами расположены в отрогах хребта Кунгей-Алатау.

Озеро Каинды. Каинды («Березовое» с казахского) – озеро, расположенное среди великолепного хвойного леса на высоте 2 000 метров над уровнем моря. Озеро длиной около 400 м достигает в глубину почти 30 м. с гребня скальника открываются изумительные виды на ущелья Каинды, Саты, долину реки Чилик. Сухие стволы затопленных елей возвышаются над водной поверхностью, как мачты затонувшей эскадры.

Хан-Тенгри. Настоящей Меккой альпинизма стал Центральный Тянь-Шань со знаменитыми вершинами Хан-Тенгри (7 010 м) и пиком Победы (7 439), принадлежащим соседнему Кыргызстану. Пик Хан-Тенгри (Повелитель духов), наивысшая точка Казахстана, считается одной из красивейших вершин Пик Хан-Тенгри труднодоступен, поэтому чрезвычайно интересен как для альпинистов, так и для любителей приключенческого туризма. Казахстану принадлежит северная часть горы. Восхождение по «Северной Стене Хан-Тенгри» является заветной мечтой многих альпинистов [13. с. 101].

«Золотое Кольцо» Южного Казахстана. В благодатном оазисе южных степей, на стыке кочевой и оседлой цивилизаций существовали древнейшие города мира. Веками по этой земле проходила система древних караванных дорог, ведущих из Китая в страны Ближнего Востока и Европы. Шелковый Путь, или «Жибек Жолы» как торговая магистраль зародился в III веке до н.э. Значительная часть пути пролегала по территории нынешнего Казахстана. Города Туркестан (Ясы), Тараз (Талас), Отрар, расположенные на Великом Шелковом Пути, в древности и средневековье являлись главными центрами, через которые курсировали торговцы.

Туркестан. Город Туркестан (Ясы) слыл духовно-политическим центром тюркоязычных народов огромного региона Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь) и был древнейшей столицей казахских ханов. Сегодня Туркестану 1500 лет. Шейх Ходжа Ахмед Яссауи – суфий, поэт, философ, духовный наставник тюркских народовжил в этом городе. Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи, возведенный в XVI в. по приказу Тимура, шедевр средневекового зодчества, это удивительный комплекс дворцов и храмов. Поражают воображение элегантность декора, узорные своды потолков, цветная мозаика из майолики.

Арыстан-Баб. По народному поверью дорога в Туркестан обязательно должна лежать через мавзолей Арыстан-Баб, возведенный над могилой учителя Ахмеда Яссауи, известного религиозного мистика, жившего в XII веке. Самая ранняя часть мавзолея относится к эпохе Тимуридов.

Отрар. Древний город Отрар (IVв. До н.э.) был крупным центром торговли. Его знаменитая библиотека не уступала в богатстве самым прославленным библиотекам античности: Александрийской и Карфагенской. В этом городе родился, жил и творил всемирно известный средневековый мыслитель Аль-Фараби. В конце XIII века монгольские войска сровняли удивительный город с землей [13. с. 102].

Сауран. Мощная крепость Сауран (X-XVIII вв.) славилась уникальным водоснабжением. Благодаря обеспеченности водой и продовольствием, город мог выдержать осаду в несколько месяцев.

Домалак-Ана. На возвышенном месте в степи, недалеко от Туркестана, находится мазар Домалак-Ана, воздвигнутый в честь «Великой Матери Бабишар, дочери Аксултана» – ясновидящей, наделенной даром предсказания. Согласно поверьям, три Казахских Жуза (клана) – потомки трех ее внуков. В 1998 г. на месте старого мазара был построен великолепный мемориальный комплекс из белого мрамора. Два камня, которые прежде стояли на могиле, считаются священными. Говорят, что между ними может пройти только праведный человек.

