Общая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Транспорт - отрасль материального производства, осуществляющая перевозку людей и грузов.
В зависимости от назначения различают транспорт общего и не общего пользования. Транспорт общего пользования обслуживает процесс производственного обращения и население. К транспорту не общего пользования относят транспорт, предназначенный для внутризаводского перемещения сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и т. п., а также транспорт личного пользования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
1. История развития законодательства о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта……………………
2. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств……………………….
2.1 Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений
2.2 Основания уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств…………..
3. Общая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств………………………..
3.1 Объект преступления. Объективная сторона………………………..
3.2 Субъект преступления. Субъективная сторона …………………….
Заключение………………………………………………………………….
Глоссарий…………………………………………………………………….
Список нормативно-правовых актов и специальной литературы……….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc.docx

— 59.35 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………

3

  1. История развития законодательства о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта……………………

 

6

2.  Уголовная ответственность за  нарушение правил дорожного движения  и эксплуатации транспортных  средств……………………….

 

9

2.1   Уголовно-правовая характеристика  транспортных преступлений

9

2.2 Основания уголовной ответственности  за нарушение правил дорожного  движения и эксплуатации транспортных  средств…………..

 

10

3.     Общая характеристика преступного  нарушения правил дорожного движения  и эксплуатации транспортных  средств………………………..

 

15

3.1   Объект преступления. Объективная сторона………………………..

15

3.2   Субъект преступления. Субъективная сторона …………………….

18

Заключение………………………………………………………………….

23

Глоссарий…………………………………………………………………….

25

Список нормативно-правовых актов и специальной литературы……….

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Транспорт - отрасль материального производства, осуществляющая перевозку людей и грузов.

В зависимости от назначения различают транспорт общего и не общего пользования. Транспорт общего пользования обслуживает процесс производственного обращения и население. К транспорту не общего пользования относят транспорт, предназначенный для внутризаводского перемещения сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и т. п., а также транспорт личного пользования.

В зависимости от характера выполняемой работы транспорт подразделяют на пассажирский и грузовой.

Транспорт и его составляющие (в том числе транспортные средства) имеют исключительно большое значение в жизни общества, оказывая огромное влияние на эффективность народного хозяйства, функционирование объектов жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов, на темпы и успехи предпринимательской и иной деятельности людей. Все виды транспортных средств являются не только техническими устройствами, облегчающими жизнь и деятельность людей, но и наиболее распространенным источником повышенной опасности.

Увеличивающиеся с каждым годом интенсивность и объем перевозок, а также число транспортных средств выдвигают в качестве одной из первоочередных задач обеспечение безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Нарушение правил дорожного движения может заключаться в превышении разрешенной скорости движения, нарушении правил обгона и разъезда, нарушении правил остановки и стоянки, проезда перекрестков, железнодорожных переездов, неправильном маневрировании на дороге. Нарушение же правил эксплуатации транспортных средств выражается в эксплуатации технически неисправных транспортных средств, в нарушении правил перевозки людей, грузов.

По оценкам специалистов потери, связанные с аварийностью, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Из общего количества дорожно-транспортных происшествий, каждое третье является преступлением, что подтверждается статистическими данными. Так в 2012 году в Российской Федерации количество нарушителей правил дорожного движения водителями транспортных средств составило 42910945, а в 2013 году – 35315328. Показатели свидетельствуют о спаде преступлений связанных с нарушением правил дорожного движения.

Таким образом, тема данной курсовой работы: «Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» является актуальной и представляет большой интерес для изучения.

Цель данной курсовой работы: изучение уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, рассмотреть и проанализировать виды дорожно-транспортных преступлений.

Для достижения данной цели курсовой работы, следует выполнить следующие задачи:

1. Изучить  уголовную ответственность за  нарушение правил дорожного движения  и эксплуатации транспортных  средств.

2. Дать  общую характеристику преступного  нарушения правил дорожного движения  и эксплуатации транспортных  средств.

Объектом исследования будет являться, уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Предметом исследования будут являться, общественные отношения, связанные с изучением уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

В курсовой работе были использованы следующие источники литературы:

уголовный кодекс РФ, законодательные акты РФ, учебные пособия и учебники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История развития законодательства о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта

 

  В Уголовном кодексе 1922 г. специальных статей об ответственности за безопасность движения и эксплуатации транспорта не было. Однако она регламентировалась нормами, которые предусматривали ответственность за неисполнение или нарушение правил, установленных законом или обязательным постановлением для охраны порядка движения по железным дорогам и водным путям.

С 1923 г. соответствующие статьи были дополнены указанием на воздушные пути. Таким образом, данные нормы положили начало формированию уголовного законодательства о транспортных преступлениях.

Уголовный кодекс 1926 г. также содержал нормы, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта. Например, в ст. 75 предусматривалась ответственность за нарушение правил безопасности на железнодорожном транспорте. Однако отдельных норм об ответственности за автотранспортные преступления в этом Кодексе еще не было.

