Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 19:07, контрольная работа
Органами дознания являются учреждения, государственные органы и должностные лица, уполномоченные уголовно-процессуальным законом на осуществление предварительного расследования преступлений по делам, отнесенным к их компетенции. Главное отличие органов дознания от органов предварительного следствия в том, что для следователя расследование преступлений является единственной функцией, а для органов дознания - не только не единственной, но даже не основной (за исключением милиции).
Органы дознания РФ
Органами дознания являются учреждения,
государственные органы и должностные
лица, уполномоченные уголовно-процессуальным
законом на осуществление предварительного
расследования преступлений по делам,
отнесенным к их компетенции. Главное
отличие органов дознания от органов предварительного
следствия в том, что для следователя расследование
преступлений является единственной функцией,
а для органов дознания - не только не единственной,
но даже не основной (за исключением милиции).
Производство предварительного расследования
для них является вспомогательной функцией,
необходимой для решения основных задач,
стоящих перед ними. Органы дознания проводят
расследование уголовных дел, возникающих
в своем большинстве в сфере их административной
деятельности. Органами дознания являются
не только должностные лица - начальники
исправительных учреждений, командиры
воинских частей, но и органы в целом -милиция,
органы государственного пожарного надзора
и т. д.
Перечень органов и должностных лиц, уполномоченных
на производство дознания, их полномочия
установлены Уголовно-процессуальным
кодексом и различными специальными законами:
“О милиции”, “О федеральных органах
налоговой полиции”, Таможенным кодексом
и др.
Организация дознания в тех или иных органах
определяется ведомственными нормативными
актами.
Задачами органов дознания, как и органов
предварительного следствия, являются
быстрое и полное раскрытие преступлений,
изобличение виновных, обеспечение правильного
применения закона с тем, чтобы каждый
совершивший преступление был подвергнут
справедливому наказанию и ни один невиновный
не был привлечен к уголовной ответственности
и осужден.
В настоящее время к органам дознания
относятся:
- милиция;
- командиры воинских частей, соединений
и начальники военных учреждений - по делам
о преступлениях, совершенных подчиненными
им военнослужащими, а также военнообязанными
во время прохождения ими сборов, по делам
о преступлениях, совершенных рабочими
и служащими Вооруженных Сил РФ в связи
с исполнением служебных обязанностей
или расположении части, учреждения;
- органы Федеральной службы безопасности
по делам о преступлениях, отнесенным
законом к их ведению;
- начальники исправительных учреждений
и следственных изоляторов - по делам о
преступлениях, совершенных сотрудниками
этих учреждений в связи с исполнением
ими служебных обязанностей, а равно по
делам о преступлениях, совершенных в
расположении указанных учреждений;
- органы государственного пожарного надзора
- по делам о пожарах и о нарушениях противопожарных
правил;
- органы Федеральной пограничной службы
РФ - по делам о нарушениях режима Государственной
границы РФ, пограничного режима и режима
в пунктах пропуска через Государственную
границу РФ, а также по делам о преступлениях,
совершенных на континентальном шельфе
РФ;
- капитаны морских судов, находящихся
в дальнем плавании, начальники зимовок
- в период отсутствия транспортных связей
с зимовкой;
- федеральные органы налоговой полиции
- по делам, отнесенным законом к их ведению;
- таможенные органы РФ - по делам о преступлениях,
предусмотренных ст. 188-190, 193, 194 УКРФ.
Органы дознания осуществляют дознание
в двух формах: дознание по делам, по которым
предварительное следствие не обязательно,
и дознание по делам, по которым производство
предварительного следствия обязательно.
При производстве дознания по делам, по
которым производство предварительного
следствия не обязательно, орган дознания
возбуждает уголовное дело и производит
расследование посредством тех же процессуальных
действий, что и следователь. Разница заключается
только в окончании расследования. Следователь
знакомит с материалами дела всех участников
процесса, а орган дознания - только обвиняемого,
остальные просто уведомляются о том,
что расследование закончено и дело направляется
в суд. Кроме того, органы дознания не имеют
права вести предварительное расследование
дел в отношении несовершеннолетних и
лиц, признанных невменяемыми или заболевших
после совершения преступления психической
болезнью, которая делает невозможным
назначение или исполнение наказания.
Поэтому орган дознания может закончить
предварительное расследование либо составлением
обвинительного заключения, либо прекращением
дела. Более широкими полномочиями обладает
в отношении органов дознания прокурор.
Все его указания подлежат исполнению.
