Получение взятки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 20:50, реферат

Краткое описание

В качестве наиболее опасной и распространенной формы проявления коррупции выступает взяточничество. Получение взятки считается одним из самых опасных видов должностных преступлений, так как дезорганизует деятельность органов управления, посягая при этом на нормальное функционирование управленческого аппарата государства, а также подрывает авторитет органов государственной власти, и правоохранительных органов в том числе, снижается эффективность их деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Понятие получения взятки и её признаки……………………………………….4
Отграничение получения взятки от смежных составов………………………...8
Список используемой литературы……………………………………………...11

Вложенные файлы: 1 файл

доклад взятки.docx

— 33.94 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Самарский государственный  университет»

 

 

 

Факультет – юридический

Кафедра – уголовного-процессуального

 права и криминалистики

 

 

 

Получение взятки

Реферат

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

4 курса очной формы  обучения

Дуброва Ксения Сергеевна

 

 

 

 

 

Самара 2013

Содержание

          

Введение………………………………………………………………………...…3

Понятие получения взятки и её признаки……………………………………….4

Отграничение получения взятки от смежных составов………………………...8

Список используемой литературы……………………………………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

   В качестве наиболее опасной и распространенной формы проявления коррупции выступает взяточничество. Получение взятки считается одним из самых опасных видов должностных преступлений, так как дезорганизует деятельность органов управления, посягая при этом на нормальное функционирование управленческого аппарата государства, а также подрывает авторитет органов государственной власти, и правоохранительных органов в том числе, снижается эффективность их деятельности. Кроме того само взяточничество нередко принимает устойчивые формы. Взяточники объединяются в организованные группы и преступные сообщества. Взяточничеством и другими преступными формами коррупции охватываются в ряде случаев целые хозяйственные и управленческие системы, оно проникает даже во властные и управленческие структуры и в правоприменительные органы.

Данный состав преступления помещён в гл.30 УК РФ «Преступления  против государственной власти, интересов  государственной службы и службы в органах местного самоуправления», которой я постараюсь исследовать в данном реферате.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие получения взятки и её признаки

 

   Ответственность за получение взятки установлена в ст.290 УК РФ.      Получение взятки - это незаконное получение должностным лицом лично или через посредника материальных ценностей и выгод имущественного характера за совершение действий (бездействий) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.  

. Суть взяточничества заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой им должностью.

   Объективная сторона состава преступления, устанавливающего уголовную ответственность за получение взятки, предусматривает такие действия со стороны должностного лица, как:

  1. совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица;
  2. совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом;
  3. общее покровительство по службе;
  4. общее попустительство по службе.

   Под действиями (бездействием) должностного лица, которые он должен совершить в пользу взяткодателя, следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями, а под незаконными действиями должностного лица - неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения 

   К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности.

   К попустительству  по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом  мер за упущения или нарушения  в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.

   Предметом взятки могут быть любые материальные ценности (деньги, в том числе иностранная валюта, иные валютные ценности, ценные бумаги, продовольственные и промышленные товары, недвижимое имущество и др.), а также различного рода услуги (выгоды) имущественного характера, оказываемые взяткополучателю безвозмездно, хотя в принципе они подлежат оплате, или явно по заниженной стоимости. Возможны в качестве предмета взятки и иные выгоды имущественного характера: прощение долга, оплата долга должностного лица, отзыв имущественного иска из суда, предоставление в безвозмездное (или по явно заниженной стоимости) пользование какого-либо имущества, получение кредита на льготных условиях и т.п.

   Имущественные ценности (услуги) могут быть переданы (предоставлены) как самому должностному лицу - получателю взятки, так и с его ведома членам семьи, другим лицам, близким взяточнику, а также могут быть непосредственно перечислены в банк на счет взяткополучателя.

   Субъектом уголовного преступления - получения взятки, может быть лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, иностранное должностное лицо, должностное лицо публичной международной организации.

   К представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности.

   Организационно-распорядительные  функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку  и подбор кадров, организацию  труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

   К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

   Субъектом преступления, предусмотренного статьей 290УК РФ, надлежит признавать, при наличии к тому оснований, и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе. В приговоре следует указывать, в чем конкретно выразились такие действия (бездействие).

   Не являются субъектами  получения взятки работники государственных  органов и органов местного  самоуправления, государственных и  муниципальных учреждений, исполняющие  в них профессиональные или  технические обязанности, которые  не относятся к организационно-распорядительным  или административно-хозяйственным  функциям.

