Отчет по практике в органах внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 21:09, отчет по практике

Краткое описание

Целью практики является приобретение практических умений и профессиональных навыков, таких как навыки:

1. ознакомится с материалами уголовных, гражданских и административных дел, с нормативно-правовыми актами и библиографическими источниками, заданием квалификационной практики, с правилами внутреннего распорядка организации.

2. составлять постановление о возбуждении уголовного дела и отказе от его возбуждения, протоколы задержания подозреваемого, личного обыска задержанного, разъяснение прав подозреваемого

3. научиться составлять постановления:

- о производстве обыска, выемки;

- о назначении экспертизы;

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 65.35 Кб (Скачать файл)

Введение 
В период с 22 мая по 4 июня 2006 года я проходила практику в Отделе Дознания Славянского ОВД. Так как практика является основной частью учебного процесса и имеет своей целью привить практические навыки работы по выбранной специальности, передо мной руководителем практики от техникума была поставлена цель- закрепить теоретические знания полученные мной в техникуме. С осуществлением данной цели мне помог справиться руководитель по практике зам. начальника Отдела Дознания подполковник милиции Макаренко Наталия Павловна. 
 
Целью практики является приобретение практических умений и профессиональных навыков, таких как навыки: 
 
1. ознакомится с материалами уголовных, гражданских и административных дел, с нормативно-правовыми актами и библиографическими источниками, заданием квалификационной практики, с правилами внутреннего распорядка организации. 
 
2. составлять постановление о возбуждении уголовного дела и отказе от его возбуждения, протоколы задержания подозреваемого, личного обыска задержанного, разъяснение прав подозреваемого 
 
3. научиться составлять постановления: 
 
- о производстве обыска, выемки; 
 
- о назначении экспертизы; 
 
- о привлечении в качестве обвиняемого; 
 
- о применении меры пресечения; 
 
- о квалификации преступления;  
 
- протоколы следующих следственных действий; 
 
- допроса потерпевшего, свидетеля, обвиняемого, подозреваемого, эксперта; 
 
- очной ставки; 
 
-опознания; 
 
-обыска, 
 
-осмотра места происшествия; 
 
-протокола разъяснения права иметь защитника, обвинительное заключение; 
 
составлять приложение к обвинительному заключению. 
 
3. участвовать в обыске и осмотре места происшествия, допроса потерпевшего, свидетеля, обвиняемого, подозреваемого, эксперта. 
 
Приобретение вышеперечисленных навыков необходимо для закрепления теоретических знаний, дальнейшей работы по профессии, полученной в результате обучения в Краснодарском финансово-юридическом техникуме, филиал Славянска-на-Кубани.  
 
Основной задачей практики является подготовка студентов к осознанному углубленному пониманию изученных общеобразовательных и специальных дисциплин и привитие им практических профессиональных умений и навыков по избранной специальности. 
 
Для достижения указанных задач мной было проанализировано большое количество нормативно-правовых актов, в том числе и литературы, регламентирующей деятельность правоохранительных органов. 
 
Таким образом, анализируя, сравнивая, обобщая полученные знания, я сделала ряд важных выводов, которые сформулировала в заключительной части отчета по практике. 
 
Я считаю, что практика является неотъемлемой частью учебного процесса, так как прививает студентам практические профессиональные умения и навыки по избранной специальности. 
 
 
Глава 1. Практика в органах внутренних дел. 
п. 1.1. Правоохранительные органы и их структура 
 
Одно из центральных мест в системе правоохранительных органов Российской Федерации занимают органы внутренних дел, которые обеспечивают значительный объем работы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, укреплению законности, защите прав и свобод человека, охране законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями. 
Система органов внутренних дел состоит из множества структурных звеньев, именно об этом и пойдет речь в моей работе.  
Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039, на МВД возлагаются следующие основные задачи: 
- разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности; 
- организация и осуществление мер по предупр еждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений; 
- руководство органами внутренних дел и внутренними войсками в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности; 
- совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности и некоторые другие. 
Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Российской Федерации.  
 
Основными структурными звеньями этой системы являются министерства внутренних дел (МВД) республик, главные управления внутренних дел (ГУВД) и управления внутренних дел (УВД) краев, областей и других субъектов Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте (УВДТ, ОВДТ), управления и отделы 8 Главного управления внутренних дел (на режимных объектах), региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУБОП). Кроме того, в структуру МВД входят также Следственный комитет при МВД РФ, главные следственные управления, управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел субъектов Федерации, городов, районов, а также на транспорте, Главное управление государственной противопожарной службы (ГУГПС), окружные управления материально-технического и военного снабжения (ОУМТиВС), образовательные учреждения (Академия управления, Санкт-Петербургский университет, институты, высшие школы, средние специальные учебные заведения). Всероссийский научно-исследовательский институт (ВНИИ) и другие научно-исследовательские учреждения, а также иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел. В систему МВД Российской Федерации входят и внутренние войска. 
Правовой основой деятельности МВД являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, акты Государственной Думы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, а также приказы, инструкции и другие нормативные акты МВД РФ. 
Свою деятельность МВД РФ строит в соответствии с принципами уважения и соблюдения прав человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия с органами государственной власти и управления, общественными объединениями, гражданами, средствами массовой информации. 
В соответствии с возложенными задачами МВД РФ определяет основные приоритетные направления деятельности органов внутренних дел, разрабатывает и реализует комплексные программы совершенствования их деятельности, участвует в формировании и выполнении государственных федеральных целевых программ в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью. 
МВД организует и проводит научные исследования проблем охраны общественного порядка, предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений, безопасности дорожного движения и пожарной безопасности, деятельности внутренних войск в сложных условиях, опытно-конструкторские и проектно-технологические работы, обеспечивает внедрение достижений науки, техники и положительного опыта работы в деятельность органов внутренних дел. 
В органах внутренних дел широко налажено обобщение практики применения законодательства по вопросам, отнесенным к компетенции МВД, разрабатываются предложения по совершенствованию действующего законодательства, подготавливаются проекты нормативных актов, связанных с регулированием деятельности органов внутренних дел. Вышестоящие органы системы МВД организуют оказание подведомственным органам и подразделениям методической и практической помощи по всем вопросам, отнесенным к их компетенции. 
Реализуя свои функции, МВД РФ организует в масштабах Российской Федерации: оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Законом об оперативно-розыскной деятельности, экспертно-криминалистическую деятельность органов внутренних дел; расследование преступлений (в форме дознания и предварительного следствия) по уголовным делам, отнесенным уголовно-процессуальным законом к компетенции органов внутренних дел; обеспечивает исполнение органами внутренних дел уголовно-процессуальных обязанностей. МВД осуществляет руководство криминальной милицией, милицией общественной безопасности и другими службами, в ходе которого оказывает помощь подведомственным органам внутренних дел в выявлении, раскрытии и расследовании преступлений; проводит в пределах компетенции органов внутренних дел работу по выявлению, раскрытию и расследованию тяжких преступлений, носящих межрегиональный характер или же имеющих особое общественное значение; осуществляет меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотиков; участвует в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой, охране государственной границы, обеспечению безопасности представительств иностранных государств. 
Министерством внутренних дел организуется на территории Российской Федерации розыск лиц, совершивших преступления и скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством; идентификация неопознанных трупов, розыск похищенного имущества. В необходимых случаях МВД координирует деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений и иных правонарушений, охране общественного порядка. 
Структурными подразделениями МВД обеспечивается выполнение требований паспортно-визовой и разрешительной систем, установление правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Кроме того, ими осуществляются охрана объектов собственности по договорам, выдача разрешений (лицензий) на занятие частной детективной и охранной деятельностью и контроль за ней. 
МВД Российской Федерации руководит отрядами милиции особого назначения (ОМОН), специальными моторизованными частями милиции; организует охрану общественного порядка при проведении массовых мероприятий республиканского масштаба. Министерство внутренних дел в необходимых случаях участвует наряду с другими компетентными органами в обеспечении (в соответствии с законом) правового режима чрезвычайного или военного положения в случаях их введения на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях. МВД и его органы на местах участвуют в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии. 
На Министерство внутренних дел возложено руководство Государственной противопожарной службой. МВД РФ обязано осуществлять оперативное управление силами и средствами органов внутренних дел, привлекаемыми для ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и иных чрезвычайных событий (т. е. в особых условиях); организует на территории Российской Федерации работу по выявлению и устранению причин и условий пожаров, непосредственно организует тушение крупных пожаров. 
Структурными подразделениями МВД осуществляется разработка правил, стандартов и иных нормативов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В пределах своей компетенции оно принимает меры по совершенствованию его организации и предупреждению дорожно-транспортных происшествий, реализации межправительственных соглашений о развитии международного автомобильного сообщения; организует работу по регистрации и учету автомототранспортных средств, выдаче удостоверений на право управления автомототранспортом; руководит Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД). 
Органы внутренних дел осуществляют деятельность по социальной реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание и утративших социально полезные связи. 
Работе по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений ц правонарушений в значительной степени помогают формируемые и ведущиеся министерством общереспубликанские справочно-информационные фонды и учеты, автоматизированные банки данных (АБД), необходимые для эффективной деятельности органов внутренних дел. На это же направлена и организованная ведомственная статистика преступлений и административных правонарушений. 
По вопросам организации охраны общественного порядка и борьбы с преступностью МВД налаживает и осуществляет контакты с правоохранительными органами зарубежных государств. С этой целью оно сотрудничает в установленном законом порядке с правительственными и правоохранительными органами зарубежных стран, а также с зарубежными и международными неправительственными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел, участвует в подготовке проектов международных договоров и соглашений, организует их выполнение по вопросам, относящимся к ведению МВД. 
МВД подчиняется Президенту Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией и законодательными актами Российской Федерации, а также Правительству Российской Федерации. 
Министерство внутренних дел возглавляет министр, который, как и его заместители и главнокомандующий внутренними войсками, назначается и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по предложению Правительства РФ. Руководство конкретными направлениями деятельности МВД в соответствии с распределением функциональных обязанностей осуществляют заместители министра и главнокомандующий внутренними войсками. В МВД образуется коллегия в составе министра, его заместителей, главнокомандующего внутренними войсками (по должности) и руководящих работников органов внутренних дел. Численность коллегии устанавливается Президентом РФ. Состав коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждается Правительством РФ. Коллегией рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Решения коллегии принимаются большинством голосов и затем объявляются приказом министра внутренних дел Российской Федерации. Решения, принятые на совместных заседаниях коллегий МВД и других министерств и ведомств Российской Федерации, объявляются совместными приказами министра внутренних дел и руководителей соответствующих министерств и ведомств. 
Как уже было отмечено, задачи и функции Министерства внутренних Дел в рамках регионов (субъектов Российской Федерации), а также городов и районов выполняют соответствующие структурные службы и подразделения нижестоящих уровней системы МВД. 
 