Их обжалование не приостанавливает исполнения.
Дознание по делам, по которым производство
предварительного следствия обязательно,
состоит в производстве неотложных следственных
действий. В случае обнаружения признаков
преступлений, дела о которых расследуют
следователи, орган дознания возбуждает
уголовное дело, производит следственные
действия, направленные на закрепление
следов преступления (осмотр места происшествия,
задержание и допрос подозреваемого, обыск
и др.), и в 10-дневный срок передает дело
следователю по подследственности. После
этого орган дознания может осуществлять
по этому делу следственные и розыскные
действия только по поручению следователя.
Органы дознания осуществляют прием, проверку
и разрешение заявлений и сообщений о
преступлениях. В случае установления
обстоятельств, исключающих производство
по делу, орган дознания выносит постановление
об отказе в возбуждении уголовного дела.
Если же обнаруживает признаки преступления,
отнесенного законом к подследственности
органов предварительного следствия,
а указанных выше обстоятельств не выявит,
то орган дознания либо возбуждает уголовное
дело, либо передает заявление с материалами
проверки следователю по подследственности.
В случае обнаружения признаков преступления,
перечисленных в ст. 414 УПК РСФСР, орган
дознания может осуществить подготовку
материалов в протокольной форме. Она
осуществляется в 10-дневный срок без возбуждения
уголовного дела и производства следственных
действий. По окончании подготовки материалов
составляется протокол, утверждая который
начальник органа дознания одновременно
возбуждает и уголовное дело, после чего
оно направляется прокурору для утверждения
и направления дела в суд. Если же обстоятельства
преступления невозможно установить без
производства следственных действий,
то уголовное дело возбуждается сразу
и расследование осуществляется в общем
порядке.
Органы дознания осуществляют производство
отдельных следственных действий и розыскных
мероприятий по письменному поручению
следователя. Это поручение является для
органов дознания обязательным. Как правило,
это поручение допросить каких-либо свидетелей,
произвести обыск и т. д.
В органы дознания выделяются две процессуальные
фигуры - начальник органа дознания и лицо,
производящее дознание (дознаватель).
Последний является лицом, которому начальник
органа дознания поручает вести дознание.
Он осуществляет свои действия в соответствии
с Уголовно-процессуальным кодексом, но
все основные решения по делу (о возбуждении
уголовного дела, о его прекращении, о
привлечении в качестве обвиняемого, о
направлении дела в суд и т. д.) принимает
не самостоятельно, а совместно с начальником
органа дознания. Эти решения имеют юридическую
силу после утверждения их начальником
органа дознания, который разделяет с
лицом, производящим дознание, ответственность
за их законность и обоснованность.
Милиция является основным органом дознания.
В соответствии с Законом “О милиции”
она подразделяется на криминальную милицию
и милицию общественной безопасности.
В криминальную милицию входят оперативные
службы, чьими главными задачами являются
выявление и пресечение преступлений,
по которым обязательно производство
предварительного следствия, розыск лиц,
скрывшихся от следствия. В соответствии
с этим сотрудники оперативных служб криминальной
милиции осуществляют проверку заявлений
и сообщений о преступлениях, по которым
обязательно производство предварительного
следствия. В случае обнаружения признаков
преступления заявление с материалами
проверки передается следователю либо
возбуждается уголовное дело, проводятся
неотложные следственные действия, а затем
дело направляется по подследственности.
Криминальная милиция также выполняет
поручения следователя о производстве
следственных и розыскных действий. Начальником
органа дознания выступает начальник
криминальной милиции, который поручает
оперативным работникам проверку заявлений
(сообщений), производство дознания, утверждает
их решения.
К компетенции милиции общественной безопасности
относится дознание о большинстве преступлений,
по которым не обязательно производство
предварительного следствия. Поэтому
в связи со значительным объемом уголовно-процессуальной
деятельности в районных (городских) органах
внутренних дел, линейных отделах (отделениях)
внутренних дел на транспорте действуют
дознаватели, назначаемые начальником
на постоянную работу в качестве лица,
производящего дознание. Дознаватель
осуществляет дознание по делам, по которым
не обязательно производство предварительного
следствия, подготовку материалов в протокольной
форме. На сотрудников милиции общественной
безопасности возлагается также прием,
проверка заявлений и сообщений по делам,
по которым предварительное следствие
не обязательно. Дознание поручается и
отдельным работникам милиции общественной
безопасности (как правило, участковым
инспекторам). Начальником органа дознания
выступает начальник милиции общественной
безопасности.