Тараз. Городу Тараз (Талас) более 2000 лет. С древних времен этот город был известен как «город купцов». Пик развития города приходится на X-XII вв., когда он был столицей государства Караханидов. Мавзолеи Карахана и Давудбека, замки правителей и множество древних могильников позволят путешественнику мысленно окунуться в далекие столетия. Недалеко от современного Тараза сохранились шедевры древней архитектуры, включенные ЮНЕСКО в список всемирных раритетов зодчества: мавзолеи Бабаджи-Хатун и Айша-Биби [13. с. 103].

Мавзолей Айша-Биби. Согласно легенде, мавзолей был воздвигнут одним из правителей династии Караханидов над могилой его прекрасной невесты Айша-Биби, дочери суфийского поэта Хаким-Ата. Согласно народным преданиям, коварная змея оборвала жизнь юного создания на пути к возлюбленному. Строение полностью облицовано резными терракотовыми плитками с растительным и геометрическим узором. Сам мавзолей выглядит невероятно легким и изящным. Более восьми веков стоит он наперекор ветрам и непогодам как свидетель незаурядного мастерства древних зодчих.

Западный Казахстан. Западный Казахстан включает: Западно-Казахстанскую, Атыраускую, Мангистаускую и Актюбинскую области. Регион расположен на крайнем западе и юго-западе республики. Его обширная территория тянется на 1200 км. с севера на юг и на 1 300 км. с запада на восток.

Главные реки – Урал, Эмба. Самые крупные озера – Индер, Аралсор, Камыс-Самарские. Важнейшую роль в регионе играет Каспийское море. В регионе более 100 лет ведется добыча нефти, Атырау является центром по добыче и консервированию черной икры. Климат – резко континентальный, засушливый.

Впадина Карагие. Впадина Карагие («черная впадина» с казахского) – самая низкая точка Казахстана и СНГ (132м ниже уровня моря). Она замечательна своей уникальной красотой.

Шелковый путь. Одним из самых привлекательных туристских маршрутов Мангистауской области считается путешествие вдоль ВеликогоШелкового Пути, проходившего в древности через всю территорию Мангистау, с юга на север и дальше, на северо-запад, через плато Устюрт, Шетпин-ские ворота к побережью Каспия. Здесь сохранились караван-сараи, небольшие городища: Сарташ, Алта, Кетык. Легендарная священная гора Шеркала, а недалеко от нее – развалины крепости сына Чингисхана Джучи.  Эти края хранят множество историко-архитектутных памятников: высеченные из скалы подземные мечети Бекет-Ата, Шакпак-Ата и многие другие, мемориальный комплекс Есет-Батыра [13. с. 104].

Тамшалы. Недалеко от Актау, в 35 км. от Форт-Шевченко расположен райский уголок под названием Тамшалы, что означает «веселая капель» по-казахски. Зеленая долина, поросшая плакучими старыми ивами, тополями, кустарниками, окружена дымчато-палевыми кручами. Здесь же озеро с зарослями мяты, ежевики. Вода выступает из-под широкой каменной платформы, нависшей высоким карнизом, и капелью барабанит по камню. Здесь можно послушать легенду о плачущих камнях.

Устюртский Национальный биосферный заповедник. Устюртский заповедник имеет площадь в 70 000 га, для него характерны типичные ландшафты пустынь Туранской низменности и плато Устюрт. Заповедник служит надежным убежищем для многих редких животных, таких как: устюртский муфлон, гепард, сайгак, джейран, шакал, лиса, длинноиглый еж, хорь-перевязка и других. Достопримечательностями Устюрта являются археологические памятники.

Археологические памятники. На севере от Кызана, на берегу Мертвого Култука были найдены древние захоронения.  Они датируются приблизительно четвертым, пятыми веками до н. э.

Восточный Казахстан. Восточный казахстан состоит из Восточно-Казахстанской области. Этот регион расположен на стыке границ Китая, Монголии, России. Большую часть территории занимают горные системы Рудного и Южного Алтая, Калбы, Саур-Тарбагатая. Высота гор - от 800 до 1500 м, на крайнем востоке Алтая - до 3000-4000 м (г. Белуха, 4506 м)

Гора Белуха. Гора белуха на Северо-Востоке, с белоснежной вершиной (4506 м) – самая высокая в Сибири и на Алтае. Это царство снега, льда, грохочущих лавин и сверкающих водопадов. С ней соседствует гора Беркутаул (Жилище Орла), ее высота – 3.373 м. Беркутаул – вторая по популярности вершина Южного Алтая, после Белухи.

