Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 11:28, контрольная работа
Конституция РФ и Закон «О прокуратуре РФ» содержат основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры, содержание актов прокурорского реагирования на установленные нарушения, а также средств прокурорского воздействия как на устранение, так и на предупреждение нарушений закона. Органы прокуратуры занимают особое место в механизме государства, важнейшей функцией которых является надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Прокуратура является единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов составляет смысл, сущность и основу деятельности. Цель моей работы – изучение вопросов, касающихся одной из основных отраслей прокурорского надзора – надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Введение.
1. Понятие и предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина……………………………………………………………………………...3
2. Полномочия прокурора по выявлению нарушений прав и свобод человека и гражданина……………………………………………………………………………...7
3. Средства реагирования прокурора на выявленные нарушения прав и свобод человека и гражданина………………………………………………………………..11
Задача.
Заключение.
Список использованной литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПРАВА
Кафедра уголовного права и процесса
Контрольная работа
по дисциплине «Прокурорский надзор».
Вариант 1.
Тема: «Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина».
Выполнила: студентка 6 курса
4 группы заочного отделения
Аверьянова А. Л.
Проверил:
Уфа – 2013
Содержание:
Введение.
1. Понятие и предмет надзора
за соблюдением прав и свобод человека
и гражданина……………………………………………………
2. Полномочия
прокурора по выявлению
3. Средства
реагирования прокурора на
Задача.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Деятельность
органов прокуратуры главным
образом заключается в надзоре
за точным и единообразным исполнением
законов в Российской Федерации
и рассматривается как одна из
самостоятельных форм государственной
деятельности, обеспечивающая успешную
реализацию задач по укреплению законности
и правопорядка в Российской Федерации,
осуществление принципов
Конституция РФ и Закон «О прокуратуре РФ» содержат основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры, содержание актов прокурорского реагирования на установленные нарушения, а также средств прокурорского воздействия как на устранение, так и на предупреждение нарушений закона. Органы прокуратуры занимают особое место в механизме государства, важнейшей функцией которых является надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Прокуратура является единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов составляет смысл, сущность и основу деятельности. Цель моей работы – изучение вопросов, касающихся одной из основных отраслей прокурорского надзора – надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Для достижения поставленной цели необходимо определить сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, его задачи, объект и предмет; рассмотреть полномочия прокурора, акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения прав и свобод человека и гражданина.
1. Понятие
и предмет надзора за
Конституцией РФ закреплены такие важнейшие принципы правового статуса личности, как: равноправие; неотчуждаемость прав и свобод; непосредственное действие прав и свобод; гарантированность прав, свобод и обязанностей; запрещение злоупотребления правами и обязанностями; запрещение на незаконное ограничение конституционных прав и свобод. Большую роль в реализации этих правовых предписаний выполняют органы прокуратуры РФ.
Выделение
прокурорского надзора за соблюдением
прав и свобод человека и гражданина
в качестве самостоятельной отрасли
надзора носит отчасти
Вероятно, законодатель этим шагом (то есть выделением прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в качестве самостоятельной отрасли надзора) хотел показать, что соблюдение прав и свобод человека играет основополагающую роль в обеспечении правовой защищенности личности.
В приказе
Генерального прокурора Российской
Федерации от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об
организации прокурорского
По сути, прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина служит дополнительной гарантией справедливого распределения социальных возможностей, защиты политических, экономических, культурных и иных прав гражданина и человека1.
Предметом надзора, согласно ст. 26 Закона о прокуратуре, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
При этом речь идет не только о правах и свободах человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ, но и правах и свободах, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.
В теории различаются три группы прав и свобод человека и гражданина:
- личные права и свободы;
- политические права и свободы;
- социально-экономические права и свободы.
К личным
правам и свободам относятся: право
на жизнь, свободу и неприкосновенность;
право на охрану достоинства личности,
неприкосновенность частной жизни,
личную и семейную тайну; право на
неприкосновенность жилища; право на
свободу определения
В группе политических прав и свобод представлены: право на объединение; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; право на участие в управлении делами государства; избирательные права и др.
В совокупность социально-экономических прав и свобод входят: право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на жилище; право частной собственности и др.
Кроме собственных граждан на территории Российской Федерации проживают иностранные граждане и лица без гражданства. Законодательство содержит нормы, определяющие их правовые возможности в Российской Федерации.
Так, согласно
ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским
законодательством, применяются к
отношениям с участием иностранных
граждан, лиц без гражданства, иностранных
юридических лиц. Эти субъекты предпринимательства
– непременные участники
В то же
время, как и по законодательству
других стран, в Российской Федерации
иностранные граждане не пользуются
некоторыми конкретными правами, аналогичными
правам и обязанностям граждан России,
такими, как избирательные права;
на них не распространяется воинская
обязанность; иностранные граждане
не могут служить в
Принципиально важным для определения предмета надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является ч. 3 ст. 55 Конституции, устанавливающая, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Все иные ограничения прав и свобод не основаны на законе и требуют безотлагательного реагирования со стороны прокурора.
Главным принципом, определяющим содержание надзорной деятельности, служит принцип формального юридического равенства, трансформирующийся в равенство прав, равенство обязанностей, равенство перед законом и судом.
Равенство прав и обязанностей в юридическом смысле не совпадает с фактическим положением индивида в обществе. Но только названный подход и гарантирует прокурора от надзорной ошибки, ибо право надо рассматривать как «равный масштаб поведения для неравных людей».
Ущемление прав одних и противоправное расширение возможностей других граждан – типичная в надзорной деятельности ситуация.
Хорошо налаженный, действенный надзор за соблюдением прав и свобод человека может обеспечить эффективное решение задач обеспечения законности применительно ко всей содержащейся в законах системе правовых предписаний на всех уровнях их применения.
Законодательство возлагает контроль за законностью на различные органы власти и управления. Прокуратура должна постоянно видеть ту грань, которая отделяет их деятельность от деятельности других органов, осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, и не переходить ее. Она не должна подменять другие государственные органы, а лишь осуществлять надзор за тем, как сами эти органы и соответствующие должностные лица (прежде всего правоохранительных и контролирующих органов) выполняют возложенные на них законом обязанности по обеспечению и контролю за исполнением законов всеми органами, организациями и гражданами, на которые распространяется их компетенция2.
Закон о
прокуратуре указывает на недопустимость
вмешательства органов
2. Полномочия
прокурора по выявлению
В соответствии с п. 1 ст. 27 Закона о прокуратуре, при осуществлении возложенных на него функций прокурор:
1) рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
а) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
б) требовать
от руководителей и других должностных
лиц указанных органов
в) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Закон представляет
прокурору при надзоре
Закон обязывает прокурора не только рассматривать и проводить проверку жалобы, заявления и иных сообщений о нарушении прав и свобод, но и вести активную работу по их предупреждению и пресечению, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
Информация о работе Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина