Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 21:57, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении ответственности за пиратство в российском и международном праве.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1)дать общую характеристику пиратству.
2)рассмотреть состав пиратства по Уголовному Кодексу РФ и международному законодательству.
Объект исследования - ответственность за пиратство в уголовном праве.
ВВЕДЕНИЕ
Пиратство - это негативное социальное явление, нарушающее безопасность судоходства и причиняющее существенный ущерб государственным и частным интересам. В настоящее время пиратство тесно взаимосвязано с контрабандой, наркобизнесом и торговлей людьми. К тому же пиратство довольно часто стало выступать одним из видов криминальной деятельности организованной преступности.
Российская Федерация на сегодняшний день имеет выход к 3 океанам и 14 морям, что делает проблему борьбы с пиратством для нее весьма актуальной. К тому же подобные преступления характеризуются высоким уровнем латентности.
В российской юридической науке до сих пор нет специального исследования, посвященного юридическому анализу данного преступления. Имеющиеся же исследования по данной проблеме посвящены в основном международным и криминологическим аспектам этого опасного деяния. Поэтому тема, посвященная уголовной ответственности за пиратство, представляется весьма актуальной.
В Уголовном кодексе РФ в главе 24 впервые в российском уголовном праве законодателем была сформулирована норма об уголовной ответственности за пиратство (см. ст. 227 УК РФ). Криминализация пиратства в российском уголовном законодательстве в первую очередь является реализацией норм международного права в российское национальное законодательство и выполнением Россией взятых на себя международно-правовых обязательств.
Правовая регламентация
Высокая общественная опасность пиратства, иначе еще называемого морским разбоем, заключается в причинении серьезного материального ущерба, сопряженного с человеческими жертвами, подрывании принципов свободы и безопасности судоходства в открытом море и реках, дезорганизации движения морских и речных транспортных средств, имеет устойчивую тенденцию к росту.
Особенно активно пираты действуют в южных районах Тихого океана, где нападения на рыболовные суда, яхты, грузовые теплоходы и пассажирские лайнеры совершаются даже флотилиями быстроходных катеров, экипажи которых имеют автоматы, пулеметы, пушки.
Цель данной работы состоит в рассмотрении ответственности за пиратство в российском и международном праве.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1)дать общую характеристику пиратству.
2)рассмотреть состав пиратства по Уголовному Кодексу РФ и международному законодательству.
Объект исследования - ответственность за пиратство в уголовном праве.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением ответственности за пиратство в российском и международном праве.
Использовались следующие методы: сравнительно-исторический, описательный, статистический, правовой анализ и другие методы. Структура работы представлена введением, основной частью, состоящей из двух глав, заключения с обобщающими выводами по теме. В конце приведен список использованной литературы.
ГЛАВА I Ответственность за пиратство в РФ
1.1 Общая характеристика пиратства.
Определение пиратства сформулировано в ст. 15 Женевской конвенции об открытом море1, согласно которой к нему относятся следующие действия:
1)любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный:
а) в открытом море против какого-либо другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту;
б) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства;
2) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, если тот, кто этот акт совершает, знает обстоятельства, в силу которых это судно или этот летательный аппарат являются пиратским судном или пиратским летательным аппаратом;
3) любое действие, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению посягательства, предусматриваемого в п. 1 или п. 2 ст. 227 УК РФ2.
Пиратство является одним из старейших видов международных уголовных преступлений, история борьбы с которым уходит в древние века. Уже тогда в силу большого материального ущерба и человеческих жертв это деяние считалось опасным преступлением и наказывалось весьма жестоко - виновных лиц либо топили, либо вешали на рее корабля без суда и следствия.
Такая практика была прекращена только в конце Х1Х века, когда пиратов стали доставлять в крупные порты для отправления над ними правосудия. Исключением в этом плане являлось лишь каперство, т.е. нападения, совершаемые частновладельческими морскими судами. Эти суда получали от военно-морских ведомств воюющих государств специальный патент, разрешающий экипажу судна в период войны нападать на любые суда противника и нейтральных стран, перевозящих контрабанду, захватывать груз и судно, топить их и т.п.