Маркакольский Заповедник. Восточный Казахстан приютил один из самых удивительных уголков Казахстана – Маркакольский Национальный Заповедник. Жемчужиной этого края по праву называют озеро Маркаколь, лежащее во впадине, ограниченной хребтом Кучум с севера и хребтом Азутау – с юга. Озеро имеет 38 км. в длину, 19 км. – в ширину и 27 м. – в глубину. Его питают 27 рек и речушек, но вытекает из озера только река Кальжир [13. с. 105].

Рахмановские Ключи. Подземные реки этих мест предположительно содержат целебный радон - продукт распада радиоактивных элементов, содержащихся в очень редких минералах гранита. Озеро Алаколь. Алаколь (Пестрое) – одно из красивейших озер Казахстана. Кроме благодатной воды соленое озеро богато лечебными грязями, минеральными солями, Оно расположено на на Северо-Восточном краю Джунгарского Алатау. На Птичьем острове величаво выступают стаи фламинго, здесь обитают свыше 40 видов птиц [13. с. 106].

Киин-Кериш. Среди пустынных равнин поднимаются стены и башни древних городов и крепостей. Это не мираж, это Киин-Кериш (Гордая Красота) – природный эоловый город, называемый также «Город Духов».

Бухтарминское озеро. Природа этого края удивительна и прекрасна. Изумрудное Бухтарминское озеро известно своими живописными видами, а также отличным клевом. Множество рек и родников , сбегающих с горных уступов, впадает в озеро, образуя здесь и там красивейшие водопады, вытекает же из озера только речка Шандаге-Булак.

Мавзолей Козы-Корпеша и Баян-Сулу. Один из самых интересных исторических памятников, расположенный на берегу реки Аягуз – Мазар Козы-Корпеша и Баян-Сулу. (X – XI вв.) Образ этих героев народного эпоса – символ вечной любви между юношей и девушкой, казахскими Ромео и Джульеттой.

Центральный Казахстан. Центральный Казахстан (Карагандинская область) – Сердце Казахстана, его площадь398,8 тысяч квадратных километров. Этот регион – сокровищница природных богатств. В центральном Казахстане (Карагандинская область) расположено одно из самых больших озер мира - озеро Балхаш, уникальный Каркаралинский горно-лесной оазис.

Сарыарка. Привольно и широко раскинулись степные просторы Сарыарки: живописные гранитные массивы гор Каркаралы, Кент, Кызылрай на востоке до озера Тенгиз и гор Улытау на западе, от реки Ишим на севере до пустыни Бетпак-Дала на юге простирается широкая степь, которой казахский народ с древних времен присвоил поэтичное имя Сарыарка, что значит «желтый хребет».

Каркаралинский государственный национальный природный парк. Название гор Каркаралы произошло от названия национального головного убора девушек-казашек — каркары, искусно расшитого бисером, бусами, шелками, украшенного бархатом, парчой и увенчанного султанчиком из совиных перьев.

Озеро Карасор. Озеро Карасор (или Туздыкуль), имеет площадь около 250 квадратных километров. Озеро богато рыбой. Содержание солей в водах Карасора превышает содержание солей в морской воде. На его берегу имеются лечебные грязи. В озеро Карасор несут свои воды около десяти небольших речек [13. с. 106].

Озеро Балхаш.  Существует легенда, что у богатого бая Балкаша была красавица дочь Или. Бай объявил праздник- той и победителю обещал в жены дочь. Красавица Или и бедный пастух Каратал любили друг друга. Или помогла Караталу выиграть состязание женихов. Но Балкаш не хотел отдать дочь бедняку. Тогда Каратал и Или бежали. Разгневанный отец не мог догнать беглецов. И тогда он превращает их в реки, а сам бросается к ним на перед и превращается в озеро, поглощая непослушную дочь. И озеро имеет цвет седой голубизны.