Их структура строится с учетом объема и содержания выполняемой ими работы. Министров внутренних дел республик в составе Российской Федерации назначают в порядке, установленном конституциями этих республик.  
 
Начальников ГУВД, УВД, УВДТ назначает министр внутренних дел Российской Федерации по согласованию с главами местных администраций. Начальников городских и районных органов внутренних дел назначают министры внутренних дел республик, начальники ГУВД УВД по согласованию с главами местных администраций. Начальников линейных органов внутренних дел на транспорте назначают начальники УВДТ. 
 
п.1.2. Возбуждение уголовного дела

 
Возбуждение уголовного дела - самостоятельная стадия уголовного процесса, которая обладает всеми признаками, характеризующими стадию уголовного процесса (конкретные задачи, своеобразное выражение основных принципов уголовного процесса, специфический круг уголовно-процессуальных действий и правоотношений и др.). Эта стадия независима от других этапов движения дела, и она обусловлена характером разрешаемых вопросов. В частности здесь не только принимаются сообщения о совершенном преступлении, но и осуществляется проверка полученных сведений, а также принимается обоснованное решение о возбуждении уголовного дела или отказе в нем. При этом осуществляется двуединая задача. С одной стороны, реагирование на каждый факт совершения преступления, а с другой - ограждение последующих этапов уголовного процесса, в частности стадии предварительного расследования, от рассмотрения фактов:  
 
а) которых в реальности не было;  
 
б) безусловно, не являющихся преступными, то есть, в которых нет хотя бы одного из обязательных признаков объективной стороны состава преступления, в том числе малозначительных (административных, дисциплинарных и иных проступков). 
 
Возбуждение уголовного дела - обязательная стадия уголовного процесса. В этой стадии подлежат выяснению как обстоятельства, влекущие за собой возбуждение уголовного дела, так и исключающие производство по делу, то есть отказ в нем. Ч.4 ст.112 УПК закрепляет обязанность органа дознания, следователя, прокурора и суда (судьи) принимать меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления. 
 
Стадия возбуждения уголовного дела это комплекс уголовно-процессуальных действий и правоотношений, который не может быть сведен только к самому акту возбуждения уголовного дела. Если выносится решение об отказе в возбуждении уголовного дела, это не означает, что стадии возбуждения уголовного дела не было; она была, и ее результатом ее явилось постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.  
 