В вышестоящих органах внутренних дел
существуют отделы дознания, осуществляющие
контрольно-методическое руководство
дознавателями.
Командиры воинских частей и подразделений,
начальники воинских учреждений, начальники
исправительных учреждений, следственных
изоляторов сами не осуществляют дознание.
Они назначают дознавателей из числа наиболее
подготовленных офицеров и других сотрудников,
которые впоследствии и осуществляют
дознание по делам, отнесенным законом
к компетенции этих органов дознания,
а начальники контролируют их деятельность,
утверждая (или не утверждая) основные
решения по уголовному делу.
В таком же порядке организуется дознание
и в других органах дознания, предусмотренных
законом.
Надзор за точным и неуклонным исполнением
уголовно-процессуального законодательства
органами дознания осуществляет прокуратура.
Прокурор имеет право проверять уголовные
дела, находящиеся в производстве органа
дознания, в случае необходимости передать
их в орган предварительного следствия,
отменять принятые по ним решения, давать
обязательные для исполнения указания.
Прокурор также регулярно проверяет материалы
проверок заявлений и сообщений о преступлениях,
по которым принято решение об отказе
в возбуждении уголовного дела и, при обнаружении
нарушения закона, отменяет эти решения
и возбуждает уголовное дело. Прокурор
также рассматривает жалобы на незаконные
действия органа дознания.
Судебный контроль осуществляется при
рассмотрении уголовных дел, предварительное
расследование или подготовка в протокольной
форме по которым осуществлялись органами
дознания. Суды также рассматривают жалобы
на незаконное и необоснованное применение
органом дознания меры пресечения - заключения
под стражу.
Ведомственный контроль осуществляется
сотрудниками вышестоящих подразделений
в ходе контрольно-методических проверок.
О выявленных нарушениях докладывается
начальнику органа дознания и вышестоящему
начальнику.
Органы предварительного следствия РФ
Органами предварительного следствия закон (ст. 126 УПК РСФСР) именует следователей, а не следственные органы и их подразделения (управления, отделы, отделения), имеющиеся в системах прокуратуры РФ, МВД, ФСБ, ФСНП РФ.
Наименование следователей органами предварительного следствия объясняется тем, что они персонально осуществляют следствие по уголовным делам.
Предварительное следствие - это регламентированная уголовно-процессуальным законом деятельность уполномоченных на то органов (следователей) по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.
Предварительное следствие осуществляется в определенном порядке. Начинается оно после возбуждения уголовного дела и принятия его к производству, а заканчивается составлением обвинительного заключения и направлением дела прокурору для утверждения обвинительного заключения и направления дела в суд по подсудности, либо составлением постановления о применении принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступление в состоянии невменяемости или заболевшим психической болезнью, делающей невозможным назначение или исполнение наказания, и направлении дела в тех же целях прокурору, либо прекращением дела.
Предварительным следствие называется потому, что все выводы, сделанные в его процессе, о виновности, о доказанности и др. не являются окончательными. Суд, куда поступает уголовное дело, хотя и основывается при проведении судебного процесса на материалах, собранных органами предварительного расследования, осуществляет свое собственное исследование доказательств: заслушивает показания подсудимого, потерпевшего, свидетелей, изучает заключения экспертов, осматривает вещественные доказательства и т. д. Выводы суда о виновности подсудимого, о доказанности обстоятельств преступления могут не совпадать с выводами органов предварительного расследования и оказаться диаметрально противоположными. Несмотря на то, что привлекая лицо в качестве обвиняемого, следователи считают его виновным, согласно конституционному принципу “презумпции невиновности”, оно признается государством виновным только после обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу.
Предварительное следствие является объективно необходимым. Органы предварительного следствия в силу своей разветвленности, близости к местам совершения преступлений, тесной связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеют возможность быстро реагировать на каждый случай преступления, в кратчайшие сроки собрать необходимые доказательства. Суд, рассматривающий дело, не вправе выйти за рамки предъявленного следователем обвинения, расширить объем обвинения, применить закон о более тяжком преступлении.
Задачами органов предварительного следствия является быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден, способствование укреплению законности и правопорядка.
Следователями являются должностные лица соответствующих ведомств, специально назначаемые для расследования преступлений, которое является единственной осуществляемой ими функцией. Для этого они наделяются полномочиями, определенными Уголовно-процессуальным кодексом.