В 1929 г. в него ввели статью об ответственности за разрушения и повреждения железнодорожного и иных путей сообщения, сооружений на них, предостерегающих знаков, подвижного состава и судов с целью вызвать крушение поезда или судна.

Впоследствии Уголовный кодекс 1926 г. дополнялся и иными нормами, например, о нарушении работниками гражданской авиации своих служебных обязанностей, если это повлекло или могло повлечь повреждение или уничтожение воздушного судна, оборудования для полетов или несчастные случаи с людьми; об ответственности лиц, достигших 12-летнего возраста, за совершение действий, способных вызвать крушение поезда.

И только в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 15 сентября 1950 г. "О квалификации преступлений, связанных с нарушением правил движения на автотранспорте", разъяснялось, что при авариях автотранспорта с человеческими жертвами ответственность водителей, не являющихся работниками транспорта, должна наступать в зависимости от последствий и характера вины по статьям о преступлениях против личности.

Такое решение вопроса проблему не решало. Поэтому в Уголовном кодексе 1960 г., хотя и не была выделена самостоятельная глава, посвященная нормам об ответственности за посягательство на безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, однако в нем сформирована достаточно четкая система транспортных преступлений.

Статьи от ответственности за такие деяния содержались в разных главах Кодекса. В гл. I "Государственные преступления" в подразделе "Иные государственные преступления" предусматривалась ответственность за нарушение правил международных полетов (ст. 84), нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздушного транспорта (ст. 85), повреждение путей сообщения и транспортных средств (ст. 86).

На момент вступления в силу Уголовного кодекса 1960 г. в нем содержались в гл. 10 следующие статьи об ответственности за: нарушения правил безопасности движения и эксплуатации механического транспорта работником транспорта (ст. 211), такие же нарушения лицами, не являющимися работниками транспорта (ст. 212), и нарушения действующих на транспорте правил (ст. 213).

В 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июля в Уголовный кодекс 1960 г. были включены статьи об ответственности за угон автотранспортных средств (ст. 212.1), самовольную без надобности остановку поезда (ст. 213.1).

В 1968 г. ст. 212 была объединена со ст. 211, так как законодатель счел, что разграничение ответственности за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации механических транспортных средств, в зависимости от признаков субъекта ни теоретически, ни практически не оправдано.

В том же 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня группа транспортных преступлений была дополнена статьями об ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения (ст. 211.1); за выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств (ст. 211.2). Позднее ст. 211.1 была из Кодекса исключена, и он был дополнен ст. 211.3 (допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Уголовная  ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

 

2.1 Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений

 

Преступления, посягающие на безопасное функционирование транспортных средств, впервые выделены в российском законодательстве в самостоятельную главу в Уголовном кодексе 1996 года. Это объясняется тем, что на современном этапе развития общества, значительно увеличивается распространенность и опасность преступлений, посягающих на безопасное для людей и общества функционирование транспорта.

Отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта являются неотъемлемой составной частью всего комплекса отношений, реализующих и охраняющих безопасность в обществе. В самом разделе глава занимает четвертое место после глав о преступлениях против общественной безопасности, против здоровья населения и общественной нравственности, а также экологических преступлений1.

В 27 главе УК предусмотрены такие преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, как:

- нарушение  правил безопасности движения  и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (статья 263);

- нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (статья 264);

- недоброкачественный  ремонт транспортных средств  и выпуск их в эксплуатацию  с техническими неисправностями (статья 266);

- приведение  в негодность транспортных средств  или путей сообщения (статья 267);

- нарушение  правил, обеспечивающих безопасную  работу транспорта (статья 268);

- нарушение  правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных  трубопроводов (статья 269);

- неоказание  капитаном судна помощи терпящим  бедствие (статья 270);

- нарушение  правил международных полетов (статья 271).

Объединение этих преступлений в самостоятельную главу обусловлено их посягательством на единый родовой объект, каковым являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта2.

 

2.2 Основания уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

 

Для человека, управляющего транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, уголовная ответственность в настоящее время предусмотрена статьей 264.

Наибольшего внимания требует в настоящем изложении ст.264 УК РФ, которая наиболее часто применяется в практике для квалификации действий водителя, повлекших уголовно-наказуемое дорожно-транспортное происшествие. Эта статья называется "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств". Естественно, прежде всего, необходимо понять, какие правовые акты скрываются за формулой "правила дорожного движения и эксплуатации3.

Поскольку речь идет об основаниях уголовной ответственности, под "правилами дорожного движения и эксплуатации транспортных средств" следует понимать такую совокупность правовых норм, выполнение которых означает, что водитель не совершил уголовно-наказуемого правонарушения. В Правилах дорожного движения (ПДД) определено, что настоящие Правила устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им (п. 1.1).

Другими словами, названные в ст.264 УК РФ "правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств" должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Информация о работе Общая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств