Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:12, доклад
Информация -- это основной объект информационного общества, и ее роль трудно сегодня переоценить. Отображая реальную действительность, она проникает во все сферы деятельности государства, общества, гражданина. С появлением новых информационных технологий, основанных на широком внедрении средств вычислительной техники, связи, систем телекоммуникации, информация стала постоянным и необходимым атрибутом обеспечения деятельности государства, юридических лиц, общественных объединений и граждан. От ее качества и достоверности, оперативности получения зависят многие решения, принимаемые на самых разных уровнях -- от главы государства до гражданина.
Информационное право
Информация -- это основной объект информационного общества, и ее роль трудно сегодня переоценить. Отображая реальную действительность, она проникает во все сферы деятельности государства, общества, гражданина. С появлением новых информационных технологий, основанных на широком внедрении средств вычислительной техники, связи, систем телекоммуникации, информация стала постоянным и необходимым атрибутом обеспечения деятельности государства, юридических лиц, общественных объединений и граждан. От ее качества и достоверности, оперативности получения зависят многие решения, принимаемые на самых разных уровнях -- от главы государства до гражданина. Информационное воздействие на государство, общество, гражданина сейчас, пожалуй, сильнее, чем политическое, экономическое и даже военное. Информация превратилась в эффективное средство управления личностью и обществом, она стала и оружием информационных войн, ведущихся в последние годы. В складывающейся ситуации особенно остро встает проблема правового регулирования отношений в области информации, в первую очередь защиты права каждого человека на информацию, а также защиты общества от воздействия вредной информации и дезинформации.
Распространение в мире, в том числе в России, информационных сетей -- предвестников информационного общества неизбежно и практически не зависит от воли отдельных государств. Наша страна, как и любая другая, ставит цель стать полноправным членом информационного сообщества и будет добиваться этого, несмотря на отставание в развитии информационной инфраструктуры (прежде всего средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций) и особенности национального информационного пространства, на низкую информационно-правовую культуру членов общества. Преодоление этих негативных явлений особенно актуально в условиях неконтролируемого распространения в России Интернета, что чревато утратой важнейших информационных ресурсов, составляющих национальное достояние страны, нарушением конфиденциальности персональных данных и многими другими отрицательными последствиями, создающими угрозу независимости и суверенитету РФ.
Современное информационное общество может эффективно развиваться только в правовом государстве, где главенствует закон. Таким образом, роль права в информационном обществе становится определяющей.
Наличие этих терминов во многом
отражает историю вхождения в
нашу жизнь компьютеров и иной
техники, обеспечивающей обработку
самой разнообразной
Нормативную базу информационного права составляет информационное законодательство, представленное совокупностью нормативных правовых актов и отдельных норм права, направленных на регулирование общественных отношений в информационной сфере.
Информационное право представляет собой правовой фундамент мирового информационного общества, активно формирующегося в странах и на континентах с помощью глобальных информационных сетей и иных новых информационных технологий.
Информация как объект правоотношения
Основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация (в переводе с латинского — ознакомление, разъяснение, изложение).
До середины 20-х годов XX в. под информацией действительно подразумевались сообщения и сведения, передаваемые людьми устным, письменным или иным способом. С середины XX в. информация становится общенаучным понятием, включающим обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация).
Рассматривая информацию как объект правового регулирования, нельзя говорить о ней вообще, не конкретно. Предметом рассмотрения должна быть в первую очередь информация, которая находится в гражданском, административном, общественном или ином обороте и по поводу которой или в связи с которой и возникают общественные отношения, подлежащие регулированию правом. Информация как объект права должна быть четко определена. Примем за основу определение, данное этому понятию в ст. 2 Закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации»: «Информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления».
Этот закон вводит новое и очень важное для права понятие — «документированная информация (документ)» и определяет его как «зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать».
Понятие «документированная информация» основано на двуединстве информации (сведений) и материального носителя, на котором она отражена в виде символов, знаков, букв, волн или других способов отражения. В результате документирования информация обосабливается от ее создателя, происходит как бы материализация и овеществление символов, отображающих сведения. В итоге в качестве документированной информации мы получаем книгу, статью в журнале, сборник статей, фонд документов, банк данных или иной массив документов (данных) на бумажном, машиночитаемом или иных носителях.
Согласно приведенному выше определению, документированная информация (документ) есть по сути дела объект материальный, что дает основание относить ее также и к категории вещей. А это означает, что на нее распространяется право вещной собственности. Следует, однако, отметить, что документированная информация относится к вещам особого рода. Главное ее отличие от других вещей заключается в упомянутом выше двуединстве информации и материального носителя, что предопределяет специфику требований, касающихся ее правового режима.
Таким образом, с правовой точки зрения двуединство информации и материального носителя дает возможность защищать документированную информацию с использованием одновременно двух институтов: института интеллектуальной собственности и института вещной собственности.
Создаваемая документированная информация с точки зрения возникающих по ее поводу отношений и правового режима может быть подразделена на следующие виды:
— документированная информация, создаваемая в результате творческой деятельности;
— документированная информация,
создаваемая юридическими и физическими
лицами в порядке выполнения обязанностей
по подготовке отчетных сведений о
собственной деятельности для представления
в качестве обязательной информации
уполномоченным органам и организациям
(обязательно
— документированная информация, создаваемая гражданами о себе (персональные данные);
— документированная информация
в виде официальных документов, издаваемых
уполномоченными органами государственной
власти и общественными объединениями
(официальная
— документированная информация, создаваемая в результате деятельности средств массовой информации, в том числе информация справочного характера, подготавливаемая и распространяемая юридическими и физическими лицами о себе, о продуктах и услугах, предлагаемых потребителям (сведения информационного характера).