Горный массив Бектауата. На высоту более тысячи метров взметнулся розовый пик Бектауата- оазис Северного Прибалхашья. В ясную погоду его можно видеть за сотню километров, поэтому его не зря называют маяком прибалхашья.

Древние памятники и курганы. Многие из них еще сохранились и, быть может, скрывают тайны жизни, шумевшей в этих краях.  В Сарыарке под государственную охрану принято 88 археологических памятников, расположенных в различных районах области. Среди них - курган Актасты, стоянка Дермен, пещера Айдагарлы и курган Клыш), группа курганов у зимовки Карасу и в ущелье Кен Дара, стоянка Донгал и другие.  Интереснейшим образцом культовой архитектуры XVIII века в области является мазар Ак-Бекет. Мазар представляет собой круглое сооружение в виде юрты.  Самобытной красотой веет и от мазаров Шон (XVIII век), Клыш и Ахметжан (XIX век), и многое другое.

Наиболее интересные, привлекательные и перспективные маршруты разработаны: ТОО «Саяхат» Кызылординская область, ТОО «Компания Жибек Жолы», ТОО «Туристское агентство» Национальной компании «Шелковый Путь-Казахстана», ТОО МАЛ «Хантенгри», ТОО «Азия туризм», ТОО «Туран-азия» г.Алматы, ТОО «Акколь», ТОО «Шиндал-Сан» Алматинская область, ТОО «Экосистем», ТОО «Рахмановские ключи», ТОО «Шара» Восточно-Казахстанская область, ТОО «Фирма-Турист» Мангистауской области, ТОО «Камек тур» Южно-Казахстанской области. Тур операторами Жамбылской области разработаны маршруты «Тараз – Древний город Шелкового пути», «Тараз - Туркестан» и другие [15. с. 205].

С целью реформирования и развития туристской отрасли Казахстана правительством разработана и утверждена Программа развития туризма на 2007-2011 годы [22]. Основной целью данной программы стало создание конкурентоспособной туристской индустрии для обеспечения занятости населения, стабильного роста доходов государства и населения за счет увеличения объемов въездного и внутреннего туризма [14].

Таким образом, Казахстан по своему природному, культурному, историческому разнообразию — уникальнейшая страна, богатая во всех отношениях, и ее возможности развития этнографического туризма огромны, а наличие в Казахстане древних памятников, курганов и прочих достопремечательностей, делают этнографические туры по Республике просто незабываемыми.

 

Заключение

 

Этнографический туризм — одно из направлений туризма, имеющего ярко выраженную этноязыковую и культурную составляющую. Этнический туризм может быть как внутренним, (например посещение с целью ознакомления с фольклором, бытом, культурой и языками разных народов), так и внешним, который связан с посещением исторической родины или мест рождения родственников.

Казахстан, обладая уникальными природными ресурсами и самобытной культурой кочевого народа, имеет огромный нереализованный потенциал для развития этнографического туризма на международном и региональном рынках. Туристский потенциал рекреационных ресурсов и историко-культурного наследия позволяет республике гармонично интегрироваться в международный рынок туризма и достичь интенсивного развития туризма в стране. Это обеспечит устойчивый рост занятости и доходов населения, стимулирование развития смежных с туризмом отраслей и увеличение притока инвестиций в национальную экономику.

Индустрия туризма в Республике Казахстан на государственном уровне признана одной из приоритетных отраслей экономики.

Современные тенденции в развитии этой отрасли таковы, что туристы, которые хорошо изучили известнейшие курорты мира, стремятся в те страны, где туристский сектор только начинает развиваться. С этой позиции привлекательность Казахстана растет.

На современном этапе развития этнографического туризма Казахстан становится более привлекательной для бизнесменов, спортсменов, ученых, любителей экстремального отдыха, а также для людей, интересующихся историей и сегодняшним днем стран, расположенных на Великом Шелковом пути.