От того было ли своевременным или запоздалым возбуждение уголовного дела зависят и результаты дальнейшего расследования. Своевременное возбуждение уголовного дела способствует наиболее полному выявлению и закреплению необходимых доказательств а запоздалое решение практически сводит на нет всю дальнейшую деятельность по раскрытию преступления и изобличению виновных, так как изменяется обстановка совершения преступления, уничтожаются его следы, последствия содеянного, свидетели забывают происшествие и т.п. Поэтому очень часто своевременный акт возбуждения уголовного дела пресекает начавшуюся преступную деятельность или предотвращает наступление общественно опасных последствий.  
 
Следует отметить, что на данной стадии уголовного процесса, в силу презумпции невиновности, уголовное дело возбуждается в отношении самого факта, события преступления, а не в отношении определенного лица, так как оно может быть не известно и подлежать дальнейшему установлению, но даже тогда, когда есть указание на определенное лицо, как на подозреваемого в совершении преступления, данные о преступлении необходимо проверить, подтвердить доказательствами, что возможно только лишь в дальнейших стадиях процесса, но не при возбуждении уголовного дела. Конечно возможны случаи когда уже в момент возбуждения уголовного дела имеется в виду определенное лицо (например, при за задержании преступника на месте преступления). В этих случаях возбуждение уголовного дела и привлечение к уголовной ответственности максимально сближается, но все же не совпадут, так как и здесь вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого будет произведено уже после возбуждения уголовного дела, хотя и непосредственно вслед за ним.  
 
Значение данной стадии уголовного процесса заключается в том, что она является одним из необходимых условий, как быстрого выявления преступлений, так и их полного, всестороннего и объективного расследования. 
 
Как бы подводя итог всему вышесказанному, можно сказать что, стадия возбуждения уголовного дела - это первая самостоятельная стадия уголовного процесса, которая состоит в установлении компетентным органом государства (органом дознания, следствия, прокуратуры, судом) условий, необходимых для производства по уголовному делу, и в принятии решения о возбуждении уголовного дела или при отсутствии таких условий - об отказе в этом.  
 
В соответствии со ст.112 УПК решать вопрос о возбуждении уголовного дела могут только прокурор, следователь, орган дознания и судья. 
 
Прокурор вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении, 
 
независимо от подследственности дела. Это вытекает из возложенной на прокурора функции уголовного преследования, выполняя которую он или его заместитель "…по основаниям установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности". 
Следователь возбуждает уголовные дела в пределах своей компетенции, исходя из правил о подследственности (ст. 126 УПК). Если данные о преступлении получены непосредственно следователем, то он выносит постановление о возбуждении уголовного дела и принимает его к своему производству для расследования.  
 
В данном случае можно сказать, что в одном постановлении содержатся два постановления, которые относятся к различным стадиям уголовного процесса:

          1.  
            постановление о возбуждении уголовного дела, относящееся к стадии возбуждения уголовного дела,

 
2) постановление о принятии дела  к своему производству, составляющее  начальный момент предварительного  следствия (ст.129 УПК). О возбуждении  уголовного дела следователь  обязан сообщить прокурору.  
 
Орган дознания в пределах компетенции, определяемой ст.117 УПК возбуждает уголовные дела.  
 
Различается деятельность органов дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно и по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, в последнем случае материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде. По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно орган дознания выполняет неотложные следственные действия, а затем передает дело по подследственности следователю. 
 
Для возбуждения уголовного дела необходим законный повод и достаточное основание. 
 
Поводом к возбуждению уголовного дела являются те источники, из которых органы возбуждающие уголовное дело, получают сведения о совершенном или готовящемся преступлении. 
 
Однако, одного повода для возбуждения уголовного дела недостаточно, ч.2 ст. 108 УПК указывает еще и на необходимость наличия основания, т.е. достаточных данных указывающих на признаки преступления. 
 
Из этого следует то, что основанием к возбуждению уголовного дела являются данные о том, что: 
 
Во-первых, деяние, о котором поступило заявление или сообщение вообще имело место в действительности. 
 