Традиционно для документирования
в качестве материального носителя
применялась писчая бумага. Созданный
на таком носителе документ, подтвержденный
соответствующими реквизитами и
снабженный подписями, широко использовался
и используется в гражданских, экономических
и других отношениях, в том числе
как доказательный материал при
судебном разбирательстве. Известно, что
доказательная способность
С внедрением новых информационных технологий вместо бумаги в качестве материальных носителей стали использовать машиночитаемые носители — магнитные и оптические диски, память ЭВМ, электрические колебания, электромагнитные волны. К сожалению, в отличие от информации, зафиксированной на бумажном носителе, информация на машиночитаемом носителе может быть легко изменена без желания ее автора в результате несанкционированного доступа к ней постороннего лица, причем без всяких следов такого вмешательства. Естественно, в этом случае документ на машиночитаемом носителе теряет свою доказательную способность, его легко подделать и никакая экспертиза не в состоянии такую подделку выявить.
Так появилось понятие
«электронная цифровая подпись», которая
посредством специального программно-информационного
комплекса обеспечивает надежное подтверждение
оригинальности сведений, реквизитов
документа и факта его «
Информация — объект многофункциональный, она может выступать, например, как:
— источник получения знаний и принятия решений;
— средство извещения общества о происходящих событиях и явлениях (через СМИ);
— средство правовой координации и управления поведением субъектов (через официальные документы и судебные решения);
— средство отчетности о деятельности юридических и физических лиц (налоговая отчетность, бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность и т. п.);
— средство осуществления прав и свобод личности (право на жизнь, право на жилище, право на образование, право на труд и т. п.) в результате предоставления персональных данных структурам, обеспечивающим реализацию таких прав и свобод.
Следует обратить внимание
на то, что информация одновременно
может нести ту или иную из указанных
функциональных нагрузок и выступать
в качестве товара. Пример — коммерческие
системы информации о нормативных
правовых актах, банки персональных
данных, которые за рубежом давно
уже продаются и сдаются в
аренду для реализации прямого маркетинга.
Продаются также различные
Элементы правовой системы России
Элементами правовой системы
является все то, что необходимо для процесса
правового регулирования. Однако иногда
круг элементов правовой системы авторы
необоснованно расширяют. Элемент – это
необходимая, функциональная единица
системы. А необходимая и достаточная
совокупность элементов системы называется
ее составом.
Надо заметить, что нет оснований относить
к элементам правовой системы правовые
понятия и юридическую науку в целом. Правовая
система для науки выступает как объект
отражения, а значит находится за ее пределами.
Перечислить все без исключения элементы
правовой системы достаточно сложно, да
в этом и нет особой необходимости. Здесь
важен сам принцип отбора явлений в правовую
систему. В нее должно войти все из мира
правовых явлений, что необходимо для
нормального процесса правового регулирования. Правовая система представляет
собой совокупность взаимосвязанных правовых
средств, необходимых и достаточных для
правового регулирования поведения. Разумеется,
что это – нормы права, правоотношения,
юридические факты, правовые акты (нормативные
и индивидуальные), законность, правосознание,
правовая культура, правосубъектность,
меры правового принуждения и др.
Характеризуя элементный состав правовой системы, авторы обычно выделяют самые разнообразные наборы компонентов. Однако и он наряду с четко оформленными главными конструктивными элементами правовой системы включает иные элементы, из которых складывается подвижная, динамическая часть системы, конкретно не называя их. По иному подходит к разграничению правовой системы и правовой . Он считает, что правовая система богаче, чем надстройка, так как включает правовые состояния, режимы, процессы, статусы. Однако думается, что дело тут вовсе не в элементном составе.
Правовая система неоднородна
(гетерогенна), но относительно стабильна
за счет своих внутренних, системообразующих
связей. Это открытая система, развивающаяся
за счет движения правосознания, трансформации
правоотношений, изменения правовых норм,
под влиянием внешних импульсов, исходящих
от общества. Внешняя связь со средой осуществляется
через правосознание и правовую практику.
Социальные импульсы преобразуются в
ней в процессе правового регулирования,
которое стабилизирует общество, обеспечивая
его развитие. Если такая цель системы
достигается, то можно говорить о действенности
правового регулирования. Цель коррелирует
с принципами и нормами системы. Однако
ее рациональное изложение в законодательстве
нельзя абсолютизировать. Это связано
с тем, что правовая система на входе и
выходе связана с фактически складывающимися
отношениями, которые законодатель может
познать с той или иной степенью объективности,
привнося в них значительный идеологический
момент, субъективную направленность.
Все это может привести к рассогласованию
и правовой системы, и предмета регулирования,
например волюнтаристское декретирование
и т.п.
На самом общем уровне выявляются следующие
элементы структуры правовой целостности
– сфера сознания (правосознание), сфера
практической деятельности (правоотношения)
и сфера объективированных форм сознания
и деятельности (правовые нормы и акты).