В ХХ веке пиратство встречается также достаточно часто и более того истории известны случаи, когда морским разбоем занимались военные суда различных государств. Так было, например, в 30-е годы, когда суда многих нейтральных стран подвергались нападениям со стороны немецких и итальянских военных судов. Реакцией на такого рода разбойные нападения была попытка ряда государств создать правовую основу для борьбы с пиратством. В 1937 году ряд государств, в числе которых был и Советский Союз, подписали Нионское соглашение. Согласно этому соглашению, нападение на нейтральное судно рассматривалось как пиратство. Тогда же стороны Соглашения договорились распространить принципы этого Соглашения и на нападения, совершаемые подводными судами и самолетами. Однако в силу недостаточной правовой определенности, и прежде всего в вопросе о том, какие именно суда и самолеты должны рассматриваться пиратствующими, данное Соглашение не получило всеобщего одобрения. Вместе с тем в международной практике тех лет под морским пиратством понималось всякое насильственное действие против лиц и грузов, которое совершалось без надлежащего разрешения в море частным судном против другого судна.3
Статус пиратства как
В мае 2009 г. тогдашний Президент
РФ Дмитрий Анатольевич Медведев при встрече
с Генеральным прокурором РФ Юрием Чайкой
обсуждали проблему борьбы с пиратством. «Нужно посмотреть на
эту проблему как с точки зрения нашего
уголовного права, процесса, так и с точки
зрения создания, может быть, отдельной
международной практики по этим делам.
Может быть, Вам вместе с другими заинтересованными
ведомствами, с МИДом, вступить в контакт
по этому поводу с другими иностранными
коллегами, чтобы посмотреть варианты
привлечения к ответственности лиц, виновных
в пиратстве», - отметил тогда Дмитрий
Медведев.5
Надо решать, что делать с захваченными пиратами, но и не только это. Если исходить из российских интересов, то, во-первых, жертвами пиратских нападений неоднократно становились российские граждане, входившие в экипажи как российских, так и иностранных судов. Во-вторых, к национальным интересам россиян относится и обеспечение безопасности плавания в этом стратегически важном районе мирового океана. Это касается как российских судов, так и судов других стран, осуществляющих перевозки российских грузов и для России.
Россия как постоянный член Совета Безопасности ООН и участник «группы восьми» призвана принимать совместные меры с целью решения глобальных проблем, включая новые вызовы криминального характера, такие как терроризм, наркоагрессия, киберпреступность. Можно с уверенностью говорить, что к таким вызовам добавилось и пиратство.
Пиратство как составная часть преступности на море полностью никогда не исчезало. Грабежи в открытом море, захваты судов с целью выкупа или завладения ценным грузом отмечались с различной степенью интенсивности в Карибском бассейне, в водах Африки, особенно вблизи Нигерии, а также в Индонезии, Малаккском проливе, Южно-Китайском море и прибрежных пространствах полуострова Индостан. К тому же глобальность проблемы определяется не столько ее географическим распространением, сколько последствиями для общего мира и безопасности, социально-политической обстановки в мире. Последствиями как настоящими, так и прогнозируемыми. Сегодняшние технологии способствуют тому, что пиратство приобретает совершенно иные масштабы и переживает бурный расцвет.
Моё мнение относительно определения понятия «пиратство» можно охарактеризовать следующим образом: это совершаемые на открытом море любой морской разбой, ограбление, захват различных судов без законных на то оснований.
Таким образом, пиратство представляет угрозу наиболее важным торговым морским коммуникациям в мире и создает препятствия в развитии свободной торговли вследствие неизбежного повышения страховых ставок, способствует возникновению и увеличению напряженности между прибрежными государствами.