   При получении должностным лицом нескольких взяток имеет место совокупность преступлений, каждое преступление должно быть квалифицировано самостоятельно. Совокупность преступлений образуют и случаи одновременного получения должностным лицом взяток от нескольких лиц, если в отношении каждого из взяткодателей совершается (должно быть совершено) отдельное действие.

   Получение взятки  считается оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки, если она передавалась по частям, независимо от того, выполнило ли это лицо обусловленное действие или нет, собиралось оно выполнить это действие или нет.

   Ответственность  за взяточничество наступает  независимо от того, когда вручена  взятка - до или после совершения  должностным лицом действия или  бездействия, и безотносительно  к тому, была ли взятка заранее  обусловлена, выполнены ли какие-либо  действия в интересах взяткодателя.

   Если передача  ценностей не состоялась по  обстоятельствам, не зависящим  от воли лиц, пытавшихся передать  или получить предмет взятки  или подкупа, содеянное ими  квалифицируется как покушение  на получение либо дачу взятки.

       Не может  быть квалифицировано как покушение  на дачу или получение взятки высказанное намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало

  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отграничение получения взятки от смежных составов

 

Отграничение получения  взятки от злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)  

   Отграничения взятки от злоупотребления должностными полномочиями представляет определенную сложность, так как признаки составов этих преступлений в значительной мере совпадают. Для обоих преступлений характерно: посягательство на один и тот же объект; совершение их с субъективной стороны только с прямым умыслом; единый субъект преступления - должностное лицо. Однако в признаках состава есть и некоторые различия: корыстная цель при получении взятки - обязательный признак, при должностном злоупотреблении - альтернативный; состав должностного злоупотребления сконструирован в законе как материальный, состав получения взятки - формальный.

   Основные же различия этих преступлений состоят в следующем.

   При злоупотреблении должностными  полномочиями закон имеет в  виду только такое действие (бездействие)  должностного лица, которое вытекало из его полномочий и было связано с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности. Указанное действие при получении взятки является лишь одним из вариантов возможного поведения должностного лица наряду со способствованием таким действиям (бездействию) за соответствующую выгоду имущественного характера в силу должностного положения (использование должностного положения в широком смысле).

   Важное значение при отграничении получения взятки от злоупотребления должностными полномочиями имеет определение содержания выгоды, получаемой должностным лицом за использование должностных полномочий. В частности, получение должностным лицом выгоды нематериального характера за действия (бездействие), связанные с использованием должностных полномочий, исключает его ответственность за получение взятки. При наличии существенного нарушения правоохраняемых интересов, подобное поведение должностного лица может быть квалифицировано как злоупотребление должностными полномочиями. Таким образом, более широкий спектр выгод, извлекаемый должностным лицом из использования должностных полномочий, характерен именно для злоупотребления должностными полномочиями.

   Существенное значение для  разграничения получения взятки  и злоупотребления должностными  полномочиями имеет содержание  умысла виновного. Если сознанием  виновного охватывается тот факт, что материальные ценности передаются  ему незаконно и за определенное  поведение в пользу дающего их, а также то, взяткодатель осознает факт передачи им незаконного вознаграждения и именно за действия (бездействие) должностного лица в его пользу, налицо получение взятки. Если же такое сознание у должностного лица отсутствует, то его действия квалифицируются как злоупотребление должностными полномочиями.

Отграничение взяточничества от коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ)

 

   Коммерческий подкуп имеет  много общих признаков с получением  и дачей взятки, что, несомненно, ставит вопросы о правильном  их разграничении. Принципиальное  отличие составов рассматриваемых  преступлений состоит в особенностях  их субъектов, что соответственно  определяет и иной объект посягательства. Лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой или иной организации независимо от формы собственности либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, а также поверенные, представляющие в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена (находится) в федеральной собственности, не могут быть признаны должностными лицами и в случае незаконного получения ими ценностей либо пользования услугами за совершение действия (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым служебным положением подлежат ответственности по ст. 204 УК РФ. Таким образом, различие в субъектах определяет и различие в объектах взяточничества и коммерческого подкупа. В первом случае вред причиняется общественным отношениям, обеспечивающим нормальное (законное) функционирование государственного аппарата и аппарата местного самоуправления, а во втором - аппарата коммерческих и иных организаций.

Информация о работе Получение взятки