Во-вторых, это деяние действительно содержит признаки преступления. Неизвестность лица, совершившего преступление, неясность тех или иных обстоятельств совершения преступления ни в коей мере не должны препятствовать возбуждению уголовного дела; все эти обстоятельства будут установлены в стадии предварительного расследования. Но как бы то ни было, материалы, по которым решается вопрос о возбуждении уголовного дела, должны содержать серьезные данные для предположения о том, что в действительности было совершено преступление. Уголовное дело не может быть возбуждено на основании лишь одних догадок и предположений.  
 
Как уже говорилось выше, для возбуждения уголовного дела необходим законный повод и основание, в противном же случае, а также при наличии обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела, в возбуждении уголовного дела будет отказано. 
 
  Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела или отказа в возбуждении уголовного дела закреплен в статьях 112 - 113 УПК, рассмотрим его подробнее. 
 
Итак, поступило заявление или сообщение о совершенном или готовящемся преступлении. Статья 109 УПК закрепляет обязанность прокурора, следователя, орган дознания и судьи принимать подобные заявления и сообщения и принимать по ним решения в трехдневный срок, а в исключительных случаях этот срок может быть равен десяти дням.  
 
Часть 2 ст. 109 УПК разрешает указанным органам и должностным лицам истребовать необходимые материалы и получать объяснения, однако следственные действия на данном этапе не производятся. 
 
Решение относительно заявления или сообщения о совершенном или готовящемся преступлении может быть следующим: 
 
1) возбудить уголовное дело; 
 
2) отказать в возбуждении уголовного дела; 
 
3) передать заявление или сообщение по подследственности или подсудности. 
 
О принятом решении обязательно должно быть сообщено заявителю. 
 
Если имеется законный повод и основание к возбуждению уголовного дела прокурор, следователь, орган дознания в пределах своей компетенции возбуждают уголовное дело согласно прямым предписаниям ч.1 ст.112 УПК.  
 
Решение о возбуждении уголовного дела должно быть облечено в определенную уголовно - процессуальную форму, которой в соответствии с ч.2 ст.112 УПК является постановление о возбуждении уголовного дела. 
 
Постановление, как и большинство процессуальных документов, состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

          •  
            Вводная часть - указывается место и дата составления постановления, а также должность, специальное звание, фамилия должностного лица принявшего решение.
          •  
            Описательная часть - излагаются повод и основания к возбуждению уголовного дела, и обосновывается решение, записанное в резолютивной части.
          •  
            Резолютивная часть - указывается по признакам, какой статьи уголовного закона возбуждается дело и его дальнейшее направление.

 
Часть 3 ст.112 УПК предписывает немедленно направлять копию постановления о возбуждении уголовного дела прокурору. 
 
Часть 4 ст.112 УПК закрепляет обязанность соответствующих органов и должностных лиц принимать меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления. 
 
Порядок направления уголовного дела после его возбуждения регламентируется ст.115 УПК согласно которой после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела: 
 
1) прокурор направляет дело для производства предварительного следствия или дознания, а в случаях, предусмотренных законом, принимает дело к рассмотрению судом (ст.27УПК). 
 
2) следователь приступает к производству предварительного следствия или дознания, в этом случае он выносит постановление о возбуждении уголовного дела и о принятии его к своему производству. Если же дело было возбуждено прокурором или судом, следователь выносит отдельное постановление о принятии дела к своему производству. Копия этого постановления в соответствии с ч.2 ст.129 УПК должна быть направлена надзирающему прокурору в течение 24 часов. 
 
3) Судья направляет дело для производства предварительного следствия или дознания либо принимает дело к рассмотрению его судом. Следует напомнить, о Постановлении Конституционного Суда от 14.01.2000г, согласно которому ст.115 признана несоответствующей Конституции РФ в части в какой она предусматривает полномочия суда возбуждать уголовное дело, в том числе в отношении нового лица, и применять к нему меру пресечения. 
 
Если уголовное дело возбуждено органом дознания, и оно относится к категории дел, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания производит неотложные следственные действия, о чем должен быть немедленно уведомлен прокурор, после выполнения указанных действий дело передается следователю (ст.119 УПК).  
 
Если уголовное дело возбуждено органом дознания, и оно относится к категории дел, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания самостоятельно принимает предусмотренные уголовно - процессуальным законом меры для установления обстоятельств подлежащих доказыванию по уголовному делу, в дальнейшем все материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде. 
 
