Уголовная ответственность несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 14:15, дипломная работа

Краткое описание

Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, оказали существенное влияние на состояние преступности несовершеннолетних. Субъективная сторона этих преступлений, являясь их внутренней психологической характеристикой, представляет собой особую психическую деятельность лица, связанную с мотивированным или часто неосознанным совершением преступления. Изменились и качественные характеристики этих деяний, повысилась степень организованности совершаемых преступлений Гумирова, Г.Ф. Преступность несовершеннолетних как социальная проблема [Текст] / Г.Ф. Гумирова // Российская юстиц

Содержание

Введение
Глава 1. Уголовная ответственность несовершеннолетних: проблемы и особенности
1.1 Некоторые аспекты уголовной ответственности несовершеннолетних
1.2 Некоторые проблемы дифференциации уголовного наказания несовершеннолетних
Глава 2. Влияние категории преступления на уголовную ответственность несовершеннолетних
2.1 Категории преступлений и проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних
2.2 Освобождение несовершеннолетних от наказания и категории преступлений
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ПЛАН диплом.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)


ПЛАН

Введение

Глава 1. Уголовная ответственность несовершеннолетних: проблемы и особенности

1.1 Некоторые аспекты уголовной ответственности несовершеннолетних

1.2 Некоторые проблемы дифференциации уголовного наказания несовершеннолетних

Глава 2. Влияние категории преступления на уголовную ответственность несовершеннолетних

2.1 Категории преступлений и проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних

2.2 Освобождение несовершеннолетних от наказания и категории преступлений

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

ВВЕДЕНИЕ

Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, оказали существенное влияние на состояние преступности несовершеннолетних. Субъективная сторона этих преступлений, являясь их внутренней психологической характеристикой, представляет собой особую психическую деятельность лица, связанную с мотивированным или часто неосознанным совершением преступления. Изменились и качественные характеристики этих деяний, повысилась степень организованности совершаемых преступлений Гумирова, Г.Ф. Преступность несовершеннолетних как социальная проблема [Текст] / Г.Ф. Гумирова // Российская юстиция. 2008. N 6. С. 27..

Преступность несовершеннолетних, как и проблемы ее предупреждения, всегда вызывала повышенное внимание. Это вполне обоснованно, поскольку молодое поколение является естественным резервом социального развития, а нарушения уголовного закона несовершеннолетними свидетельствуют о существующих недостатках воспитания, условий для включения молодежи в жизнедеятельность общества. Распространенность преступлений среди лиц данной возрастной группы, их качественные характеристики не без оснований могут расцениваться как прогностические для всей преступности. Не случайно предупреждение преступлений среди несовершеннолетних рассматривается в масштабах мирового сообщества как важнейший аспект предупреждения преступности в обществе в целом.

Несмотря на ряд негативных тенденций в структуре преступности несовершеннолетних, следует отметить ярко выраженный процесс гуманизации уголовной политики, проводимой в отношении несовершеннолетних в последние годы, что нашло отражение и в расширении оснований для применения уголовных наказаний альтернативных лишению свободы.

Однако, приходится констатировать тот факт, что в России сегодня по различным причинам в отношении несовершеннолетних почти невозможно применять какие-либо иные меры наказания, не связанные с лишением свободы, кроме условного осуждения. Судебная статистика свидетельствует, что наиболее широко к несовершеннолетним применяются либо условное осуждение - до 73% от общего количества осужденных несовершеннолетних, либо наказание, связанное с изоляцией от общества, т.е. лишение свободы - 23 - 24% Панкратов, Р.И., Тарло, Е.Г., Ермаков, В.Д. Дети, лишенные свободы [Текст] / Р.И. Пакратов, Е.Г. Тарло, В.Д. Ермаков. М., 2007. С. 101.. Тем не менее ежегодно около 20 тыс. несовершеннолетних направляются для отбытия наказания в воспитательные колонии.

В условиях демократического правового государства точное соблюдение закона является конституционным принципом, который закреплен в ст. 15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) [Текст] // Парламентская газета. N 4. 23-29.01.2009., и поэтому точная квалификация преступлений, совершенных несовершеннолетними, должна быть обеспечена лицами, специально уполномоченными государством на соблюдение законности (дознавателями, следователями, прокурорами, судьями). Данный принцип нашел свое отражение в ч. 1, 2 ст. 3 УК РФ Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2008) [Текст] // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. N 25. Ст. 2954., где определено, что «преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом» и «применение уголовного закона по аналогии не допускается». Соблюдение указанных положений является одним из основных условий при отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних.