Прежде всего, следователь является полностью самостоятельным при расследовании преступлений. Он сам осуществляет собирание доказательств, принимает решения о привлечении лица в качестве обвиняемого, применении к обвиняемому меры пресечения, об окончании предварительного следствия. Только в случаях, предусмотренных законом (при заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу, производстве обыска и др.), он должен получить санкцию прокурора. Следователь несет полную ответственность за законное и своевременное производство следственных действий.
Прокурор осуществляет надзор за точным исполнением законов следователями, может отменять принятые ими решения, давать обязательные для исполнения указания. Однако, если следователь не согласен с указаниями по важнейшим вопросам следствия (о привлечении в качестве обвиняемого, об объеме обвинения, о квалификации преступления, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела), то он вправе не исполнять указания прокурора, а представить дело со своими возражениями вышестоящему прокурору, который либо отменяет указания нижестоящего прокурора, либо передает дело другому следователю.
Следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий, требовать от органов дознания содействия при производстве следственных действий (например, обыска). Такие поручения и указания обязательны для исполнения. Обязательны для исполнения всеми гражданами, учреждениями и должностными лицами постановления следователя по делам, находящимся в его производстве.
Следователь обязан осуществлят
Следователи органов внутренних дел осуществляют расследование большинства уголовных дел, по которым обязательно производство предварительного следствия. К ним относятся дела о таких преступлениях, как нанесение тяжких и менее тяжких телесных повреждений, кражи, грабежи, разбои, мошенничества и др.
Следственный аппарат органов внутренних дел состоит из:
- Следственного комитета
МВД РФ, который осуществляет
контрольно-методическое
- следственных управлений (отделов) МВД республик в составе РФ, ГУВД (УВД) краев, областей и других субъектов РФ, которые осуществляют те же функции, что и Следственный комитет МВД РФ, но только на определенной территории;
- следственных отделов (отделений) районных, городских отделов внутренних дел.
Соответствующие следственные подразделения имеются в подразделениях органов внутренних дел на транспорте и по охране режимных объектов.
Следователи прокуратуры расследуют дела о таких преступлениях, как убийства, изнасилования, получение взятки, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, учреждений органов уголовно-исполнительной системы, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью. В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователи которой расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил РФ, другими лицами, приравненными по своему правовому положению к военнослужащим, сотрудниками Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки.
В следственный аппарат прокуратуры входят:
- Главное следственное
управление Генеральной
- следственные управления (отделы) прокуратур субъектов РФ, осуществляющие те же функции, что и Главное следственное управление, но на определенной территории;
- следователи городских,
районных и межрайонных
Аналогично организован следственный аппарат в транспортной, военной прокуратуре и других специализированных прокуратурах.
Следователи Федеральной службы безопасности и ее органов расследуют дела о таких преступлениях, как терроризм, шпионаж, контрабанда, угон воздушного, водного судна или железнодорожного состава и др.
Структура следственного аппарата органов федеральной службы безопасности следующая:
- Следственное управление
Федеральной службы
- следственные управления (отделы) в территориальных (краевых, областных и др.) органах безопасности;
- следственные управления (отделы) органов безопасности в Вооруженных Силах РФ, пограничных и внутренних войсках.
Следователи налоговой полиции расследуют дела об уклонении от уплаты налогов. Они производят предварительное следствие по делам о некоторых других преступлениях, если их расследование тесно связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело, и оно не может быть выделено в отдельное производство.
Следственный аппарат налоговой полиции состоит из двух звеньев:
- Главное следственное управление Федеральной службы налоговой полиции РФ, которое осуществляет организационно-методические функции в отношении нижестоящих подразделений, а также расследование особо сложных и важных дел;
- следственные управления (отделы) органов налоговой полиции субъектов Российской Федерации.
Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура.
Правом процессуального контроля в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством обладают и начальники следственных отделов. Они имеют право проверять уголовные дела, давать следователям обязательные для исполнения указания, которые в случае несогласия с ними следователь может обжаловать прокурору, и др. УПК РСФСР понятие “начальник следственного отдела” распространил и на начальников вышестоящих подразделений следственных аппаратов прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой полиции и Федеральной службы безопасности.
Ведомственный контроль осуществляют следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. По результатам проверки они составляют справку, которую представляют начальнику проверяемого следственного подразделения и своему непосредственному начальнику.
Судебный контроль за законностью предварительного следствия осуществляется в ходе рассмотрения уголовных дел, по которым осуществлялось предварительное следствие, а также при рассмотрении жалоб на применение меры пресечения в виде заключения под стражу.