Одним из наиболее привлекательным ресурсов для туристов дальнего зарубежья являются казахстанские горы.

Кроме природных достопримечательностей, Казахстан богат историко-культурными памятниками, расположенными на Великом Шелковом пути, имеющими всемирное значение.

В республике действует концепция развития туризма, в которой отмечено, что этнографический туризм способен оказать три положительных эффекта на экономику страны: во-первых, обеспечить приток иностранной валюты и оказывать положительное влияние на такие экономические показатели как платежный баланс и совокупный экспорт; во-вторых, помогает увеличить занятость населения; в третьих, способствует развитию инфраструктуры страны. Этнографичекий потенциал страны позволит создать основу для развития этнографического туризма в Республике Казахстан.

Список использованной литературы

 

1.                         Закон Республики Казахстан «О туристской деятельности в Республике Казахстан» от 13 июня 2001 года № 211-II;

2.                         Азар В.И., Туманов С.Ю. Экономика туристского рынка. Институт международного туризма, М. 1998.- 265 с.

3.                         Аринова М.Н. Проблемы и перспективы развития лечебного туризма в Республике Казахстан. Караганды: Издательство КарГУ, 2006. – 192 с.

4.                         Александрова А.Ю. Международный туризм. – М.: Аспект Пресс, 2001. 268 с.

5.                         Биржаков М.Б. Введение в туризм. Издание 9-е, переработанное и дополненное. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2007. — 576 с.

6.                         Буйленко В. Ф. Туризм: учебник. Издательство: Феникс, 2008. – 459 с.

7.                         Бабкин А.В. Специальные виды туризма. – М.: Академия, 2008. – 218 с.

8.                         Вуколов В.Н.              История и теория международного туризма. – Алматы, 2002. – 356 с.

9.                         Вахитова Д. Развитие туристской инфраструктуры в регионах //Эксперт Казахстан. – 2008. – №7. – 85 с.

10.                     Гилек Ю.Н. Туристские маршруты центрального Казахстана. Караганды: Издательство КарГУ, 2005. – 235с.

11.                     Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности: Учебное пособие. М.: Нолидж, 1996. – 268 с.

12.                     Дауренбеков Ж.Б. Историко-культурное наследие Шелкового пути. Алматы, 1998. – 202 с

13.                     Ердавлетов С.Р. География туризма: история, теория, методы, практика. – Алматы, 2000. – 336 с.

14.                     Программа развития туризма на 2007-2011 гг.

15.                     Ильина Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности. М.: Финансы и статистика, 2000. – 264 с.

16.                     Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма: Учебное пособие. Мн.: БГЭУ, 1999. 346 с.

17.                     Квартальнов В. А. Теория и практика туризма. М.: Финансы и статистика, 2003. – 457 с.

18.                     Муратбек В. Памятники истории Казахстана. Астана: Меруерт, 2005. – 134с.

19.                     Новиков В.С. Инновации в туризме. М.: ИЦ «Академия», 2007. – 358 с.

20.                     Накатков Ю.С. История туризма Казахстана. – Алматы, 2001. – 196 с.

21.                     Никитинский Е.С., Вуколов В.Н. Формирование индустрии туризма в Казахстане за годы государственной независимости// Агентство Республики Казахстан по туризму и спорту, Казахская академия спорта и туризма. Материалы международной научно-практической конференции. - Астана, 2006. – С. 215-220.

22.                     Официальный сайт Министерства РК По туризму и спорту http://www.mts.gov.kz/

23.                     Соколова М.В. История туризма. – Москва: Финансы и статистика, 2002. – 352 с.

24.                     Туризм как вид деятельности: учебник для вузов / под ред. Зорина И. В., Кавериной Т. П. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2001. 236 с.

25.                     Туризм Казахстана 2004-2008 // Статистический сборник. – Астана, 2009. – 69 с.

 

 

35

Информация о работе Этнографический туризм