Законодательством Российской Федерации предусмотрен дифференцированный подход к установлению возраста уголовной ответственности. Так, по общему правилу (ст. 19 УК РФ) она наступает с 16 лет, существует и пониженный возрастной предел - 14 лет (ч. 2 ст. 20 УК РФ), что необходимо рассматривать как одну из важных особенностей наступления уголовной ответственности несовершеннолетних, но в то же время не сочетающихся с провозглашенными принципами гуманности.

Возраст уголовной ответственности как обязательный признак субъекта преступления определяется на момент совершения деяния несовершеннолетним независимо от времени наступления последствий Лысенко, А.В. Некоторые аспекты возрастных проблем при квалификации преступлений, совершенных несовершеннолетними [Текст] / А.В. Лысенко // Общество и право. 2008. N 2. С. 53..

Таким образом, актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что «криминальное» молодое поколение является резервом взрослой преступности, поэтому распространенность преступлений среди детей и подростков, их качественные и количественные характеристики не без оснований могут расцениваться как прогностические для всей преступности. Не случайно предупреждение преступлений среди несовершеннолетних рассматривается как важнейший аспект предупреждения преступности в обществе в целом.

Целью работы является комплексный анализ особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних.

Для достижения указанной цели в работе ставится ряд задач:

-рассмотреть проблемы и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;

-проанализировать влияние категории преступления на уголовную ответственность несовершеннолетних.

Общетеоретической основой исследования послужили научные труды таких авторов как Л.В. Иногамова-Хегай; В.А. Казакова; А.И. Рарога; В.И. Радченко; А.С. Михлин и др.

Структура данной курсовой работы обусловлена ее целью и задачами и включает в себя две главы, введение, заключение, приложения и список использованной литературы.

ГЛАВА 1. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ

1.1 Некоторые аспекты уголовной ответственности несовершеннолетних

Институт уголовной ответственности как совокупность уголовно-правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений, является важным инструментом в борьбе с подростковой преступностью в Российской Федерации и средством реализации уголовно-правовой политики в отношении несовершеннолетних.

Эту роль можно представить в различных аспектах: социальном, нравственном, педагогическом, юридическом, социально-психологическом, криминологическом, политическом, информационном Вопросы применения уголовного закона и предупреждения преступлений / Под ред. Н.Г. Хадникова [Текст]. М.: Московский университет МВД России, 2006. С. 14..

Социальный аспект уголовной ответственности несовершеннолетних определяется прежде всего ее обусловленностью, зависимостью от условий жизни российского общества. Необходимость ее существования вызвана тем обстоятельством, что без применения такой меры государственного принуждения общество не может обойтись в деле борьбы с подростковой преступностью, сделав ставку лишь на средства педагогического, организационного, экономического, правового (неуголовно-правового) характера.

Социальный аспект уголовной ответственности несовершеннолетних проявляется и в том, что она восстанавливает нарушенные совершением преступления справедливость и законность, обеспечивает выполнение закона и тех нравственных норм, которые лежат в основе каждого уголовного запрета.

Уголовная ответственность через систему социальных требований призвана помочь несовершеннолетнему, совершившему преступление, в приобретении социального опыта, навыков, умений, сведений, без которых ему сложно адаптироваться в нормальном, законопослушном обществе. Тем самым она выступает своеобразным катализатором становления его личности и регулятором поведения в соответствии с нормами права Павлухин, А.Н., Чистяков, А.А. Уголовная ответственность как научная категория российской правовой доктрины. Генезис, состояние, перспективы: Монография [Текст] / А.Н. Павлухин, А.А. Чистяков. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2004. С. 29..

Нравственный аспект уголовной ответственности несовершеннолетних выражается в том, что она должна оказывать на несовершеннолетних (как совершивших преступления, так и не нарушавших уголовно-правовой запрет) воздействие, направленное на привитие в сознании у них установки на подчинение моральным и правовым требованиям уголовного закона, содействовать формированию разумных социальных потребностей.

Данный аспект уголовной ответственности несовершеннолетних проявляется и в том, что она представляет собой нравственную оценку преступления и личности подростка, его совершившего, со стороны государства. Важно, чтобы такое лицо осознало: преступление - это аморальное явление, противоречащее сложившимся правилам человеческого общежития, традициям, обычаям, мешающее законопослушным членам общества находиться в нормальных, безопасных условиях, решать свои жизненные задачи.

