Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 09:49, дипломная работа
Цель данной дипломной работы – состоит в изучении анализа уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.
Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:
1) исследовать предмет преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
2) раскрыть виды уголовных наказаний, связанных с незаконным приобретением, хранением, перевозкой, изготовлением, переработкой наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;
Введение 4
Глава 1. Общая характеристика уголовного законодательства, связанного с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. 7
1.1. История возникновения уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. 7
1.2. Предмет преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. 29
Глава 2. Уголовная ответственность за преступления, связанные с незаконным приобретением, хранением, перевозкой, изготовлением, переработкой наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. 42
2.1. Объективные признаки преступлений, связанных с незаконным приобретением, хранением, перевозкой, изготовлением, переработкой наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, и виды наказания. 42
2.2. Субъективные признаки преступления, связанного с незаконным приобретением, хранением, перевозкой, изготовлением, переработкой наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. 49
Глава 3. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным производством, сбытом или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. 55
3.1.Объективная и субъективная сторона преступления, предусмотренного статьей о незаконном производстве, сбыте или пересылке наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. 55
3.2. Объективные и субъективные признаки преступлений, связанных с нарушением правил оборота наркотических средств и психотропных веществ. 61
Заключение 70
Библиография 76
Содержание
Введение 4
Глава 1. Общая характеристика уголовного законодательства, связанного с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. 7
1.1. История возникновения
1.2. Предмет преступлений, связанных
с незаконным оборотом
Глава 2. Уголовная ответственность за преступления, связанные с незаконным приобретением, хранением, перевозкой, изготовлением, переработкой наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. 42
2.1. Объективные признаки
2.2. Субъективные признаки
Глава 3. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным производством, сбытом или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. 55
3.1.Объективная и
3.2. Объективные и субъективные
признаки преступлений, связанных
с нарушением правил оборота
наркотических средств и
Заключение 70
Библиография 76
Развитие российского общества зависит от населения, которое проживает на территории Российской Федерации. В настоящее время одной из серьезных социальных проблем является охрана здоровья населения от преступных посягательств, наиболее опасными из которых являются преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Количество названных преступлений с каждым годом увеличивается, как растет и число лиц, употребляющих соответствующие препараты в немедицинских целях. Все это порождает такую опасную социальную болезнь, как наркотизм.
Актуальностью темы дипломной работы является проблема борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. На сегодняшний день наркомания является острейшей мировой проблемой, ставящей под угрозу и подрывающей нравственное психическое и физическое здоровье человека, а также существенно влияющие на дестабилизацию, экономической, политической сфер жизни общества.
Наркомания практически неизлечимое психическое заболевание, последствия которого крайне неблагоприятны. Ее распространение в социуме серьезным образом негативно затрагивает различные сферы общественных отношений. Жизнь наркоманов не продолжительна. К тому же, с целью получения наркотических средств или психотропных веществ ими совершаются многочисленные преступные деяния. Названные обстоятельства свидетельствуют о высокой степени общественной опасности преступлений, связанных с наркотическими средствами или психотропными веществами, и серьезном вреде, причиняемом ими обществу.
Данное утверждение можно подтвердить рядом исследований и экспертных оценок, в соответствии с которыми число лиц, регулярно потребляющих наркотики, достигает в стране 2 млн. человек, а число лиц, пробовавших наркотики, – ещё 4 млн. человек.
В течение последних 10-15 лет в нашей стране проблему наркотиков смело можно отнести к социально приоритетной теме.
Наркобизнес и наркомания активно обсуждаются в средствах массовой информации, ученых кругах, властных структурах и пр. Таким образом, проблема наркомании в России приобрела сегодня общенациональное значение.
Изначальные писаные законы, которые с большой степенью вероятности можно отнести к юридическим мерам, направленным на пресечение изготовления, хранения, сбыта и иного использования наркотиков без ведома государства, можно обнаружить еще в древних памятниках права. К их списку относятся различные варианты Княжеских уставов, Княжеские грамоты. В настоящее время о наркотиках и наркомании уже достаточно написано и сказано. Исследование наркомании и наркотизма нуждается в комплексном междисциплинарном подходе с одновременным охватом медико-биологических, социально-правовых, политико-национальных проблем. Наркомания и наркотизм никогда не существуют изолировано друг от друга, они взаимосвязаны между собой и переплетены со многими негативными "фоновыми" явлениями и процессами, прежде всего с преступностью. Поэтому познание феномена наркомании и наркотизма в современном обществе возможно только при условии одновременного и всестороннего охвата всех указанных проблем и изучение их в единстве.
Незаконный оборот наркотиков и наркомании является острейшей мировой проблемой, ставящей под угрозу и подрывающей нравственное, психическое и физическое здоровье человека, а также существенно влияющей на дестабилизацию экономической, политической сфер жизни общества.
Цель данной дипломной работы – состоит в изучении анализа уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.
Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:
1) исследовать предмет
2) раскрыть виды уголовных
3) рассмотреть объективные и
субъективные признаки
Теоретической основой работы послужили труды отечественных специалистов, законодательные акты Российской Федерации, материалы судебной практики по делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Наркомания – явление социальное, и поэтому бороться с ней необходимо, прежде всего, социально-экономическими методами. Вместе с тем существенное значение имеют и меры сугубо юридического характера, поскольку они создают соответствующую правовую базу для применения иных мер.