В возбуждении уголовного дела может быть отказано на основании ст.113 УПК в следующих случаях:

          1.  
            при отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела, а также при наличии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу, исчерпывающий перечень которых определен в ст. 5 УПК.
          2.  
            При наличии деяния, хотя формально и содержащего признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, иными словами наличие административного или дисциплинарного проступка. В соответствии с ч.3 ст. 113 УПК об отказе в возбуждении уголовного дела должно быть вынесено мотивированное постановление, в котором должно быть указано, почему именно событие, о котором сообщалось, признано не имевшем места, или в нем отсутствуют признаки преступления, либо приведены иные обстоятельства, исключающие производство по делу.
 
В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела по поводу деяния, о котором сообщении или заявлении говорится как о преступлении, но оно таковым не является, должны быть приведены конкретные данные, обосновывающие этот вывод. 
 
Часть 4 ст.113 УПК предусматривает право на обжалование отказа в возбуждении уголовного дела, о чем должно быть разъяснено заявителю. 
 
Следует отметить, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 апреля 1998г.№ 13-П ч.4 ст.113 УПК признана несоответствующей Конституции РФ в той части, в какой она не допускает судебного обжалования постановления прокурора, следователя или органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела, а также исключает для лиц, интересы которых затрагиваются этим постановлением, возможность использовать для своей защиты, любые не запрещенные законом способы. 
 
Таким образом, исходя из указанного постановления, право на обжалование постановления об отказе в возбуждении уголовного дела имеет не только заявитель, но и другие заинтересованные в этом лица. Кроме того, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано не только прокурору, но и в суд, что является важной гарантией соблюдения ст. 46 Конституции РФ, согласно которой "Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд".В законе не содержится указания, в какой срок может быть обжаловано постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Это означает, что при принесении жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела следует руководствоваться общими сроками давности привлечения к уголовной ответственности, предусмотренными ст.78 УК РФ.

 
 
п. 1.3. Дознание  
 
К органам дознания ст. 117 УПК относит: милицию; командиров воинских частей; соединений и начальников воинских учреждений (по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил в связи с исполнение служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения); Федеральную службу безопасности – по делам, отнесенным законом к их ведению; начальников исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов, лечебно-трудовых и воспитательно-трудовых профилакториев (по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений); органы Государственного пожарного надзора (по делам о пожарах и нарушениях противопожарных правил); органы пограничной охраны (по делам о нарушениях государственной границы); капитанов морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальников зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; федеральные органы налоговой полиции – по делам, отнесенным к ее ведению, таможенные органы РФ – по делам о преступлениях, отнесенных законом к их ведению (ст. 188, 189, 193, 194 УК РФ). 
 
Из этого перечня органов дознания видно, что дознание осуществляется различными органами и связано с основными функциями этого органа. 
 
Капитаны морских судов, начальники зимовок выполняют деятельность по дознанию эпизодически, в связи с возникшей необходимостью.  
 
На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных угловно-процессуальным законом мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступлений (ст. 118 УПК). Устанавливая обязанности органа дознания, закон имел в виду прежде всего милицию как постоянно действующий орган дознания.  
 
Милиция занимается оперативно-розыскной деятельностью и осуществляет процессуальное расследование по большинству уголовных дел в форме дознания.  
 
Оперативно-розыскная деятельность, имея важное значение для успешного осуществления уголовно-процессуальной деятельности, в понятие дознания как процессуальной деятельности не входит. 
 
Основная обязанность милиции при производстве дознания состоит в выполнении неотложных следственных действий в целях обеспечения необходимых условий для производства предварительного следствия по делам, по которым предварительное следствие обязательно (ст. 119 УПК) и в расследовании в полном объеме в форме дознания по делам, не требующим предварительного следствия (ст. 120 УПК). 
 
В соответствии с законом РФ «О милиции» от 18 апреля 1991г. предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по делам, по которым обязательно предварительно следствие, возлагается на криминальную милицию (ст. 8 УПК). Предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, возлагается на милицию общественной безопасности – местную милицию (ст. 9 УПК). Милиция осуществляет досудебную подготовку материалов в протокольной форме по делам, не требующим предварительного расследования (ст. 119, 127 УПК).  
 
Дознание как вид процессуальной деятельности по расследованию преступления осуществляется только по возбужденному делу и по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом. Закон не устанавливает особых правил производства следственных действий и принятия решения на дознании, распространяет на них правила производства предварительного следствия, за некоторым исключением (ст. 119, 120 УПК). Закон предусматривает два вида дознания (ст. 118 УПК), а именно:

Информация о работе Отчет по практике в органах внутренних дел