1.2 Ответственность за пиратство по уголовному законодательству РФ
УК РФ впервые в ст. 227 предусмотрел уголовную ответственность за преступление, правовая регламентация которого имеет давнюю историю, но нашла свое отражение в законодательстве нашего государства лишь с принятием УК 1996 г. До принятия ныне действующего УК РФ действия, охватываемые понятием пиратства, квалифицировались как разбой, бандитизм, преступления против личности, в чем выражалась пробельность законодательства.
Высокая общественная опасность пиратства, иначе еще называемого морским разбоем, обуславливается тем, что оно сопряжено с человеческими жертвами, причиняет серьезный материальный ущерб и подрывает принцип свободы и безопасности судоходства в открытом море и реках, дезорганизует движение морских и речных транспортных средств, имеет устойчивую тенденцию к росту. Общественная опасность пиратства заключается прежде всего в том, что нападение на морское судно влечет нарушение нормального порядка судоходства и создает опасность столкновения с другими судами, аварий и катастроф. При пиратском нападении ставятся под угрозу жизнь и здоровье членов экипажа и пассажиров, материальные ценности, находящиеся на борту судна, подвергшегося нападению.
Особенно активно пираты действуют в южных районах Тихого океана, где нападения совершаются даже флотилиями быстроходных катеров, экипажи которых имеют автоматы, пулеметы и даже пушки. Они совершают нападения на рыболовные суда, яхты, грузовые теплоходы и пассажирские лайнеры. Практике известны случаи, когда нападениям морских разбойников подвергались океанские лайнеры, имеющие на борту по 600 и более человек экипажа и пассажиров.
Россия имеет выход к трем океанам и 14 морям, а ее береговая линия превышает 100 тысяч километров. Российские суда торгового и рыбопромыслового флота осуществляют свои рейсы во всех районах Мирового океана. Согласно данным Международной морской организации (ИМО), только с 1983 г. по май 1992 г. зарегистрировано 216 случаев пиратства в виде вооруженных ограблений судов6.
С объективной стороны пиратство определяется в УК РФ как нападение на морское или речное судно, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения. В действующем кодексе термин "нападение", как способ совершения преступления, описывается в 3 статьях: 162, 209, 227. При этом в ст. 209 УК РФ законодатель говорит просто о нападении, в ст. 227 УК РФ - о нападении, совершенном с применением насилия либо с угрозой его применения, а в ст. 162 УК РФ - о нападении, соединенном с насилием, опасным для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия.
Ввиду того, что пиратство является разновидностью разбоя (морской разбой), признаки объективной стороны пиратства толкуются аналогично признакам разбоя. Различие состоит лишь в объекте нападения: при пиратстве им является исключительно морское или речное судно.
Нападение — это неожиданное для экипажа или (и) пассажиров судна применение к ним насилия или угроза его реального применения с целью захвата судна и завладения чужим имуществом.
Насилие чаще бывает физическим: причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью экипажа или пассажиров, нанесение побоев, истязания, ограничение свободы. Убийство, т.е. умышленное лишение жизни потерпевших, диспозицией пиратства не охватывается и требует квалификации по совокупности преступлений.
Психическое насилие при пиратстве — это угроза реального и немедленного применения насилия (угроза убийством, причинением вреда здоровью).
Нападение на судно может конкретно выразиться в его задержании, захвате, затоплении и т.п. Как представляется, понятие нападения при пиратстве следует в целом толковать так же, как и при бандитизме. Пленум Веpховного Суда PФ в п. 6 Постановления от 17 января 1997 года «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» указал: «Под нападением следует понимать действия, напpавленные на достижение пpеступного результата путем пpименения насилия над потеpпевшим либо создания pеальной угpозы его немедленного пpименения». Поэтому, скорее всего, нападение - это создание обстановки опасного состояния, в пpостpанственных и вpеменных гpаницах котоpого сохpаняется угpоза пpименения насилия к неопpеделенно шиpокому кpугу лиц. Нападение не обязательно должно быть сопряжено с реальным применением физического насилия.