Первым международным договором, затронувшим этот вопрос, стала Гаагская конвенция 1912г. Затем был принят еще ряд международно-правовых актов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, в том числе Конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами 1936г. В целях унификации международно-правовых актов 30 марта 1961г. в Нью-Йорке была принята Единая конвенция о наркотических средствах, 21 февраля 1971г. в Вене.- Конвенция о психотропных веществах, и, наконец, 20 декабря 1988г. в Вене – Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Как видим, развитие системы контроля над оборотом наркотиков и усиление борьбы с их незаконным распространением происходило постепенно. Сфера контроля расширялась с принятием каждого нового международно-правового договора и изменениями в характере потребления наркотиков в разных зонах мира.
В 1961 году на конференции в Нью-Йорке был выработан действующий ныне многосторонний международный договор о наркотических средствах – Единая конвенция о наркотических средствах (вступила в силу в 1964г.). Прежде всего, она должна была заменить документы, принятые ранее, на протяжении более полувекового периода, упорядочить сложившуюся систему международного контроля, привести ее в соответствие с происшедшими в мире социально-экономическими изменениями. Необходимо было также создать эффективную систему контроля за производством сырьевых продуктов (опийного мака, необработанного опиума, листьев коки и каннабиса).
Единая конвенция состоит из 51 статьи и 4 Списков наркотических средств, распределенных в зависимости от применения к ним режима контроля.
Система международного контроля над оборотом психотропных веществ установлена ныне действующей Венской конвенцией о психотропных веществах, принятой в 1971 году.
Названная Конвенция состоит из преамбулы, 433 статей и прилагаемых перечней веществ (Списки I, II, III и IV), в отношении которых установлены различные режимы контроля. Комиссия по наркотическим средствам пришла к выводу о необходимости установления четырех режимов контроля, которые должна определять ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) с последующим утверждением Комиссией по наркотическим средствам.
Венская конвенция требует, чтобы стороны имели систему инспекций, охватывающую своим надзором изготовителей, производителей, импортеров и экспортеров, оптовых и розничных распределителей психотропных веществ, а также медицинские и научные учреждения, использующие такие вещества. Разработанная в Конвенции система регулирования международной торговли предусматривает возможность запрещения и ограничения импорта и экспорта психотропных веществ (ст. 13).
Существенное значение имеют статьи Конвенции, касающиеся борьбы с незаконным оборотом психотропных веществ, которая должна осуществляться при тесном международном сотрудничестве, но "с должным учетом своих конституционных, правовых и административных систем" (ст. 2).
В целях повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ на состоявшейся в 1988 году под эгидой ООН международной конференции был принят очередной в этой области документ – Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Она не отменяет действие Конвенций 1961 и 1971 годов. В отличие от ранее принятых документов, положения новой Конвенции, состоящей из 34 статей, направлены преимущественно на повышение эффективности международно-правовых мер по пресечению международной торговли указанными средствами и веществами и обеспечению неотвратимости наказания преступников.
К числу преступных Конвенция 1988 года относит следующие деяния, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами: их производство, изготовление, экстрагирование, распространение, продажу, поставку на любых условиях, переправку, транспортировку, импорт или экспорт, а также культивирование опиумного мака, кокаинового листа, растения каннабис в целях незаконного производства наркотиков. Подлежат наказанию и публичное подстрекательство или приобщение других лиц к совершению указанных противоправных деяний и вступление в преступный сговор в целях их совершения (ст. 3 "Правонарушения и санкции"). Предусмотрены в этой же статье отягчающие вину обстоятельства: организованная группа, применение оружия, насилия, вовлечение в преступную деятельность несовершеннолетних, ранее имевшая место судимость, особенно за аналогичное правонарушение. Имеется и установление о том, что государства в необходимых случаях могут устанавливать длительные сроки давности наказания за предусмотренные в Конвенции и указанные выше преступления. Российская Федерация участвует в данных Конвенциях, и в силу международных обязательств (хотя и со значительным опозданием) стала создавать свою правовую базу, регламентирующую оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации.
Основу ее составляет принятый 8 января 1998г. и вступивший в силу 15 апреля 1998г. Федеральный закон N3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Сразу же отметим, что Федеральным законом от 19 июля 2007г. № 134 (внесены изменения от 4 мая 2011г. № 99), которые вступили в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона.
Помимо этого Федерального закона для повышения эффективности борьбы с наркоманией в РФ были приняты и в настоящее время действуют следующие нормативно-правовые документы:
1) Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 марта 1996г. № 278 (с изменениями от 4 сентября 2012г. № 882).
2) Номенклатура и квоты
4) Положение о Министерстве
5) Положение о Постоянном
утверждено Минздравом РФ 25 декабря 1992г.
6) Постановление Правительства
РФ от 18 августа 2007г. № 527 ( с изменениями
от 21 марта 2011г. № 181) "О порядке
ввоза в Российскую Федерацию
и вывоза из Российской
Значительное распространение в последние годы незаконного потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ, рост числа острых отравлений ими, предопределили необходимость принятия мер для дальнейшего развития соответствующей службы аналитической диагностики, подготовки квалифицированных кадров врачей клинической лабораторной диагностики, разработки и усовершенствования современных методов определения веществ, вызывающих наркотическое опьянение.
С целью дальнейшего развития и совершенствования указанных направлений деятельности 5 октября 1998 года Минздрав РФ принял Приказ "Об аналитической диагностике наркотических средств, психотропных и других токсических веществ в организме человека", которым вводилась в действие с 01.11.98 года унифицированная программа повышения квалификации по специальности "Клиническая лабораторная диагностика" для врачей и провизоров, работающих в области аналитической токсикологии наркотических средств, психотропных и других токсических веществ.