Нравственный потенциал уголовной ответственности определяется и необходимостью защиты интересов потерпевших от преступлений. Да, несовершеннолетние - это лица, не обладающие должным социальным опытом, характеризующиеся личностью, находящейся в процессе становления. Но безнравственно, если государство и общество не будут реагировать на то, что несовершеннолетние причиняют своим преступным поведением значительный вред законопослушным гражданам, организациям, учреждениям. Тогда у последних утрачивается вера в государственную власть, ее способность создать надежную систему безопасности по охране законных интересов правопослушного населения, деятельности социальных институтов. Пассивное отношение к подростковой преступности может привести лишь к обстановке безнаказанности несовершеннолетних правонарушителей, чреватой различными негативными последствиями.

Педагогический аспект уголовной ответственности в отношении рассматриваемых лиц, тесно взаимосвязанный с нравственным (в принципе, их можно рассматривать вместе), состоит в том, что она является особой формой воспитания несовершеннолетних, совершивших преступление, и других категорий подростков.

Применение мер уголовно-правового воздействия к первой группе несовершеннолетних преследует наряду с другими цель их исправления, то есть формирования у этих лиц уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослушного поведения (см. ч. 1 ст. 9 УИК РФ Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 22.12.2008) [Текст] // Собрание законодательства РФ. 13.01.1997. N 2. Ст. 198.). Вместе с тем воспитательное воздействие уголовной ответственности распространяется и на несовершеннолетних, которые хотя и не совершали преступлений, но склонны к различным правонарушениям. Назначение, например, наказания подросткам, знакомым этих лиц может заставить их одуматься перед последней чертой, отграничивающей преступное поведение от непреступного. Нельзя недооценивать влияние института уголовной ответственности и на поведение законопослушной большей части несовершеннолетних. Осознание того факта, что за различные подростковые преступления предусмотрена достаточно строгая уголовная ответственность, влекущая неблагоприятные последствия для виновного лица, в определенной мере дисциплинирует таких несовершеннолетних, делает их социально зрелыми, способными контролировать свое поведение в жизненных, в том числе конфликтных, ситуациях, чреватых нарушением уголовного закона.

Наконец педагогический аспект уголовной ответственности несовершеннолетних проявляется и в отношении совершеннолетних лиц. Речь идет не только о лицах, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, но к моменту вынесения приговора достигших совершеннолетия, а также о лицах в возрасте от 18 до 20 лет, упомянутых в ст. 96 УК РФ. Имеются в виду прежде всего лица, на которых в силу закона возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (родители, педагоги, опекуны, воспитатели и т.д.).

Юридический (правовой) аспект уголовной ответственности несовершеннолетних «раскрывается через систему нормативно-правовых предписаний, имеющих императивный и принудительный характер», нашедшую отражение в форме уголовного закона.

Юридический аспект уголовной ответственности в данном случае проявляется и в том, что ее основанием является совершение несовершеннолетним деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Кроме того, существование ее предполагает наличие строго определенной законом соответствующей уголовно-процессуальной формы. Далее уголовная ответственность реализуется только в определенных уголовным законом формах: а) осуждении виновного с назначением наказания, реальным его отбыванием и последующим состоянием судимости (полная форма реализации); б) осуждении с назначением наказания, но без его реального отбывания (например, при условном осуждении (ст. 73 УК РФ)); осуждении с назначением наказания, но с освобождением от его отбывания в связи с болезнью (при освобождении осужденного, заболевшего тяжкой болезнью (не являющейся психическим расстройством)) после совершения преступления, но до исполнения обвинительного приговора (ч. 2 ст. 81 УК РФ); осуждении с отсрочкой от отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (в случае, если решение об отсрочке было принято судом при вынесении приговора) (ст. 82 УК РФ); осуждении с назначением в качестве основного вида наказания штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью в случае полного освобождения от отбывания наказания осужденного, содержавшегося под стражей до судебного разбирательства (ч. 5 ст. 72 УК РФ); в) осуждении с освобождением от наказания в связи с изменением обстановки (ст. 80.1 УК РФ); г) осуждении с освобождением от наказания несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 92 УК РФ).

Социально-психологический аспект уголовной ответственности несовершеннолетних означает, что она возможна лишь в том случае, если личность подростка в своем развитии достигла такого уровня психофизической, социальной зрелости, которая позволяет ему адекватно воспринимать окружающую действительность, сознавать происходящие в обществе процессы, основные правила поведения человеческого общежития, нормы морали и права и строить свое поведение в соответствии с этими предписаниями. В противном случае даже при достижении несовершеннолетним возраста уголовной ответственности ситуация с признанием в его общественно опасном поведении признаков возрастной невменяемости вообще исключает наступление данного вида юридической ответственности (ч. 3 ст. 20 УК РФ).

Информация о работе Уголовная ответственность несовершеннолетних