Этнокультура в сфере туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить специфическую принадлежность этнокультурной темы в сфере туризма.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические основы и изучить основные понятия этнокультурного туризма
2. Изучить специфические особенности этнокультурного туризма
3. Проанализировать состояние этнокультурного туризма
4. Выявить какую роль играет этнокультурный туризм в Сахалинской области.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Алины.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Тема, рассматриваемая нами в настоящей работе, представляется весьма актуальной для изучения, так как туризм наилучший способ знакомства с культурой. С 70-х годов ХХ века в различных отраслях гуманитарной науки констатируется резкое усиление роли этнического фактора в развитии политических, экономических и культурных процессов. Рост этнического самосознания сопровождается повышенным вниманием к вопросам сохранения этнокультурного наследия, самобытности, культурного разнообразия, а также к проблемам взаимодействия туризма и культуры. [19]

Развитие туризма имеет огромное значение как для государства так и для отдельных личностей. История народа,традиции,самовыражение,обычаи всегда вызывали и вызывают интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образует один  из наиболее сильных побудительных туристких мотивов.

Совмещения отдыха с познанием  жизни, истории культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить важные части востановительной функции туризма. Поэтому желание познакомиться с особеностями культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Знакомство с культурой и обычиями разных народностей обогащает духовный мир человека, способствует расширению кругозора.

Цель работы: выявить специфическую принадлежность этнокультурной темы в сфере туризма.

Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:

  1. Рассмотреть теоретические основы и изучить основные понятия  этнокультурного туризма
  2. Изучить специфические особенности этнокультурного туризма
  3. Проанализировать состояние этнокультурного туризма
  4. Выявить какую роль играет этнокультурный туризм в Сахалинской области.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

В первой главе нами рассматривается  понятие «этнокультура», виды и организации этнокультурного туризма, кроме того иследуются его специфические особенности .

Во второй главе нами иследуется современное состояние этнокультурного наследия в России, а так же, в частности, в Сахалинской области.

Объектом исследования является этнокультурный аспект в сфере туризма.

Предметом исследования является этнокультура в регионе.

Практическая значимость данной работы тесно связана с ее актуальностью. Важность проведенных нами исследований определяется повышенным вниманием к вопросам сохранения этнокультурного наследия, самобытности, культурного разнообразия, а также к проблемам взаимодействия туризма и культуры. Данное исследование может быть полезным менеджерам занимающимся разработкой туров и маршрутов,связанных с этнокультурой в качестве теоретического материала.

Теоретической основой курсовой работы послужили труды таких отечественных и зарубежных учёных, как Биржаков М.Б., Веденин Ю.А., Шульгин П.М., Бутузов А.Г.,а так же монографии других исследователей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы этнокультурного туризма

 

    1. Понятие «этнокультура» в туристике

 

В теории и практике мирового туризма в последние десятилетия наиболее пристальное внимание получает культурный туризм. Причем, к сегодняшнему дню теоретическое осмысление туристской деятельности, связанной с потреблением культурных услуг, приводит к оценке культурного туризма не только как вида туризма, но, что представляется более важным

с точки зрения подготовки специалистов, как современной технологии развития туризма: как сферы потребительской туристской деятельности и как

особой области бизнеса, а также  как технологии развития отдельных социально-культурных объектов, в первую очередь сферы культуры.

Культурный продукт для туризма – это благо, предоставляемое в виде деятельности в культурной сфере или материально-вещных условий потребления историко-культурных, национально-культурных, социально-культурных ценностей, повышающее туристскую привлекательность дестинации или отдельных культурных достопримечательностей. [7,с.213]

Развитие культурного туризма  базируется на использовании потенциала этнокультур и культурного наследия стран и регионов. Как отмечается в программной работе ВТО «Культурное наследие и развитие туризма», «одним из столпов индустрии туризма стало присущее всему человечеству желание увидеть и познать культурную самобытность различных частей света»[30]. Во внутреннем туризме культурное наследие стимулирует национальную гордость за свою историю. В международном туризме культурное наследие стимулирует уважение и понимание других культур и, как следствие, способствует миру и взаимопониманию». 

Этнокультура предстает перед  нами прежде всего как совокупность тех культурных элементов и структур, которые обладают этнической спецификой. Рассмотрение этнокультуры как взаимодействующего канала позволяет определить этнокультурные функции, реализующиеся в процессе взаимодействия. К таким функциям относятся инструментальная (создание и преобразование окружающей среды), инкультурации (создание и преобразование самого человека), нормативная (создание системы средств организации коллективной жизни), сигнификативная (знаковая), познавательная, коммуникативная. [5,с.103]

Рассмотрение взаимодействия культур  на этническом уровне приводит к отчетливому  выделению двух тенденций. Взаимное усвоение культуры, с одной стороны, способствует интеграционным процессам, взаимному культурному обмену и  обогащению, а с другой - сопровождается усилением этнического самосознания, стремлением к обоснованию этнической специфики. Национальный уровень межкультурных коммуникаций возможен при наличии национального единства, которое возникает как на моноэтнической, так и на полиэтнической основе через общую хозяйственную деятельность и государственное политическое объединение. 

Так, «Словарь этнолингвистических  понятий и терминов» определяет понятие этнической культуры как  совокупность «компонентов материальной, духовной и соционормативной культуры, которые возникли среди данного этноса, являются для него специфическими, отличающимися в той или иной степени от бытующих среди него элементов иноэтнической культуры и надэтнической («интернациональной») культуры. Именно специфичность этнокультуры и определяет ее привлекательность для иностранных туристов, являющихся представителями других культур. [30]

Наиболее четко и  ярко этнокультура проявляется в  этнических традициях, символике, различных  формах материальной культуры, фольклоре. Именно эти компоненты культуры и выполняют функции, с одной стороны, интеграции людей, входящих в данный этнос, а с другой стороны, дифференциации их от других этносов.

В современной науке  этническая культура понимается как  система определенных стереотипов, норм поведения членов данного этноса. В соответствии с адаптативно-деятельностным подходом, культура представляется как способ деятельности, система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе. [27]

Этнокультурный туризм реализует интерес в формировании нового культурного опыта в форме деятельного участия в осуществлении традиционного уклада жизни места. Связь этнокультурного туризма с экологическим туризмом, который включает в себя посещение мест с сохранившимися в первозданном виде следами доисторических и различных исторических эпох, заявленная в самом названии данного вида туризма, определяет в первую очередь его направленность на знакомство с культурно-бытовой традицией, живой культурой давно ушедших времен, представляющей собой историческое наследие. Однако, что в контексте культурного туризма, для туристов представляет интерес и современная живая культура, несущая в себе отпечаток традиций, выражающихся в обычаях, привычках, вкусах и пристрастиях, ритме жизни и распорядке дня и других поведенческих стереотипов в повседневной жизни населения. [3,с. 146]

Таким образом, этнокультурный туризм это совокупность различных форм туристской активности, обусловленных стремлением путешественников к познанию, приобщению к различным этнокультурным феноменам. В пользу необходимости признания самостоятельного и комплексного характера этнокультурного туризма свидетельствует специфика используемых в его рамках туристских ресурсов, мотивации его участников, квалификационных требований к кадрам и менеджменту. Этнокультурный туризм предоставляет широкие возможности для активного обращения к региональному и локальному аспектам проявлений этнической культуры, прикосновения к традициям давно ушедших в историю этнических групп, и , наконец, для фиксации и популяризации жизненного опыта, особых черт природопользования и мировоззрения культурно маргинальных групп.

Многолетнее некорректное употребление весьма броских, запоминающихся определений, слоганов, не отвечающих в полном объеме, или даже искажающих суть того или иного туристского феномена, чревато высоким риском дезориентации потенциальных клиентов, а, следовательно, потери значительной части рынка путешествий с этнокультурной мотивацией. Полагаем, следует уделить самое пристальное внимание разработке и внедрению в оборот стандартных дефиниций, максимально полно и недвусмысленно раскрывающих содержание определенного набора этнокультурных феноменов как для нужд профессиональных организаторов, так и для клиентов соответствующих фирм.

Внушительный ресурсный потенциал  в сочетании с противоречивостью  современного состояния отечественного этнокультурного туризма – поступательным развитием коммерческих путешествий  на фоне стагнации и даже обратной динамики его ведущих самодеятельных форм, в частности этнографического туризма, требуют скорейшей разработки и внедрения в теорию и практику профессиональной деятельности туристских организаторов более четких научных дефиниций. Промедление в этом вопросе чревато серьезными имиджевыми и финансовыми издержками для молодой индустрии национального этнокультурного туризма. Во избежание дезориентации потенциальных клиентов, организаторам различных подвидов этнокультурного туризма рекомендуется всячески препятствовать нецелевому употреблению терминов этнокультурного содержания фирмами-конкурентами. [8,с.139]

 

 

 

 

 

    1. Виды и организации этнокультурного туризма. Специфические особенности

 

В экономических и политических исследованиях последних десятилетий акцент все больше смещается в сторону этнокультурной тематики. Подавляющее большинство современных масштабных маркетинговых исследований в развитых станах не обходится без этнокультурной составляющей. Более того, согласно прогнозам экспертов, путешествия с этнокультурной мотивацией станут во второй четверти нынешнего столетия одним из самых динамичных видов международного туризма. [16,с.15]

Стоит сосредоточить внимание на продвижении  не исключительно этнокультурных туров, а туров и программ, насыщенных элементами этнокультурного туризма. Без длительной подготовки отечественного потребителя к инновационному продукту – этнокультурным турам – их продвижение вряд ли может быть успешным. Не стоит забывать о тенденции последних лет к снижению интереса со стороны стихийных туристов к этнографическому туризму. В ряде российских регионов этнокультурный туризм, или отдельные его подвиды, уже стали визитной карточкой туристской индустрии и даже больше – позволили несколько улучшить деловую репутацию территорий.

Для более полного и достоверного анализа состояния и перспектив развития этнокультурного туризма необходимо более детальное его рассмотрение по различным подвидам. В рамках этнокультурного туризма автор предлагает выделять следующие подвиды: этнический, этнографический, ностальгический, эколого-этнографический, этно-познавательный и антропологический туризм. Очевидное сходство в туристских предпочтениях любителей различных подвидов этнокультурного туризма позволяет в целом ряде случаев успешно объединять соответствующие сегменты в рамках одного и того же тура.

Этнический туризм – путешествия  с целью изучения, приобщения к  традиционной и (или современной) культуре народов, их образу жизни [3.164]. Параллельно в отечественной туристике бытует и другое, почти синонимичное современному толкованию ностальгического туризма, значение этого термина. Этнический туризм, с учетом разнообразия туристских ресурсов, диапазона туристских потребностей клиентуры и во многом обусловленной этими факторами вариативностью туров и программ, выделяется среди прочих подвидов отечественного этнокультурного туризма едва ли не самым большим потенциалом к развитию.

Вряд ли в плеяде подвидов этнокультурного  туризма найдется более известная  и чаще ассоциируемая с этно-ориентированными путешествиями разновидность, чем этнографический туризм. Согласно общепринятой классификации, под этнографическим туризмом подразумевают путешествия с целью изучения, приобщения к традиционной (доиндустриальной) народной культуре тех или иных этнических групп [26]. Этнографическое наследие включает системы природопользования, жизненные уклады, обычаи, язык, кухню, планировку и вид поселений и строений, формы народного творчества, религиозные и прочие явления духовной культуры. Можно констатировать существенное разночтение между научным и широкоупотребительным толкованием термина «этнографический туризм». Показателен пример сращивания, отождествления понятий «народная культура» и «этнографическая культура». [14,с.72]

Информация о работе Этнокультура в сфере туризма